Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 287

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ходу; со стреловыми люльками на грунтовых транспортных сред­ ствах.

В зависимости от вида работ выбирают различные способы их выполнения и осуществляют организационно-технические мероприя­ тия, обеспечивающие безопасность производства и высокое качест­ во выполнения работ-

Текущее содержание и ремонт устройств контактной сети вы­ полняют таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность дви­ жения поездов и, как правило, без нарушения графика движения. Для производства различных ремонтных работ в графике движе­ ния поездов предусматривают «окна» в светлое время суток про­ должительностью не менее 1 ч.

Большое значение имеет продолжительность «окна»: чем она больше, тем производительнее используется рабочее время линей­ ных бригад. Однако с увеличением продолжительности «окна» сни­ жается провозная способность железной дороги, а это приводит к увеличению себестоимости перевозок. Наиболее целесообразным считается двухчасовое «окно», в которое можно выполнить почти все необходимые операции, предусмотренные технологическими нормами по текущему содержанию и капитальному ремонту уст­ ройств контактной сети.

При выполнении капитального ремонта пути, как правило, в лет­ ний период времени предоставляются в светлое время суток «окна» продолжительностью от 3 до 5 ч. Эти «окна» используют при круп­ ных работах по капитальному ремонту и текущему содержанию устройств контактной сети и воздушных линий электропередачи. Порядок предоставления таких «окон» устанавливает управление железной дороги.

Во время производства работ, вызывающих перерыв движения поездов, руководитель работ обязан установить постоянную теле­ фонную (или радио) связь с энергодиспетчером. В темное время суток он обязан также обеспечить освещение места производства работ по установленным нормам.

Основные затраты рабочей силы, механизмов и материалов при текущем содержании контактной сети приходятся на содержание контактной подвески. Комплекс работ по ее содержанию выполня­ ют бригады с помощью съемных изолированных вышек. В этом случае бригада состоит из четырех-пяти электромонтеров и сигна­ листов, ограждающих вышку. Работа со съемных вышек не вызы­ вает нарушения графика движения поездов, но вышку необходимо своевременно снимать с пути для обеспечения пропуска поездов. Съемная вышка должна быть ограждена переносными сигналами с обеих сторон. На двухпутных электрифицированных участках, кро­ ме оборудованных двусторонней автоблокировкой, и там, где пас­

сажирские поезда движутся со скоростью

более 1 2 0 км/ч, допус­

кается ограждение съемных вышек только со стороны

движения

поездов по правильному пути.

состояния

контактной

До полного окончания работ, проверки

сети и освобождения пути запрещается снимать сигналы огражде­

326


ния. Порядок ограждения съемных вышек устанавливается Инст­ рукцией по сигнализации на железных дорогах Союза ССР.

При работах с изолированных площадок дрезин ДМ или авто­ мотрис АГВ бригада состоит из четырех человек — трех электро­ монтеров и одного водителя. Один из электромонтеров в этом слу­ чае выполняет обязанности помощника водителя дрезины или ав­ томотрисы.

Работы по текущему содержанию отдельных узлов контактных сетей и воздушных линий, расположенных на высоте за пределами габарита подвижного состава, выполняет бригада из трех человек, применяя переносные лестницы для подъема на опоры. Проверяет состояние элементов, расположенных внизу, бригада из двух элек­ тромонтеров.

Чтобы расширить перечень работ на контактной сети, при вы­ полнении которых не ограничивают размеры движения, в послед­ нее время изменили конструкции отдельных узлов контактной сети, применяют новые способы их обслуживания и ремонта. Иногда для выполнения работ на контактной подвеске станции или перегона отдельные участки отключают и заземляют, а электропоезда про­ пускают по месту работ с опущенными токоприемниками или с по­ мощью автономных локомотивов.

При наличии телеуправления секционными разъединителями контактной сети имеется возможность выполнять работы со сняти­ ем напряжения в так называемые «малые окна» продолжительно­ стью 1 0 — 2 0 мин.

Работы по эксплуатационному обслуживанию контактных сетей и воздушных линий электропередачи должны быть организованы в строгом соответствии с Правилами технической эксплуатации же­ лезных дорог Союза ССР, правилами содержания контактной сети, правилами техники безопасности и другими положениями, разрабо­ танными Министерством путей сообщения, управлениями и отделе­ ниями дорог и участками энергоснабжения.

Организация эксплуатации контактных сетей и воздушных ли­ ний предусматривает:

своевременное проведение осмотров, замеров, испытаний, про­ верок и ремонтов устройств;

внедрение научной организации труда, сетевого планирования и управления, новой техники и передовых методов;

повышение производительности труда, увеличение срока служ­ бы устройств, снижение эксплуатационных затрат;

проведение мероприятий по модернизации и предупреждению по­ явления неисправностей устройств;

содержание в постоянной готовности восстановительных средств с запасом оборудования, конструкций материалов, арматуры дета­ лей, приспособлений и инструментов;

обеспечение безопасных условий труда и производственной са­ нитарии;

повышение квалификации обслуживающего персонала и перио­ дическую проверку знаний.

32 7


Правильная организация работ, использование средств механи­ зации и приспособлений дают возможность обеспечить высокую производительность труда при эксплуатации и ремонте контактной сети. Этого можно достигнуть уменьшением состава ремонтных бригад и использованием имеющихся технических средств (дрезин, автолетучек, радиосвязи, дистанционного и телеуправления секци­ онными разъединителями), сокращением числа дежурных в сме­ нах, устранением непроизводительных потерь времени на подход к месту работ, на перерывы для пропуска поездов при работах со съемными вышками и на ожидание «окна» при работах со снятием напряжения.

Дистанция контактной сети. Эксплуатационная длина электри­ фицированной линии, находящаяся в ведении одной дистанции кон­ тактной сети, обычно не превышает 50 км при расположении де­ журного пункта в середине обслуживаемого участка и 30 км при расположении дежурного пункта в одном из концов дистанции. Приведенная длина электрифицированных путей, обслуживаемая одной дистанцией контактной сети, значительно больше эксплуата­ ционной. При вычислении приведенной длины к эксплуатационной прибавляют длину остальных путей, принимая 1 км каждого глав­

ного электрифицированного пути

сверх первого за 0,9 км и 1 км

станционного электрифицированного пути за 0,75

км. [Например:

приведенная длина,

обслуживаемая

дистанцией

контактной сети

двухпутной

линии с эксплуатационной длиной 40 км и протяжен­

ностью станционных

путей, кроме

главных, 20 км, составит 40+

+ (0,9-40 +

0,75-20)

= 91 км.]

 

 

Дистанция является основной производственной единицей, вы­ полняющей работы по эксплуатационному содержанию устройств контактной сети, а также всех продольных линий электропередачи напряжением до 35 кВ, подвешенных на опорах контактной сети.

Для обеспечения эксплуатационного содержания контактной се­ ти в пределах каждой дистанции обычно в середине обслуживае­ мого участка сооружают дежурные пункты (рис. 260 и 261). В не­ которых случаях для обслуживания контактной сети на крупных станциях в составе дистанции организуют дополнительные дежур­ ные пункты, но без гаражей.

Дежурные пункты дистанций контактной сети должны иметь подъездные железнодорожные пути, что обеспечивает быстрейший выезд восстановительных дрезин на главные пути. Кроме того, к каждому пункту подводят грунтовую дорогу для использования на восстановительных, ремонтных и других работах автомашин. Де­ журные пункты контактной сети строят по типовым проектам. В не­ которых случаях их размещают на общей территории, а иногда и в одном здании с тяговыми подстанциями или конторами участков энергоснабжения. Для дежурных пунктов контактной сети исполь­ зуют также освобождающиеся помещения в паровозных депо.

На дежурных пунктах имеются: ремонтно-транспортные сред­ ства; монтажные приспособления и специальные инструменты; из­ мерительные приборы; защитные средства и спецодежда; сигналь-

3 2 8


4 3 0 0 0

Рис. 260. План территории дежурного пункта:

/ — з д а н и е д е ж у р н о г о п у н к т а ; 2 — м а т е р и а л ь н ы й с к л а д ;

3 ■— с к л а д г о р ю ч е - с м а з о ч н ы х

м а т е р и а л о в ; 4 — п л о щ а д к а д л я м у с о р о с б о р н и к а ;

5 — н а в е с д л я с ъ е м н ы х и з о л и р у ю щ и х

в ы ш е к ; 6 — с т е л л а ж д л я з а п а с н ы х о п о р ;

7 — с т о я н к а п л а т ф о р м ы с а в а р и й н ы м з а п а с о м

м а т е р и а л о в и д е т а л е й ; S — к о т е л ь н а я ;

9 — в ы с о к а я п о г р у з о ч н о - р а з г р у з о ч н а я п л а т ф о р м а

сп а н д у с о м

ные принадлежности и средства связи; запас оборудования, арма­ туры, деталей и материалов.

К р е м о н т н о - т р а н с п о р т н ы м с р е д с т в а м о т н о с я т с я : дрезины ДМ и АГМу, автомотрисы АГВ, автолетучки, железно­ дорожные платформы со станками, съемные изолирующие вышки

(см. главу X II).

М о н т а ж н ы

е п р и с п о с о б л е н и я облегчают условия труда

электромонтеров

и повышают его производительность. К ним от­

носятся приставные и навесные лестницы, монтажные люльки, по­

лиспасты, лебедки, натяжные муфты, струбцины, натяжные и крю­

ковые зажимы, клещи для обжатия трубчатых соединителей, прес­

сы (РГП-7м

и др.), приспособления для загиба концов контактно­

го провода,

скрутки трубчатых соединителей, резки стальных тро­

сов, спуска зигзага контактного провода, съема его держателей. С п е ц и а л ь н ы й , и н с т р у м е н т и и з м е р и т е л ь н ы е п р и ­

б о р ы обеспечивают

выполнение специфических

технологических

операций и замеров.

К ним относятся рихтовочные

ключи, ключи

для завивки и кербовки струн. Применяют зеркальные приборы с шаблоном (см. рис. 196), для замера зигзагов и высоты контактно­ го провода, штангу-указатель для испытания (дефектировки) изо­

ляторов контактной сети (см.

рис. 273).

З а щ и т н ы е с р е д с т в а

обеспечивают безопасность электро­

монтеров при выполнении работ: предупреждают поражение элек­ трическим током и падение с высоты. К ним относятся переносные заземляющие штанги для контактной сети и воздушных линий (см. рис. 209), а также заземляющие штанги, закрепленные на дрези­ нах ДМ и автомотрисах АГВ, служащиё для заземления контакт­ ной сети при работах со снятием напряжения. Чтобы, убедиться в отсутствии напряжения, используют указатели напряжения.

329