Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действительно нужно и умеренности в своих желаниях, умения властвовать над ними, и это почиталось мудрым. Если бы в дальнейшем в истории, люди и государства продолжали придерживаться принципа умеренности, экологической проблемы в таком масштабе, в каком она есть сейчас, наверно, не было бы.
В средние века в вопросе взаимоотношений человека и природы определяющим было христианское отношение, собственно философия, фактически, бездействовала. И, судя по тем последствиям, которые имеем сейчас, христианского отношения оказалось недостаточно.
В Новое Время набрала силу идея господства над природой. Хотя этому направлению противостоял, например, пессимизм Паскаля, который считал человека подчиненным «тварям», но в целом именно идея господства начала играть решающую роль.
Представитель франкфуртской школы «негативной диалектики» Т. Адорно писал в «Диалектике Просвещения», что с переходом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди платят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, – от природы.
И вот тут появляется вторая задача экологической философии, которая не чуть не менее важна, чем решение экологической проблемы, а, возможно, и более важна, т.к. определяет в целом существование человека, для чего собственно и нужно решать экологическую проблему. И эта задача – задача возвращения человека к целостному бытию.
Экологическая философия, которая начала формироваться из необходимости решения экологической проблемы, вынуждена решать задачу возвращения человека к целостному бытию, так как именно к потере такого бытия кроется первопричина экологического кризиса.
И большой вопрос, сможет ли экологическая философия сохранить свою дисциплинарную специфику или станет чем-то существенно большим? Например, экософией Арне Нейсса, который писал:
«Под экософией я понимаю философию экологической гармонии или баланса. Как и любая «софия», она содержит нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направление интересов экософии вариативны, и включают не только факты загрязнения, ресурсы, население и т. д., но и ценностные приоритеты»5.
Но уже сейчас понятно, что основной принцип экологической философии – принцип гармонии человека и природы, при этом «гармония понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перегородка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки, можно решить экологическую проблему – проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе стороны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой»
6.
И основной вывод, который напрашивается в результате беглого обзора взглядов философов разного времени – это насколько чревато для человечества отдаляться от природы и превозноситься над ней. Такой подход разрушает единство человека и природы, и нарушает целостность самого человека. И в результате трещина проходит не только в природе – то, что мы называем экологической проблемой, но и в самом человеке – то, что сейчас начинают изучать в разделе «экология человека».
Изучая научную и учебную литературу, сам собой возникает вопрос, насколько ясное представление сложилось в понимании предмета экологической философии. И как соотносятся понятия экофилософии (или экософии) и экологической философии.
Экологическая философия уже существует, она упоминается в философских словарях и в учебниках по философии, ее преподают в учебных заведениях как часть курса общей философии, но в настоящее время у нее не выработалось четкой структуры.
К экологической философии относят биосферно-ноосферную тематику, основу которой заложили П. Теяр де Шарден и В.Вернадский; проблемы глобализации; инвайроментализм, распространенный в Западной социологии; глубинную экологию, имеющую эзотерическую окраску; этику и экологическую эстетику, философию жизни, а также экологию человека, социальную экологию, правовую экологию, экологию духа, общую теорию экологии и пр.7
И такой набор теорий, подходов, концепций приводит к определенной путанице в проблемах и понятиях на философском уровне. Путаются частно-научные, философские и общенаучные проблемы, а это в свою очередь приводит к определенному – и вполне оправданному – недоумению со стороны традиционных экологов, к которым, прежде всего, относятся биологи и представители экологических факультетов университетов. Они не принимают новые философско-экологические идеи, указывая на путаницу в понятиях и размытость целей и задач.
Чтобы внести ясность, нужно размежевать экологию как науку и экологическую философию. А для этого нужно иметь ввиду сложность классификации знаний в рамках самой экологии. Есть частно-научная экология – экология как биологическая наука в классическом смысле, так, как ее понимал Геккель, вводя термин экология. Есть междисциплинарная экология, которая включает в себя социальную экологию, экологию человека, экологию культуры. Есть общенаучная экология, объединяющая в себе общую теорию экологии, всеобщую экологию, экоситуационный подход. И есть экологическая философия.
Для различения предмета экологической философии и предмета экологии как частной науки, нужно в полной мере учитывать специфику философии. А чтобы экопроблема не потеряла свою четкость в философском знании, нужно помнить и выдерживать экологическую специфику. И на стыке философской и экологической специфики возникает серьезный вопрос об характерных особенностях экологического знания.
И первый вопрос, который возникает, это о какой окружающей среде должна идти. Действительно, в основе экологической тематики лежит идея сопоставления некоторого объекта, будь то животное, человек или общество, с окружающей его природной средой. В самом общем плане, по-видимому, нужно говорить о каких-либо двух, произвольно выделенных объектах, один из которых является внешним, а другой – внутренним. Или, говоря другими словами, один из них – это объект, а другой – обстановка, условия существования первого объекта.
Второй спорный момент в вопросе экологии, это собственно предмет экологии. В современной интерпретации с экологией часто связывают задачу сохранения среды, в которой обитает объект, но у Э. Геккеля, который ввел термин экология и трактовка которого считается классической, экология является учением о взаимосвязи живых организмов с природным окружением, но не охранение природного окружения. Первоначально в экологии присутствует только идея гармоничного сосуществования живого объекта и природного окружения, что является важнейшим условием обеспечения процветания экологического взаимодействия системы «объект-среда».
Но тут важно отметить, что гармония в системе «объект-среда», должна отвечать требованиям оптимальности и эффективности. Что является соблюдением одного из законов, имеющих общеэкологическое значение: закона минимума. Этот закон был выведен Ю. Либихом в 1840 году. И известен также под названием «закон толерантности» или «закон лимитирующего фактора». В последнем случае речь идет о тех факторах среды, которые необходимы для существования объекта8.
В целом же содержание раздела экологической философии должно соответствовать философии в целом: ее предмету, рассматриваемым проблемам, структуре знания, функциям философии, которые вытекают из структуры знания и предмета. К аспектам философского уровня в экологии – т.е. к тому, чем должна заниматься экологическая философия и для чего она необходима, - в соответствии со структурой философии можно отнести следующие аспекты: мировоззренческий (или, по-другому, всеобщий онтологический), методологический (или, по-другому, гносеологический), социально-философский, философско-антропологический, аксиологический, этический, эстетический и др.
При этом все экологические идеи – во всех перечисленных выше аспектах - должны быть облечены в философскую форму и представлены в философских ракурсах. И именно такого рода исследования составят предмет экологической философии.
Важной частью также является история формирования экологического отношения к среде существования, которое, как уже говорилось выше, шло на протяжении всего существования философии, а не появилось вместе с разделом экологической философии. Общество неразрывно связано с природой – как бы и насколько бы оно ни забывало об этом. И взаимодействий природы и общества являются предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.
Природа это не только фон, на котором развиваются те или иные исторические события, но и их незримый, неявный участник. Существенную роль играет и состояние окружающей среды, и климат, и разнообразие животного мира. Представить, что на планете Земля произошли глобальные изменения, другая температура, другой воздух, другие животный и растительный мир, и история человечества сразу станет другой.
Нужно всегда помнить, что отдельный человек и общество в целом, связаны с природой прежде всего своим происхождением. Общество вышло из природы и было создано на фоне природы, и это не могло не оказать влияние на то, каким оно получилось. Еще раз, представить развитие общества на фоне другой природы – и это будет другое общество, с другими принципами, с другим мироощущением.
А человек сохраняет биологическую телесную организацию. Все в человеке тесно связано с состоянием окружающей среды. Его общее состояние, выносливость, мыслительные способности, гармональный настрой – все это зависит от состояния окружающей среды. На фоне другой природы будут другие возможности и потребности, и, значит, будет другой человек.
Не стоит так же забывать, что функционирование и развитие современного общества во многом, если не во всем, определяется производством и потреблением материальных средств жизни. Которые в свою очередь берутся и создаются человеком из материала природы. Так или иначе, но абсолютно все материальные блага берутся из природы. Нет природы, нет абсолютно никаких материальных благ.
Карл Маркс характеризовал материальное производство как специфический обмен веществ между обществом и природой. А это, если вдуматься, означает, что материальное производство выражает собой ни больше, ни меньше - единство общества и природы.
И это, безусловно, философский вопрос, который странно было бы рассматривать в границах какого-либо другого раздела знания, кроме как философии. Для его осмысления и проработки требуется философский подход, его методы и подходы. А без осознания и осмысления глубинных связей с природой не только по происхождению человека, не только через его телесную организацию, но и через материальное производство, т.е. в основе социально-общественного существования человека, который вроде как противостоит природному аспекту – вряд ли получится решить экологическую проблему или вернуть человеку целостность его бытия.
Ну и в заключение хочется подчеркнуть, что техническая деятельность человека не только разрушает, но может поддерживать организацию географической среды и биосферы. По мнению основоположников биосферно-ноосферную тематики – французского геолога и теолога Пьера Тейяр де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского - по мере развития человечества Земля должна перейти к новой стадии своего развития: биосфера должна постепенно превратиться в ноосферу, то есть сферу разумной, организованной и управляемой деятельности человека.
И вот именно этому, возможно, и должна способствовать экологическая философия. Не стараться вернуть человека к первобытному единству с природой, что не возможно. И не пытаться затормозить сколько возможно развитие промышленности, чтобы дать возможность отдохнуть и восстановиться природе, что по многим причинам нежелательно. А вывести человека на принципиально новый уровень жизни и деятельности, превратить биосферу в ноосферу.
По определению, биоэтика – есть «система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа»9.
Культурное основание биоэтики заключается в том, что человеку нужно осмыслить свои неразрывные связи с природой и вытекающую из этой связи моральную ответственность за сохранение природы.
И где-то рядом находятся проблемы ценностного характера, включающие в себя, в том числе и социальные вопросы. И в первую очередь – это критерии, которыми следует руководствоваться при проведении тех или иных исследований на человеке, способных изменить его поведение, мышление, реакции и, в конечном счете, дающих возможность манипулировать личностью.
В средние века в вопросе взаимоотношений человека и природы определяющим было христианское отношение, собственно философия, фактически, бездействовала. И, судя по тем последствиям, которые имеем сейчас, христианского отношения оказалось недостаточно.
В Новое Время набрала силу идея господства над природой. Хотя этому направлению противостоял, например, пессимизм Паскаля, который считал человека подчиненным «тварям», но в целом именно идея господства начала играть решающую роль.
Представитель франкфуртской школы «негативной диалектики» Т. Адорно писал в «Диалектике Просвещения», что с переходом мифа в знание, а природы в чистую объективность люди платят за возрастание своего могущества отчуждением от того, на чем они это могущество осуществляют, – от природы.
И вот тут появляется вторая задача экологической философии, которая не чуть не менее важна, чем решение экологической проблемы, а, возможно, и более важна, т.к. определяет в целом существование человека, для чего собственно и нужно решать экологическую проблему. И эта задача – задача возвращения человека к целостному бытию.
Экологическая философия, которая начала формироваться из необходимости решения экологической проблемы, вынуждена решать задачу возвращения человека к целостному бытию, так как именно к потере такого бытия кроется первопричина экологического кризиса.
И большой вопрос, сможет ли экологическая философия сохранить свою дисциплинарную специфику или станет чем-то существенно большим? Например, экософией Арне Нейсса, который писал:
«Под экософией я понимаю философию экологической гармонии или баланса. Как и любая «софия», она содержит нормы, правила, постулаты, приоритеты и гипотезы, касающиеся состояния дел во Вселенной. Направление интересов экософии вариативны, и включают не только факты загрязнения, ресурсы, население и т. д., но и ценностные приоритеты»5.
Но уже сейчас понятно, что основной принцип экологической философии – принцип гармонии человека и природы, при этом «гармония понимается не только в психологическом смысле, а как реальная вещь. То, что находится между человеком и природой, не менее важно, чем человек и природа как таковые. Между субъектами гармонии не перегородка, а сфера взаимодействия, превращающая их в единое целое. Оно не находится в начале или конце, а становится в процессе развития. Лишь исходя из этой философской предпосылки, можно решить экологическую проблему – проблему встречи человека и природы, их глубинного общения, преображающего обе стороны взаимодействия. Именно как такое целое древнегреческие философы понимали космос, а современные экологи понимают сферу взаимодействия человека с окружающей средой»
6.
И основной вывод, который напрашивается в результате беглого обзора взглядов философов разного времени – это насколько чревато для человечества отдаляться от природы и превозноситься над ней. Такой подход разрушает единство человека и природы, и нарушает целостность самого человека. И в результате трещина проходит не только в природе – то, что мы называем экологической проблемой, но и в самом человеке – то, что сейчас начинают изучать в разделе «экология человека».
Изучая научную и учебную литературу, сам собой возникает вопрос, насколько ясное представление сложилось в понимании предмета экологической философии. И как соотносятся понятия экофилософии (или экософии) и экологической философии.
Экологическая философия уже существует, она упоминается в философских словарях и в учебниках по философии, ее преподают в учебных заведениях как часть курса общей философии, но в настоящее время у нее не выработалось четкой структуры.
К экологической философии относят биосферно-ноосферную тематику, основу которой заложили П. Теяр де Шарден и В.Вернадский; проблемы глобализации; инвайроментализм, распространенный в Западной социологии; глубинную экологию, имеющую эзотерическую окраску; этику и экологическую эстетику, философию жизни, а также экологию человека, социальную экологию, правовую экологию, экологию духа, общую теорию экологии и пр.7
И такой набор теорий, подходов, концепций приводит к определенной путанице в проблемах и понятиях на философском уровне. Путаются частно-научные, философские и общенаучные проблемы, а это в свою очередь приводит к определенному – и вполне оправданному – недоумению со стороны традиционных экологов, к которым, прежде всего, относятся биологи и представители экологических факультетов университетов. Они не принимают новые философско-экологические идеи, указывая на путаницу в понятиях и размытость целей и задач.
Чтобы внести ясность, нужно размежевать экологию как науку и экологическую философию. А для этого нужно иметь ввиду сложность классификации знаний в рамках самой экологии. Есть частно-научная экология – экология как биологическая наука в классическом смысле, так, как ее понимал Геккель, вводя термин экология. Есть междисциплинарная экология, которая включает в себя социальную экологию, экологию человека, экологию культуры. Есть общенаучная экология, объединяющая в себе общую теорию экологии, всеобщую экологию, экоситуационный подход. И есть экологическая философия.
Для различения предмета экологической философии и предмета экологии как частной науки, нужно в полной мере учитывать специфику философии. А чтобы экопроблема не потеряла свою четкость в философском знании, нужно помнить и выдерживать экологическую специфику. И на стыке философской и экологической специфики возникает серьезный вопрос об характерных особенностях экологического знания.
И первый вопрос, который возникает, это о какой окружающей среде должна идти. Действительно, в основе экологической тематики лежит идея сопоставления некоторого объекта, будь то животное, человек или общество, с окружающей его природной средой. В самом общем плане, по-видимому, нужно говорить о каких-либо двух, произвольно выделенных объектах, один из которых является внешним, а другой – внутренним. Или, говоря другими словами, один из них – это объект, а другой – обстановка, условия существования первого объекта.
Второй спорный момент в вопросе экологии, это собственно предмет экологии. В современной интерпретации с экологией часто связывают задачу сохранения среды, в которой обитает объект, но у Э. Геккеля, который ввел термин экология и трактовка которого считается классической, экология является учением о взаимосвязи живых организмов с природным окружением, но не охранение природного окружения. Первоначально в экологии присутствует только идея гармоничного сосуществования живого объекта и природного окружения, что является важнейшим условием обеспечения процветания экологического взаимодействия системы «объект-среда».
Но тут важно отметить, что гармония в системе «объект-среда», должна отвечать требованиям оптимальности и эффективности. Что является соблюдением одного из законов, имеющих общеэкологическое значение: закона минимума. Этот закон был выведен Ю. Либихом в 1840 году. И известен также под названием «закон толерантности» или «закон лимитирующего фактора». В последнем случае речь идет о тех факторах среды, которые необходимы для существования объекта8.
В целом же содержание раздела экологической философии должно соответствовать философии в целом: ее предмету, рассматриваемым проблемам, структуре знания, функциям философии, которые вытекают из структуры знания и предмета. К аспектам философского уровня в экологии – т.е. к тому, чем должна заниматься экологическая философия и для чего она необходима, - в соответствии со структурой философии можно отнести следующие аспекты: мировоззренческий (или, по-другому, всеобщий онтологический), методологический (или, по-другому, гносеологический), социально-философский, философско-антропологический, аксиологический, этический, эстетический и др.
При этом все экологические идеи – во всех перечисленных выше аспектах - должны быть облечены в философскую форму и представлены в философских ракурсах. И именно такого рода исследования составят предмет экологической философии.
Важной частью также является история формирования экологического отношения к среде существования, которое, как уже говорилось выше, шло на протяжении всего существования философии, а не появилось вместе с разделом экологической философии. Общество неразрывно связано с природой – как бы и насколько бы оно ни забывало об этом. И взаимодействий природы и общества являются предпосылкой и необходимым условием существования и развития общества.
Природа это не только фон, на котором развиваются те или иные исторические события, но и их незримый, неявный участник. Существенную роль играет и состояние окружающей среды, и климат, и разнообразие животного мира. Представить, что на планете Земля произошли глобальные изменения, другая температура, другой воздух, другие животный и растительный мир, и история человечества сразу станет другой.
Нужно всегда помнить, что отдельный человек и общество в целом, связаны с природой прежде всего своим происхождением. Общество вышло из природы и было создано на фоне природы, и это не могло не оказать влияние на то, каким оно получилось. Еще раз, представить развитие общества на фоне другой природы – и это будет другое общество, с другими принципами, с другим мироощущением.
А человек сохраняет биологическую телесную организацию. Все в человеке тесно связано с состоянием окружающей среды. Его общее состояние, выносливость, мыслительные способности, гармональный настрой – все это зависит от состояния окружающей среды. На фоне другой природы будут другие возможности и потребности, и, значит, будет другой человек.
Не стоит так же забывать, что функционирование и развитие современного общества во многом, если не во всем, определяется производством и потреблением материальных средств жизни. Которые в свою очередь берутся и создаются человеком из материала природы. Так или иначе, но абсолютно все материальные блага берутся из природы. Нет природы, нет абсолютно никаких материальных благ.
Карл Маркс характеризовал материальное производство как специфический обмен веществ между обществом и природой. А это, если вдуматься, означает, что материальное производство выражает собой ни больше, ни меньше - единство общества и природы.
И это, безусловно, философский вопрос, который странно было бы рассматривать в границах какого-либо другого раздела знания, кроме как философии. Для его осмысления и проработки требуется философский подход, его методы и подходы. А без осознания и осмысления глубинных связей с природой не только по происхождению человека, не только через его телесную организацию, но и через материальное производство, т.е. в основе социально-общественного существования человека, который вроде как противостоит природному аспекту – вряд ли получится решить экологическую проблему или вернуть человеку целостность его бытия.
Ну и в заключение хочется подчеркнуть, что техническая деятельность человека не только разрушает, но может поддерживать организацию географической среды и биосферы. По мнению основоположников биосферно-ноосферную тематики – французского геолога и теолога Пьера Тейяр де Шардена и русского ученого В.И. Вернадского - по мере развития человечества Земля должна перейти к новой стадии своего развития: биосфера должна постепенно превратиться в ноосферу, то есть сферу разумной, организованной и управляемой деятельности человека.
И вот именно этому, возможно, и должна способствовать экологическая философия. Не стараться вернуть человека к первобытному единству с природой, что не возможно. И не пытаться затормозить сколько возможно развитие промышленности, чтобы дать возможность отдохнуть и восстановиться природе, что по многим причинам нежелательно. А вывести человека на принципиально новый уровень жизни и деятельности, превратить биосферу в ноосферу.
3. Понятие и сущность биоэтики и экогуманизма
По определению, биоэтика – есть «система представлений о нравственных пределах и границах проникновения человека в глубины окружающей среды; в настоящее время конституируется как специальная область междисциплинарных исследований, фокус которых определяется в зависимости от типа рассматриваемых вопросов и природы этического анализа»9.
Культурное основание биоэтики заключается в том, что человеку нужно осмыслить свои неразрывные связи с природой и вытекающую из этой связи моральную ответственность за сохранение природы.
И где-то рядом находятся проблемы ценностного характера, включающие в себя, в том числе и социальные вопросы. И в первую очередь – это критерии, которыми следует руководствоваться при проведении тех или иных исследований на человеке, способных изменить его поведение, мышление, реакции и, в конечном счете, дающих возможность манипулировать личностью.