Файл: Алексеев Н.И. Трубопроводчик судовой учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
28—32%, асбомагнезиальный шнур 25—30%, войлок 25—30%). Для плотного прилегания подвесок к трубам применяют прокладки под подвески. При этом должна быть исключена вибрация. Для труб, изолируемых асбестовой тканью, асбестовым шнуром или войлоком с обивкой тканью, допускается установка подвесок поверх изоляции без прокладок.
Таблица 24
Длина дюритовых муфт в зависимости от диаметра соединяемых труб
Наружный |
Условный проход |
Длина дюритовой |
|
диаметр трубы, |
|||
арматуры, мм |
муфты, мм |
||
мм |
|||
|
|
||
12—32 |
10—25 |
68—70 |
|
35—57 |
3 5-50 |
76—78 |
|
65—89 |
60—80 |
83—85 |
|
105—133 |
100—125 |
194—196 |
|
155—159 |
150 |
210 |
Подвески на трубах следует располагать в местах наибольшего сосредоточения нагрузок: вблизи арматуры и путевых соединений труб, в местах перехода прямых участков в погибы, вблизи гибких вставок и т. п. Расстояние между соседними подвесками должно быть в пределах 1,0—2,5 м. Количество подвесок и места их уста новки определяются чертежом.
Приводы к арматуре устанавливают в соответствии с монтажными чертежами и пригоняют по месту с соблюдением допустимых углов наклона. Смонтированные приводы должны быть удобны в обслужи вании, обеспечивать полное закрытие и открытие арматуры, работать плавно, без рывков и заеданий. Наибольшее расстояние между опорами приводов вращения не должно превышать 3 м — для гори зонтальных участков привода и 4 м — для участков привода, распо ложенных наклонно или вертикально.
После монтажа приводы должны быть опробованы в работе, отрегулированы, смазаны, подогнаны и застопорены. Смонтирован ные приводы должны быть надежны в работе, их движущиеся части не должны соприкасаться с корпусными конструкциями или пред метами оборудования. Тросиковые приводы устанавливают так, чтобы ось троса совпадала с плоскостью вращения каждого ролика. Напряжение троса не должно вызывать перекосов и заедания роли ков. Тросиковый привод, следует располагать в местах, затруднен ных для доступа. При прохождении привода в доступных местах трос защищают кожухом или заключают в трубу.
Применение б е с ф л а н ц е в ы х с в а р н ы х стыковых соединений должно осуществляться с соблюдением следующих требований. Расположение монтажных сварных стыков соединений труб должно обеспечивать возможность качественного выполнения
174
сварки в судовых условиях. Отстояние мест сварных стыков от соседних трубопроводов и корпусных деталей предусматривается не менее 80—500 мм. Расстояния должны устанавливаться при проектировании. Сборку сварных стыков монтажных соединений под прихватку^производят с помощью центрующих и стягивающих приспособлений, обеспечивающих необходимую точность.
Применяются сварные соединения встык (без подкладного кольца, с подкладным неудаляемым кольцом, муфтовое) и внахлестку (с раз дачей одного конца трубы). Соединения встык без подкладного кольца и с подкладным неудаляемым кольцом рекомендуются для труб паровых систем и напорно-питательных трубопроводов при рабочем давлении более 1 МПа (10 кгс/см2); остальные типы соеди нений для трубопроводов судовых систем и труб паровых систем при рабочем давлении, не превышающем 1 МПа (10 кгс/см2).
При сварке стыкового соединения без подкладного кольца целе сообразно применять сварку малым калибром по всему периметру за два прохода. Подкладные неудаляемые кольца прихватывают к одному из концов трубы до монтажа. Муфты до монтажа прива ривают к одному из концов труб. Целесообразно приваривать к тому концу трубы, приварка к которому на судне будет затруднена. При сварке тонкостенных труб с муфтовыми соединениями следует применять толстостенные муфты. При этом дуга должна быть напра влена на толстую кромку муфты, что позволит вести сварку очень короткой дугой с большей скоростью, не опасаясь прожога.
При использовании соединений внахлестку необходимо, чтобы свободный конец трубы входил в конец трубы, имеющий раздачу, до упора. Типы швов и способы сварки соединений выбираются проектирующей организацией в зависимости от ответственности и условий^работы трубопроводов. Конструктивные элементы сварных
соединений указываются в соответствующих отраслевых нор малях.
Медные и медно-никелевые трубы соединяются внахлестку или встык. При соединении труб внахлестку один из концов труб раз дается; длина перекроя выбирается равной 15—20 мм. Соединение труб встык выполняется на удаляемой или остающейся подкладке с раздачей концов труб или без нее. Ширина подкладного кольца 30— 40 мм (в соединениях с раздачей концов труб) и 15—20 мм (в соедине ниях без раздачи концов труб). В случае использования толстостен ных труб (с толщиной стенки более 4—5 мм) применяется соединение труб встык с разделкой их кромок. Зазор между концами труб при сварке встык зависит от толщины стенки труб (табл. 25).
Стальные трубы соединяются также внахлестку или встык. Длина перекроя при соединении стальных труб внахлестку в зави симости от диаметра труб берется равной 10—50 мм. Соединение труб встык производится с помощью муфты длиной 20—100 мм (муфтовое соединение) на подкладном неудаляемом кольце или без него. Кромки труб разделываются. Без разделки кромок свариваются лишь тонкостенные трубы (с толщиной стенки 2—2,5 мм). Зазоры между концами труб при сварке труб встык приведены в табл. 26.
175
Правильность монтажа систем и соответствие их расположения монтажному чертежу контролируются ОТК внешним осмотром, обмером и проверкой документации. Качество сборки соединений проверяют выборочно, путем контрольной разборки. Одновременно проверяют качество прокладок и их размеры.
Таблица 25
Зазор между концами труб, мм, при стыковой сварке
Толщина |
|
Медно-никелевые |
|
стенки трубы, |
Медные трубы |
||
трубы |
|||
мм |
|
||
|
|
||
1—2 |
0— 1 |
0— 1 |
|
2,5—3,5 |
1—2 |
1—2,5 |
|
4—5 |
1,5—2,5 |
3—4 |
|
6—7 |
2—3 |
— |
|
8— 10 |
3—4 |
___ |
|
15 |
4—5 |
— |
Надежность крепления подвесок испытывают на выбор обстуки ванием ручником массой до 0,5 кг (для крепления на сварке) или усилием от руки (для закрепленных на заклепках, болтах, винтах).
Кроме того, затяжку болтов и винтов проверяют ключом или от верткой.
|
|
|
|
Таблица 26 |
|
Зазор |
между концами труб |
|
|
при стыковой |
сварке стальных труб, мм |
|||
Толщина |
|
|
Соединение |
|
|
|
на |
без |
|
стенки трубы, |
муфтовое |
|||
мм |
подкладном |
подкладного |
||
|
|
|
кольце |
кольца |
2— |
2,5 |
|
2+ 1 |
0,5+°-5 |
3—8 |
|
10 |
2 + 1—2.5+1 |
1+0,5 |
8— 14 |
|
|
3 + 1 |
2+0.5_2 + 1 |
16—20 |
|
|
5 -i |
2+1 |
Изоляцию систем проверяют внешним осмотром, измерением ее
толщины и контролем закрепления. |
|
|
К м о н т а ж у т р у б о п р о в о д о в |
п а р о в ы х |
с и |
с т е м предъявляется ряд дополнительных |
требований. Для |
ком |
пенсации температурного расширения трубопровод подвергают пред варительному монтажному натягу в холодном состоянии. Перед началом монтажа производят проверку возможности прокладки трубопровода в соответствии с монтажными чертежами, установки штатных опор и подвесок, компенсаторов, арматуры и приводов к ней, измерительных приборов. Тщательно проверяют расположе ние наварышей на переборках. Качество обработки присоединитель-
176
ных поверхностей фланцев, труб, арматуры и механизмов проверяют
по плите на краску. В случае необходимости производят их подшабривание.
Трубы и арматура перед монтажом осматриваются для того, чтобы убедиться нет ли в них грязи и посторонних предметов. Нужно удостовериться в том, что трубы испытаны, имеют необходимую техническую документацию и приняты ОТК. Качество материала
труб и арматуры должны точно соответствовать техническим усло виям рабочих чертежей.
Во время предварительной установки в местах монтажного натяга труб временно устанавливают кольцевые проставыши. Трубы-ком
пенсаторы растягивают после закрепления трубопровода с помощью специальных удлиненных болтов.
При монтаже выдерживают строгие требования по нормам несоосности и непараллельное™. Допуск на непараллельное™ при соединительных поверхностей фланцевых соединений составляет 0,2 мм, на несоосность 1—2 мм. Зазор между поверхностями должен быть не более толщины штатной прокладки. При подгонке допу скается подгибка труб с подогревом на месте.
После предъявления трубопровода ОТК производят окончатель ную сборку соединений на штатных болтах, шпильках и прокладках (зубчатых металлических или спирально навитых). Трубопровод устанавливают на штатных опорах и подвесках. Затяжку пружин подвесок выполняют в соответствии с указаниями в чертеже. Резьбу болтов и шпилек смазывают графитом, разведенным машинным маслом. Для затяжки фланцевых соединений используют специаль ные ключи, тарированные на определенное усилие. Обжатие болтов производят постепенно с неоднократным крестообразным обходом.
М о н т а ж т р у б , и з г о т о в л е н н ы х по э с к и з а м и ч е р т е ж а м с к о о р д и н а т а м и т р а с с т р у б о п р о в о д о в , имеет свои особенности.
Перед отправкой на судно трубы и арматура должны быть сгруп пированы по технологическим комплектам. Изогнутые заготовки забойных труб, пригонка которых выполняется по шаблонам или макетам, должны быть отделены и переданы на пригоночный участок цеха.
При монтаже трубопроводов по чертежам с координатами трасс следует строго соблюдать последовательность их установки на судне в соответствии с технологическим графиком. В первую очередь монтируют трубы, изготовленные по эскизам, после чего могут быть сняты шаблоны на трубы, изготовляемые по месту.
Предварительная сборка труб на судне должна осуществляться по монтажному чертежу в полном соответствии с графическим их изображением и соблюдением размеров относительно базовых кор пусных конструкций. Пригонку забойных труб производят после предварительной установки на судне труб, изготовленных в цехе. Пригонку выполняют прирезкой по контурным шаблонам (разметка труб и обрезка их концов), прирезкой на судне или по макетам (для труб диаметром более 100 мм).
12 Н. И. Алексеев |
177 |
Таблица 27
Допустимые отклонения трасс трубопроводов от заданных координат
|
|
В |
плоскости |
В |
плоскости, |
|
Контролируемые участки |
перпендикулярной |
|||||
проекции чертежа, |
||||||
|
проекции |
|||||
|
|
|
мм |
|
||
|
|
|
чертежа, мм |
|||
|
|
|
|
|||
Клапанные коробки, детали крепления |
20 |
|
10 |
|||
арматуры и панелей |
|
|
|
|
||
Магистральные трубы в панелях |
трассы |
30 |
|
20 |
||
Индивидуальные |
магистрали и |
40 |
|
20 |
||
труб |
|
|
|
|
|
|
Ответвление от |
магистралей, |
трубы |
60 |
|
40 |
|
в районе патрубков механизмов и тру |
|
|
|
|||
бы, расположенные в верхних ярусах |
|
|
|
|||
трюма |
|
|
|
|
|
|
После предварительной |
установки |
и окончательного монтажа |
на судне трубопроводы принимаются ОТКДля трубопроводов, из готовленных по эскизам, кроме обычных требований контролируют также соответствие их установки координатам монтажного чертежа. Допустимые отклонения координат трасс не должны превышать значений, приведенных в табл. 27. Контролю ОТК подлежат только координаты, обозначенные на чертеже, отсчитываемые от материаль ных баз — фундаментов механизмов, переборок, настилов, видимых деталей набора.
Г л а в а VI
ИСПЫТАНИЕ И ПРОВЕРКА СИСТЕМ В ДЕЙСТВИИ
§ 30. Испытание систем на плотность
После приемки ОТК систем по внешнему виду и расположению производится их гидравлическое испытание на плотность. Перед испытанием трубопроводы отсоединяют от механизмов, аппаратов, цистерн, с которыми не предусматривается совместное испытание. При заполнении трубопровода водой должны быть приняты меры, предотвращающие образование воздушных мешков. Краны и бо бышки, расположенные в верхних участках трубопровода, следует держать открытыми. Для подвода воды рекомендуется использовать ответвительные штуцера или отростки, размещенные посредине испытываемого участка. Трубопровод, заполненный водой, соеди
няют с пневматическим насосом, работающим от заводской воздуш ной магистрали.
178