Файл: [Karl_Gustav_YUng]_Arhetip_i_simvol(BookFi).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Я сознаю, что в рамках доклада мне удалось изложить лишь несколько общих соображений, да и то в сжатой и эскизной форме. Но я, пожалуй, вправе надеяться, что мои слушатели уже успели подумать о не сказанном мною, а именно о конкретном приложении всего этого к поэтико-художественному произведению, и тем самым наполнили плотью и кровью абстрактную скорлупу моей мысли.

ПРИМЕЧАНИЯ

Ученик Фрейда, К.Г. Юнг в своей "аналитической психологии" разделяет с фрейдовским психоанализом убеждение во вторичности повседневных проявлений душевной жизни и установку на обнаружение за ними первичной, бессознательной подоплеки. После разрыва с Фрейдом Юнг отыскивал эту психическую первореальность не в безликой сексуальной энергии - либидо, а в иерархии "архетипов" - универсальных образов, властвующих над человеческим сознанием (Фрейд назвал мистико-романтический символизм Юнга "метафизическими мечтаниями"). Архетипы, согласно Юнгу, в равной мере населяют сознание и гениев, и рядовых людей, и душевнобольных, а потому не могут служить критерием для отличения невротического бреда от гениальной фантазии. Юнг, как и Фрейд, признавал ограниченность научной психологии в деле анализа искусства. "Тайна творчества, подобно тайне свободы воли, - писал Юнг в статье "Психология и поэзия" (1930), - есть трансцендентальная проблема, не решаемая... в психологии... Творческий человек - загадка, разгадать которую люди будут на разных путях пытаться всегда, и всегда безуспешно". Это не мешало Юнгу все-таки снова и снова обращаться к художественному творчеству, что вообще характерно для психоаналитического движения.

Подход к бессознательному

"Подход к бессознательному" - последнее произведение К.Г. Юнга, которое он закончил незадолго до своей смерти в 1961 г. Данная работа открывает книгу "Человек и его символы", остальные главы книги написаны наиболее известными учениками Карла Юнга. Вышедшая в 1964 г., т.е. уже после его смерти, эта книга представляет собой популярное введение в созданную им аналитическую психологию. Перевод выполнен В.В. Зеленским по изданию: Man and his Symbols, ed. C.G. Jung. N.Y., 1964.

Мистическое участие - Юнг впервые использовал этот термин, заимствовав его у антрополога Леви-Брюля, в 1912 г. для обозначения таких отношений между субъектами, при которых один человек стремится добиться влияния на другого. Мистическое участие, или проективная идентификация, представляет собой вид психологической защиты, в особенности в детском возрасте, но встречается также и во взрослой патологии. В повседневной жизни мистическое участие может проявляться в ситуации, когда, скажем, два человека могут предвосхищать желания друг друга, заканчивать начатую другим мысль и т.п.


Комплекс - важное понятие аналитической психологии, основанное на опровержении идеи о "многоликости" личности. По определению самого Юнга "комплексы суть психические фрагменты, выделившиеся в отдельные констелляции образов и идей в результате психических травм или каких-либо конфликтов, одновременно несовместимых друг с другом тенденций". Комплексы влияют на поведение человека, как правило, сопровождаются известным аффектом вне зависимости от того, сознает ли их присутствие в себе человек или нет. Наличие комплексов у человека - явление вполне естественное и сами по себе комплексы являются необходимыми составляющими психической жизни.

Питекантроп Дюбуа - (от. греч. pithekoe - обезьяна и anthropos - человек), представитель группы древнейших людей-архантропов, костные останки которого найдены на о. Ява. Впервые скелетные остатки питекантропа были открыты в 1890-1892 гг. голландским ученым Эженом Дюбуа.

В начале века в ряде районов Северной Германии (в частности, в местечке Блейкел-лер) были обнаружены так называемые болотные трупы. Это были останки доисторических людей, либо утонувших в тамошних болотах, либо похороненных там. Местная болотная вода содержит гуминовую кислоту, растворившую кости и одновременно заду-бившую кожу, в результате чего кожа, а также волосы прекрасно сохранились. Произошел процесс естественной мумификации. Об этих находках и упоминает Юнг.

Экстраверт, интроверт - типы личности. Экстраверту присуще обращение интересов вовне, в окружающий его социальный и природный мир, к другим людям, в то время как интроверт в большей мере поглощен внутренними заботами, мыслями и чувствами собственного "Я". Данные понятия впервые были введены в научный оборот Юнгом.

Тень - термин введен Юнгом. Обозначает бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в своем сознании; сумма всех личностных психических элементов в силу несовместимости с избранным сознательным отношением их носителя, не допущенная к жизненному проявлению. Тень всегда выступает компенсатор-но по отношению к сознанию, следовательно, ее эффект может быть как негативным, так и позитивным.

Апокатастасис - всеобъемлющее просветление и возвращение к первозданному состоянию благости, окончательное восстановление всего и всех, несмотря на греховную природу происхождения и независимо от воли сотворенных существ.

Ориген (185-253) - античный философ и теолог, один из авторов учения об Апокатастасисе, окончательном "восстановлении" всякого творения в первоначальной чистоте, т.е., выражаясь церковным языком, его спасении.


Кватерность - один из архетипов, выделенных Юнгом. Образует логическую основу для любого сколь-нибудь целостного суждения, сводя ее к четырехкратности. К примеру, четыре времени года, четыре части света и т.д.

10 Коан - понятие из дзэн-буддистской практики. Означает краткий текст, содержащий неразрешимую проблему, который используется в беседе мастера с учеником в форме быстрых вопросов и ответов. Пример такого текста-коана. Мастер спрашивает ученика: "Если хлопнуть двумя руками, возникает звук. Каким будет звук, если хлопнуть одной ладонью?" Требуется быстрый ответ ученика.

Паттерн - функциональная единица, состоящая из различимых частей, но действующая как единое целое. Термин заимствован из психологии.

Раймунд Дуллш - философ, богослов, каталонский писатель. В тридцать лет оставил жизнь блистательного придворного и поэта, вступил в орден францисканцев, став миссионером. Проповедовал в Северной Африке, где, согласно легенде, претерпел мученическую смерть. Крупнейший знаток иудейской и мусульманской теологии, Луллий вился одним из родоначальников европейской арабистики.

Эмвсинские мистерии - религиозные празднества в Аттике (Др. Греция) в честь богинь Деметры и ее дочери Персефоны (Коры), культ которых относится к числу древнейших аграрных культов.

Осирис в египетской мифологии - Бог производительных сил природы, царь загробного мира. Гор в египетской мифологии - Божество, воплощенное в соколе. Сын Исиды и Осириса.

Великая Мать - название общего архетипического образа, извлеченного из коллективного культурного опыта. Теория архетипов привела Юнга к гипотезе о том, что влияние, оказываемое матерью на своего ребенка, не обязательно исходит от нее самой как личности и от реальных черт ее характера. Младенец стремится организовать свой опыт ранней уязвимости и зависимости от матери вокруг позитивных и негативных полюсов. Позитивный полюс сводит воедино такие качества, как материнская забота и симпатия, магический женский авторитет, мудрость и др. Это все сводится к Хорошей Матери. На негативном полюсе сосредоточено все, что сводится к Плохой Матери.

Меланезийское слово для обозначения сверхобыденной силы, исходящей из человеческого бытия, либо из другого объекта (в частности, духов). Обозначает также здоровье. престиж, способность совершать волшебство и исцелять.

Понятие аналитической психологии. Юнг определяет индивидуацию как становление единого, гомогенного бытия; насколько "индивидуальность" охватывает нашу сокровенную, окончательную и неразрешимую неповторимость, настолько она включает также и становление Самости. Поэтому индивидуацию можно представить как "путь к себе", или "самореализацию".


Самость - центральный архетип, суммативность личности. Юнг пишет о самости, что она "включает не только сознательное, но и бессознательное психическое бытие... самость является центром суммативной целостности, подобно тому, как Эго есть центр сознательного разума... самость является нашей жизненной целью, так как она есть завершенное выражение той роковой комбинации, которую мы называем индивидуальностью".

Об архетипах коллективного бессознательного

Статья "Об архетипах коллективного бессознательного" впервые была опубликована в 1934 г. в ежегоднике "Эранос". В переработанном виде она вошла в книгу "О корнях бессознательного" (1954). Перевод осуществлен А.М.Руткевичем по изданию: /ung С.С-BcwuBtcs und UnoewuBtcs. Walter Vig. Oltcn. 1971. S. 11 -53.

"Творец мира не из самого себя создал это, он перенес из посторонних ему архетипов".

Изначальный свет. Первичная завеса. "Идеи, которые сами не созданы... которые содержатся в божественном уме".

"Подобно Богу, хранящему все свои божественные сокровища.. в себе как в сокровенном архетипе... так же Сатурн хранит в себе тайные подобия металлических тел".

"Создан по подобию со своим архетипом".

Речь идет о получившей распространение в нацистской Германии пропаганде древ-негерманских языческих культов, противопоставляемых "расово чуждому" христианству. Напомним, что первое издание статьи относится к 1934 г.

Имеется в виду стихотворение Гете "Ученик чародея" - переработка сказки. о Отеческая власть.

Бюфос - первый из 30 Эонов в гностической космологии Валентина - "бездна", нерожденная монада, беспредельный, невыразимый, трансцендентный Бог, ничего не знающий о мире и не вмешивающийся в его дела. София - последний, тридцатый Эон. Ее грех заключался в попытке проникнуть (из любопытства) в божественную "бездну". За это София наказывается падением. Хотя она и не выходит за пределы плеромы, но. соединившись с желанием, она порождает вожделение, бесформенную материю, изгнанную из плеромы. Для искупления греха и возвращения ее в плерому всеми Зонами порождается Спаситель-Христос, миссией которого является создание "кеномы", звездного царства - по образу и подобию высшего мира плеромы.

"Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью" (Иоанн, V, 4).

Термин "нуминозное" (numinosum от numen Божество) Юнг берет у Р.Отто, автора книги "Священное" {Olio R. Das Hcilige. Munchen, 1917), в которой феноменологически описывается опыт "божественного" как ужасающего, всемогущего, подавляющего страхом, но в то же время величественного, дающего полноту бытия. Словом, у Отто речь идет о восприятии сверхъестественного в духе иудео-христианской традиции, причем в ее протестантско-лютеровском прочтении. Перед Богом человек чувствует, что он лишь "прах и пепел", но эта же сила поднимает его. Отто специально подчеркивает трансцендентность нуминозного, это опыт "иного" (ganz andere). У Юнга о трансцендентном Боге не говорится ничего, а описание опыта запредельного в большей мере напоминает то, что "философы жизни" писали о вызывающем ужас дионисииски-хтоническом (Ницше, Шпенглер).


"Поднявшаяся из глубин" рыба, ихтос, еще в первые десятилетия существования христианства расшифровывалась как "Иисус Христос, Божий сын. Спаситель". Так как Рыба является знаком Зодиака, христианство еще в древности понималось как Эон, стоящий под этим знаком. Наметки поразительной астрологической теологии Юнга содержатся в публикуемой статье. Николай из Флюэ, Якоб Беме, Ангелус Силезиус видят страшный апокалиптический лик, возвещающий конец христианского Эона. В книге "Ответ Иову" эти мысли были развиты. Бог не только милосерден - таковым он стал в ответ на вопрошание Нова: "Как может человек оправдаться перед Богом?" В процессе боговоплощения на место Отца приходит любящий Сын, но другим ликом Бога является Антихрист, Сатана. В конце Эона, который провиден в самом его начале в "Откровении Иоанна Богослова", Бог вновь обратил к человеку свой полный гнева и ярости лик. Весьма вольно толкуя Ветхий и Новый заветы, апокрифы. Юнг пытается представить свое эсхатологическое учение как осмысление 2,5-тысячслетней истории человечества. Его последние работы полны предупреждений о "дне гнева" (его символами являются даже НЛО).

Замок Святого Грааля - Предание о Св. Граале средневековой европейской литературы представляет собой наследие древней религии кельтов, но легенда о чаше была переосмыслена в христианском духе (та чаша. что была на тайной вечере; или та, в которую Иосиф Ариматейский собрал стекавшую с распятого Христа кровь). В описываемом Юнгом сновидении присутствует волшебный замок Монтсальват, в котором хранится чаша. Этот замок был целью странствующих рыцарей, и сновидение действительно соответствует средневековым представлениям о замке (стоит на скале, отделен пропастью и глубокими водами). В аналитической психологии Юнга Св.Грааль символизирует вечные поиски человеком внутренней целостности, полноты существования, движение от Эго к Самости.

"Если хочешь мира, готовься к войне".

"Велюспа", или "Прорицание вельвы" - первая книга "Старшей Эдды". Юнг цитирует немецкий перевод, далекий от русского, в котором нет речи о кипящем источнике: "С черепом Мимира Один беседует. Трепещет Игградсиль, ясень высокий, гудит древний ствол, туре вырывается" (См. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 188). Один (Вотан) шепчется с вещим черепом Мимира перед последней битвой, грядущей "гибелью богов". "Кипящий источник" - это источник Урд в корнях мирового древа Игградсиль. Под корнями мирового древа пребывают подземные воды, а в них обитают хтонические чудовища, вырывающиеся на волю перед наступлением конца света, гибелью богов (Рагнарек).