Файл: [Karl_Gustav_YUng]_Arhetip_i_simvol(BookFi).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

"Она наполовину высунулась из воды, он наполовину погрузился, и больше его уже не видели".

"Прекрасное и доброе"; "калокагатия" - добродетель в античном ее понимании, т.е. без четкой границы между красотой и моральностью. Прекрасное лицо, например, могло считаться свидетельством прекрасной души. В новоевропейской философии калокагатия (или ее ренессансный аналог virtu) противопоставлялась христианской морали, начиная с Ф. Ницше, который оказал значительное влияние на Юнга.

"Наподобие самопроизвольного ума".

"Изображения и лары". Имеются в виду восковые изображения предков и лары - духи-хранители домашнего очага в Древнем Риме.

Видимо, имеется в виду притча о работниках на винограднике и их плате ("Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома..."). Матфей, XX, 1.

"Поимандрес" - первый трактат корпуса герметических произведений, религиозно-философских сочинений I-III вв. н.э., приписываемых Гермесу Трисмегисту (античный аналог египетского бога Тога). В трактате рассматриваются вопросы о творении вселенной и человека, соединении духа с материей после грехопадения, о пути спасения с помощью гнозиса.

"Пастух" "апостолического отца" Гермы (Гермеса), относится к первой половине II в. В первой части трактата приводятся видения гермы, а в двух последующих частях излагаются основные принципы христианской этики.

Имя "Люцифер", означающее на латыни "светоносный", "приноситель света", было эпитетом многих античных божеств, чаще всего Венеры - так называлась "утренняя заезда*. Поскольку в латинском переводе Ветхого Завета данный эпитет применялся по отношению к вавилонскому царю, а в Евангелии от Луки говорится: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" (Лука, X, 18), то имя Люцифер уже отцами церкви стало употребляться как синоним сатаны.

Старый и молодой подобны

Таро (Tarot) - древнейшие гадальные карты (колода из 78 карт с символическими изображениями). Точное происхождение неизвестно (впервые были описаны в конце XVIII в.), но очевидно присутствие каббалистической и средневековой христианской символики. Существуют различные интерпретации Таро (астрологическая, алхимическая, магическая, мистическая). Юнг предложил свою интерпретацию, видя в Таро два аспекта борьбы человека против других и против самого себя: солнечный путь экстраверсии, рационального знания, действия; и лунный путь интроверсии, созерцания, интуиции. В изображениях карт Таро легко узнаются многие архетипы Юнга.


Альчерринга - "Эра сновидений", стародавняя эпоха первотворения в мифологии австралийских племен Аранда.

Психология и религия

Цикл лекций "Психология и религия" был прочитан К.Г. Юнгом по-английски в 1937 г. в Йельском университете; книга вышла в 1938 г. Перевод выполнен А.М.Рупсевичем по изданию: /HnfC.G. Psychology and Religion. New Haven. London, Jale Univ Pr . 1938.

1. Mumpa, Ammuc, Кибела, Мани, Гермес - Юнг перечисляет ближневосточные культы, которые в начале нашей эры выступали как соперники христианства. Митра-изм - религия римских легионеров и ряда "иллирийских" императоров III в.н.э. - была преобразованным культом иранского бога Митры; Аттис и Кибела - фригийские божества, вошедшие в греческую мифологию, основные фигуры оргиастического культа Великой Матери; Мани (нач. Ш в.н.э. - 273 г.) - основатель манихейства, синкретической религии, соединявшей в себе элементы зороастризма, христианства и гностицизма;

Гермес Трисмегист - божество позднеантичного герметизма (именуемого иногда "языческим гнозисом"). Он имеет ряд черт египетского бога Тога - изобретателя наук и искусств, которому приписывается авторство тайных книг по магии, астрологии и алхимии. Поскольку для Юнга бессознательное современного человека воспроизводит архе-типические образы, встречаемые в трудах гностиков и алхимиков II-IV вв., то все подавленные в свое время христианством религии представляют для него особый интерес - становится понятным содержание бессознательного современности.

2. Примерно 39 градусов по Цельсию.

3. Греческое слово hubris (дерзость, наглость, вызов) встречается в текстах греческих философов и характеризует нарушение божественной меры, гармонии какой-то частью, которая несет за это наказание со стороны целого. Гильгамеш - герой шумеро-ахкад-ского эпоса (возможно, реальное лицо 27-26 вв. до н.э.) - этот эпический герой стремится обрести бессмертие, недостижимое для человека, в этом его hubris.

4. Бухман Франк (1878-1961) - американский лютеранский священник, посетил Индию и Дальний Восток. Основал в Англии "Оксфордскую группу"; в 30-е годы движение получило широкое распространение в высших кругах Англии.

5. Вотан, Дионис, Ницше - Юнг неоднократно обращался к дионисийству Ницше, который не только противопоставлял Диониса - Христу, но в последних своих, уже полубезумных, письмах отождествлял себя с Дионисом. Вопреки общепринятому диагнозу Юнг считал, что безумие Ницше связано не с прогрессирующим параличом, а с подъемом из глубин бессознательного расового архетипа, олицетворяемого воинственным германским богом Вотаном. Увлеченный классической филологией Ницше отождествлял Вотана с античным Дионисом. Германский нацизм, прославлявший арийское язычество, был, по мнению Юнга, также связан с воздействием этого архетипа - Ницше стал пророком этих перемен в сознании немцев первой половины нашего века, но заплатил за это безумием.


6. Неканоническая логия, упоминаемая в "Гомилиях" Оригена - входит в гностическое "Евангелие от Фомы", открытое вместе с другими рукописями из Наг-Хаммади в конце 1945 г. В этом варианте логия звучит так: "Иисус сказал: Тот, кто вблизи меня, вблизи огня, и кто вдали меня, вдали от царствия" (См. Апокрифы древних христиан. М..1989.С.259).

7. В учении древнегреческого философа Эмпедокла (V в. до н.э.) Бог представляет собой как бы идеальное состояние космического бытия. Идеальная форма пифагорейцев - шар - выражает законченность и совершенство. Эмпедокл называет божество Сфайро-сом, идеально закругленной всеобъемлющей сферой, самотождественной и равновеликой во всех своих точках. В диалоге Платона "Пир" говорится об андрогинах с "округлым телом" - "страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов", за что были разрезаны пополам Зевсом - так возникли мужчины и женщины, "половинки" прежнего целого, стремящиеся друг к другу.

8. Адам Кадмон - "Адам первоначальный", "изначальный человек". В иудаистской мистике первообраз духовного и материального мира. Как "небесный человек" он является образцом для творения "земного человека". Развитые в каббале представления об Адаме Кадмоне вошли в арабо-мусульманскую и христианскую алхимическую литературу.

9. По традиции авторы Евангелий изображались следующим образом: Марк - лев, Лука - агнец. Иоанн - орел, Матфей - человек.

10. Карпократ-гностик (II в. н.э.) - основатель гностической секты в Александрии. Юнг ссылается на свидетельство Иринея Лионского, но несколько изменяет его смысл. "Соперником" там является не "телесный человек" (как в трактовке Юнга), а один из космических ангелов, который выводит падшие души из мира. Тело мыслилось Карпок-ратом и его последователями как тюрьма (согласно тому же источнику). Вероятно, Юнг опирался на приводимый другим отцом церкви, Климентом Александрийским, отрывок из труда сына Карпократа, Эпифания, где телесным влечениям предоставлена полная свобода.

Проблема души современного человека

Статья К.Г.Юнга "Проблема души современного человека" была впервые опубликована в 1928 г. (в 1931 г. вышла в переработанном и расширенном виде). Перевод выполнен А.М.Руткевичем по изданию: Das Seelenproolcm des Moderhcn Mcnschcn // Seclenprobleme dcr Gcgenwart. Zurich, 1931.

* Алис, священный бык, символ плодородия, почитавшийся в Египте с древнейших времен вплоть до христианской эры. Мумии быков в саркофагах складывались в катакомбах мемфисского некрополя в Саккара.


^ Герон Александрийский (ок. I в.) - математик и инженер, изобретатель технических устройств, приводимых в движение нагретым или сжатым воздухом или паром. Эти механизмы употреблялись в основном в конструкциях механических игрушек.

^ "Гностическая церковь Франции", одна из экзотических религиозных организаций начала века.

^ Кундалини - это духовная энергия, частица божественного начала, которая потенциально присутствует в каждом человеке и может быть активизирована специальными упражнениями. Местом пребывания Кундалини считается чакра Муладхара, расположенная у основания спинного хребта. С помощью особой техники концентрации йога способствует пробуждению и подъему духовной энергии от чакры к чакре, пока, наконец, не наступает просветление и соединение с универсальным сознанием.

Возведение на престол БоАш Разума в Нотр-Дам - культ Разума был введен во время французской революции эбертистами (левыми якобинцами, руководителями клуба кордельеров). По инициативе Шометта в Соборе Парижской Богоматери 20 брюмера (10 ноября) 1793 г. происходили празднества, которые должны были заменить христианское богослужение. Парижская актриса, изображавшая Богиню Разума, была возведена на трон. После разгрома эбертистоа (март 1794 г.) культ Разума был отменен.

Священный дуб Вотана в Гисмаре, центре германского язычества, был срублен Св.Бонифацием из Кредитом (680- 755 гг.), распространявшим христианство среди германских племен и принявшим мученическую смерть (его называют иногда "апостолом Германии").

7 А.Г. Анкетиль дю Перрон (1731-1805) - французский востоковед, специалист по иранской религии. В 1755 г. отправился в Индию, где сохранилась община парсов-зоро-астрийцев; перевел на латинский язык, наряду с "Зенд Авестой", и несколько Упанишад. Этот первый европейский перевод был сделан не с санскрита, а с персидской версии XVII в. (отсюда название "Упнек-хат").

Йога и Запад

Статья "Йога и Запад" первоначально была опубликована на английском языке в журнале "Прабуддха Бхарата" (Калькутта) в феврале 1936 г. Перевод выполнен А.М.Руткевичем по изданию: Juns C.G. Joga and the West // Jung C.G. Psychology and the East, N J 1978.

Блаватская. Елена Петровна (1831-1891) - основательница теософии; Анни Безант (1847-1933) ее последовательница, долгое время возглавляла теософское общество. Рудольф Штайнер (1861-1925) - начинал свою деятельность в теософском обществе, но разошелся с ним (прежде всего в трактовке Иисуса Христа); в 1913 г. был вместе со своими последователями исключен из теософского общества и создал свое собственное, антропософское.


Рамакришна (1836-1886) - индуистский жрец храма Кали в Дакшинешваре, признанный аватарой - воплощением Вишну. Выполнял исламские и христианские обряды. провозглашая Кришну, Будду, Христа и Магомета воплощениями одного и того же божественного начала, проповедовал единство всех вероисповеданий. Религиозная организация "Миссия Рамакришны" была основана в 1897 г. учеником Рамакришны - Вивеканандой.

"Христианская наука" - религиозная организация, основанная М.Бейкер Эдди (1821-1910). "Христианская наука" утверждает, что материальный мир иллюзорен, а единственной реальностью является сознание; страдания и смерть суть результат ложного мышления; исцеление от болезней происходит путем противопоставления иллюзиям правильного мышления - богопознание, осознание универсальной гармонии дают не только ясность мысли, но и телесное здоровье. "Христианская наука" получила широкое распространение в англоязычных странах; издаваемая в Бостоне "The Christian Science Monitor" является старейшей из общенациональных газет США.

Аутогенная тренировка Шульца - созданная в начале нашего века немецким врачом И.Г.Шульцем система аутотренинга и психотерапии; на основе наблюдений за методами йоги он предложил систему упражнений по расслаблению мышц, дыханию и самовнушению.

Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии

Этот текст является введением к большой книге К.Г.Юнга "Психология и алхимия". Uuns C.G. Psychologic und Alchemic. Zurich, 1944).

"Введение" обладает рядом особенностей, которые необходимо прокомментировать. Во-первых, непосредственный контекст "Введения", т.е. текст книги, недоступен читателю настоящего издания. Во-вторых, имеются, так сказать, сверхконтексты, и их нужно учитывать для понимания "Введения" как своего рода опуса, т.е. как целого. Эти сверхконтексты связаны с замыслом и концепцией, развиваемыми Юнгом. Первое, что следует здесь отметить, - повышенная эмоциональность текста, вызванная пафосом оптюни-рования как прямым научным противникам Юнге, так и - более широко - олицетворяемым ими сторонам европейской культуры, современной европейской "души", современного христианства. Отсюда стилистическая пестрота "Введения", в котором перемешаны три редко совмещаемых друг с другом слоя: нормализованный научный стиль, разговорно-бытовой и высокий, "библейский" стили. Переводчик пытался по возможности сохранить эти особенности оригинала, ради чего ему пришлось принести в жертву стиль перевода.