Файл: Байконуров О.А. Комплексная механизация очистных работ при подземной разработке рудных месторождений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 1
модвигателям гусеничного хода и через пусковые краны пультов управления к пневмодвигателю гидронасоса.
Каждая тележка имеет автомасленку и распределитель ные краны пневматического пульта, откуда сжатый воздух подается к распорным пневмодомкратам автоподатчика, пневмодвигателю вращателя и к ударнику бурильной голов ки, а также через золотник автоматического переключателя передачи к пневмодвигателю механизма подачи. Через за порный вентиль воздух поступает к пусковым коробкам дви гателя ДР-10у приводов левой и правой гусениц.
Каждая бурильная машина имеет автоматическое пере ключение подачи «назад», автоматические остановы после переключения подачи «назад» и при подаче «назад» из ис ходного промежуточного положения.
Каретка СБУ-2к прошла промышленные испытания в 1969 г. на шахте 57 Джезказганского комбината. Она исполь зована на бурении как в очистных забоях, так и в кровле выработок для установки анкерных болтов, на осмотре забоя и кровли выработок, а также на заряжании шпуров с люль ки. Скорость бурения шпуров коронками диаметром 42 мм в породах крепостью 12—14 составила 0,4 м в минуту; сред няя производительность каретки с учетом всех простоев при бурении шпуров в забое — 109,6 м/смену и при бурении шпуров под анкерную крепость — 92 м/смену. Каретка СБУ-2к является основным буровым агрегатом, применяе мым в общем комплексе самоходного оборудования на руд никах Джезказганского и Ачисайского комбинатов. Так, на рудниках Джезказгана к началу 1971 г. в эксплуатации на ходились 25 кареток СБУ-2к.
Буровая каретка «Уииверсалъ-Джумбо» фирмы «Гарднер Денвер» (рис. 33) широко применяется на подземных рудниках мира.
Буровая установка имеет пневмоколесный ход с приводом на че тыре колеса, дизельный двигатель мощностью 44 или 66 л. с. с воздуш ным охлаждением и двойной газоочисткой, две поворотные буровые стрелы и одну телескопическую.
На каждой стреле установлен перфоратор Д-ЭЗАИ с независимым вращением бура для скважин диаметром от 43 до 100 мм. Управление стрелами в процессе бурения производится с одного пульта управления с места водителя.
Вынос стрелы в горизонтальном направлении — 9,1 м и в верти кальном — 6,7 .и.
Передние колеса для устойчивости в процессе бурения имеют рас порные домкраты. Для питания маслом гидроцилнндров управления стрелами и распорных домкратов на каретке смонтирована гидросисте ма. Ход имеет четыре скорости движения вперед и назад, каждое коле со оснащено тормозом. Обслуживает каретку один человек. В конце 1968 г. на руднике «Кируна» (Швеция) находились в эксплуатации 27 таких машин. При работе их с перфораторами ДН123у была получена средняя техническая скорость бурения 800 мм/мин при диаметре ко-
ронкн 45 мм; за восьмичасовую смену каретка производит 370— 500 ног. м шпура.
В последнее время перфораторы на каретке заменяются вращатель но-ударными машинами PR-123y. При этом производительность бурения повышается в 1,5—2 раза.
Рис. 33. Буровая каретка «Универсаль-Джумбо».
Самоходные каретки MJM-20 и MJM-21 смонтированы на пневмоколесном ходу с ломающейся рамой. Каретка MJM-20 (рис. 34) обору дована двумя бурильными машинами RP625 с максимальной высотой бурения 2,6 лг и шириной бурения с одной установки 3,7 м.
Каретка MJM-21 снабжена тремя бурильными машинами: централь ная машина имеет невращающуюся стрелу и предназначена для буре ния врубовых шпуров, две крайние типа RP625 имеют вращающиеся вокруг своей оси стрелы. Все четыре колеса являются ведущими. На машине установлен дизельный двигатель фирмы «Дейтц» (jjeutz) типа F6L-812, мощностью 78 л. с. с комбинированной газоочисткой. Буриль ная машина типа RP625 с вращающейся вокруг своей оси стрелой яв ляется отдельно скомпонованным агрегатом, который легко монтиру ется на любом шасси и снимается. Она включает в себя гидравлическую систему с маслонасосом, маслобаком с фильтром, контрольную аппара туру и гидрораспределители для управления всеми механизмами маши ны. Работа одной машины не зависит от состояния других бурильных машин.
Бурильная машина RP625 (рис. 35) состоит из цепного автоподат чика типа KS-50A 4, стрелы 3, гндроцнлиндров подъема стрелы и по ворота ее относительно продольной оси каретки, массивной стойки 1, на которой крепится стрела. Внутри стойки размещены гидравлическая система и механизм вращения стрелы с автоподатчиком.
Автоподатчик типа KS-50A — цепной с длиной подачи 2,88 м или 3,66 м. Общая длина автоподатчика — 4,068 или 4,845 м.
Автоподатчик имеет привод цепи, состоящей из |
пневмодвигателя |
и червячного редуктора, подвижный и неподвижный |
люнеты. На на |
правляющих автоподатчика смонтирован колонковый перфоратор ES300
«Корона» с независимым вращением бура. Перфоратор снабжен глуши телем. Автоподатчнк имеет цилиндр надвигания и цилиндр распора. Каретка автоподатчика шарнирно закреплена к стреле. Корпус податчи ка состоит из двух швеллеров. Двигатель с червячным редуктором обес печивает быстрое перемещение перфоратора.
Рис. 34. Буровая каретка MJM-20: 1 — бурильная машина; 2 — двига тель ; 3 — шарнир, соединяющий две полурамы ; 4 — место водителя.
Бурильная машина RP625 имеет следующую отличительную осо бенность. Когда автоподатчик первоначально установлен параллельно оси вращения стрелы, это направление сохраняется автоматически при передвижении стрелы от шпура к шпуру. Заданное направление шпу ров также автоматически сохраняется.
На автоподатчике автоматизированы следующие операции: посто янно поддерживается усилие бура на забой, давление воды также ос
тается постоянным в процессе бурения, что обеспечивается специальным редукционным клапаном. Когда заканчивается бурение шпура, двига тель податчика останавливается, вместо водяной промывки включает-
Рис. 35. Бурильная машина RP625: 1 — стойка с маслостанцией ;
2 — основание ; |
3 — стрела ; 4 — автоподатчик ; |
5 — ось |
враще |
ния; |
6 — пульт управления; 7 — перфоратор. |
|
|
ся продувка, после чего автоматически включается |
двигатель |
подачи |
на реверс и перфоратор с буром возвращаются в исходное положение
для начала бурения.
Средняя бурильная машина типа CS3, которой оборудована буро вая машина MJM-21, имеет стрелу, которая не вращается вокруг про дольной осп, но поворачивается от продольной оси каретки з обе сторо ны на 45°. Автоподагчик и перфоратор у всех трех стрел установлены
одинаковыми.
Узел гидравлической системы включает маслобак, пневматический двигатель и микрофнльтр. Производительность насоса 6 л:'мин при дав лении 140 кГ/'см-. К одному узлу могут быть подключены три стрелы. Механизм вращения встроен в стойку и состоит из зубчатой рейки, при-
Рис. 36. Перфоратор ES 300 «Корона^
водимой в движение гпдроцилиндром, и зубчатого колеса. Стрела по ворачивается на 360°. При бурении ходовая часть каретки распирается в почву четырьмя гидродомкратами.
Техническая характеристика перфоратора ES 300 «Корона» (рис. 36)
дана в таблице 3. Ниже даются дополнительные данные по этил перфо раторам: скорость бурения, мм/мин. — 1200; число оборотов бура в ми нуту — 250; расход воздуха при давлении 6 ати, м3/мин: на бурение — 6,9, на продувку — 1,04-2,6.
Расход воды, л/мин — 30. Хвостовик длины — 25,4X159 мм.
Трубка для промывки, мм — 5,0—7,5.
Диаметр шланга, питающего воздухом перфоратор, — VU".
Диаметр шланга, питающего воздухом двигатель вращателя, — 3/4". Диаметр промывочного шланга — 1/2".
Каретка легко преодолевает подъемы пути до 17°.
Рис. 37. Каретка «Кобра» ЙРД.
Каретки «Кобра» КРД (рис. 37) и «Кобра Бивер», «Промек Т220» (рис. 38) по конструкции мало отличаются от рассмотренных выше каре ток «Универсаль-Джумбо" и MJM. Они имеют только различие в дли не, весе и меньшей маневренности. Первые две каретки в транспортном положении преодолевают уклон до 19°, а «Промек Т220» — 8°.
Рис. 38. Каретка «Промек Т220».
Каретка «Секома-011» (рис. 39) состоит из пневмоколесного хода, электрического пли дизельного двигателя для привода шести гидрона сосов, кабельного барабана, двух универсальных манипуляторов с бу-
Рис. 39. Каретка «Секома-011».
рильными машинами, органов управления и освещения. На каретке установлены гидравлические бурильные машины вращательного дей ствия с усилием подачи до 800 кГ для бурения по слабым породам и более мощные с усилием подачи до 1800 кГ для бурения по породам средней крепости. При бурении по крепким породам вместо названных бурильных машин на стрелы могут быть смонтированы автоподатчики
Рис. 40. Манипулятор JTH: 1 — телескопическая стрела; 2 — привод вращения стрелы; 3 — автопо датчик ; 4 — вращатель ; 5 — цилиндр подъема стрелы ; 6 — цилиндр управления автоподагчиком ; 7 — цилиндр надвигания.
для мощных перфораторов. Сзади каретки расположены два пульта управления. Эти каретки применяют в очистных забоях различного се чения, при проходке околоствольных камерных и горизонтальных подго товительных выработках большого сечения.
Ходовая часть каретки состоит из рамы со встроенным баком для' масла емкостью 500 л, двух рулевых колес с гидравлическим управле нием, двух приводных колес с индивидуальным гидравлическим при водом от двигателя с регулируемой скоростью и встроенными тормоза ми, управляемыми от гидропривода. Каретка имеет два опорных гид родомкрата, расположенных сзади.
На каретке установлены два манипулятора типа JTH (рис. 40). Они выполняют следующие семь операций: подъем и опускание стрелы от носительно горизонтальной плоскости соответственно на 52 и 18°, вы движение телескопической части манипулятора на 1,5 .и, поворот ма нипулятора направо и налево относительно продольной оси каретки на 62°, вращение манипулятора вокруг оси на 360°, наклон бурильной ма шины в горизонтальной плоскости относительно манипулятора на 90°. Ход надвигания бурильной машины 450 мм. Бурильные машины имеют ход подачи 3; 3,5 и 4 м; усилие подачи создается цилиндром двойного действия и цепной передачей с быстрым реверсированием. Скорость об ратного хода 18 м/мин. Вращение буровой штанги с регулируемой скоростью от 200 до 800 об/мин осуществляется гидродвигателем с по мощью вала квадратного сечения. Диаметр цилиндров подъема и пово рота — соответственно 140 и 120 мм. Телескопическая часть манипуля тора выдвигается на 1500 мм с помощью гидродвнгателя 3 л. с. Стрела вращается вокруг своей оси на 360° с помощью гндродвигателя 3 л. с. и редуктора.
Бурильная машина с ходом надвигания 2 м имеет регулятор ско
рости подачи в зависимости от крепости пород. |
|
|||
Возможные варианты конструкции: 1) |
взрывобезопасное электро |
|||
оборудование; 2) |
податчики |
для мощных |
перфораторов |
с продувкой |
или промывкой; |
3) вместо |
электродвигателя — дизель |
мощностью |
60 л. с. с газоочисткой.
Рис. 41. Каретка «Секома-227».
Буровые каретки «Секома-239», «Секома-227» (рис. 41) выпускают ся на пневмошинном ходу; в качестве привода применен электрический или дизельный двигатель с двойной газоочисткой. Обе каретки имеют по одному манипулятору такого же типа, как и на «Секома-011». Пе редние колеса ведущие, снабжены ручными тормозами, два задних — рулевые. В каждом колесе вмонтированы тормозные барабаны с гидро цилиндрами. Маслобак вмонтирован в раму шасси. Каретка имеет че тыре опорных гидродомкрата.
Привод ходовой части состоит из четырехцилиндрового дизельного двигателя мощностью 50 л. с. и 2800 об/мин с гидродинамической муф той или электродвигателя переменного (постоянного) тока мощностью 40 л. с. и 3000 об/мин. Насосная станция имеет три насоса, по одно му для привода вращателя бурильной машины, гидроцилиндров манн-