Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пулятора и для привода механизма подачи бурильной машины, а также для надвигания ее. Трансмиссия хода имеет шестискоростную коробку пе­ ремены передач и муфту сцепления. Размер шин 12,00X20. Рулевое управление имеет гидроусилитель. Передние колеса оборудованы руч­ ным тормозом. Сидение машиниста размещено на левой стороне шасси между передними и задними колесами.

Каретка с электродвигателем снабжаются кабельным барабаном емкостью 80 м кабеля с гидравлическим приводом. Имеется освещение.

Возможные конструктивные разновидности :

1)установка подачи до 1800 кГ с промывкой или продувкой;

2)каретки с электрогпдравлнческим дистанционным управлением всеми движениями манипуляторов и бурильной машины.

Каретка «Секома-239» отличается от «Секома-227» наличием двух сидений, расположенных с правой и левой сторон в передней части шасси.

Каретка <<Сехома-047» на пневмоколесном ходу с дизельным при­ водом оснащена двумя манипуляторами тшіа JTH. Полностью гидрофицирована. Гидросистема используется для привода всех механизмов и их дистанционного управления.

Каретка «Секома-059» на пневмоколесном ходу с главным электро­ двигателем оснащена двумя манипуляторами JTHS для низких забоев.

Шасси имеет два рулевых колеса с гидравлическим управлением

идва приводных колеса с индивидуальным гидравлическим приводом

ивстроенными тормозами. Два опорных гидродомкрата расположены

сзади. В раму шасси встроен бак емкостью 500 л.

На каретке устанавливается электродвигатель переменного или по­ стоянного тока, который вращает шесть гидронасосов. Электроаппара­ тура получает питание электроэнергией от гибкого кабеля, наматывае­ мого на барабан. Манипулятор типа JTHS, как и JTH, выполняет семь дистанционно управляемых движений. Автоподатчики имеют усилие подачи 800 кГ и длину подачи 3; 3,5 и 4 м. Усилие создается гидроцилиндром двойного действия и цепной передачей. Бурильные машины у манипуляторов JTHS и JTH одинаковы.

Возможные варианты конструкций: 1) выполнение электрообору­ дования во взрывобезопасном исполнении ; 2) на манипуляторы могут быть установлены автоподатчикн с более мощными бурильными ма­ шинами вращательного действия или перфораторами; 3) каретка может быть выпущена с дистанционным управлением.

Фирма «Гарднер Денвер» совсем недавно создала новую буровую ка­ ретку «Mede Bore», которая является улучшенной моделью каретки «Универсаль-Джумбо». Машина, где установлен дизельный двигатель фирмы «fleutz» мощностью 44 л. с., имеет четыре ведущих колеса, ло­ мающуюся раму, рулевое управление с усилителем и механические тормоза.

Каретка может быть оборудована одним или двумя манипулято­ рами для различного типа автоподатчиков п перфораторов. Консольное расположение управления позволяет одному человеку управлять рабо­ той каретки. Габаритные размеры каретки в транспортном положении (лі): длина — 9,3; ширина — 1,98; высота — 1,88. Машина может с од­

ной установки обуривать забой

сечением 11X5 м.

Эта

же фирма выпустила

новую буровую каретку «Cavodrill-555»

с двумя

вращающимися манипуляторами BUT10, смонтированными на

шасси «Саѵо 500». Машина может быть оборудована либо дифферен­ циальной подачей 1= 3,6 мм, либо гидравлической подачей той же длины. Каретка применяется при проведении штреков, квершлагов, на бурении шпуров для штангового крепления и на очистных работах.

Габаритные размеры (л/) : длина — 7,5; высота — 2,26; ширина — во время бурения — 2,31 и в транспортном положении —• 1,78. Вес равен 8,4 т. . . I


§4. Буровые каретки VI типоразмера

ВСоветском Союзе созданы буровые каретки ББК-4, СБУ-4. За рубежом распространены каретки: «Секома-014» и «ROCK-615» акционерного общества «Темпелла», «Бу- мер-131» и «Бумер-230» фирмы «Атлас Копко», ИД фирмы «Клаймакс» (Англия). Основные технические данные упомя­ нутых кареток приведены в таблице 7.

Буровая башенная каретка ББК-4 института «Гипроникель» предназначена для бурения шпуров диаметром от 42 до 65 мм и глубиной 3 м в открытых забоях высотою от 5 до 12 м по рудам крепостью до 20. Направление бурения гори­ зонтальное и наклонное вплоть до вертикального.

В связи с выпуском более совершенных машин этого ти­ па (СБУ-4) каретка ББК-4 сейчас не применяется.

Буровая каретка СБУ-4 (рис. 42) института «ЦЫИИПодземшахтстрой» предназначена для обуривания забоев камер с открытым выработанным пространством, тоннелей и камер­ ных выработок высотой от 6 до 12 м, не опасных по газу и пыли.

Крепость обуриваемых пород до /= 1 2 —16. Кроме основ­ ной операции — бурения — СБУ-4 может быть использована

Таблица

 

а

 

>>

 

р

типоразмера

Тип каретки

VI

 

кареток

р

 

Техническиедашіые

r t

I

 

P’S

 

И

 

о

ft

Е-*

О

В

А О

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я .

 

 

 

 

о

^

 

tr­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

O

00

 

 

 

 

 

 

 

 

ee

 

 

СО СО

Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

ÎJ

 

 

 

 

' 1_DО

 

 

о

O

 

чЧ г-1

I

 

Ю

ч

 

 

 

 

™ «ч§1

 

I

 

 

I

 

 

 

I

ж

00

ф

 

<м см о

со

 

 

 

 

 

со

л

 

1

1

 

rH

«

ч

 

Ой

 

ю

 

 

 

 

 

 

fc—

 

Ю

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

 

йЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« ° 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

Я

 

О*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

о

 

50

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ч»

 

 

 

 

2

^

*— ■

 

 

О

 

^

 

 

 

 

О

I

I

 

 

гН

 

о

ю

ч

 

1

1 1 ^

СО *4 »4 О

 

 

I О

 

 

 

 

1 о

 

ф Ч 1

А А О

 

 

I іЧ

 

 

СО

 

 

1 ІО

тЧ

т—1

РЭ_

1

1

1 1 м

и « та§8ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

іЧ СО

 

 

 

Я 00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

Д чН

 

 

 

 

mw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я ігн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ен

 

 

 

 

 

 

О

О

 

тН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

евО

 

 

 

 

см<3

 

I

 

I

 

 

 

тЧ

 

О

 

 

 

 

а .

 

 

 

 

О

О

 

Ю

I

 

 

 

 

 

СО О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

** *

I

 

I

 

 

 

-

 

 

 

--о

 

 

 

Я

fc»

 

 

 

 

Рн HTJTJOCO

 

 

 

ь-

 

со о со

 

 

 

О

 

 

 

 

 

PQ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж Ч*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о о

 

 

 

 

 

^

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь- еОю

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

со

см

 

 

 

с ч 1

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СМ

 

t -

 

 

 

 

 

cLS <-Г

со со со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Ю-

1 .

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<М тЧ

 

 

 

о

^

 

1

1

с о

 

!

с о

ь -

 

Tj<

 

 

 

 

 

Чïï CJ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го«

ч-

 

 

 

СО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф,

 

О

CD СО

 

Tji

 

 

 

ю

 

 

т-H

 

 

 

ю

 

 

_

. ю

со

1

05

1 CD

 

1

 

 

 

ь -

 

СО со о

 

 

о

- о

 

СО TJ’ f -

~

со

 

~

1

-

 

 

 

со ю

05

 

-

«<м

00

 

ю

со

 

«

- « t -

C/D

 

СО со о

-я* со

 

 

Ь - гЧ СО

 

1— 1

СО СО

 

СО СО 05 тЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

т—1

О

О С О

’ Ф

 

LO

 

 

 

Ю

00

 

 

 

 

 

 

 

05

 

Ч 1< î

 

Н

 

гН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

са со со

 

 

со

 

-

1

1

 

1

 

1 ®

 

 

со о о

ь -

 

іо

іЧ

о

 

*

- - с о

 

 

 

 

 

1

 

тН

 

 

 

СО СО 05

-

 

 

Н

’Ф т Р О С О

 

о

 

 

 

СО

 

 

1— 1

СО 00

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

т— 1

 

 

 

т—і

 

 

 

 

 

 

 

 

со

 

 

 

со

О

00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

іоTt>

О

СО

 

Ч<

 

 

 

 

 

ю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

I О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Й

о

о

-

I

 

 

і

 

Ю Ю

 

 

 

 

 

 

 

 

со

со о

V3 нн СО

 

I

 

 

I

 

 

Ч1 •»

 

 

 

 

 

 

 

НН R

 

со ^

ю со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

r*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж

 

 

 

 

сэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сб

 

 

Я

 

 

 

ft

я

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

 

 

О*

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ с

 

 

 

 

 

 

Я

 

к

 

 

 

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft

 

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

%2 sS

 

 

 

 

ж

ftf^>

 

»

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^

„и «

 

 

 

 

 

 

о

 

 

« н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

ft,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■ü.« 5 5

 

І

§

 

 

я

ч

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ѵ-Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f e S .-

 

 

S

К

 

 

H

я

 

ft

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о>

 

 

ж

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

ff

 

о

 

 

 

 

 

 

ft

 

 

я м

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

 

а<

 

 

Я

эЯ

S

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

Я

 

И

 

 

 

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

â s >я

Р<

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

ê

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■« S

 

 

 

 

 

* ж

 

 

 

 

S л

 

 

 

я

 

 

4 i5l

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ж ж

 

 

 

 

 

 

 

 

« H►HJ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ft л

 

 

 

 

 

г

К

 

 

 

•T

 

 

 

 

 

 

Я

Ен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fc£ O

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ен л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

иa s g

Q Я

 

 

 

 

ф

га

;

 

 

S о

 

ÄCÖС-. о

 

 

A

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ Ï о s- Д

 

 

 

 

 

 

 

- &

 

 

 

Я

g .

 

 

a S

 

. g g s

 

3 Ж

 

Я W

 

О О

Ö

 

 

g 5 3

 

 

 

2 s

 

я 2 « X

3

 

 

 

X

о

 

 

 

 

 

 

5 в * * g „

 

 

О Я

 

°*

 

 

 

 

mр..

 

 

д а

 

£ в к >!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

!

 

 

 

Ö

 

й ^ о, g

 

 

f t

Ж

& И>Я " *

и

h

Ж® !

 

 

£ І

 

 

 

 

 

 

 

е 4

 

 

>>

л

 

 

 

» 2

 

 

 

g g

ü g

 

R

 

 

 

 

е =3 ж g a й “

ж3 ;

 

 

 

 

к О

 

 

ж ч

 

 

 

g <

 

к

g g g

 

о я

 

 

 

ф

ж■

 

 

« ;

 

 

 

 

 

 

я ж

Й £ g

a й

Ж

л

 

 

 

 

g ЖЯSCИtt

 

 

й

S

 

я

 

Я

ÿ

!

 

 

я

 

 

 

 

u S 5

ft ЖЕн В Ж'

 

 

5

 

g S g O g о

 

 

X аs

 

о Я о

ЕН Сб Ç0■g à

I

 

 

S

 

5 a S X ч X

 

 

и в Ч

ЙО®

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЯД я ОЯО

 

о

a в

SK

g o зЯ

K P

:

 

Bcc,

и

 

^ t=tt=Cpu t=tp4

« § ! S g

 

и «И

 

 

ОRЙpj cdd

 

 

3 я

 

w o «

ю 3

я

юff «.

g 5 i

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я

 

 

 

 

ft

 

Я

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ен

 

 

 

 

Ж

 

Ж

Ч

 

 

 

 

 


для выполнения вспомогательных операций, связанных с циклом буровзрывных работ, а именно: заряжание шпуров, бурение шпуров в кровле под анкерную крепь, установка ан­ керных болтов, оборка кровли и др. Машина может работать в выработках с минимальными габаритами (м) : ширина ■— 4,5; длина — 12; высота — 6. На каретке установлены четыре бурильные машины вращательно-ударного дейст­ вия.

СБУ-4 состоит из двух рабочих платформ — нижней 1 и верхней 2, расположенных одна над другой. Нижняя плат­ форма шарнирно связана с балансирными тележками гусе­ ничного хода 3, имеющими индивидуальный электрический привод. Расположение верхней платформы относительно нижней изменяется по высоте путем подъема или опускания стрелы 4 посредством двух гидроцилиндров 10. Для удержа­ ния верхней платформы в горизонтальном положении она связана со стрелой тягой 5 и образует с ней параллелограммный механизм. На каждой платформе расположены по две бурильные машины 6 с манимуляторами 7 и те­ лежками 8, перемещающимися относительно продольной оси платформы. Индивидуальный Іэлектрогидравлический при­ вод манипуляторов обеспечивает возможность бурения шпу­ ров в любом направлении — от горизонтального до верти­ кального. Устойчивость бурильных машин при забуривании шпуров обеспечивается двумя пневматическими домкрата­ ми, распирающими грудь забоя.

Независимое управление каждой бурильной машины осу­ ществляется с пультов, которые имеет каждая тележка, что создает возможность управления двумя бурильными маши­ нами одним человеком на каждой платформе. Устойчивость бурильной установки в рабочем положении обеспечивается четырьмя откидными упорами 11 с централизованным управлением. Обслуживание верхних бурильных машин и смена бурового инструмента производятся с площадки 9, расположенной на верхней платформе. Эта площадка может перемещаться в продольном направлении вперед и назад, подниматься над верхней платформой и вращаться в гори­ зонтальной плоскости. Это дает возможность производить по­ мимо бурения шпуров работы по установке анкерной крепи, сборке кровли, а также заряжанию шпуров. Для питания бурильной установки электроэнергией служит кабестан, автоматически обеспечивающий постоянное натяжение гиб­ кого кабеля при передвижении установки. Кинематическая схема каретки дана на рисунке 43.

Каретка СБУ-4 продолжительное время эксплуатирова­ лась на рудниках Джезказганского комбината. Как показал


П о д ъ е м н о - п о і і о о о т н а ъ п л п и а & е

Рис. 43. Кинематическая схема каретки: 1 — гндродвигатель ПМ 2,5-А; 2 — червячный редуктор; 3 — зубчатая пара; 4—цепная передача; 5

электродвигатель АОС 63-6 привода гусеницы; 6 — редуктор

привода

гусеницы; 7 — ведущее колесо гусеницы;

8 — натяжное колесо; 9 — на­

тяжное устройство ; 10 — гидродвигатель

ПМ 2,5-А привода

поворота

стрелы; 11, 12, 13 — червячная коническая и цилиндрическая зубчатые пары редуктора механизма поворота стрелы; 14 — зубчатая рейка; 15— зубчатая пара механизма поворота автоподатчпка; 16 — шестеренчатый

пневмодвигатель бурильной головки; 17, 18 — редуктор

н пневмоудар­

ник бурильной головки; 19 — буровой инструмент; 20,

2 1 — подвиж­

ный и неподвижный люнеты ; 22 — шестеренчатый пневмодвигатель по­ дачи ; 23 — редуктор привода подачи ; 24, 27 — винт и гайка подачи ; 25 — направляющая штанга; 26 — распорные пневмодомкраты; 28 — электродвигатель МТ П-6 кабестана; 29, 30 •— цепная передача и кони­ ческая пара привода кабестана; 31 — червячная пара; 32 — ходовой вал; 33 — опорные ролики; 34 — опорная плита; 35 — винт; 36 — гай­ ка; 37 — маховик; 38 — ползун; 39 — цепная передача привода поворо­ та платформы ; 40 — цепная передача привода перемещения платформы ;

41, 42 — шарикоподшипники; 43 — поворотная плита.

опыт эксплуатации, из-за сложности конструкции и громозд­ кости машина оказалась малоэффективной и ненадежной в работе. Поэтому от ее применения на подземных рудниках отказались. Каретка СБУ-4 требует конструктивной доработ­ ки для придания ей маневренности и надежности в работе-

Рис. 44. Каретка ИД фирмы «Клаймакс».

Четырехперфораторная каретка ЯД фирмы «Клаймакс» (рис. 44)- предназначена для работы в открытых забоях высотой от 6 до 12 м, шириной 5 м, углом подъема почвы до 10°. Каретка может бурить мас­ сивы сильно абразивного полезного ископаемого, крепостью до /= 2 0 . Она состоит из гусеничного хода 1, средней рамы 2, на которой смон­ тирована секционная телескопически складывающаяся башня 3. На верхней секции башни находится подъемная площадка 4, на которой расположены четыре бурильные машины, состоящие из стрелы 5, ма­ нипулятора и автоподатчика 6 с перфоратором 7.


Каретки ІІД эксплуатировались на рудниках Центрального Казах­ стана в комплексе с экскаваторами и челночными вагонами. В сред­ нем за смену в работе находилось 3,5 перфоратора.

Скорость бурения кареткн составила 0,566 м/мин, перфоратора — 0,162 м/мин. Эксплуатационная скорость бурения каретки составила ■0,47 м/мин. Были достигнуты максимальные скорости бурения (м/мин): для каретки — 0,685; перфоратора — 0,195. Фактическая производитель­ ность каретки по бурению 88,75 шпурометров за смену. Во время от­ дельных наблюдении скорость бурения перфоратора достигала 222— 240 ммIмин.

При бурении перфоратором «Холман» наибольшая скорость буре­ ния была достигнута при усилии подачи 150—170 кГ. При уменьшении пли увеличении усилий подачи скорость снижалась. При усилении 200 кГ перфоратор глох.

Фирма «Атлас Копко» создала каретку «Рготек Т-219» с четырьмя гидравлическими стрелами. Машина с одной установки охватывает про­ странство забоя 90 лі3. Она применяется при проходке тоннеля ST. Gott hard в Альпах; выпускается на рельсовом или пневмоколесном

ходу.

На установке для обслуживания всех четырех бурильных машин смонтирован передвижной полок. Каретка оснащена цепными автоподатчнками, которые автоматически удерживаются в заданном направ­ лении. Автоматизированы также процессы подачи на забой и возвра­ щения перфоратора в исходное положение после бурения.

Буровая каретка «Бумер-131» фирмы «Атлас Копко» предназна­ чена для работ в очистных забоях с уклоном до 10°. Она может быть использована и при проходке горизонтальных подготовительных выра­ боток и тоннелей.

Машина развивает максимальное тяговое усилие (кГ): вперед — 9400, назад — 12 200. На ней установлен шестицнлиндровый дизель­ ный двигатель «Фолфо Д50» мощностью 118 л. с. с числом оборотов в минуту 2800 и с водяным охлаждением. Минимальный радиус разворо­ та машины 5400 мм. Обуриваемая площадь с одного положения 12— 60 .л2. Преодолеваемый уклон 1:6.

Скорость движения (км/час): вперед — 14, назад — 10,8.

Каретка может быть оснащена тремя стрелами с бурильными ма­ шинами или двумя стрелами с бурильными машинами и одной пло­ щадкой для оборудования. Рама каретки собрана из двух полурам, со­ единенных между собой шарнирно. Пневмошинный ход имеет четыре ведущих колеса, оборудован тремя тормозными системами; ножной, ручной и дополнительной. Тормозные диски приводятся в действие пневмосервомеханизмами с помощью гидроцилиндров и действуют на все четыре колеса. Стрелы обеспечивают параллельную автоматическую установку и пригодны для бурения шпуров в кровле. Применяются как винтовые, так и цепные автоподатчики.

Перфораторы ВВС 120Р, используемые на каретке, имеют ревер­ сивный механизм вращения и пригодны для удлиненной буровой штан­ ги диаметром 1,25" или 1,5".

Фирма «Атлас Копко» также создала каретку «Бумер-230» с двумя раздвижными манипуляторами BUT14.

Каретка «Боск-615» (рис. 45) акционерного общества «Тампелла» на пневмоколесном ходу с дизельным приводом оборудована двумя или тремя бурильными машинами с гидравлическими вращающимися вок­ руг своей оси стрелами — манипуляторами, на которых установлены

цепные податчики типа КС50А и перфораторы ES300 «Корона» пли L400.

Характерной особенностью перфораторов ES300 является возмож­

ность в зависимости от крепости пород регулировать число ударов порш­ ня и оборотов бура.