Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 193
Скачиваний: 1
Для регулирования степени провисания гусеничной цепи в каждой гусенице предусмотрено натяжное устройство 18. Ріа конце вала червячного ісолеса редуктора гусеницы с по мощью шлиц закреплено ведущее колесо гусеницы. Для устранения самопроизвольного отхода бурильной установки от забоя в процессе бурения червячная передача изготовлена самотормозящей. С целью легкого буксирования установки по выработкам червячное колесо отключается от вала рыча гом механизма включения.
Рис. 29. Гусеничный ход.
Пульт управления (см. рис. 23) предназначен для подачи сжатого воздуха к верхним тележкам и для управления гу сеничным ходом. Сжатый воздух из сети через два гибких шланга 15 и запорные вентили 14 поступает в воздухораспре делитель, из которого через два штуцера и вентили 17 он подается к пульту управления 5 правой и левой верхними тележками. К обоим пневмодвигателям хода воздух посту пает из воздухораспределителя через вентиль и воздушный фильтр. Краны 16 предназначены для управления пневмо двигателями хода.
Основные аппараты и механизмы буровой каретки дей ствуют от энергии сжатого воздуха. Все пневмомеханиз-
мы и аппаратура соединены между собой системой шлангов (рис. 30).
На машине установлены двигатели ДР-10у-1,2 гусенич ного хода, шестеренчатые двигатели бурильных головок 3 и 4, механизмов подачи 5, 6, бурильных головок и поворота 7, 8, стрелы манипуляторов, приводов передвижения 9, 10, верхних тележек и гидронасосов, а также распорные домкра ты 12.
Смонтированные на щите управления каждой тележкой в пусковую аппаратуру включаются пусковые краны управ ления 11 буровой головкой и пневмодвигателями, располо женными на тележке, а также пусковые коробки управления 21 двигателями гусеничного хода. На автоподатчиках и верх них тележках расположены по два крана концевого выклю чения 14, 16, которые предназначены для остановки соответ ствующих двигателей по достижении буровой головкой или тележкой конечных положений. Сжатый воздух от воздухо распределителя поступает через автомасленки к щиту пнев моуправления, расположенному на каждой тележке. Для контроля за давлением в пневмосистеме на щите управления каждой тележки смонтирован манометр.
Гидравлическая система предназначена для перестанов ки манипуляторов и автоподатчиков и удержания их в нуж ных положениях. Каждая бурильная машина имеет свою гидросистему. На рисунке 31 представлена гидросистема одной бурильной машины. В гидросистему каретки включе ны два гидронасоса НШ-16В с пневмоприводами, четыре гидрораспределителя Р-7БВ2, гидроцилиндры управления манипуляторами и автоподатчиками. Для создания устойчи вости манипуляторов при бурении шпуров их гидроцилинд ры снабжены гидрозамками.
Шестеренчатые насосы НШ-16В правого вращения имеют следующие технические данные: производительность — 14 л в минуту; номинальное число оборотов в минуту — 1300; рабочее давление — 100 кГ/см2. Нормальная работа насоса обеспечивается при интервале температур от + 5 до +80°.
Гидронасос с приводом смонтированы в окне рамы верх ней тележки, внутренняя полость которой образует маслобак. Емкость бака 27 л. Привод насоса состоит из нереверсивного шестеренчатого пневмодвигателя и одноступенчатого редук тора, в корпусе которого размещена зубчатая пара с внут ренним зацеплением.
Гидравлические распределители служат для распределе ния масла, подаваемого маслонасосом в гидроцилиндры, а также для перепуска масла в бак при отключенных гидроци линдрах и для ограничения давления в гидросистеме при
»^.'Tjeujtny
\
|
to Юч я |
Я |
ox |
Г |
Ь ч |
(5 |
|||
|
Q O |
л |
о |
іа |
Й |
||||
|
|
т—» Si |
ьи |
- |
|
ТЗ |
|||
|
|
>-4 |
|
си |
|
|
|
||
Cd |
1 Р |
со |
Е |
о |
« |
со |
1 |
ЗСОа |
|
Е |
я Я |
ы со |
2 |
^ |
Я |
Я |
cd |
||
со |
я |
Я |
Я |
|
|||||
Я |
я |
Р |
я |
я |
^ |
со |
«<: |
К |
|
со |
а |
». |
43 |
я |
* |
Cd |
о |
||
43 |
Cd |
О |
|
Р |
|
|
& |
Я |
со |
р |
g |
о |
81 |
Я |
|
05 О |
о |
|
|
Р |
сг |
*-ч |
я |
Я |
|||||
я |
О |
|
|
|
, |
За |
hr* Я |
||
|
|
|
|
|
|
|
О |
|
» |
|
|
|
|
|
|
|
g |
|
|
•Ь- |
Ф |
*"■+ Я |
|
|
|
к я |
|
||
|
|
|
43 ►асо |
||||||
4 s |
I |
|S |
|
|
|||||
|
|
|
su |
*5 |
|||||
|
|
|
ЕЙ^ |
||||||
н -С |
g |
о |
К |
|
|
|
й |
« |
|
|
|
|
» |
Я |
|||||
5 |
|
1 “ g |
|
|
|
-• |
со |
||
|
-• |
Я |
|
Кч |
Я« |
||||
№ |
t*> g |
Ч |
« |
!г* ьэ |
|||||
|
к»о |
р 5 |
. |
ß |
Со . |
|
|||
X I■<*з й |
*-* (0 |
|
|
|
|||||
о |
|
s « S |
VJ ш |
|
|
||||
» |
1 р й g |
I |
° |
g |
►о |
►=* |
|||
р |
и >а |
ь1 й |
|
3 |
р |
« |
|||
• |
ч |
w« ш I |
Р |
ß |
й |
||||
|
о |
g |
Я |
X |
5 |
« |
О Р |
й |
|
|
g |
|
* |
К |
ta |
о |
S |
||
|
О ... |
й |
о |
Е |
о |
43 |
~ |
|
00я я |
я to |
||||
|
1s Ея |
I |
||||
О |
|
Й- |
wсо |
1 |
||
>-3 |
|
я |
|
g |
я |
|
я |
со |
Я |
|
о я |
||
|
|
За |
со |
|||
|
W о |
|
Cd |
си |
||
|
2 За О} я |
3 |
||||
|
О Ç |
I |
Ч о |
|||
|
» « 1 |
P |
Î3 |
|||
|
со |
Я |
||||
|
® |
^ |
я |
а 5з |
||
|
Р |
2 |
СО я р |
|||
|
4 |
^ |
to |
|
ч |
|
|
CD |
К |
g |
ох со |
||
|
a g § *< и |
|||||
|
5 Jn |
|
|
|||
|
|
W м |
|
|
||
|
gâjf § g |
|||||
|
Xч g g s |
|||||
|
р |
° |
Я |
|
|
|
X |
« й S § с » |
|||||
S |
g |
g |
« CoS |
|||
я |
g |
K |
M |
|||
р |
03 |
№ |
r t |
|
|
|
я |
* « § |
д |
а р |
|||
оэ |
в *" |
|||||
g ч |
Я |
|
X |
|||
OMP я |
^ |
|||||
Р -ч |
||||||
СО |
|
|
|
|
|
перегрузках. Двухзолотниковый распределитель Р-75В2 до пускает раздельное управление двумя гидроцилиндрами *.
Гидроцилиндр поворота манипулятора двойного действия снабжен гидрозамком. Последний предназначен для запира ния гидроцилиндра и удержания тем самым манипулятора от непроизвольных перемещений. Гидроцилиндр подъема ма-
Рис. 31. Гидравлическая схема левой тележки: 1 — масляный бак;
2 |
— насос НШ-16-В; 3 — гидрораспределители Р75В2; |
4 — дрос |
сель; 5, 6 — цилиндры подъема и поворота бурильной |
машины; |
|
7 |
— цилиндр подачи верхней тележки; 8, 9 — цилиндры подъема |
|
|
и поворота стрелы; 10 — гидрораспределитель Р75ВЗ. |
нипулятора конструктивно отличается от гидроцилиндра поворота наличием дросселя, размещенного в вытачке между гидрозамком и цилиндром. Дроссель обеспечивает плавное опускание манипулятора. Гидроцилиндры манипулятора крепятся шарнирно на стреле манипулятора, а штоки их — к тележке. Разводка маслопроводов гидросистемы осуществ ляется стальными трубами, а в местах взаимного перемеще ния отдельных узлов — рукавами высокого давления.
В качестве рабочей жидкости в гидросистеме использует ся масло индустриальное 20 (веретенное 3). При температуре окружающей среды до 4-5° в гидросистеме рекомендуется
* Подробно см. работу [74].
применять следующие масла : индустриальное 30 или 40 (ма шинное Л или С), дизельное ДП-11.
Кареткой СБУ-2м в процессе работы управляет один ма шинист. Он по мере необходимости находится то у одного, то у другого пульта управления, размещенных на каждой верх ней тележке.
В настоящее время СБУ-2м широко используется на руд ных и угольных шахтах Советского Союза, на проходке ка мер и тоннелей при строительстве гидротехнических соору жений.
Буровая каретка СБУ-2к института «ЦНИИПодземмаш» с 1970 г. серийно выпускается Кузнецким машиностроитель ным заводом; она предназначена для бурения шпуров в очистных и проходческих забоях подземных рудников или при проведении тоннелей и камер на строительстве гидротех нических сооружений. Минимальные размеры забоев, где может быть использована каретка (zt): ширина — 3,5, высо та — 4. Каретка может быть оснащена люлькой или захва том грузоподъемностью до 200 кг, закрепленными к передне му концу автоподатчика. Люлька используется для заряжания шпуров, а также для осмотра и оборки кровли выработок. Захватом пользуются для подъема элементов арочной крепи и различных грузов. СБУ-2к может также поставляться с подъемным устройством грузоподъемностью до 2000 кг, которое используется для подъема грузов, заря жания шпуров, установки анкерной крепи в кровле.
Каретка (рис. 32) скомпонована из двух бурильных ма шин 1, 2, левого 3 и правого 4 манипуляторов, двух верхних тележек 5, левой 7 и правой станин, промежуточной рамы 8, нижней платформы 9, гусеничного хода 6, навесного обору дования и грузоподъемного устройства 11.
По кинематической схеме СБУ-2к мало отличается от ка ретки СБУ-2м. Бурильные машины, манипуляторы, станины, тележки полностью заимствованы у каретки СБУ-4 (см. § 4). Промежуточная рама предназначена для увеличения высоты обуриваемого забоя. Каретка может поставляться и без этой
рамы. Нижняя платформа представляет собой металличе скую рамную конструкцию, внутри которой размещены мас лобаки, маслостанция. На заднем конце рамы размещены два опорных гидродомкрата.
Правая и левая стойки предназначены для удержания крыши 10. На внутренней стороне левой стойки смонтирован
гидрораспределитель управления гидродомкратами. Гусе
ничный ход состоит из двух тележек, соединенных между собой осью, раскосами и балансирной балкой.
7 -7 3
Рис. 32. Буровая каретка СБУ-:
На ось и балансирную балку тремя точками опирается рама нижней платформы. Тележка состоит из рамы, ленив ца, звездочки, гусеничной цепи и опорных катков. Каждая гусеница имеет индивидуальных! привод, состоящий из дви гателя ДР-10у и трехступенчатого цилиндрического редукто ра, передающего крутящий момент от двигателя на ведущую звездочку. Между двигателем и редуктором смонтирован ленточный тормоз, затягиваемый пружиной. Растормаживание привода производится автоматически при включении двигателя хода посредством тормозного пневмоцилиндра, который имеет два поршня, дающие возможность растормаживания независимо от направления движения каретки. В люльке размещаются забойщики, которые перемещаются с ней при движении каретки по выработке при заряжании или креплении кровли. Люлька крепится к автоподатчику с по мощью штырей и защелок ; она состоит из каркаса и подвес ки. Так как каркас крепится к подвеске шарнирно, то он мо жет фиксироваться относительно подвески в любом положе нии с помощью фрикциона, заключенного в шарнире. Пол каркаса покрыт листовой резиной. Сама люлька электриче ски изолирована от каретют. Каркас может легко отсоеди няться от подвески. Пневмозахват навешивается на податчик бурильной машины посредством защелок и штырей. Захват состоит из віхлки и кожуха, шарнирно соединенных между собой; вилка может поворачиваться в горизонтальной плос кости в обе стороны на 40°. Она имеет такой профиль, кото рый позволяет устанавливать элементы крепи в нужное по ложение. Открытие захвата осуществляется распорными домкратами автоподатчиков. В исходное положение захваты возвращаются посредством пружины. Грузоподъемное устройство скомпоновано из подъемника автопогрузчика мо дели 4043, снабженного вилами и подъемной площадкой.
Гидравлическая система СБУ-2к предназначена для управления работой бурильных машин, манипуляторов, пе редвижных тележек, подъемника, опорных домкратов, гид роцилиндры которых питаются от шестеренчатого насоса НШ-46, вращаемого пневмодвигателем ДР-10у. Аппарату ра, принцип работы и схема системы не отличаются от тако вых каретки СБУ-2м.
Пневматическая система обеспечивает работу пневмоап паратов каретки. Схема ее и аппаратура мало отличаются от СБУ-2м. Сжатый воздух от пневмосети подается на каретку через гибкий рукав диаметром 50 мм. На каретке для уда ления влаги из поступающего воздуха предусмотрен водоот делитель, от которого воздух по трубам и резиновым напор ным рукавам подводится к правой и левой тележкам, к пнев