Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 193

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для регулирования степени провисания гусеничной цепи в каждой гусенице предусмотрено натяжное устройство 18. Ріа конце вала червячного ісолеса редуктора гусеницы с по­ мощью шлиц закреплено ведущее колесо гусеницы. Для устранения самопроизвольного отхода бурильной установки от забоя в процессе бурения червячная передача изготовлена самотормозящей. С целью легкого буксирования установки по выработкам червячное колесо отключается от вала рыча­ гом механизма включения.

Рис. 29. Гусеничный ход.

Пульт управления (см. рис. 23) предназначен для подачи сжатого воздуха к верхним тележкам и для управления гу­ сеничным ходом. Сжатый воздух из сети через два гибких шланга 15 и запорные вентили 14 поступает в воздухораспре­ делитель, из которого через два штуцера и вентили 17 он подается к пульту управления 5 правой и левой верхними тележками. К обоим пневмодвигателям хода воздух посту­ пает из воздухораспределителя через вентиль и воздушный фильтр. Краны 16 предназначены для управления пневмо­ двигателями хода.

Основные аппараты и механизмы буровой каретки дей­ ствуют от энергии сжатого воздуха. Все пневмомеханиз-

мы и аппаратура соединены между собой системой шлангов (рис. 30).

На машине установлены двигатели ДР-10у-1,2 гусенич­ ного хода, шестеренчатые двигатели бурильных головок 3 и 4, механизмов подачи 5, 6, бурильных головок и поворота 7, 8, стрелы манипуляторов, приводов передвижения 9, 10, верхних тележек и гидронасосов, а также распорные домкра­ ты 12.

Смонтированные на щите управления каждой тележкой в пусковую аппаратуру включаются пусковые краны управ­ ления 11 буровой головкой и пневмодвигателями, располо­ женными на тележке, а также пусковые коробки управления 21 двигателями гусеничного хода. На автоподатчиках и верх­ них тележках расположены по два крана концевого выклю­ чения 14, 16, которые предназначены для остановки соответ­ ствующих двигателей по достижении буровой головкой или тележкой конечных положений. Сжатый воздух от воздухо­ распределителя поступает через автомасленки к щиту пнев­ моуправления, расположенному на каждой тележке. Для контроля за давлением в пневмосистеме на щите управления каждой тележки смонтирован манометр.

Гидравлическая система предназначена для перестанов­ ки манипуляторов и автоподатчиков и удержания их в нуж­ ных положениях. Каждая бурильная машина имеет свою гидросистему. На рисунке 31 представлена гидросистема одной бурильной машины. В гидросистему каретки включе­ ны два гидронасоса НШ-16В с пневмоприводами, четыре гидрораспределителя Р-7БВ2, гидроцилиндры управления манипуляторами и автоподатчиками. Для создания устойчи­ вости манипуляторов при бурении шпуров их гидроцилинд­ ры снабжены гидрозамками.

Шестеренчатые насосы НШ-16В правого вращения имеют следующие технические данные: производительность — 14 л в минуту; номинальное число оборотов в минуту — 1300; рабочее давление — 100 кГ/см2. Нормальная работа насоса обеспечивается при интервале температур от + 5 до +80°.

Гидронасос с приводом смонтированы в окне рамы верх­ ней тележки, внутренняя полость которой образует маслобак. Емкость бака 27 л. Привод насоса состоит из нереверсивного шестеренчатого пневмодвигателя и одноступенчатого редук­ тора, в корпусе которого размещена зубчатая пара с внут­ ренним зацеплением.

Гидравлические распределители служат для распределе­ ния масла, подаваемого маслонасосом в гидроцилиндры, а также для перепуска масла в бак при отключенных гидроци­ линдрах и для ограничения давления в гидросистеме при


»^.'Tjeujtny

\

 

to Юч я

Я

ox

Г

Ь ч

(5

 

Q O

л

о

іа

Й

 

 

т—» Si

ьи

-

 

ТЗ

 

 

>-4

 

си

 

 

 

Cd

1 Р

со

Е

о

«

со

1

ЗСОа

Е

я Я

ы со

2

^

Я

Я

cd

со

я

Я

Я

 

Я

я

Р

я

я

^

со

«<:

К

со

а

».

43

я

*

Cd

о

43

Cd

О

 

Р

 

 

&

Я

со

р

g

о

81

Я

 

05 О

о

 

Р

сг

*-ч

я

Я

я

О

 

 

 

,

За

hr* Я

 

 

 

 

 

 

 

О

 

»

 

 

 

 

 

 

 

g

 

 

•Ь-

Ф

*"■+ Я

 

 

 

к я

 

 

 

 

43 ►асо

4 s

I

|S

 

 

 

 

 

su

*5

 

 

 

ЕЙ^

н -С

g

о

К

 

 

 

й

«

 

 

 

»

Я

5

 

1 “ g

 

 

 

-•

со

 

-•

Я

 

Кч

Я«

t*> g

Ч

«

!г* ьэ

 

к»о

р 5

.

ß

Со .

 

X I■<*з й

*-* (0

 

 

 

о

 

s « S

VJ ш

 

 

»

1 р й g

I

°

g

►о

►=*

р

и >а

ь1 й

 

3

р

«

ч

w« ш I

Р

ß

й

 

о

g

Я

X

5

«

О Р

й

 

g

 

*

К

ta

о

S

 

О ...

й

о

Е

о

43

~

 

00я я

я to

 

1s Ея

I

О

 

Й-

wсо

1

>-3

 

я

 

g

я

я

со

Я

 

о я

 

 

За

со

 

W о

 

Cd

си

 

2 За О} я

3

 

О Ç

I

Ч о

 

» « 1

P

Î3

 

со

Я

 

®

^

я

а 5з

 

Р

2

СО я р

 

4

^

to

 

ч

 

CD

К

g

ох со

 

a g § *< и

 

5 Jn

 

 

 

 

W м

 

 

 

gâjf § g

 

Xч g g s

 

р

°

Я

 

 

X

« й S § с »

S

g

g

« CoS

я

g

K

M

р

03

r t

 

 

я

* « §

д

а р

оэ

в *"

g ч

Я

 

X

OMP я

^

Р -ч

СО

 

 

 

 

 


перегрузках. Двухзолотниковый распределитель Р-75В2 до­ пускает раздельное управление двумя гидроцилиндрами *.

Гидроцилиндр поворота манипулятора двойного действия снабжен гидрозамком. Последний предназначен для запира­ ния гидроцилиндра и удержания тем самым манипулятора от непроизвольных перемещений. Гидроцилиндр подъема ма-

Рис. 31. Гидравлическая схема левой тележки: 1 — масляный бак;

2

— насос НШ-16-В; 3 — гидрораспределители Р75В2;

4 — дрос­

сель; 5, 6 — цилиндры подъема и поворота бурильной

машины;

7

— цилиндр подачи верхней тележки; 8, 9 — цилиндры подъема

 

и поворота стрелы; 10 — гидрораспределитель Р75ВЗ.

нипулятора конструктивно отличается от гидроцилиндра поворота наличием дросселя, размещенного в вытачке между гидрозамком и цилиндром. Дроссель обеспечивает плавное опускание манипулятора. Гидроцилиндры манипулятора крепятся шарнирно на стреле манипулятора, а штоки их — к тележке. Разводка маслопроводов гидросистемы осуществ­ ляется стальными трубами, а в местах взаимного перемеще­ ния отдельных узлов — рукавами высокого давления.

В качестве рабочей жидкости в гидросистеме использует­ ся масло индустриальное 20 (веретенное 3). При температуре окружающей среды до 4-5° в гидросистеме рекомендуется

* Подробно см. работу [74].


применять следующие масла : индустриальное 30 или 40 (ма­ шинное Л или С), дизельное ДП-11.

Кареткой СБУ-2м в процессе работы управляет один ма­ шинист. Он по мере необходимости находится то у одного, то у другого пульта управления, размещенных на каждой верх­ ней тележке.

В настоящее время СБУ-2м широко используется на руд­ ных и угольных шахтах Советского Союза, на проходке ка­ мер и тоннелей при строительстве гидротехнических соору­ жений.

Буровая каретка СБУ-2к института «ЦНИИПодземмаш» с 1970 г. серийно выпускается Кузнецким машиностроитель­ ным заводом; она предназначена для бурения шпуров в очистных и проходческих забоях подземных рудников или при проведении тоннелей и камер на строительстве гидротех­ нических сооружений. Минимальные размеры забоев, где может быть использована каретка (zt): ширина — 3,5, высо­ та — 4. Каретка может быть оснащена люлькой или захва­ том грузоподъемностью до 200 кг, закрепленными к передне­ му концу автоподатчика. Люлька используется для заряжания шпуров, а также для осмотра и оборки кровли выработок. Захватом пользуются для подъема элементов арочной крепи и различных грузов. СБУ-2к может также поставляться с подъемным устройством грузоподъемностью до 2000 кг, которое используется для подъема грузов, заря­ жания шпуров, установки анкерной крепи в кровле.

Каретка (рис. 32) скомпонована из двух бурильных ма­ шин 1, 2, левого 3 и правого 4 манипуляторов, двух верхних тележек 5, левой 7 и правой станин, промежуточной рамы 8, нижней платформы 9, гусеничного хода 6, навесного обору­ дования и грузоподъемного устройства 11.

По кинематической схеме СБУ-2к мало отличается от ка­ ретки СБУ-2м. Бурильные машины, манипуляторы, станины, тележки полностью заимствованы у каретки СБУ-4 (см. § 4). Промежуточная рама предназначена для увеличения высоты обуриваемого забоя. Каретка может поставляться и без этой

рамы. Нижняя платформа представляет собой металличе­ скую рамную конструкцию, внутри которой размещены мас­ лобаки, маслостанция. На заднем конце рамы размещены два опорных гидродомкрата.

Правая и левая стойки предназначены для удержания крыши 10. На внутренней стороне левой стойки смонтирован

гидрораспределитель управления гидродомкратами. Гусе­

ничный ход состоит из двух тележек, соединенных между собой осью, раскосами и балансирной балкой.


7 -7 3

Рис. 32. Буровая каретка СБУ-:

На ось и балансирную балку тремя точками опирается рама нижней платформы. Тележка состоит из рамы, ленив­ ца, звездочки, гусеничной цепи и опорных катков. Каждая гусеница имеет индивидуальных! привод, состоящий из дви­ гателя ДР-10у и трехступенчатого цилиндрического редукто­ ра, передающего крутящий момент от двигателя на ведущую звездочку. Между двигателем и редуктором смонтирован ленточный тормоз, затягиваемый пружиной. Растормаживание привода производится автоматически при включении двигателя хода посредством тормозного пневмоцилиндра, который имеет два поршня, дающие возможность растормаживания независимо от направления движения каретки. В люльке размещаются забойщики, которые перемещаются с ней при движении каретки по выработке при заряжании или креплении кровли. Люлька крепится к автоподатчику с по­ мощью штырей и защелок ; она состоит из каркаса и подвес­ ки. Так как каркас крепится к подвеске шарнирно, то он мо­ жет фиксироваться относительно подвески в любом положе­ нии с помощью фрикциона, заключенного в шарнире. Пол каркаса покрыт листовой резиной. Сама люлька электриче­ ски изолирована от каретют. Каркас может легко отсоеди­ няться от подвески. Пневмозахват навешивается на податчик бурильной машины посредством защелок и штырей. Захват состоит из віхлки и кожуха, шарнирно соединенных между собой; вилка может поворачиваться в горизонтальной плос­ кости в обе стороны на 40°. Она имеет такой профиль, кото­ рый позволяет устанавливать элементы крепи в нужное по­ ложение. Открытие захвата осуществляется распорными домкратами автоподатчиков. В исходное положение захваты возвращаются посредством пружины. Грузоподъемное устройство скомпоновано из подъемника автопогрузчика мо­ дели 4043, снабженного вилами и подъемной площадкой.

Гидравлическая система СБУ-2к предназначена для управления работой бурильных машин, манипуляторов, пе­ редвижных тележек, подъемника, опорных домкратов, гид­ роцилиндры которых питаются от шестеренчатого насоса НШ-46, вращаемого пневмодвигателем ДР-10у. Аппарату­ ра, принцип работы и схема системы не отличаются от тако­ вых каретки СБУ-2м.

Пневматическая система обеспечивает работу пневмоап­ паратов каретки. Схема ее и аппаратура мало отличаются от СБУ-2м. Сжатый воздух от пневмосети подается на каретку через гибкий рукав диаметром 50 мм. На каретке для уда­ ления влаги из поступающего воздуха предусмотрен водоот­ делитель, от которого воздух по трубам и резиновым напор­ ным рукавам подводится к правой и левой тележкам, к пнев­