ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, где ОТ — оплата труда наемных работников, т.е. сумма начисленной заработной платы (включая отчисления на социальное страхование); ВПЭ — валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы; Представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанной с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт; ЧНПР — чистые налоги на производство, т.е. налоги на производство за вычетом соответствующих субсидий. Налоги на производство включают налоги на продукты и другие налоги на производство (налоги на землю, строения, транспортные средства и т.п.); ЧНИ — чистые налоги на импорт (налоги за вычетом субсидий)
ОФСГ = (ОФНГ + ОФКГ) / 2, где ОФСГ — учетная стоимость основных фондов; ОФНГ – учетная стоимость основных фондов на начало года; ОФКГ – учетная стоимость основных фондов на конец года.
К обновл. = СТввед. / СТГкон., где К обновл. – коэффициент введения (обновления) основных имущественных средств за год; СТввед. – стоимость средств, введенных на баланс до конца отчетного года; СТГкон – стоимость активов к концу исследуемого года.
Суммарный товарооборот = ТО1 + ТО2 + ТО3 + … ТОn
Статистика изучает население и как социальную, и как экономическую категорию.
«Данные о населении (его численности, составе, размещении, занятости, закономерностях воспроизводства) имеют большое научное и практическое значение. С экономическими преобразованиями, проводимыми в стране, возрастают потребности в разносторонних и детальных сведениях о состоянии и развитии демографических процессов, повышается значимость социального аспекта этих сведений.»
Эффективность процесса регионального управления представляет собой:
1) либо оценку меры способности данной программы управленческих воздействий (данной совокупности органов управления, взаимодействий между ними и их влияния на ход воспроизводственных процессов на территории) обеспечить достижение целей развития территории;
2) либо оценку меры затрат ресурсов и усилий, расходуемых системой территориального управления для достижения целей регионального развития, взятую по отношению к какому-то иному возможному устройству такой системы.
«Количественной мерой эффективного регионального управления в первом смысле может служить набор показателей, характеризующих приближение региона к нормативным значениям параметров, отражающих цели его развития. Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов первого ранга (субъекты федерации) используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, показатели уровня жизни и состояния рынка труда, финансовая обеспеченность, стоимость основных фондов региона, динамика и объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем инвестиций в основной капитал. Для межрегиональных сопоставлений эти данные берутся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого (ВРП на душу населения, инвестиции на душу населения, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, объем розничного товарооборота на душу населения, финансовая обеспеченность на душу населения, основные фонды отраслей экономики на душу населения и др.). Стоимостные показатели сопоставляются с темпами инфляции» [18].
«В ходе анализа развития региона как элемента социально-экономической системы страны выявляется историческая преемственность его внешних функций, степень асимметричности регионального развития, особенности экономико-географического положения и природно-ресурсного потенциала, роль региона в развитии национальной экономики и системе расселения».
«Анализ экономического развития региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта предполагает: анализ общего уровня развития, анализ структуры экономики региона и уровня развития важнейших отраслей экономики (анализ структуры и динамики промышленного производства; система показателей эффективности производства (производительность труда, фондоемкость и фондоотдача, эффективность капитальных вложений, капиталоотдача, материалоемкость и энергоемкость отраслей материального производства); анализ эффективности функционирования АПК, сферы услуг), анализ финансового положения региона, анализ структуры, динамики, источников инвестиций в основной капитал, оценка экспортного потенциала и межрегиональных внешне-экономических связей».
«Анализ социального развития включает в себя характеристику ситуации в сфере занятости, сравнительную оценку качества жизни населения региона, индекс качества жизни, индекс развития человеческого потенциала. Важность сравнительной оценки качества жизни населения определяется высоким влиянием на социально-психологический климат в регионе субъективных оценок о минимально необходимом уровне удовлетворения потребностей». Таким образом, основными показателями, характеризующими социальное развитие, являются:
• среднемесячная заработная плата
• численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня;
• динамика и уровень розничного товарооборота;
• уровень заболеваемости населения;
• численность зарегистрированных безработных.
«Общий уровень экономического развития определяется по показателю производства ВРП, объемам инвестиций на душу населения, стоимостью основных фондов на душу населения. Важными элементами анализа ВРП являются:
«ВРП может быть рассчитан производственным, распределительным методом и методом конечного использования. В России в качестве основного способа исчисления ВРП применяется производственный метод, основанный на предварительном определении валовой добавленной стоимости по отраслям или секторам экономики».
«Невозможность прямого сравнения показателей объемов производства и добавленной стоимости не позволяет, в частности, оценивать роль малых предприятий в ВРП на основе российской статистики. Росстат/Тоскомстат России публикует не добавленную стоимость, произведенную малыми предприятиями, а выпуск товаров (работ, услуг) малыми предприятиями. Соотношение выпуска товаров (работ, услуг) малыми предприятиями и ВРП отнюдь не является показателем реальной роли малых предприятий в ВРП (как это нередко говорится в ряде публикаций), роль малых предприятий в этом случае, естественно, завышается».
«Расчет ВВП методом конечного использования по России в целом проводится по схеме:
ВВП = КП + ВН + (Э - И),
где КП — конечное потребление материальных благ и услуг, которое складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
ВН — валовое накопление, равное сумме валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и чистых покупок земли и нематериальных активов (патентов, лицензий и т.п.);
(Э — И) — чистый экспорт товаров и услуг, т. е. экспортно-импортное сальдо товаров и услуг».
В региональном разрезе устанавливается лишь объем конечного потребления и отдельные элементы валового накопления.
«Еще большие трудности связаны с расчетом ВРП по доходам (т.е. распределительным методом). По экономике в целом исчисление ВРП этим методом проводится по формуле:
ВРП = ОТ + ВПЭ + ЧНПР + ЧНИ,
где ОТ — оплата труда наемных работников, т.е. сумма начисленной заработной платы (включая отчисления на социальное страхование);
ВПЭ — валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы; Представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанной с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт;
ЧНПР — чистые налоги на производство, т.е. налоги на производство за вычетом соответствующих субсидий. Налоги на производство включают налоги на продукты и другие налоги на производство (налоги на землю, строения, транспортные средства и т.п.);
ЧНИ — чистые налоги на импорт (налоги за вычетом субсидий)».
«Сумма ВРП по всем субъектам РФ не равна общему объему ВВП, так как в состав ВВП включаются расходы, которые не могут быть распределены по регионам. Это относится к расходам Федерального бюджета на оборону, на функционирование Федеральных органов исполнительной власти. Трудно учесть по регионам производство услуг финансовых посредников. Банк или его филиал, находящийся в одном регионе, может обеспечивать финансовое посредничество на всей территории страны. В результате территориальные органы статистики не располагают информацией, необходимой для точного учета таких услуг в региональном разрезе. Таким образом, сумма ВРП по субъектам РФ меньше общего объема ВВП России на величину указанных выше элементов, не распределяемых по регионам».
Трудность расчета ВРП состоит в сложности разделения государственного и регионального уровней в части разделения экономических субъектов, действующих на территории на резидентов и нерезидентов, различия между которыми не до конца отображаются в статистике учета доходов и потребления.
«В целом разработка системы региональных счетов встречает следующие трудности.
1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.), или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.).
2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов. В системе региональных счетов отдельного региона должна отражаться только деятельность резидентов. Так доходы приезжающих в Омск на заработки, должны отделяться от доходов постоянных жителей города. Пока доходы учитываются по территории в целом, без деления на резидентов и нерезидентов.
3. Учет ввоза и вывоза товаров и услуг, а также движения денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, хотя степень открытости региональной экономики гораздо выше».
Методика расчета ВРП в целом совпадает с правилами вычисления ВВП в масштабах всей России. Она базируется на схеме межотраслевого баланса, необходимого для сведения воедино конечного выпуска всех отраслей и вычитания их промежуточного потребления (являющегося конечными результатами деятельности соответствующих отраслей-поставщиков).
«В идеальном случае ВРП рассчитывается путем простого сбора и суммирования данных о конечной продукции и промежуточном потреблении по всем предприятиям. На практике вычисление ВРП осуществляется на базе громоздких таблиц «затраты — выпуск». Это связано с тем, что по многим отраслям и категориям предприятий отсутствует исчерпывающая информация о произведенной ими добавленной стоимости. В результате Росстат/Госкомстат России использует различные методики досчета, которые по объективным причинам не слишком точны. Более того, для повышения полноты сведений могут использоваться разные источники, содержащие противоречивые данные. Таким образом, таблицы «затраты — выпуск» позволяют провести количественное согласование всех показателей, используемых при расчете ВРП. Эти таблицы имеют и самостоятельное аналитическое значение для вычисления дефляторов и составления прогнозных и ретроспективных расчетов различных показателей» [16].
-
Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости c учетом переоценки осуществленной на конец года, млн. руб.
ОФСГ = (ОФНГ + ОФКГ) / 2, где ОФСГ — учетная стоимость основных фондов; ОФНГ – учетная стоимость основных фондов на начало года; ОФКГ – учетная стоимость основных фондов на конец года.
-
Поступление новых основных фондов, млн. руб.
К обновл. = СТввед. / СТГкон., где К обновл. – коэффициент введения (обновления) основных имущественных средств за год; СТввед. – стоимость средств, введенных на баланс до конца отчетного года; СТГкон – стоимость активов к концу исследуемого года.
-
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млн. руб. -
Продукция сельского хозяйства, млн. руб. -
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. кв. м. -
Оборот розничной торговли, млн. руб.
Суммарный товарооборот = ТО1 + ТО2 + ТО3 + … ТОn
-
Объём платных услуг населению, млн. руб. -
Доходы бюджета области, млн. руб. -
Расходы бюджета области, млн. руб. -
Профицит – дефицит бюджета, млн. руб. -
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) в экономике, млн. руб. -
Инвестиции в основной капитал, млн. руб. -
Индекс потребительских цен на товары и услуги, %.
Статистика изучает население и как социальную, и как экономическую категорию.
«Данные о населении (его численности, составе, размещении, занятости, закономерностях воспроизводства) имеют большое научное и практическое значение. С экономическими преобразованиями, проводимыми в стране, возрастают потребности в разносторонних и детальных сведениях о состоянии и развитии демографических процессов, повышается значимость социального аспекта этих сведений.»
Эффективность процесса регионального управления представляет собой:
1) либо оценку меры способности данной программы управленческих воздействий (данной совокупности органов управления, взаимодействий между ними и их влияния на ход воспроизводственных процессов на территории) обеспечить достижение целей развития территории;
2) либо оценку меры затрат ресурсов и усилий, расходуемых системой территориального управления для достижения целей регионального развития, взятую по отношению к какому-то иному возможному устройству такой системы.
«Количественной мерой эффективного регионального управления в первом смысле может служить набор показателей, характеризующих приближение региона к нормативным значениям параметров, отражающих цели его развития. Анализ различных аспектов экономики региона проводится с целью диагностики проблем и разработки тактики и стратегии регионального развития. Для анализа экономики регионов первого ранга (субъекты федерации) используются в основном те же макропоказатели, что и для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, показатели уровня жизни и состояния рынка труда, финансовая обеспеченность, стоимость основных фондов региона, динамика и объем промышленного производства, оборот розничной торговли, объем инвестиций в основной капитал. Для межрегиональных сопоставлений эти данные берутся в расчете на душу населения, одного трудоспособного или занятого (ВРП на душу населения, инвестиции на душу населения, соотношение среднедушевых доходов и среднедушевого прожиточного минимума, объем розничного товарооборота на душу населения, финансовая обеспеченность на душу населения, основные фонды отраслей экономики на душу населения и др.). Стоимостные показатели сопоставляются с темпами инфляции» [18].
«В ходе анализа развития региона как элемента социально-экономической системы страны выявляется историческая преемственность его внешних функций, степень асимметричности регионального развития, особенности экономико-географического положения и природно-ресурсного потенциала, роль региона в развитии национальной экономики и системе расселения».
«Анализ экономического развития региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта предполагает: анализ общего уровня развития, анализ структуры экономики региона и уровня развития важнейших отраслей экономики (анализ структуры и динамики промышленного производства; система показателей эффективности производства (производительность труда, фондоемкость и фондоотдача, эффективность капитальных вложений, капиталоотдача, материалоемкость и энергоемкость отраслей материального производства); анализ эффективности функционирования АПК, сферы услуг), анализ финансового положения региона, анализ структуры, динамики, источников инвестиций в основной капитал, оценка экспортного потенциала и межрегиональных внешне-экономических связей».
«Анализ социального развития включает в себя характеристику ситуации в сфере занятости, сравнительную оценку качества жизни населения региона, индекс качества жизни, индекс развития человеческого потенциала. Важность сравнительной оценки качества жизни населения определяется высоким влиянием на социально-психологический климат в регионе субъективных оценок о минимально необходимом уровне удовлетворения потребностей». Таким образом, основными показателями, характеризующими социальное развитие, являются:
• среднемесячная заработная плата
• численность населения с денежными доходами ниже прожиточного уровня;
• динамика и уровень розничного товарооборота;
• уровень заболеваемости населения;
• численность зарегистрированных безработных.
«Общий уровень экономического развития определяется по показателю производства ВРП, объемам инвестиций на душу населения, стоимостью основных фондов на душу населения. Важными элементами анализа ВРП являются:
-
оценка источников формирования, -
анализ отраслевой структуры ВРП; -
оценка динамики производства ВРП, сравнение со среднероссийским уровнем».
«ВРП может быть рассчитан производственным, распределительным методом и методом конечного использования. В России в качестве основного способа исчисления ВРП применяется производственный метод, основанный на предварительном определении валовой добавленной стоимости по отраслям или секторам экономики».
«Невозможность прямого сравнения показателей объемов производства и добавленной стоимости не позволяет, в частности, оценивать роль малых предприятий в ВРП на основе российской статистики. Росстат/Тоскомстат России публикует не добавленную стоимость, произведенную малыми предприятиями, а выпуск товаров (работ, услуг) малыми предприятиями. Соотношение выпуска товаров (работ, услуг) малыми предприятиями и ВРП отнюдь не является показателем реальной роли малых предприятий в ВРП (как это нередко говорится в ряде публикаций), роль малых предприятий в этом случае, естественно, завышается».
«Расчет ВВП методом конечного использования по России в целом проводится по схеме:
ВВП = КП + ВН + (Э - И),
где КП — конечное потребление материальных благ и услуг, которое складывается из расходов на конечное потребление домашних хозяйств, органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства;
ВН — валовое накопление, равное сумме валового накопления основного капитала, изменения запасов материальных оборотных средств и чистых покупок земли и нематериальных активов (патентов, лицензий и т.п.);
(Э — И) — чистый экспорт товаров и услуг, т. е. экспортно-импортное сальдо товаров и услуг».
В региональном разрезе устанавливается лишь объем конечного потребления и отдельные элементы валового накопления.
«Еще большие трудности связаны с расчетом ВРП по доходам (т.е. распределительным методом). По экономике в целом исчисление ВРП этим методом проводится по формуле:
ВРП = ОТ + ВПЭ + ЧНПР + ЧНИ,
где ОТ — оплата труда наемных работников, т.е. сумма начисленной заработной платы (включая отчисления на социальное страхование);
ВПЭ — валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы; Представляют собой ту часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанной с оплатой труда наемных работников и чистых налогов на производство и импорт;
ЧНПР — чистые налоги на производство, т.е. налоги на производство за вычетом соответствующих субсидий. Налоги на производство включают налоги на продукты и другие налоги на производство (налоги на землю, строения, транспортные средства и т.п.);
ЧНИ — чистые налоги на импорт (налоги за вычетом субсидий)».
«Сумма ВРП по всем субъектам РФ не равна общему объему ВВП, так как в состав ВВП включаются расходы, которые не могут быть распределены по регионам. Это относится к расходам Федерального бюджета на оборону, на функционирование Федеральных органов исполнительной власти. Трудно учесть по регионам производство услуг финансовых посредников. Банк или его филиал, находящийся в одном регионе, может обеспечивать финансовое посредничество на всей территории страны. В результате территориальные органы статистики не располагают информацией, необходимой для точного учета таких услуг в региональном разрезе. Таким образом, сумма ВРП по субъектам РФ меньше общего объема ВВП России на величину указанных выше элементов, не распределяемых по регионам».
Трудность расчета ВРП состоит в сложности разделения государственного и регионального уровней в части разделения экономических субъектов, действующих на территории на резидентов и нерезидентов, различия между которыми не до конца отображаются в статистике учета доходов и потребления.
«В целом разработка системы региональных счетов встречает следующие трудности.
1. Распределение между регионами затрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономике (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.), или же не имеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.).
2. Разделение экономических субъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов. В системе региональных счетов отдельного региона должна отражаться только деятельность резидентов. Так доходы приезжающих в Омск на заработки, должны отделяться от доходов постоянных жителей города. Пока доходы учитываются по территории в целом, без деления на резидентов и нерезидентов.
3. Учет ввоза и вывоза товаров и услуг, а также движения денег. Статистика межрегионального обмена по своей полноте значительно уступает статистике внешней торговли, хотя степень открытости региональной экономики гораздо выше».
Методика расчета ВРП в целом совпадает с правилами вычисления ВВП в масштабах всей России. Она базируется на схеме межотраслевого баланса, необходимого для сведения воедино конечного выпуска всех отраслей и вычитания их промежуточного потребления (являющегося конечными результатами деятельности соответствующих отраслей-поставщиков).
«В идеальном случае ВРП рассчитывается путем простого сбора и суммирования данных о конечной продукции и промежуточном потреблении по всем предприятиям. На практике вычисление ВРП осуществляется на базе громоздких таблиц «затраты — выпуск». Это связано с тем, что по многим отраслям и категориям предприятий отсутствует исчерпывающая информация о произведенной ими добавленной стоимости. В результате Росстат/Госкомстат России использует различные методики досчета, которые по объективным причинам не слишком точны. Более того, для повышения полноты сведений могут использоваться разные источники, содержащие противоречивые данные. Таким образом, таблицы «затраты — выпуск» позволяют провести количественное согласование всех показателей, используемых при расчете ВРП. Эти таблицы имеют и самостоятельное аналитическое значение для вычисления дефляторов и составления прогнозных и ретроспективных расчетов различных показателей» [16].