Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
весках; применение способов, обеспёчивающих прокладку тру бопроводов всех судовых систем через водонепроницаемые пере борки и палубы; порядок расположения забортных отверстий, коробок, кранов и клапанов систем. Содержатся требования к трюмным и балластным системам, воздушным и измерительным трубам, системам бытового водоснабжения, фаново-сточным систе мам, системам отопления и вентиляции, специальным системам наливных судов.
Правилами предусмотрено для снабжения судна питьевой и мытьевой водой использование соответствующих систем, устройство которых должно удовлетворять требованиям Санитарных правил для морских, речных и озерных судов. Внутреннюю поверхность расходных цистерн и гидрофоров следует покрывать цементным рас твором либо окрашивать стойкими антикоррозионными красками или лаками согласно требованиям Санитарного надзора. Расходные цистерны и трубы водоснабжения, расположенные в неотапливаемых местах, должны иметь тепловую изоляцию. На трубопроводе в са мых нижних местах устанавливают спускные пробки.
Присоединение сточных труб к трубам фановой системы допус кается только при наличии гидравлических затворов во избежание проникновения запаха в помещение. Размеры фановых труб, а также их расположение должны обеспечивать быстрое и свободное прохо ждение нечистот. Трубопровод фановой системы прокладывают вне жилых помещений, провизионных кладовых, камбузов, лечебно санитарных помещений.
Систему парового отопления рассчитывают на рабочее давление не более 0,3 МПа (3 кгс/см2). Независимо от того, как выполнена система — по одноили двухпроводной схеме, она должна обеспе чивать независимое регулирование температуры для каждого ота пливаемого помещения.
Жилые, служебные, бытовые и хозяйственные помещения обо рудуют вентиляцией. Общесудовая вентиляция может быть естест венной и искусственной.
Устройство и оборудование специальных систем наливных судов должны обеспечивать безопасность судна в пожарном отношении при грузовых операциях, во время хода и на стоянках, а также бе зопасность (в пожарном отношении) действия клапанов, клинкетов и других запорных устройств.
Трубопровод осушительной системы, как правило, прокладывают вне междудонного пространства или водяных цистерн. Суда с осу шительными насосами независимого действия могут иметь трубо провод, действующий по принципу централизованного или децен трализованного осушения.
Балластная система должна удовлетворять следующим основ ным требованиям: заполнение и удаление воды из каждой балласт ной цистерны должно быть независимым от других цистерн; возмож ность попадания воды, как забортной, так и из балластных цистерн, в другие цистерны и отсеки должна быть исключена.
2 Н. И. Алексеев |
17 |
Каждая балластная цистерна и каждый балластный отсек междудонного пространства, как правило, должны иметь не менее двух воздушных труб. В каждой балластной цистерне устанавливают из мерительные трубы, выведенные наверх, за пределы наибольшей грузовой осадки судна.
Г л а в а II
ЭЛЕМЕНТЫ ТРУБОПРОВОДОВ
§ 5. Условные проходы и условные давления
Понятия условный проход и условное давление позволяют уни фицировать размеры изделий общего назначения — фланцевых, шту церных, дюритовых соединений труб и арматуры.
Государственным общесоюзным стандартом ГОСТ 355—67 и соответствующей отраслевой нормалью установлены проходы труб и соединений, обозначаемые символом D y с указанием размера про хода в миллиметрах. Под условным проходом трубопровода, соедине ний труб и арматуры понимается номинальный внутренний диаметр трубопровода. Фактический внутренний диаметр прохода арматуры всегда соответствует условному проходу. Фактический внутренний диаметр труб не всегда точно совпадает с условным проходом, что связано с большим разнообразием труб по наружному диаметру и толщине стенки. Например, для Dy 50 имеются следующие размеры труб: стальных — с наружным диаметром 57 мм и толщиной стенки
1,5; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 5,0 мм; медных — с наружным диаметром
55 мм и толщиной стенки 1,5; 2,0; 2,5 мм.
Ограничительной отраслевой нормалью установлен следующий ряд условных проходов (в скобках указана соответствующая труб
ная резьба): Dy3, |
Dy6, Dy10 (3/8"), Dy15 (1/2"), Dy20(3/4"), Dv25 |
|||||||||
(1"), |
Dy32 (l1/ / ) , |
|
Dy40(lV 2"), |
Dy50(2"), Dy60, D y70 |
(2Va"), |
|||||
Dy80(3"), |
Dy100, |
Dy125, |
Dy150, |
Dy175, |
Dv200, |
Dv250, |
Dv300, |
|||
Dy350, |
Dy400, |
Dy450, |
Dy500. |
|
|
|
|
Под условным давлением понимается наибольшее допускаемое давление, которое материал труб или арматуры может выдерживать в процессе длительной эксплуатации при определенной температуре. Для труб, арматуры и соединений из углеродистой стали условное давление соответствует допускаемому рабочему давлению при тем пературе проводимой среды до 200° С, а для труб, арматуры и соеди нений из меди, бронзы и латуни — при температуре до 120° С. При температурах выше указанных наибольшее рабочее давление должно быть меньше условного (табл. 1 и 2). Условные давления для труб и арматуры обозначаются символом ру с указанием давления. Для
18
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 1 |
|
|
Допускаемые давления, |
кгс/см2, для труб и арматуры из углеродистой стали |
|
|
||||
Давление |
|
Давление рабочее (наибольшее) Ppag при температуре среды, °С |
|
Давление |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|||
условное Ру |
до 200 |
250 |
300 |
350 |
400 |
425 |
450 |
пробное рпр |
|
|
|
|
|||||||
1 |
|
1 |
1 |
1 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
2 |
2,5 |
|
2,5 |
2,3 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,4 |
1,1 |
4 |
4 |
- |
4 |
3,7 |
3,3 |
2,9 |
2,6 |
2,3 |
1,8 |
6 |
6 |
5 |
5,5 |
5,0 |
4,4 |
3,8 |
3,5 |
2,7 |
9 |
|
10- |
|
10 |
9,2 |
8,2 |
7,3 |
6,4 |
5,8 |
4,5 |
15 |
16 |
|
16 |
15 |
13 |
12 |
10 |
9 |
7 |
24 |
25 |
|
25 |
23 |
20 |
18 |
16 |
14 |
11 |
38 |
40 |
|
40 |
37 |
33 |
30 |
28 |
23 |
18 |
60 |
64 |
|
64 |
59 |
5 |
47 |
41 |
37 |
29 |
96 |
|
|
|
|
|
Таблица 2 |
Допускаемые давления, кгс/см2, для труб и арматуры из меди, бронзы и латуни |
|||||
Давление условное |
Давление рабочее (наибольшее) Ppag при температуре |
|
|||
|
среды, °С |
|
|
Давление |
|
РУ |
до 120 |
200 |
|
250 |
пробное рпр |
|
|
||||
|
|
|
|||
1 |
1 |
1 |
|
0,7 |
2 |
2,5 |
2,5 |
2 |
|
1,7 |
4 |
1 |
4 |
3,2 |
|
2,7 |
6 |
6 |
6 |
5 |
|
4 |
9 |
10 |
10 |
8 |
|
7 |
15 |
16 |
16 |
13 |
|
11 |
24 |
25 |
25 |
20 |
|
17 |
38 |
40 |
40 |
32 |
~ |
27 |
60 |
64 |
64 |
— |
-- |
96 |
судовых трубопроводов принят следующий ряд условных давлений:
Ру «*0,1 МПа (1 кгс/см2); |
ру |
0,25 |
МПа (2,5 |
кгс/см2); |
pv |
|||
^ |
0,4 МПа (4 кгс/см2); ру |
1 |
МПа |
(10 |
кгс/см2); |
р ^ 1,6 |
МПа |
|
(16 |
кгс/см2); /?у я«2,5 МПа |
(25 |
кгс/см2); р |
<=» 4 МПа (40 кгс/см2); |
||||
ру |
10 МПа (100 кгс/см2); |
ру яа 20 МПа (200 кгс/см2). |
|
|||||
|
Элементы |
трубопроводов •— трубы, |
соединения |
и арматура — |
||||
изготовляются |
по техническим |
условиям |
соответствующих |
ГОСТ |
и ограничительных нормалей, в которых также указаны материал элементов, их размеры и область применения.
§ в. Материалы для изготовления труб
Для трубопроводов судовых систем и систем судовых энергети ческих установок применяются трубы стальные, медные, медноникелевые, латунные, биметаллические, из алюминиево-магние вых сплавов, пластмассовые. Трубы большого диаметра системы охлаждения забортной водой изготовляют из медных листов, кото рые вальцуют и сваривают. Для труб систем вентиляции, имеющих прямоугольное сечение, используют тонколистовой материал из стали или алюминиевого сплава.
На судостроительный завод поступают прямые трубы-заготовки, которые в процессе обработки подвергаются гибке, отрезке, приварке соединительных деталей, пригонке. Качество труб и область их при
менения определяются способом изготовления труб на металлурги ческих заводах.
Стальные трубы различают сварные и бесшовные. Сварные трубы по способу получения сварного шва делятся на сваренные внахлестку
на прокатном стане (водогазопроводные трубы) и электросварные.
Бесшовные трубы подразделяют на горячекатаные и холодно тянутые. Первые изготовляются путем раскатки цилиндрической заготовки в трубную заготовку с последующей прокаткой ее на тру бопрокатных станах. Горячекатаные трубы имеют несколько шеро ховатую наружную поверхность с мелкой вдавленной окалиной. Холоднотянутые трубы представляют собой горячекатаные трубы, прошедшие дополнительный процесс волочения в волочильных ста нах, отжиг и травление; поверхность этих труб гладкая и чистая.
Медные трубы выполняют бесшовными, холоднотянутыми или прессованными. Трубы из биметалла (сталь—медь) изготовляют ме тодом ^совместной прокатки стальной заготовки с вставленной в нее
медной гильзой. Плакировочный слой меди имеет толщину 0,6— 0,8 мм.
Трубы для трубопроводов систем проектировщики выбирают в зависимости от проводимой среды, ее давления и температуры. Выбор материала арматуры для трубопроводов систем зависит от температуры рабочей среды.
20