Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 191
Скачиваний: 1
пулятора и для привода механизма подачи бурильной машины, а также для надвигания ее. Трансмиссия хода имеет шестискоростную коробку пе ремены передач и муфту сцепления. Размер шин 12,00X20. Рулевое управление имеет гидроусилитель. Передние колеса оборудованы руч ным тормозом. Сидение машиниста размещено на левой стороне шасси между передними и задними колесами.
Каретка с электродвигателем снабжаются кабельным барабаном емкостью 80 м кабеля с гидравлическим приводом. Имеется освещение.
Возможные конструктивные разновидности :
1)установка подачи до 1800 кГ с промывкой или продувкой;
2)каретки с электрогпдравлнческим дистанционным управлением всеми движениями манипуляторов и бурильной машины.
Каретка «Секома-239» отличается от «Секома-227» наличием двух сидений, расположенных с правой и левой сторон в передней части шасси.
Каретка <<Сехома-047» на пневмоколесном ходу с дизельным при водом оснащена двумя манипуляторами тшіа JTH. Полностью гидрофицирована. Гидросистема используется для привода всех механизмов и их дистанционного управления.
Каретка «Секома-059» на пневмоколесном ходу с главным электро двигателем оснащена двумя манипуляторами JTHS для низких забоев.
Шасси имеет два рулевых колеса с гидравлическим управлением
идва приводных колеса с индивидуальным гидравлическим приводом
ивстроенными тормозами. Два опорных гидродомкрата расположены
сзади. В раму шасси встроен бак емкостью 500 л.
На каретке устанавливается электродвигатель переменного или по стоянного тока, который вращает шесть гидронасосов. Электроаппара тура получает питание электроэнергией от гибкого кабеля, наматывае мого на барабан. Манипулятор типа JTHS, как и JTH, выполняет семь дистанционно управляемых движений. Автоподатчики имеют усилие подачи 800 кГ и длину подачи 3; 3,5 и 4 м. Усилие создается гидроцилиндром двойного действия и цепной передачей. Бурильные машины у манипуляторов JTHS и JTH одинаковы.
Возможные варианты конструкций: 1) выполнение электрообору дования во взрывобезопасном исполнении ; 2) на манипуляторы могут быть установлены автоподатчикн с более мощными бурильными ма шинами вращательного действия или перфораторами; 3) каретка может быть выпущена с дистанционным управлением.
Фирма «Гарднер Денвер» совсем недавно создала новую буровую ка ретку «Mede Bore», которая является улучшенной моделью каретки «Универсаль-Джумбо». Машина, где установлен дизельный двигатель фирмы «fleutz» мощностью 44 л. с., имеет четыре ведущих колеса, ло мающуюся раму, рулевое управление с усилителем и механические тормоза.
Каретка может быть оборудована одним или двумя манипулято рами для различного типа автоподатчиков п перфораторов. Консольное расположение управления позволяет одному человеку управлять рабо той каретки. Габаритные размеры каретки в транспортном положении (лі): длина — 9,3; ширина — 1,98; высота — 1,88. Машина может с од
ной установки обуривать забой |
сечением 11X5 м. |
|
Эта |
же фирма выпустила |
новую буровую каретку «Cavodrill-555» |
с двумя |
вращающимися манипуляторами BUT10, смонтированными на |
шасси «Саѵо 500». Машина может быть оборудована либо дифферен циальной подачей 1= 3,6 мм, либо гидравлической подачей той же длины. Каретка применяется при проведении штреков, квершлагов, на бурении шпуров для штангового крепления и на очистных работах.
Габаритные размеры (л/) : длина — 7,5; высота — 2,26; ширина — во время бурения — 2,31 и в транспортном положении —• 1,78. Вес равен 8,4 т. . . I
§4. Буровые каретки VI типоразмера
ВСоветском Союзе созданы буровые каретки ББК-4, СБУ-4. За рубежом распространены каретки: «Секома-014» и «ROCK-615» акционерного общества «Темпелла», «Бу- мер-131» и «Бумер-230» фирмы «Атлас Копко», ИД фирмы «Клаймакс» (Англия). Основные технические данные упомя нутых кареток приведены в таблице 7.
Буровая башенная каретка ББК-4 института «Гипроникель» предназначена для бурения шпуров диаметром от 42 до 65 мм и глубиной 3 м в открытых забоях высотою от 5 до 12 м по рудам крепостью до 20. Направление бурения гори зонтальное и наклонное вплоть до вертикального.
В связи с выпуском более совершенных машин этого ти па (СБУ-4) каретка ББК-4 сейчас не применяется.
Буровая каретка СБУ-4 (рис. 42) института «ЦЫИИПодземшахтстрой» предназначена для обуривания забоев камер с открытым выработанным пространством, тоннелей и камер ных выработок высотой от 6 до 12 м, не опасных по газу и пыли.
Крепость обуриваемых пород до /= 1 2 —16. Кроме основ ной операции — бурения — СБУ-4 может быть использована
Таблица
|
а |
|
>> |
|
р |
типоразмера |
Тип каретки |
VI |
|
кареток |
р |
|
|
Техническиедашіые |
r t |
I |
|
|
P’S |
|
И |
|
о |
ft
Е-*
О
В
А О |
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
о |
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я . |
|
|
|
|
||
о |
^ |
|
tr |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O |
00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ee |
|
|
СО СО |
Ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
ÎJ |
|
|
|
|
||||||
' 1_DО |
|
|
о |
O |
|
чЧ г-1 |
I |
|
Ю |
ч |
• |
|
|
|
|
||||||||||
™ «ч§1 |
|
I |
|
|
I |
|
|
|
I |
ж |
00 |
ф |
|
<м см о |
со |
||||||||||
|
|
|
|
|
со |
л |
|
1 |
1 |
|
rH |
« |
ч |
|
|||||||||||
Ой |
|
ю |
|
|
|
|
|
|
fc— |
|
Ю |
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|||
йЧ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
« ° 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
о |
Я |
|
О* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
о |
|
50 |
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч» |
|
|
|
|
2 |
^ |
*— ■ |
|
|
||
О |
(М |
|
^ |
|
|
|
|
О |
I |
I |
|
|
гН |
|
о |
ю |
ч |
• |
|
1 |
1 1 ^ |
||||
СО *4 »4 О |
|
|
I О |
|
|
|
|
1 о |
|
ф Ч 1 |
|||||||||||||||
А А О |
|
|
I іЧ |
|
|
СО |
|
|
1 ІО |
тЧ |
т—1 |
РЭ_ |
1 |
1 |
1 1 м |
||||||||||
и « та§8ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
іЧ СО |
|
|
|
Я 00 |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1—1 |
|
|
|
|
Д чН |
|
|
|
|
|||||||
mw |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я ігн |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ен |
• |
|
|
|
|
|
|
О |
О |
|
тН |
|
|
|
|
|
|
|
|
<м |
|
|
|
|
евО |
|
|
|
|
||
см<3 |
|
I |
|
I |
|
|
|
тЧ |
|
О |
|
|
|
|
а . |
|
|
|
|
||||||
О |
О |
|
Ю |
I |
|
|
|
|
|
СО О |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
со |
|
** * |
I |
|
I |
|
|
|
- |
|
|
|
--о |
|
|
|
Я |
fc» |
|
|
|
|
|
Рн HTJTJOCO |
|
|
|
ь- |
|
со о со |
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
||||||||||
PQ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ж Ч* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о о |
|
|
|
|
|
|
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ь- еОю |
|
|
|
|||
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
см |
|
|
|
||
с ч 1 |
|
со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СМ |
|
t - |
|
|
|
|
|
cLS <-Г |
со со со |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Ю- |
1 . |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
<М тЧ |
|
|||
|
|
о |
^ |
|
1 |
1 |
с о |
|
! |
с о |
ь - |
|
Tj< |
|
|
|
|
|
Чïï CJ |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
го« |
ч- |
|
|
|
|
СО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
• |
|
|
|
|
|
|
Ф, |
|
|
О |
CD СО |
|
Tji |
|
|
|
ю |
|
|
т-H |
|
|
|
ю |
|
|
_ |
. ю |
со |
|||||
1 |
05 |
1 CD |
|
1 |
|
|
|
ь - |
|
СО со о |
|
|
о |
- о |
|
СО TJ’ f - |
~ |
||||||||
со |
|
~ |
1 |
- |
|
|
|
со ю |
05 |
|
- |
«<м |
00 |
|
ю |
со |
|
« |
- « t - |
||||||
C/D |
|
СО со о |
-я* со |
|
|
Ь - гЧ СО |
|
1— 1 |
СО СО |
|
СО СО 05 тЧ |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
т—1 |
О |
О С О |
<м |
’ Ф |
|
LO |
|
|
|
Ю |
00 |
|
|
|
|
<м |
|
|
|
05 |
|
||||
Ч 1< î |
|
Н |
|
гН |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
са со со |
|
||||||||||
|
со |
|
- |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 ® |
|
|
со о о |
ь - |
|
іо |
іЧ |
о |
|
* |
- - с о |
|||||
|
|
|
|
|
1 |
|
тН |
|
|
|
СО СО 05 |
- |
|||||||||||||
|
|
Н |
’Ф т Р О С О |
|
о |
|
|
|
СО |
|
|
1— 1 |
СО 00 |
|
|
|
н |
||||||||
|
|
|
|
|
|
т— 1 |
|
|
|
т—і |
|
|
|
|
|
|
|
|
со |
|
|
|
со |
||
О |
00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
іоTt> |
О |
СО |
|
Ч< |
|
|
|
|
|
ю |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
. |
I О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
О |
Й |
о |
о |
- |
I |
|
|
і |
|
Ю Ю |
(М |
|
-о |
|
|
|
|
|
|
|
со |
со о |
|||
V3 нн СО |
|
I |
|
|
I |
|
|
Ч1 •» |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
НН R |
|
со ^ |
ю со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
r* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ft |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж |
|
|
|
|
сэ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сб |
|
|
Я |
|
|
|
ft |
я |
|
|
|
ж |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
£ |
|
|
О* |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
^ с |
|
|
|
|
|
|
Я |
|
к |
|
|
|
ж |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ft |
|
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
%2 sS |
|
|
|
|
ж |
ftf^> |
|
» |
а |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
>» |
|
ж 9 |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
^ |
„и « |
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
« н |
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
К |
ft, |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
■ü.« 5 5 |
|
І |
§ |
|
|
я |
ч |
|
я |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ѵ-Г |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
f e S .- |
|
|
S |
К |
|
|
H |
я |
|
ft |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о> |
|
|
ж |
g |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
g |
ff |
|
о |
|
|
|
|
|
|
ft |
|
|
я м |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
и |
|
а< |
|
|
Я |
эЯ |
S |
a» |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
X |
Я |
|
И |
|
|
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|
« |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
â s >я |
Р< |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
>» |
|
|
|
|
Я |
|
|
ê |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
■« S |
|
|
|
|
|
* ж |
|
|
|
|
S л |
|
|
|
||||||
я |
|
|
4 i5l |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ж ж |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
« H►HJ 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ft л |
|
|
|
|||||||
|
|
г |
К |
|
|
|
•T |
|
|
|
|
|
|
Я |
Ен |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
fc£ O |
Я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ен л) |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
иa s g |
Q Я |
|
|
|
|
ф |
га |
; |
|
|
|||||||
S о |
|
ÄCÖС-. о |
|
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
^ Ï о s- Д |
|
|
|
|
|
|
|
- & |
|
|
|
Я |
g . |
|
|
|||||||||
a S |
|
. g g s |
|
3 Ж |
|
Я W |
|
О О |
Ö |
|
|
g 5 3 |
|
|
|
||||||||||
2 s |
|
я 2 « X |
3 |
|
|
|
X |
о |
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
5 в * * g „ |
|
|
О Я |
|
°* |
|
|
|
|
mр.. |
|
|
||||||||||||
д а |
|
£ в к >! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф |
|
! |
|
|
|||||
|
Ö |
|
й ^ о, g |
|
|
f t |
Ж |
& И>Я " * |
и |
h |
Ж® ! |
|
|
||||||||||||
£ І |
|
|
|
|
|
|
|
е 4 |
|
|
>> |
л |
|
|
|
» 2 |
|
|
|||||||
|
g g |
ü g |
|
R |
|
|
|
|
е =3 ж g a й “ |
ж3 ; |
|
|
|||||||||||||
|
|
к О |
|
|
ж ч |
|
|
|
|||||||||||||||||
g < |
|
к |
g g g |
|
о я |
|
|
|
ф |
ж■ |
|
|
|||||||||||||
« ; |
|
|
|
|
|
|
я ж |
Й £ g |
a й |
Ж |
л |
|
|
|
|||||||||||
|
g ЖЯSCИtt |
|
|
й |
S |
|
я |
|
Я |
ÿ |
! |
|
|
||||||||||||
я |
|
|
|
|
u S 5 |
I§ |
ft ЖЕн В Ж' |
|
|
||||||||||||||||
5 |
|
g S g O g о |
|
|
>нX аs |
|
о Я о |
ЕН Сб Ç0■g à |
I |
|
|
||||||||||||||
S |
|
5 a S X ч X |
|
|
и в Ч |
ЙО® |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
ЯД я ОЯО |
|
о |
a в |
SK |
g o зЯ |
K P |
: |
|
Bcc, |
|||||||||||||||
и |
|
^ t=tt=Cpu t=tp4 |
« § ! S g |
|
и «И |
|
|||||||||||||||||||
>» |
|
ОRЙpj cdd |
|
|
3 я |
|
w o « |
ю 3 |
я |
юff «. |
g 5 i |
|
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я |
|
|
|
|
ft |
|
Я |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ен |
|
|
|
|
Ж |
|
Ж |
Ч |
|
|
|
|
|
для выполнения вспомогательных операций, связанных с циклом буровзрывных работ, а именно: заряжание шпуров, бурение шпуров в кровле под анкерную крепь, установка ан керных болтов, оборка кровли и др. Машина может работать в выработках с минимальными габаритами (м) : ширина ■— 4,5; длина — 12; высота — 6. На каретке установлены четыре бурильные машины вращательно-ударного дейст вия.
СБУ-4 состоит из двух рабочих платформ — нижней 1 и верхней 2, расположенных одна над другой. Нижняя плат форма шарнирно связана с балансирными тележками гусе ничного хода 3, имеющими индивидуальный электрический привод. Расположение верхней платформы относительно нижней изменяется по высоте путем подъема или опускания стрелы 4 посредством двух гидроцилиндров 10. Для удержа ния верхней платформы в горизонтальном положении она связана со стрелой тягой 5 и образует с ней параллелограммный механизм. На каждой платформе расположены по две бурильные машины 6 с манимуляторами 7 и те лежками 8, перемещающимися относительно продольной оси платформы. Индивидуальный Іэлектрогидравлический при вод манипуляторов обеспечивает возможность бурения шпу ров в любом направлении — от горизонтального до верти кального. Устойчивость бурильных машин при забуривании шпуров обеспечивается двумя пневматическими домкрата ми, распирающими грудь забоя.
Независимое управление каждой бурильной машины осу ществляется с пультов, которые имеет каждая тележка, что создает возможность управления двумя бурильными маши нами одним человеком на каждой платформе. Устойчивость бурильной установки в рабочем положении обеспечивается четырьмя откидными упорами 11 с централизованным управлением. Обслуживание верхних бурильных машин и смена бурового инструмента производятся с площадки 9, расположенной на верхней платформе. Эта площадка может перемещаться в продольном направлении вперед и назад, подниматься над верхней платформой и вращаться в гори зонтальной плоскости. Это дает возможность производить по мимо бурения шпуров работы по установке анкерной крепи, сборке кровли, а также заряжанию шпуров. Для питания бурильной установки электроэнергией служит кабестан, автоматически обеспечивающий постоянное натяжение гиб кого кабеля при передвижении установки. Кинематическая схема каретки дана на рисунке 43.
Каретка СБУ-4 продолжительное время эксплуатирова лась на рудниках Джезказганского комбината. Как показал
П о д ъ е м н о - п о і і о о о т н а ъ п л п и а & е
Рис. 43. Кинематическая схема каретки: 1 — гндродвигатель ПМ 2,5-А; 2 — червячный редуктор; 3 — зубчатая пара; 4—цепная передача; 5 —
электродвигатель АОС 63-6 привода гусеницы; 6 — редуктор |
привода |
|
гусеницы; 7 — ведущее колесо гусеницы; |
8 — натяжное колесо; 9 — на |
|
тяжное устройство ; 10 — гидродвигатель |
ПМ 2,5-А привода |
поворота |
стрелы; 11, 12, 13 — червячная коническая и цилиндрическая зубчатые пары редуктора механизма поворота стрелы; 14 — зубчатая рейка; 15— зубчатая пара механизма поворота автоподатчпка; 16 — шестеренчатый
пневмодвигатель бурильной головки; 17, 18 — редуктор |
н пневмоудар |
ник бурильной головки; 19 — буровой инструмент; 20, |
2 1 — подвиж |
ный и неподвижный люнеты ; 22 — шестеренчатый пневмодвигатель по дачи ; 23 — редуктор привода подачи ; 24, 27 — винт и гайка подачи ; 25 — направляющая штанга; 26 — распорные пневмодомкраты; 28 — электродвигатель МТ П-6 кабестана; 29, 30 •— цепная передача и кони ческая пара привода кабестана; 31 — червячная пара; 32 — ходовой вал; 33 — опорные ролики; 34 — опорная плита; 35 — винт; 36 — гай ка; 37 — маховик; 38 — ползун; 39 — цепная передача привода поворо та платформы ; 40 — цепная передача привода перемещения платформы ;
41, 42 — шарикоподшипники; 43 — поворотная плита.
опыт эксплуатации, из-за сложности конструкции и громозд кости машина оказалась малоэффективной и ненадежной в работе. Поэтому от ее применения на подземных рудниках отказались. Каретка СБУ-4 требует конструктивной доработ ки для придания ей маневренности и надежности в работе-
Рис. 44. Каретка ИД фирмы «Клаймакс».
Четырехперфораторная каретка ЯД фирмы «Клаймакс» (рис. 44)- предназначена для работы в открытых забоях высотой от 6 до 12 м, шириной 5 м, углом подъема почвы до 10°. Каретка может бурить мас сивы сильно абразивного полезного ископаемого, крепостью до /= 2 0 . Она состоит из гусеничного хода 1, средней рамы 2, на которой смон тирована секционная телескопически складывающаяся башня 3. На верхней секции башни находится подъемная площадка 4, на которой расположены четыре бурильные машины, состоящие из стрелы 5, ма нипулятора и автоподатчика 6 с перфоратором 7.
Каретки ІІД эксплуатировались на рудниках Центрального Казах стана в комплексе с экскаваторами и челночными вагонами. В сред нем за смену в работе находилось 3,5 перфоратора.
Скорость бурения кареткн составила 0,566 м/мин, перфоратора — 0,162 м/мин. Эксплуатационная скорость бурения каретки составила ■0,47 м/мин. Были достигнуты максимальные скорости бурения (м/мин): для каретки — 0,685; перфоратора — 0,195. Фактическая производитель ность каретки по бурению 88,75 шпурометров за смену. Во время от дельных наблюдении скорость бурения перфоратора достигала 222— 240 ммIмин.
При бурении перфоратором «Холман» наибольшая скорость буре ния была достигнута при усилии подачи 150—170 кГ. При уменьшении пли увеличении усилий подачи скорость снижалась. При усилении 200 кГ перфоратор глох.
Фирма «Атлас Копко» создала каретку «Рготек Т-219» с четырьмя гидравлическими стрелами. Машина с одной установки охватывает про странство забоя 90 лі3. Она применяется при проходке тоннеля ST. Gott hard в Альпах; выпускается на рельсовом или пневмоколесном
ходу.
На установке для обслуживания всех четырех бурильных машин смонтирован передвижной полок. Каретка оснащена цепными автоподатчнками, которые автоматически удерживаются в заданном направ лении. Автоматизированы также процессы подачи на забой и возвра щения перфоратора в исходное положение после бурения.
Буровая каретка «Бумер-131» фирмы «Атлас Копко» предназна чена для работ в очистных забоях с уклоном до 10°. Она может быть использована и при проходке горизонтальных подготовительных выра боток и тоннелей.
Машина развивает максимальное тяговое усилие (кГ): вперед — 9400, назад — 12 200. На ней установлен шестицнлиндровый дизель ный двигатель «Фолфо Д50» мощностью 118 л. с. с числом оборотов в минуту 2800 и с водяным охлаждением. Минимальный радиус разворо та машины 5400 мм. Обуриваемая площадь с одного положения 12— 60 .л2. Преодолеваемый уклон 1:6.
Скорость движения (км/час): вперед — 14, назад — 10,8.
Каретка может быть оснащена тремя стрелами с бурильными ма шинами или двумя стрелами с бурильными машинами и одной пло щадкой для оборудования. Рама каретки собрана из двух полурам, со единенных между собой шарнирно. Пневмошинный ход имеет четыре ведущих колеса, оборудован тремя тормозными системами; ножной, ручной и дополнительной. Тормозные диски приводятся в действие пневмосервомеханизмами с помощью гидроцилиндров и действуют на все четыре колеса. Стрелы обеспечивают параллельную автоматическую установку и пригодны для бурения шпуров в кровле. Применяются как винтовые, так и цепные автоподатчики.
Перфораторы ВВС 120Р, используемые на каретке, имеют ревер сивный механизм вращения и пригодны для удлиненной буровой штан ги диаметром 1,25" или 1,5".
Фирма «Атлас Копко» также создала каретку «Бумер-230» с двумя раздвижными манипуляторами BUT14.
Каретка «Боск-615» (рис. 45) акционерного общества «Тампелла» на пневмоколесном ходу с дизельным приводом оборудована двумя или тремя бурильными машинами с гидравлическими вращающимися вок руг своей оси стрелами — манипуляторами, на которых установлены
цепные податчики типа КС50А и перфораторы ES300 «Корона» пли L400.
Характерной особенностью перфораторов ES300 является возмож
ность в зависимости от крепости пород регулировать число ударов порш ня и оборотов бура.