Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В общем плане в биоэтике можно выделить проблемы трех этических направлений: медицинского, профессионального и социального. В проработке этих проблем участвуют философы, специализирующиеся в разных сферах, например, в сфере этики и в сфере науки, юристы, теоретики и практики медицины, теологи, биологи и т.п.
Особая актуальность проблем обусловлена научно-техническим прогрессом, а также развитием генной инженерии, и, конечно, биотехнологии. Развитие этих отраслей дает человеку такое могущество, которым он раньше не обладал. Человек может целенаправленно и очень быстро менять окружающую. среду. Естественной эволюции могло требоваться миллионы лет, а человек теперь может сделать за пару десятков лет. Генная технология применяется в биотехнологии, в клеточной биологии, в генетике. С ее помощью человек может лучше и глубже понять процессы, которые происходят на молекулярном уровне и которые необходимо понять, чтобы улучшить наследственность, победить болезни.
Генная и биотехнологии уже сейчас начинают вмешиваться в судьбу человека. Например, рекомбинация ДНК, то есть направленное изменение наследственного материала. Или клонирование, что в научной среде определяется как идентичное воспроизведение генетически запрограммированной особи. Ни что не мешает создать гибрид человека и животного, создание самостоятельно организующихся и размножающихся биороботов.
Или примеры того, что когда-то прямо запрещалось религиями, а сегодня уже стало привычным – трансплантация, вживление искусственных органов, искусственное деторождение и оплодотворение, замораживание эмбриона.
Все это делает возможным дать или продлить жизнь одного человека, но, возможно, ставит под угрозу жизнь всего человечества таким, какое оно сейчас есть. Ведь речь идет о возможной перестройке физиологических процессов развития человека, его естественного рождения, становления и смерти.
По каким критериям осуществлять генетическое вмешательство, на какие идеалы ориентироваться, какую цену платить? Из всех направлений общеэтических учений, в биоэтике широкое применение находят деонтологический или утилитаристкий подходы, которые восходят к классической традиции различения нормативного характера. В оценках экспериментирования на человеке деонтологии на первое место ставят интересы того, на ком проводится эксперимент, а утилитаристы – возможные результаты эксперимента для других людей.
Но в любом случае, идеалы и ценности гуманизма приводят к необходимости этического контроля над наукой. И контроль этот обязательно должен быть открытым и направленным на защиту экологических и социальных интересов людей.
Прорабатывая экологическую проблему, осмысляя проблемы биоэтики, человек пришел к тому, что принципы гуманизма должны соотноситься не только с человеком, но и с природой. Добавляя к рассмотрению природу, гуманизм перестает быть гуманизмом в чистом виде, т.е. так, как его понимали в XIX веке и позднее: «Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне-и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин «сверхчеловеческого» происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира»10, и становится экогуманизмом.
Природу необходимо добавить, потому что именно любовь человека, выросшая на идее господства над природой и направленная только на него самого, привела, в конечном счете, к экологической проблеме. Экогуманизм, в отличие от традиционного гуманизма, видит в природе символическое бытие человека. И именно в силу символического бытия, человек должен относиться к природе так же бережно, как к самому себе.
А это в развитии превращается в некоторую экологическую идеологию, на основе которой должна быть создана экологическая культура.
И сразу нужно оговориться насчет словосочетания «экологическая идеология». Оно может показаться неуместным в наше время, когда существовавшая много лет коммунистическая идеология уже ушла, а никакая новая на ее смену не пришла, но идеология в обществе нужна. Вспомнить хотя бы саркастические строки Маркса и Энгельса, которые создали одну из самых влиятельных идеологий в мире: «Иидеология – это процесс, который совершает так называемый мыслитель, хотя и с сознанием, но с сознанием ложным. Истинные движущие силы, которые побуждают его к деятельности, остаются ему неизвестными, в противном случае это не было бы идеологическим процессом. Он создает себе, следовательно, представления о ложных или кажущихся побудительных силах»11.
Единственное, что для точности хочется сразу напомнить, что «ложный» означает «частично истинный» – для данного времени и места. И что, рассуждая с позиции Абсолютной Идеи, идеология как система взглядов, которая выражает интересы определенного круга лиц, например, класса или нации, является ложной по определению, так как по определению же ограничена определенными потребностями и запросами.
Но свободный человек сам должен формировать свои взгляды и убеждения, не ограничиваясь интересами только класса, только нации или господствующей идеологии. Но вопрос – готово ли общество к такому формированию. Готово ли большинство людей самостоятельно формировать свои убеждения, задаваясь вопросами не только частного, но и самого общего философского характера. Это вопрос сродни необходимости государства.
Для решения экологической проблемы, нужна экологическая идеология. Такая, которая будет не ложным сознанием, но системой взглядов, помогающей людям объединяться во имя общих посюсторонних целей.
Сколько бы ни говорили о нужности и важности деидеологизацию, идеологии все равно существуют и, вероятно, будут существовать. И в условиях нависшей угрозы над видом вообще, экологическая идеология поможет человеку ориентироваться в том, что и как ему стоит делать, чтобы не только он, но и его дети, и внуки могли продолжать жизнь на планете. Это тем более важно, что все другие идеологии, например, господствующая негласно идеология потребления, ведут к краху.
Идеология представляет собой массовую систему взглядов, призванную объединить общество или его часть. Например, идеология классовой солидарности (коммунистическая), национальной солидарности (фашистсткая), религиозной (православие, индуизм, ислам). Или более мягкого типа, которые остаются на уровне общечеловеческих интересов и не противопоставляют интересы одной части общества интересам другой (потребительские, нравственные вроде учения Конфуция, Сократа, Платона).
Экологическая идеология попадает к более мягким, общечеловеческим идеологиям. Ее отличительной особенностью является то, что она преодолевает все – и классовые, и национальные, и религиозные разногласия, и также свойственный практически всем существующим идеологиям антропоцентризм. И достигает этого, ориентируясь не только на общечеловеческие, но и на ценности жизни в самом широком ее понимании, общие для человека и природы.
Экологическая идеология – это идеология Жизни с большой буквы, это идеология единства человека и природы. Она в корне отлична от потребительской идеологии, т.к. в единстве с природой нужно отказаться от доминанты частных потребностей.
Вообще, в период зарождения идеологии, обычно бывает несколько направлений, из которых какие-то потом остаются, а какие-то исчезают. Так, Маркс и Энгельс различали несколько видов социализма: консервативный, христианский и т. п. И сейчас в отношение экогуманизма можно выделить тоталитарный, этический и т. д. Но у них есть общие составные части и общие источники.
Во-первых, экзистенциальная философия, прежде всего в работах Ясперса и Хайдеггера, призывающих отказаться от разделения сущего на субъекты и объекты, и выдвинувших задачу «вопрошания бытия», подошла к пониманию огромного, решающего, наиважнейшего значения природной среды для существования и развития человечества.
Выход Хайдеггера к бытию – философская основа экологической идеологии. Или А. Швейцер с его концепцией «благоговения перед жизнью». Можно так же говорить о глубинной экологии, экософии, ноософии, витософии – все то, о чем говорилось в разделе «Экологическая философия» - все это является основой для новой, экологической идеологии12.
Более того, если смотреть с точки зрения претворения философских идей в жизнь для решения экологического кризиса и восстановления целостности бытия человека – для этого нужна именно экологическая идеология и построенная на ее основе экологическая культура.
И говоря об экологической культуре, сразу встает вопрос об «экологических» науках. Конкретные науки помогают загрязнять, а иногда и уничтожать природную среду, но они же дают средства и для предотвращения и/или ликвидации последствий отрицательного воздействия человека на окружающую среду, т.е. их значение двойственно. И в рамках экологической идеологии развиваются не только экологические направления - имеются ввиду направления, в рамках экологии как науки о взаимоотношении организмов со средой, - но и происходит изменение ориентации методологических подходов во всем естествознании.
В XX веке возникло несколько новых подходов, таких как системный подход, которые демонстрируют важность целостного видения мира. Системное видение привело к пониманию того, что все в мире взаимосвязано и необходимо. А это в свою очередь дало понимание синергетики, позволило разработать учение о биосфере Вернадского. Все это является естественнонаучной базой экологического движения.
Противоречия между человеком и природой обострились, поставив вопрос о необходимости учета интересов и обеспечения сохранности природы. И это вызвало определенную реакцию общественности. Сначала стихийно, на волне осознания экологического кризиса и его возможных последствий. Но потом все более организованно и целенаправленно, оформляясь в виде организаций и «зеленых» партий, которые в части стран стали такой политической силой, с которой приходится считаться.
Возникали новые движения такие как «Гринпис» и «Вахта мира» и объединялись в широкий поток «зеленого движения» с давно существующими и возникшими до кризиса, например, вегетарианскими обществами.
В идеологии всегда присутствуют рациональные и иррациональные составляющие, что помещает ее между философией, которая преимущественно рациональна, и религией, которая преимущественно иррациональна.
Более того, может возникать смешение религий. Например, использование принципов йоги, таких как ахимса – ненасилие, или понятие восточной философии дао – естественный путь развития, И это придает экологической идеологии новую глубину.
Какие же принципы экологической идеологии? Во-первых, обязательная оценка реакции природной среды на какую-либо человеческую деятельность. Деятельность не должна наносить вред природы, она не должна быть независимой от нее, деятельность должна происходить в глубоком созвучии с природой, с учетом ее законов и возможностей к восстановлению.
Сейчас прорабатывается концепция прав природы и уже в недалеком будущем принцип бережного отношения к природе может стать неотъемлемой частью юридической практики.
Отметим, что в основе прорабатываемой концепции лежит принцип равноправности всех форм жизни, без учета очевидных различий в строении и уровни организации. Что по своей сути означает уход от принципа господства человека над природой, который имел преобладающее значение со времен эпохи Возрождения, и становится частью природы, не имеющей юридически ценностных преимуществ перед другими формами жизни. И этот же принцип равноправия находит продолжение в экологической этике, в которой формулируется то, что называется «золотым правилом» экологии. Под «золотым правилом» подразумеваются три принципа. Превый – практический, второй – юридический, и третий – нравственный. они не исчерпывают суть экологической идеологии, но достаточно полно позволяют о ней судить.
Вообще, термин «экология», будучи введенным в XIX веке для обозначения определенного научного направления в биологии, в настоящее время существенно расширил границы применимости. Сегодня говорят об экологии культуры, об экологии человека, духа и т. д. И это, видимо, естественный процесс, который Гегель называл «саморазвитием понятия».
Будучи подверженным, этому явлению и сама экологическая идеология не ограничивается отношениями человека с природой, но рассматривает и другие, более глобальные проблемы человеческого существования, например, проблему целостности бытия. И действительно, трудно представить себе мир и согласие в душах людей без очеловечивания экологических отношений в системе «человек-общество-природа». Программы «зеленого движения» дают ответы на самые общие, идейные вопросы населения, и это говорит о том, что экологическая идеология уже существует.