Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 20

Материалы прокладок для трубопроводов

Предельные параметры рабочей среды

Материал прокладки

Рабочая среда трубопро­

 

 

водов

условное

 

 

темпера­

 

 

давление,

 

 

МПа

тура, °с

 

 

(кгс/см2)

 

Паронит

Прессшпан

Резина с- тканевой прокладкой

Фибра марки «Флак»

Картон асбестовый с латунной сеткой

Фторопласт

Мягкая сталь 05кп, 08кп

Медь М3

Пар насыщенный и перегре­

6,4 (64)

400

тый, вода забортная и прес­

 

 

ная

мытьевая,

выпускные

 

 

газы, воздух

 

 

 

Вода питьевая, нефть, мазут,

0,6 (6)

90

масло, соляр, бензин, ке­

 

 

росин

 

 

 

Вода

питьевая

и пищевые

1,0(10)

(-3 0 )+

среды, рассол

 

 

+ (+50)

Нефть, мазут, масло, соляр,

1,0 (10)

80

дизельное топливо

 

 

Выпускные газы

 

300

Масло, вода забортная и прес­

4 (40)

(-5 5 )+

ная мытьевая, огнегаситель­

 

+ (+55)

ная жидкость

 

 

 

Пар перегретый,

вода

10 (100)

470

Пар перегретый, сжатый воз­

30 (300)

250

дух,

вода

 

 

 

Таблица 21

 

Материал уплотнительных набивок

 

 

 

 

Предельные параметры

 

 

 

Набивка

рабочей среды

 

 

 

давление,

 

Рабочая среда

 

 

температура,

 

 

 

 

 

 

МПа

 

 

 

 

°С

 

 

 

 

(кгс/см2)

 

 

 

 

 

 

 

Бумажная

сухая

0,6 (6)

60

Пресная вода

Бумажная пропитанная

1,6 (16)

60

Масло

 

Пеньковая

просаленная

2,5 (25)

60

Забортная вода, воз­

Асбестовая

пропитанная

4,0 (40)

300

дух,

нефть

Пар,

горячая вода

Асбестовая

сухая прографи-

3,2 (32)

400

Пар

 

ченная

 

 

 

 

 

Асбестовая

проволочная

 

400

Выпускные газы

 

 

 

170


Сальники арматуры набивают (табл. 21) плетеным шнуром, изготовляемым из просаленной пеньки, прографиченного асбеста и бумажной набивки. Пеньковые набивки применяют для арматуры трубопроводов водяных, воздушных и нефтяных систем; асбестовые — для паровых и бумажную набивку — для масляных систем.

§29. Требования, предъявляемы е

нмонтаж у систем

Кмонтажу судовых систем предъявляются следующие основные технические требования.

Трубы, отправляемые на монтаж, должны быть скомплектованы

ипроверены ОТК. (проверяется сопроводительная документация, маркировка труб, наличие клейм ОТК, изоляция труб). Трубы ответственного назначения должны иметь паспорта и акты.

При монтаже трубопроводов из заранее подготовленных сбо­ рочно-монтажных узлов или стандартных элементов (колен и пря­ мых участков) на судно подаются собранные в цехе узлы труб.

Транспортировка труб и арматуры и погрузка их на судно должны производиться в специальных контейнерах; стальные и медные

трубы следует транспортировать отдельно.

Не допускается сосредоточение в одном месте соединений ряда трубопроводов. Арматура и разъемные соединения труб должны быть доступны для обслуживания, сборки и разборки. Трубы, проходящие в районах установки обрудования, в проходах, под погрузочными люками и в других местах, где возможно их поврежде­ ние, необходимо защищать временным деревянным настилом. Мон­ тируемый трубопровод не должен перекрывать лазы, горловины

исходы; необходимо обеспечивать удобство обслуживания арматуры

ивозможность ремонта систем. Нужно следить за тем, чтобы не образовывались застойные зоны и мешки. Отстояние трубопроводов

между собой и от изделий насыщений должно быть, как правило, не менее 10 мм. При панельной прокладке трубопроводов диаметром до 45 мм и креплении их общими подвесками укладка труб может производиться с минимальными зазорами.

Трубопроводы с температурой рабочей среды свыше 100° С, проходящие под обрешетником, необходимо прокладывать в самой верхней части, вблизи обрешетника. Зазор между настилом трюма и трубами, необходимый для очистки и окраски, предусматривается не менее 100 мм. Расстояние между поверхностью изоляции труб и деревянными переборками, а также другими пожароопасными предметами должно быть не менее 50 мм. Отстояние труб и арматуры паровых систем от электрокабелей, имеющих максимальную рабочую температуру жил 65° С, должно быть не менее 100—500 мм (в зави­ симости от рабочей среды трубопроводов).

Арматуру и разъемные соединения трубопроводов, транспорти­ рующих жидкости, пар и газы, не разрешается располагать над койками, приборами и электроаппаратурой. Рекомендуется раз-

171


мещать их так, чтобы они были доступны для обслуживания, сборки и разборки.

Для облегчения осмотра, ремонта и замены переборочных и палубных стаканов, арматуры и труб, расположенных за изоляцией и зашивкой переборок и подволоков, предусматриваются съемные щиты.

При монтаже необходимо проверить выполнение требований к прокладке труб, изложенных при рассмотрении операции съемки шаблонов.

При окончательной сборке фланцевых соединений труб междусобой, с фланцами механизмов и аппаратов, со стаканами, наварышами и другими деталями должны быть обеспечены равномерное обжатие прокладок и нормальная затяжка болтов и шпилек. Болты и шпильки затягивают постепенно, поочередно на диаметрально противоположных сторонах фланца. Кромка прокладок не должна перекрывать внутреннее сечение труб и арматуры. Применение прокладок, не охватывающих всей уплотнительной поверхности, не допускается. Головки крепежных болтов и гаек должны плотно прилегать к поверхности фланцев. Длина выступающих над гайками

концов болтов должна находиться в пределах, предусмотренных табл. 22.

Таблица 22

Длина выступающих над гайками концов болтов

Диаметр

Шаг резьбы,

Количество

резьбы, мм

мм

выступающих

 

 

ниток

До 8

0,4—1,25

1—5

10— 22

1,5—2,5

1—4

24—48

2,5—5,0

1—3

^Подвески, опоры, хомуты, крепежные детали и крепеж соедине­

ний трубопроводов должны иметь защитное антикоррозионное покры­ тие (цинкование, фосфатирование, покрытие грунтом или минераль­ ными маслами; крепежные детали из алюминиевых сплавов проходят оксидирование или грунтовку). Виды покрытий указываются в мон­ тажных чертежах. Крепежные детали фланцевых соединений трубо­ проводов, расположенных вне судовых помещений, как и крепеж, не имеющий защитных покрытий трубопроводов горячей среды,

покрывают графитовой смазкой, приготовленной на минеральном масле или керосине.

В местах контакта деталей из алюминиевых сплавов со стальными следует применять тиоколовую ленту, полиизобутилен. Для уплот­ нения резьбовых соединений используют пеньковую или льняную обмотку на густотертом сурике или белилах.

Переборочные стаканы со стальными фланцами, находящиеся в непосредственном контакте с приварышами из алюминиевых сплавов, должны быть оцинкованы или фосфатированы полностью

172


Т а б л и ц а 2 3

Допускаемые отклонения при сборке соединений труб, мм (не более)

 

Штуцер­

Фланцевые соединения с условным

Вид отклонения

ные

 

проходом

 

соедине­

<100

100-200

200-400

>400

 

ния

Непараллельность уплотни-

0,5

2 ,0

3,0

3,0

3,0

тельных поверхностей

_

1,0

 

 

3,0

Несоосность концов труб

2,0

2,0

Монтажный зазор (натяг) ме­

 

 

 

 

 

жду уплотнительными по­

 

 

 

 

 

верхностями для труб:

 

1,0

1,5

 

 

прямых

1,0

2 ,0

2,0

с погибами

5,0

5,0

4,0

3,0

3,0

из секторов

3,0

3,0

3,0

и покрыты грунтом. Для трубопроводов морской воды из медных или медно-никелевых труб стальные переборочные стаканы уста­ навливают с медно-никелевой облицовкой по специальным чертежам. Крепежные детали, находящиеся в контакте с морской водой, сле­

дует кадмировать.

Совмещение концов труб при сборке должно выполняться без усилий, приводящих к пластическим деформациям труб и арматуры. Допускаемые отклонения указаны в табл. 23. Излом труб, имеющих штуцерные и муфтовые (резьбовые) соединения, не допускается.

Муфтовые соединения собирают с льняной или пеньковой под­ моткой на густом сурике или белилах. При этом резьбу по всей длине покрывают суриком или белилами для предохранения от коррозии до окончательной окраски. Муфты на концы труб должны быть навернуты на одинаковое количество ниток резьбы с отклоне­ нием в пределах одной-двух ниток на сторону.

При использовании дюритовых соединений монтаж труб про­ изводят без применения рычагов и других механических приспо­ соблений. Концы труб должны свободно центрироваться от руки без перекосов и смещений. Зазор между концами труб (под муфтой) не должен превышать 4—5 мм. Стягивающие хомуты располагают на расстоянии не менее 10 мм от торца муфты. Допускаемый натяг дюритовых муфт при надевании их на концы труб не должен пре­ вышать 1—2 мм. Длина дюритовой муфты зависит от диаметра труб и колеблется в пределах 70—200 мм (табл. 24).

Для латунных фланцев с уплотнением типа «выступ—впадина» зазор по наружным кромкам колец фланцев предусматривается

не менее 1 мм.

Подвески на трубы устанавливают поверх изоляции, за исклю­ чением труб, изолируемых формованными изделиями или мастич­ ными материалами. В последних случаях подвески ставят на трубы до их изоляции. При установке подвесок на изоляцию необходимо учитывать усадку изоляционных материалов, составляющую 12—32% в зависимости от вида материала (асботкань 12—15%, асбопухшнур

173