Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вилами техники безопасности может выполнятъ монтаж на дейст­ вующих электрифицированных линиях постоянного тока вблизи контактной сети и л и н и й электропередачи, находящихся под на­ пряжением, не приближаясь к ним ближе чем на 4 м. Это означа­ ет, что электромонтеры, инструменты и приспособления, применя­ емые ими, а также ни одна часть монтируемой контактной сети и линии электропередач, не должны быть расположены на расстоя­

нии,

меньшем 4 м от частей, находящихся под напряжением.

На линиях, электрифицированных на переменном токе,

правила­

ми

техники безопасности персоналу электромонтажных

поездов

в зоне опасного влияния контактной сети и проводов ДПР, нахо­ дящихся под напряжением, как правило, запрещено выполнять какие-либо работы, за исключением работ по электрификации вторых путей.

При электрификации вторых путей на линиях постоянного и пе­ ременного тока указанное расстояние от частей, находящихся под напряжением, по условиям производства работ принимается рав­ ным 2 м. Одновременно повышаются требования техники безопас­ ности в части соблюдения технологии производства монтажных работ.

До начала монтажных работ руководители электромонтажного поезда и участка энергоснабжения проводят разграничение объ­ емов работ и определяют порядок их производства. Одновременно разрабатывают мероприятия, обеспечивающие безопасность рабо­ тающих, и утверждают их совместным приказом, обязательным для монтажников и эксплуатационников.

Монтажные работы вблизи действующей контактной сети и линий электропередач на участках, электрифицированных на пос­ тоянном токе. При производстве работ электромонтажными поез­ дами напряжение с действующей контактной сети и ЛЭП 10 кВ, расположенной на ее опорах, снимают на весь период работ. Вы­ полнять монтажные работы с периодическим снятием напряжения в «окно» запрещается.

Монтируемый участок контактной сети с каждой стороны, от­ куда возможна подача напряжения, отделяют от действующей кон­ тактной сети врезными гирляндами изоляторов и заземляют на рельс двумя проводами сечением не менее 50 мм2 по меди. Гир­ лянды изоляторов врезают дополнительно в несущий трос и кон­ тактный провод непосредственно за секционными изоляторами и изолирующими Сопряжениями, благодаря чему исключается воз­ можность попадания напряжения на заземленную часть контакт­ ной подвески при случайном перекрытии токоприемником воздуш­

ных промежутков.

Аналогично осуществляют временное секционирование и зазем­ ление усиливающих, питающих и других проводов.

Все подготовительные работы, а также снятие и подачу напря­ жения осуществляют работники участка энергоснабжения. Присту­ пать к монтажным работам можно только после получения от от­ ветственного представителя участка энергоснабжения письменно-

287


го или телеграфного уведомления о снятии напряжения и заземлении действующей контактной сети и ЛЭП 10 кВ. Последу­ ющая подача напряжения может быть выполнена после того, как энергодиспетчер получит уведомление от руководителя работ об окончании монтажа и предупреждении всех работающих.

Если над частью путей, перекрываемых жесткими или гибки­ ми поперечинами, подвешена контактная сеть, находящаяся под напряжением, то по другим путям монтажные работы можно про­ изводить только в присутствии ответственного представителя уча­ стка энергоснабжения. Предварительно в фиксирующие тросы врезают изоляторы, а сами тросы со стороны монтируемых прово­ дов и контактной подвески заземляют на рельс.

Особые меры предосторожности нужно соблюдать при работе с металлическими монтажными лестницами. Запрещено распола­ гать приставные металлические лестницы ближе чем на 1 0 м от токоведущих частей, находящихся под напряжением. Для подъе­ ма на конические железобетонные опоры в таких местах приме­ няют инвентарные хомуты (см. рис. 2 0 0 ) и инвентарные штыри (см. рис. 201) или армируют опоры с дрезин ДМ или автомотрис.

В отдельных местах железнодорожные пути пересекают воз­ душные линии электропередачи, расстояние от которых до прово­ дов сооружаемой контактной сети, ЛЭП 10 кВ и др. оказывается меньше допустимых. Под такими негабаритными линиями произ­ водить монтаж проводов можно после их переустройства (замены воздушной линии на кабельную, установки повышенных опор и т. п.) или отключения и заземления, которые производят предста­ вители организации, осуществляющей эксплуатацию линий.

Провода монтируемой контактной сети, ЛЭП 10 кВ, ДРПидр. при пересечении линиями, находящимися под напряжением любой величины, заземляют на искусственные заземлители (металличе­ ские штыри, забитые в землю на глубину не менее 1 м) с двух сторон от пересекаемой линии.

Монтажные работы при электрификации вторых путей на пос­ тоянном токе. Как было сказано выше, при работе на вторых пу­ тях нельзя производить монтаж, находясь ближе, чем на расстоя­ нии 2 м от частей действующей контактной сети и линий электро­ передачи, вследствие чего возрастают требования по обеспечению безопасности работ.

Так, все работы на вторых путях производят только под руко­ водством прораба или мастера. Блоки полиспаста заряжают толь­ ко веревкой и ведущий трос натягивают в сторону поля или вдоль пути. При работе с монтажной вышки дрезины или автомотрисы не допускают разворот ее в сторону электрифицируемого пути. Монтажную съемную вышку разрешается снимать только на поле­ вую сторону второго (неэлектрифицированного) пути. Материалы к месту работ развозят только по второму пути.

Подъем консоли на опору производят вдоль пути. Консоли с несущим тросом или подвеской выводят в положение, перпенди­ кулярное оси пути с вышки дрезины деревянной штангой.

288


Особые меры предосторожности соблюдают при работе на внешней стороне кривой. Контактный провод в процессе раскатки надежно фиксируют на каждой опоре, а раскатку проводов ЛЭП 10 кВ производят с прошивкой опор или со стороны поля; монтаж проводов с последующей перекидкой их на полевую сторону через вершину опор не допускается.

Установку обратных фиксаторов, как правило, производят с дрезины ДМ или автомотрис. Сначала фиксатор закрепляют вдоль пути на консоли или фиксаторном кронштейне и только пос­ ле этого разворачивают его перпендикулярно оси пути и подвязы­ вают к струнам.

Работа на вторых путях с приставной металлической лестницы не разрешается совсем. В связи с этим особенно важно использо­ вать дрезины ДМ и автомотрисы АГВМ в течение всего рабочего дня. Это возможно только при правильной увязке сроков выпол­ нения монтажных и строительных работ и согласованного выезда на перегон подвижных средств различных организаций.

К монтажу контактной сети на перегоне следует приступать после окончания сооружения верхнего строения пути, что позво­ ляет выполнить монтажные работы, применяя машины, в сжатые сроки и исключает последующую перерегулировку цепной подвес­ ки по высоте и в плане.

Некоторые виды работ по условиям их производства нельзя выполнять, .не нарушая установленное расстояние 2 м от частей действующей контактной сети. Поэтому их производят только со снятием напряжения с действующей контактной сети и ее зазем­ лением на весь период работы в данный рабочий день. К таким работам относятся: установка обратных фиксаторных стоек на кон­ соли и жесткие поперечины в междупутье; раскатка поверху не­ сущего троса и контактного провода; перевод раскатанных понизу проводов в седло на внешней стороне кривых; перевод консолей, развернутых вдоль пути, с несущим тросом или подвеской в поло­ жение, перпендикулярное оси пути на внешней стороне кривой лю­

бого

радиуса и на внутренней стороне кривой радиуса менее

10 0 0

м; установка фиксаторов на сопряжениях и регулировка соп­

ряжений; установка фиксаторов на фиксирующих стойках, распо­ ложенных в междупутье; установка фиксаторов и регулировка подвески в плане на внешней стороне кривой радиусом менее

4000 м.

Не менее чем за сутки до начала работ со снятием напряжения процзводитель работ или мастер дает заявку энергодиспетчеру. В заявке указывают точное место, время, продолжительность и характер работ. Отключение и заземление контактной сети произ­ водит эксплуатационный персонал (см. § 79). Все работы выпол­ няются под наблюдением ответственного за электробезопасность представителя дистанции контактной сети, указания которого яв­ ляются обязательными для работающих; к работе приступают только после письменного разрешения представителя дистанции контактной сети.

1 0 - 6056

289



По окончании монтажа контактной сети все работающие уда­ ляются на безопасное расстояние (не менее 2 м). Руководитель работ отмечает время окончания монтажа на письменном разре­ шении представителя дистанции контактной сети, который снима­ ет заземляющие штанги; после этого считается, что контактная сеть находится под напряжением. В этом случае приближаться к ней ближе чем на 2 м нельзя.

Монтажные работы при электрификации вторых путей на пере­ менном токе. Во всех проводах, идущих параллельно действующей контактной сети и ДПР, вследствие электромагнитного влияния появляется наведенное напряжение, опасное для жизни. Поэтому, помимо всех требований и особенностей монтажа, связанных с электрификацией вторых путей и изложенных выше, при сооруже­ нии контактной сети переменного тока принимают специальные меры, обеспечивающие безопасность работ от наведенного напря­ жения.

Такой мерой защиты является заземление монтируемых про­ водов с обеих сторон от места работы. Однако в процессе раскат­ ки постоянное и надежное заземление проводов осуществить слож­ но. Поэтому раскатку проводов любым существующим методом производят только при снятом напряжений с контактной сети и ДПР действующего пути. Кроме раскатки проводов, со снятием напряжения производят перевод развернутых вдоль пути консолей с несущим тросом или цепной подвеской в положение, перпендику­ лярное оси пути на прямой и кривой любого радиуса и все другие виды работ, выполняемые со снятием напряжения на вторых пу­

тях участков постоянного тока.

контактную

К моменту

подачи напряжения в действующую

сеть и ДПР все раскатанные по второму пути провода должны

быть заземлены. Заземление осуществляют двумя

следующими

способами.

основном, способе используют постоянные зазем­

При первом,

ления опор контактной сети, которые должны быть смонтированы до раскатки проводов. Каждую опору и все металлоконструкции, установленные на ней (консоли, кронштейны и т. п.), заземляют на рельс в соответствии с проектом. При установке изолирован­ ных консолей консольный изолятор заранее на земле шунтируют инвентарным заземлителем, сечение которого должно быть не ме­ нее 25 мм2 по меди (рис. 243). Аналогично шунтируют подвесные гирлянды изоляторов при установке неизолированных консолей и кронштейнов для подвески проводов ДПР.

Раскатку несущего троса и контактного провода производят при этом способе заземления опор только поверху. В процессе раскатки консоли выводят в проектное положение и несущий трос, закрепляют в каждом седле плашкой. При раскатке контактного провода его соединяют с несущим тросом, помимо струн, еще тре­ мя электрическими соединителями, два из которых устанавливают между средней анкеровкой и каждым сопряжением данного анкер­ ного участка, а третий — около средней анкеровки. Последний де-

290