Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РЕФЕРАТ по курсу «Философия»
Тема: «Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм»
Содержание
Содержание 3
Введение 4
1. Современная экологическая проблема и пути ее решения 5
2. Экологическая философия и её роль в решении экологической проблемы 9
3. Понятие и сущность биоэтики и экогуманизма 18
Заключение 26
Список использованной литературы 27
27
Введение
В начале ХХI века становится актуальной проблема загрязнения окружающей среды и угроза жизни всего живого на земле. Эта проблема кроется в неосознанности человека своего бытия и неразвитости экологического сознания. В комплексе глобальных проблем человечества экология перестала быть только биологической наукой, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и окружающей средой. Сегодня термин экология несет в себе и духовную составляющую, под этим понимается: чистота мыслей, чистота взаимоотношений, благоприятность развития связей, внутренняя умиротворенность человека и т.п. В связи с этим появляются такие новые направления как экологическая политика, экологическое право, социальная экология, экологическая психология, экология человека и т.п., все это постепенно находит свое специфическое отражение и в философии, в ее особом разделе – экологической философии. Этой актуальной теме и будет посвящена данная работа.
Целью данной работы является изучение теоретических основ экологической философии, биоэтики и экогуманизма.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть современную экологическую проблему и пути ее решения;
- изучить понятие экологической философии и определить ее роль в решении экологической проблемы;
- рассмотреть понятие биоэтики и экогуманизма.
Теоретической базой данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б.Н. Бессонов, В.М. Вундт, Л.Л. Сатуева и др.
Структура данного исследования обуславливается его целью и поставленными задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Современная экологическая проблема и пути ее решения
Экологическая философия – это один из самых молодых разделов философского знания, формирование которого началось в последние десятилетия XX века. Так первое упоминание экологической философии в отечественной литературе встречается в 1991 году, в словаре «Современная западная философия». Экологическая философия определяется как «комплекс социально-философских исследований взаимодействия общества и природы»
1.
Однако это не значит, что экологическая философия занимается какими-то такими вопросами, которые появились только недавно или только на западе.
Объектом исследования экологической философии является система «природа-общество-человек», а предметом исследования – экологические отношения между человеком, обществом и природой. И вопросы эти возникли отнюдь не в XX веке.
Вопросы, которыми занимается экологическая философия, берут начало в эпоху неолита, когда произошла так называемая неолитическая революция - переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. До этого времени человек, как и животные, насекомые, птицы, рыбы, был естественной составляющей экосистем, жил по законам природы, вписывался в кругообороты ее веществ. Но, с изобретением земледелия, а затем и животноводства, взаимоотношения человека и природы начинают качественно меняться.
Сельскохозяйственная деятельность создает искусственные экосистемы, которые живут по собственным законам и для своего поддержания требуют постоянного участия человека. Вслед за сельскохозяйственной деятельностью, человек постепенно начинает извлекать полезные ископаемые. И в результате еще больше меняет характер кругооборота веществ в природе, то есть меняет сам характер окружающей среды. С ростом населения, с ростом потребностей человека свойства среды обитания меняются все больше и больше. Людям кажется, что их деятельность ведет к адаптации к существующим условиям, но эта адаптация носит локальный характер, и зачастую, улучшая условия для себя, отдельный человек может не улучшать, а ухудшать условия обитания для рода, племени, деревни, города. Выбросив отходы со своего двора, он загрязняет чужой, что в конечном итоге оказывается вредным и для отдельного человека. И так происходит не только в малом, но и в большом.
Однако до последнего времени изменения окружающей среды происходили столь медленно, что общество могло позволить себе не задумываться о них. Изменения безусловно были, и люди о них знали – меньше лесов на определенной территории, меньше зверей и рыбы, - но их глобальность не осознавалась.
И так продолжалось вплоть до XX века, когда общество не только вынуждено было задуматься об экологической обстановке, но и признать наличие огромной экологической проблемы, которую оказалось не эффективно решать сугубо практическими методами.
Начиная с промышленной революции, ситуация с изменениями в окружающей среде стала стремительно меняться. Во взаимодействии человека и природы проявляется множество тревожных симптомов, угрожающих существованию планеты Земля и всего человеческого рода. К негативным аспектам научно-технической революции относятся в первую очередь нарастание загрязнения окружающей среды продуктами техногенного происхождения, угроза исчерпания природных ресурсов, изменение климата и т.п.
Так, например, прямое негативное влияние на воду, почву и воздух оказывает добыча полезных ископаемых. Они вносят в круговорот веществ то, чего раньше там не было, и тем самым меняют окружающую среду. А изменения в окружающей среде сказались на растительном и животном мире, начала сокращаться численность и, главное, разнообразие живого мира.
Влияние деятельности человека на окружающую среду масштабно и многообразно, трудно выделить какую-то одну область в окружающей среде и рассматривать ее отдельно, все взаимосвязано. И именно поэтому весь широкий круг вопросов, связанных с взаимодействием общества-человека-природы, объединяется под общим названием «экологической проблемы».
И эта проблема имеет очень глубокие корни, так как с одной стороны человеческая деятельность с неизбежностью меняет характер окружающей среды, причем, как правило, изменения оказывают негативное влияние на человека и все живое. И это понятно, живой мир за сотни лет приспособился ко вполне определенным условиям обитания, и подстроиться под их резкое изменение он просто не успевает. Но с другой стороны именно человеческая деятельность – это и есть источник жизни человека, основа его существования.
Получается, что человек неизбежно меняет окружающую среду, иначе он просто не сможет жить, а изменения порождают экологическую проблему, которая создает угрозу жизни человека и человечества.
Было время, когда экологическая проблема не рассматривалась как комплексная проблема существования человека. Подразумевалось, что для улучшения экологической ситуации нужно просто не загрязнять природную среду. И именно такой подход определил два главных направления практической деятельности экологов.
Первое направление практической деятельности – это так называемая промышленная экология, то есть создание таких технологий, которые в наименьшей степени влияют на окружающую среду. По мере развития промышленности, по мере того, как люди начинают понимать, что существовать в среде, созданной из собственных отбросов, они не могут, роль этого направления все время растет.
Одна из главных идей этого направления – идея безотходных производств. Вполне логично, что чем лучше мы научимся использовать отходы одного производства в качестве сырья для другого, тем меньше будет отбросов, загрязняющих окружающую среду. И это же позволит экономить природные ресурсы, проблема ограниченности которых так же является частью общей экологической проблемы
2.
И именно поэтому такое развитие в XX веке получают новые научные дисциплины: экология горнодобывающей промышленности, экология энергетики, экология химических производств и т.д. Эти дисциплины имеют общую цель – предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессы кругооборота веществ в природе и загрязнения окружающей среды.
Второе направление практической деятельности – это так называемый экологический мониторинг, т.к. оценка промышленной деятельности. В рамках этого направления выделяются значимые параметры окружающей среды, разрабатываются способы их измерений и создаются системы норм допустимых загрязнений, ведь незагрязняющих производств быть не может.
Основная идея этого направления – концепция предельно допустимых норм концентрации вредных веществ в воздухе, в воде, в почве и т.д., которая подразумевает и умение мерить те или иные характеристики окружающей среды, и сведение их в систему. И, что наверно, самое важное – понимание того, что надо мерить в первую очередь, ну и, конечно, разработать и обосновать сами нормы ПДК. И именно эта концепция зачастую приходит на ум, когда начинают говорить об экологии.
Однако для кардинального изменения экологической обстановки и решения всех составляющих экологической проблемы промышленной экологии и экологического мониторинга явно недостаточно. И формирование экологической философии как отдельного раздела знания – это признание того, что для решения экологической проблемы требуется философское осмысление разных аспектов этой проблемы.
2. Экологическая философия и её роль в решении экологической проблемы
Взаимоотношения человека и природы всегда были предметом пристального философского внимания. Для сравнения предметом исследования экологической философии являются экологические отношения между человеком, обществом и природой, а предметом исследования философии вообще является отношение между человеком и миром в целом (бытием). Если посмотреть на отношения человек – мир с экофилософской позиции, то мир берется не в полной совокупности всех его свойств, а только в той части, которая касается отношений человека с природой или общественно-социальной средой (как часть бытия).
То есть то, что сейчас включается в область изучения экологической философии, всегда было важной составляющей философии, во многом определяющей то или иное направление философской мысли.
«Философия, как и экология, нацелена на целостное рассмотрение сложной структуры субъект-объектных отношений в отличие от преобладающего в современном естествознании стремления к строго объективному знанию и превалирующей в современном искусстве тенденции к выражению преимущественно субъективных переживаний автора»
3.
Можно провести аналогию между экологией как чем-то переходным между конкретными науками и философией в предметном плане, и методологией, как тоже чем-то переходным, но в методологическом плане.
Философский инструментарий экологической проблемы позволяет выявить глубинные предпосылки экологических трудностей, путем выявления и исследования противоречий в таких категориях, как сознание и материя, дух и тело. А есть основания думать, что именно эти противоречия, отягощенные социальными и гносеологическими причинами, привели к усилению противоречий в системе «человек-природа-общество» в эпоху научно-технической революции. Ведь основные экологические трудности связаны с производством и стилем жизни, которые в свою очередь зависят от социально-политических особенностей. А социальный строй и связанные с ним развитие науки и техники в какой-то мере определяются до философским климатом эпохи, в частности способом решения философских проблем соотношения индивидуальных и общественных целей, рационального и чувственного компонентов познания и т. п.
Философия помогает экологической переориентации современной науки, влияет на социально-политические решения в экологической области и способствует ценностной модификации общественного сознания.
Как уже говорилось выше, несмотря на молодость экологической философии, вопросы, которыми она занимается совсем «не молоды», и даже больше, они всегда составляли важную часть философии, просто не выделялись в отдельный раздел. И тем интереснее проследить, что думали философы в разных странах и в разное время.
Так, в Древней Греции философы понимали, что потребности могут расти и расти, до бесконечности, а возможности удовлетворения потребностей всегда ограничены. Поэтому признаком мудрости было ограничение потребностей. Именно с тех времен известно высказывание «есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть», или отношение к богатству: «чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам». Эту линию поддерживали и киники. Когда кто-то возразил, что высшее благо – это иметь все, чего хочется, Менедем ответил: «Нет, гораздо выше желать того, что тебе и вправду нужно». И, развивая эту мысль: «лучшая доля не в том, чтобы воздерживаться от наслаждений, а в том, чтобы властвовать над ними, не подчиняясь им»4. Своеобразную точку в этом вопросе поставил Эпикур, разделив желания на естественные необходимые, естественные не необходимые и неестественные. Но главное в том, что в Древней Греции много внимания уделялось вопросу понимания, что тебе