Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

модвигателям гусеничного хода и через пусковые краны пультов управления к пневмодвигателю гидронасоса.

Каждая тележка имеет автомасленку и распределитель­ ные краны пневматического пульта, откуда сжатый воздух подается к распорным пневмодомкратам автоподатчика, пневмодвигателю вращателя и к ударнику бурильной голов­ ки, а также через золотник автоматического переключателя передачи к пневмодвигателю механизма подачи. Через за­ порный вентиль воздух поступает к пусковым коробкам дви­ гателя ДР-10у приводов левой и правой гусениц.

Каждая бурильная машина имеет автоматическое пере­ ключение подачи «назад», автоматические остановы после переключения подачи «назад» и при подаче «назад» из ис­ ходного промежуточного положения.

Каретка СБУ-2к прошла промышленные испытания в 1969 г. на шахте 57 Джезказганского комбината. Она исполь­ зована на бурении как в очистных забоях, так и в кровле выработок для установки анкерных болтов, на осмотре забоя и кровли выработок, а также на заряжании шпуров с люль­ ки. Скорость бурения шпуров коронками диаметром 42 мм в породах крепостью 12—14 составила 0,4 м в минуту; сред­ няя производительность каретки с учетом всех простоев при бурении шпуров в забое — 109,6 м/смену и при бурении шпуров под анкерную крепость — 92 м/смену. Каретка СБУ-2к является основным буровым агрегатом, применяе­ мым в общем комплексе самоходного оборудования на руд­ никах Джезказганского и Ачисайского комбинатов. Так, на рудниках Джезказгана к началу 1971 г. в эксплуатации на­ ходились 25 кареток СБУ-2к.

Буровая каретка «Уииверсалъ-Джумбо» фирмы «Гарднер Денвер» (рис. 33) широко применяется на подземных рудниках мира.

Буровая установка имеет пневмоколесный ход с приводом на че­ тыре колеса, дизельный двигатель мощностью 44 или 66 л. с. с воздуш­ ным охлаждением и двойной газоочисткой, две поворотные буровые стрелы и одну телескопическую.

На каждой стреле установлен перфоратор Д-ЭЗАИ с независимым вращением бура для скважин диаметром от 43 до 100 мм. Управление стрелами в процессе бурения производится с одного пульта управления с места водителя.

Вынос стрелы в горизонтальном направлении — 9,1 м и в верти­ кальном — 6,7 .и.

Передние колеса для устойчивости в процессе бурения имеют рас­ порные домкраты. Для питания маслом гидроцилнндров управления стрелами и распорных домкратов на каретке смонтирована гидросисте­ ма. Ход имеет четыре скорости движения вперед и назад, каждое коле­ со оснащено тормозом. Обслуживает каретку один человек. В конце 1968 г. на руднике «Кируна» (Швеция) находились в эксплуатации 27 таких машин. При работе их с перфораторами ДН123у была получена средняя техническая скорость бурения 800 мм/мин при диаметре ко-


ронкн 45 мм; за восьмичасовую смену каретка производит 370— 500 ног. м шпура.

В последнее время перфораторы на каретке заменяются вращатель­ но-ударными машинами PR-123y. При этом производительность бурения повышается в 1,5—2 раза.

Рис. 33. Буровая каретка «Универсаль-Джумбо».

Самоходные каретки MJM-20 и MJM-21 смонтированы на пневмоколесном ходу с ломающейся рамой. Каретка MJM-20 (рис. 34) обору­ дована двумя бурильными машинами RP625 с максимальной высотой бурения 2,6 лг и шириной бурения с одной установки 3,7 м.

Каретка MJM-21 снабжена тремя бурильными машинами: централь­ ная машина имеет невращающуюся стрелу и предназначена для буре­ ния врубовых шпуров, две крайние типа RP625 имеют вращающиеся вокруг своей оси стрелы. Все четыре колеса являются ведущими. На машине установлен дизельный двигатель фирмы «Дейтц» (jjeutz) типа F6L-812, мощностью 78 л. с. с комбинированной газоочисткой. Буриль­ ная машина типа RP625 с вращающейся вокруг своей оси стрелой яв­ ляется отдельно скомпонованным агрегатом, который легко монтиру­ ется на любом шасси и снимается. Она включает в себя гидравлическую систему с маслонасосом, маслобаком с фильтром, контрольную аппара­ туру и гидрораспределители для управления всеми механизмами маши­ ны. Работа одной машины не зависит от состояния других бурильных машин.

Бурильная машина RP625 (рис. 35) состоит из цепного автоподат­ чика типа KS-50A 4, стрелы 3, гндроцнлиндров подъема стрелы и по­ ворота ее относительно продольной оси каретки, массивной стойки 1, на которой крепится стрела. Внутри стойки размещены гидравлическая система и механизм вращения стрелы с автоподатчиком.

Автоподатчик типа KS-50A — цепной с длиной подачи 2,88 м или 3,66 м. Общая длина автоподатчика — 4,068 или 4,845 м.

Автоподатчик имеет привод цепи, состоящей из

пневмодвигателя

и червячного редуктора, подвижный и неподвижный

люнеты. На на­

правляющих автоподатчика смонтирован колонковый перфоратор ES300

«Корона» с независимым вращением бура. Перфоратор снабжен глуши­ телем. Автоподатчнк имеет цилиндр надвигания и цилиндр распора. Каретка автоподатчика шарнирно закреплена к стреле. Корпус податчи­ ка состоит из двух швеллеров. Двигатель с червячным редуктором обес­ печивает быстрое перемещение перфоратора.

Рис. 34. Буровая каретка MJM-20: 1 — бурильная машина; 2 — двига­ тель ; 3 — шарнир, соединяющий две полурамы ; 4 — место водителя.

Бурильная машина RP625 имеет следующую отличительную осо­ бенность. Когда автоподатчик первоначально установлен параллельно оси вращения стрелы, это направление сохраняется автоматически при передвижении стрелы от шпура к шпуру. Заданное направление шпу­ ров также автоматически сохраняется.

На автоподатчике автоматизированы следующие операции: посто­ янно поддерживается усилие бура на забой, давление воды также ос­


тается постоянным в процессе бурения, что обеспечивается специальным редукционным клапаном. Когда заканчивается бурение шпура, двига­ тель податчика останавливается, вместо водяной промывки включает-

Рис. 35. Бурильная машина RP625: 1 — стойка с маслостанцией ;

2 — основание ;

3 — стрела ; 4 — автоподатчик ;

5 — ось

враще­

ния;

6 — пульт управления; 7 — перфоратор.

 

ся продувка, после чего автоматически включается

двигатель

подачи

на реверс и перфоратор с буром возвращаются в исходное положение

для начала бурения.

Средняя бурильная машина типа CS3, которой оборудована буро­ вая машина MJM-21, имеет стрелу, которая не вращается вокруг про­ дольной осп, но поворачивается от продольной оси каретки з обе сторо­ ны на 45°. Автоподагчик и перфоратор у всех трех стрел установлены

одинаковыми.

Узел гидравлической системы включает маслобак, пневматический двигатель и микрофнльтр. Производительность насоса 6 л:'мин при дав­ лении 140 кГ/'см-. К одному узлу могут быть подключены три стрелы. Механизм вращения встроен в стойку и состоит из зубчатой рейки, при-

Рис. 36. Перфоратор ES 300 «Корона^

водимой в движение гпдроцилиндром, и зубчатого колеса. Стрела по­ ворачивается на 360°. При бурении ходовая часть каретки распирается в почву четырьмя гидродомкратами.

Техническая характеристика перфоратора ES 300 «Корона» (рис. 36)

дана в таблице 3. Ниже даются дополнительные данные по этил перфо­ раторам: скорость бурения, мм/мин. — 1200; число оборотов бура в ми­ нуту — 250; расход воздуха при давлении 6 ати, м3/мин: на бурение — 6,9, на продувку — 1,04-2,6.

Расход воды, л/мин — 30. Хвостовик длины — 25,4X159 мм.

Трубка для промывки, мм — 5,0—7,5.

Диаметр шланга, питающего воздухом перфоратор, — VU".

Диаметр шланга, питающего воздухом двигатель вращателя, — 3/4". Диаметр промывочного шланга — 1/2".

Каретка легко преодолевает подъемы пути до 17°.

Рис. 37. Каретка «Кобра» ЙРД.

Каретки «Кобра» КРД (рис. 37) и «Кобра Бивер», «Промек Т220» (рис. 38) по конструкции мало отличаются от рассмотренных выше каре­ ток «Универсаль-Джумбо" и MJM. Они имеют только различие в дли­ не, весе и меньшей маневренности. Первые две каретки в транспортном положении преодолевают уклон до 19°, а «Промек Т220» — 8°.

Рис. 38. Каретка «Промек Т220».

Каретка «Секома-011» (рис. 39) состоит из пневмоколесного хода, электрического пли дизельного двигателя для привода шести гидрона­ сосов, кабельного барабана, двух универсальных манипуляторов с бу-


Рис. 39. Каретка «Секома-011».

рильными машинами, органов управления и освещения. На каретке установлены гидравлические бурильные машины вращательного дей­ ствия с усилием подачи до 800 кГ для бурения по слабым породам и более мощные с усилием подачи до 1800 кГ для бурения по породам средней крепости. При бурении по крепким породам вместо названных бурильных машин на стрелы могут быть смонтированы автоподатчики

Рис. 40. Манипулятор JTH: 1 — телескопическая стрела; 2 — привод вращения стрелы; 3 — автопо­ датчик ; 4 — вращатель ; 5 — цилиндр подъема стрелы ; 6 — цилиндр управления автоподагчиком ; 7 — цилиндр надвигания.

для мощных перфораторов. Сзади каретки расположены два пульта управления. Эти каретки применяют в очистных забоях различного се­ чения, при проходке околоствольных камерных и горизонтальных подго­ товительных выработках большого сечения.


Ходовая часть каретки состоит из рамы со встроенным баком для' масла емкостью 500 л, двух рулевых колес с гидравлическим управле­ нием, двух приводных колес с индивидуальным гидравлическим при­ водом от двигателя с регулируемой скоростью и встроенными тормоза­ ми, управляемыми от гидропривода. Каретка имеет два опорных гид­ родомкрата, расположенных сзади.

На каретке установлены два манипулятора типа JTH (рис. 40). Они выполняют следующие семь операций: подъем и опускание стрелы от­ носительно горизонтальной плоскости соответственно на 52 и 18°, вы­ движение телескопической части манипулятора на 1,5 .и, поворот ма­ нипулятора направо и налево относительно продольной оси каретки на 62°, вращение манипулятора вокруг оси на 360°, наклон бурильной ма­ шины в горизонтальной плоскости относительно манипулятора на 90°. Ход надвигания бурильной машины 450 мм. Бурильные машины имеют ход подачи 3; 3,5 и 4 м; усилие подачи создается цилиндром двойного действия и цепной передачей с быстрым реверсированием. Скорость об­ ратного хода 18 м/мин. Вращение буровой штанги с регулируемой скоростью от 200 до 800 об/мин осуществляется гидродвигателем с по­ мощью вала квадратного сечения. Диаметр цилиндров подъема и пово­ рота — соответственно 140 и 120 мм. Телескопическая часть манипуля­ тора выдвигается на 1500 мм с помощью гидродвнгателя 3 л. с. Стрела вращается вокруг своей оси на 360° с помощью гндродвигателя 3 л. с. и редуктора.

Бурильная машина с ходом надвигания 2 м имеет регулятор ско­

рости подачи в зависимости от крепости пород.

 

Возможные варианты конструкции: 1)

взрывобезопасное электро­

оборудование; 2)

податчики

для мощных

перфораторов

с продувкой

или промывкой;

3) вместо

электродвигателя — дизель

мощностью

60 л. с. с газоочисткой.

Рис. 41. Каретка «Секома-227».

Буровые каретки «Секома-239», «Секома-227» (рис. 41) выпускают­ ся на пневмошинном ходу; в качестве привода применен электрический или дизельный двигатель с двойной газоочисткой. Обе каретки имеют по одному манипулятору такого же типа, как и на «Секома-011». Пе­ редние колеса ведущие, снабжены ручными тормозами, два задних — рулевые. В каждом колесе вмонтированы тормозные барабаны с гидро­ цилиндрами. Маслобак вмонтирован в раму шасси. Каретка имеет че­ тыре опорных гидродомкрата.

Привод ходовой части состоит из четырехцилиндрового дизельного двигателя мощностью 50 л. с. и 2800 об/мин с гидродинамической муф­ той или электродвигателя переменного (постоянного) тока мощностью 40 л. с. и 3000 об/мин. Насосная станция имеет три насоса, по одно­ му для привода вращателя бурильной машины, гидроцилиндров манн-