Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 288

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стков энергоснабжения, схемы питания и секционирования кон­ тактных сетей и воздушных линий электропередачи.

Дистанции контактной сети и участков энергоснабжения обес­ печиваются всей необходимой технической документацией. Разра­ батываются и утверждаются планы — графики эксплуатационного обслуживания устройств контактной сети, воздушных линий, тя­ говых подстанций, постов секционирования и других сооружений энергоснабжения.

В период окончания монтажных работ и по мере готовности отдельных перегонов и станций эксплуатационный персонал про­ изводит тщательную проверку состояния смонтированной контакт­ ной сети. При этом проверяют правильность монтажа и сборки всех узлов; состояние и прочность закрепления всех конструкций и арматуры на контактной подвеске;-производят промеры пролетов между опорами, габаритов опор, высоты подвески контактного провода над уровнем головки рельса, зигзагов и выносов контакт­ ного провода; проверяют, покрыта ли антикоррозионной смазкой резьба всей арматуры й крепежных деталей (болтов, штанг, бу­ гелей и Др.). Производят проверку состояния окраски всех металлических опор и конструкций, правильность подключения секционных разъединителей и мест врезки секционных и секцио­ нирующих изоляторов в соответствии со схемой питания и секцио­ нирования контактной сети. Особенно тщательно проверяют кон­ тактную сеть в искусственных сооружениях. -

Наибольшее внимание в предпусковой период уделяют про­ верке правильности регулировки контактной подвески и, в первую очередь, состоянию контактных проводов и всех деталей, установ­ ленных на них. От этого во многом зависит износ и срок службы контактных проводов. При проверке свинцовым или деревянным молотком выправляют на бруске все местные изгибы контактного провода. Выкрутка рабочей поверхности контактного провода не допустима. Наклонно расположенные на нем зажимы устанавли­ вают в нормальное положение рихтовочными ключами. Правиль­ ность положения фиксаторов и наклона струн, стрел провеса кон­ тактного провода и положения грузов компенсаторов проверяют по монтажным таблицам (см. § 63). Одновременно с этим убеж­ даются в том, что не произошло защемления фиксаторов в кронштейнах, и проверяют работу компенсаторных блоков в ан­ керовках контактной подвески. Тщательно проверяют воздушные стрелки, изолирующие сопряжения, секционные изоляторы и разъе­ динители с приводами.

Большое внимание должно быть уделено проверке питающих линий непосредственно от проходных изоляторов тяговой подстан­ ции до присоединения шлейфов к контактной подвеске. В первую очередь необходимо убедиться в надежности затяжки болтов всех питающих и соединительных зажимов, а также контактов фидер­ ных и линейных секционных разъединителей. Плохой контакт в зажимах этих линий с большими токовыми нагрузками может привести к электрическим пережогам проводов (см. § 73).

1 1 — 6 0 5 6

321


В этот период должны быть проверены все узлы контактной сети, осмотр которых в условиях эксплуатации затруднен в связи со сложностью снятия напряжения (отключения питающих линий), воздушные линии и все устройства, расположенные на опорах контактной сети. Выявленные в процессе проверки дефекты долж­ ны быть устранены строительно-монтажной организацией до приемки контактных сетей и воздушных линий в эксплуатацию.

Для осуществления осмотра и проверки готовности к вводу в

эксплуатацию электрифицируемого участка за 1 — 2 месяца до его пуска создают рабочие комиссии, которые наружным осмотром, на­ турными промерами и проверкой технической документации опре­ деляют степень готовности контактной сети, ее соответствие про­ екту, техническим условиям и нормам. Строительно-монтажная организация при предъявлении к сдаче в эксплуатацию электри­ фицированного участка передает участку энергоснабжения всю техническую документацию:

а) исполнительные планы контактной сети и воздушных линий; схемы групповых заземлений опорных и поддерживающих конст­ рукций; схемы рельсовых цепей с нанесенными на них заземле­ ниями опор и других сооружений; схемы питания и секционирова­

ния,

плавки гололеда

и селекторной

энергодиспетчерской связи;

б) чертежи контактной подвески в искусственных сооруже­

ниях;

ведомость пересечений воздушных и кабельных линий с кон­

в)

тактной сетью и железнодорожными путями;

г)

ведомость опор

контактной

сети и воздушных линий с

указанием номеров, габаритов, типов опор и фундаментов с акта­ ми на скрытые работы;

д) ведомость анкерных участков контактной сети и воздушных линий с указанием марки проводов;

е) паспорта на опоры, консоли, кронштейны.

Для контроля правильности монтажа и регулировки произво­ дят так называемую холодную обкатку контактной сети, при кото­ рой проверяют взаимодействие ее с токоприемником и готов­ ность к открытию движения поездов на электрической тяге. Хо­ лодную обкатку выполняют до подачи напряжения вагоном для испытаний контактной сети (см. рис. 194), имеющимся при службе электрификации и энергетического хозяйства железной дороги. При этом возможно полностью оценить качество регулировки контактной подвески и дать ей оценку. (О балльной оценке со­ стояния контактной сети см. §81)? При отсутствии испытательного вагона используют электровоз; его прицепляют к паровозу или тепловозу и производят объезд всех электрифицированных путей и съездов при поднятом токоприемнике. Холодная обкатка может быть также выполнена дрезиной ДМ со съемным токоприемником (рис. 259). Полоз токоприемника предварительно размечают ме­ лом и обозначают ось, в обе стороны от которой наносят по пять делений через каждые 10 см. В процессе обкатки определяют вза­ имодействие контактной сети с токоприемником и проверяют

3 2 2


плавность хода его полоза

Контактный проВод

 

по контактным

проводам,

 

 

 

— 1

величины отклонения кон­

 

 

 

тактных проводов

по по­

 

 

 

 

верхности

 

полозов

и от­

 

 

 

 

сутствие

подбоев

от за­

 

 

 

 

жимов, установленных на

 

 

 

 

контактных

 

проводах.

 

 

 

х/ГтХ і Г ^ І \Х

Проверяют

также

 

при­

 

 

 

ближение

 

частей

 

токо­

 

 

 

1

 

 

 

 

 

'ътшьшяят.

приемника

к фиксаторам,

 

 

 

анкеровочным

 

ветвям

 

 

 

 

подвески,

к врезанным в

 

 

 

 

контактные

провода

изо­

_____С

 

 

 

ляторам

и ко

всем

за­

□ □ □

14\

1

земленным

конструкциям

1ж:г

контактной сети и искус­

ственных сооружений.

 

ж:

До первой подачи на­

направление движения

пряжения во вновь смон­

 

 

 

 

тированную

контактную

Рис. 259. Съемный токоприемник для про­

сеть должны быть закон­

верки регулировки контактной подвески:

чены все

работы

строи­

У—* р а м а п о в о р о т н а я ;

2 — с е г м е н т з а м е р а в ы ­

с о т ы ; 3 — г р у з ы ;

4

— о п о р н ы е ш в е л л е р ы ;

тельно-монтажными орга­

5 — у д о ч к а ; 6 — п о л о з т о к о п р и е м н и к а ; 7 — и з ­

м е р и т е л ь н а я р е й к а

 

 

низациями, устранены не­

 

 

 

 

 

 

достатки,

 

замеченные

 

 

 

 

при холодной обкатке, предупреждены работающие на сети брига­ ды, проверена изоляция всех секций контактной сети относитель­ но друг друга и заземленных конструкций, сняты заземляющие штанги с контактной сети.

Первую подачу напряжения в контактную сеть производят по приказу начальника службы электрификации и энергетического хозяйства. Предварительно выполняют все необходимые переклю­ чения в соответствии с утвержденной схемой питания и секциони­ рования контактной сети. После первой подачи напряжения все переключения производят только по приказу энергодиспетчера, и строительно-монтажные организации могут вести работы толь­ ко с ведома и разрешения участка энергоснабжения и в соответ­ ствии с Правилами безопасности при эксплуатации контактной сети электрифицированных железных дорог.

Проверку взаимодействия контактной сети с токоприемниками и условий токосъема производит рабочая комиссия при так назы­ ваемой горячей обкатке электрифицированных путей участка дей­

ствующим электровозом

или электропоездом.

В процессе

горячей обкатки определяют

степень искрения при

проходе по

фиксирующим и стыковым зажимам, по воздушным стрелкам, в местах сопряжений анкерных участков, по секционным изолято­ рам и т. д. При горячей обкатке из-за наличия слоя копоти на кон­ тактном проводе от паровозов, обращающихся на участке в период

11*

3 2 3


монтажных работ, а также малой площади соприкосновения но­ вого провода с контактными пластинами полозов токоприемника обычно наблюдается небольшое искрение на всем пути следова­ ния обкаточного поезда. Места повышенного искрения и вспышек фиксируют, затем выявляют и устраняют причины, вызвавшие эти явления. Эти и другие обнаруженные при горячей обкатке не­ достатки должны быть устранены до открытия регулярного движе­ ния электроподвижного состава.

Результаты приемки контактной сети рабочей комиссией оформ­ ляют актом, к которому прилагают перечень отступлений от про­ екта и ведомость недоделок с указанием сроков их устранения. Б этом же акте дают заключение о возможности начала регуляр­ ного движения с использованием электрической тяги.

Особенность эксплуатации контактных сетей и воздушных ли­ ний в первый период заключается в следующем. Вытяжка вновь смонтированных проводов приводит к увеличению стрел провеса и как следствие к нарушению продольной регулировки контакт­ ной подвески, сопряжений анкерных участков и воздушных стре­ лок. При низком качестве строительных работ по установке фун­ даментов и бесфундаментных опор, особенно в зимний период, в мерзлых и слабых грунтах может произойти поперечный крен опор, сопровождающийся изменением величин зигзагов контактно­ го провода. Поэтому надо тщательно проверять состояние засып­ ки пазух котлованов.

В начальный период необходимо проводить более частые ос­ мотры контактной сети путем объездов и обходов особенно в весен­ ний период, когда происходит оттаивание грунта. Чаще, чем пре­ дусмотрено правилами, следует проводить проверку токосъема.

При резком понижении температуры выявляются дефекты про­ дольной регулировки: поджатие контактных проводов к обратным фиксаторам, нижним фиксирующим тросам и конструкциям отбой­ ников под искусственными сооружениями. Неправильный монтаж компенсаторов в сильные морозы может привести к их заклини­ ванию и резкому возрастанию натяжений компенсированных про­ водов и соединенной с ними арматуры, к их обрыву или разру­ шению.

В начальный период эксплуатации проверяют правильность учтенных проектом мест с повышенными ветровыми нагрузками и других особых зон, где могут возникнуть опасные воздействия на устройства контактной сети и воздушных линий.

§ 78. Организация эксплуатации

Общие сведения. С открытием регулярного движения электрояодвижного состава начинается эксплуатация устройств энерго­ снабжения электрифицированного участка железной дорогиСо­ гласно Правилам технической эксплуатации железных дорог Сою­ за ССР (§ 113) устройства энергоснабжения должны содержаться

3 2 4


в полном соответствии с техническими условиями, правилами и нормами. Предупреждение появления каких-либо неисправностей и обеспечение длительных сроков службы устройств — главная за­ дача обслуживающего персонала.

Эксплуатационное обслуживание контактной сети и воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включает в себя следующие основные виды работ: текущее содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт. Кроме того, в условиях эксплуата­ ции обслуживающий персонал обязан устранять все обнаруженные неисправности и повреждения устройств.

По мере разработки более совершенных конструкций узлов и оборудования осуществляют модернизацию контактной сети. Это позволяет повысить надежность работы и увеличить срок службы устройств.

Правильная и четкая организация работ по эксплуатации ус­ тройств контактной сети и воздушных линий электропередачи воз­ лагается на начальников участков энергоснабжения (или их заме­ стителей) и начальников дистанций контактной сети. Оперативное руководство дежурным персоналом дистанций контактной сети, тяговых подстанций и линий питания устройств СЦБ и связи в пре­ делах участка энергоснабжения осуществляет дежурный энерго­ диспетчер, которому подчинены все дежурные смены.

Контроль за правильным техническим содержанием контактной сети, регулировкой подвески, качеством выполняемых работ и правильной технологией операций возлагается на старших электро­ механиков дистанций.

Текущее содержание и текущий ремонт осуществляет штат дис­ танции контактной сети, состоящий из дежурного персонала и ре­ монтных бригад. Капитальный ремонт, модернизацию и различные переустройства осуществляют в некоторых случаях специализиро­ ванные бригады при энергоучастках или электромонтажных поез­ дах, а чаще ремонтные бригады дистанций контактной сети.

Характер работ на контактной сети весьма разнообразен и за­ висит от места и расположения узлов, на которых производят ра­ боты, от способа выполнения работ, применяемых механизмов и средств, организации пропуска поездов по месту работы, времени суток, состава бригады, наличия или отсутствия напряжения в кон­ тактной сети и других специфических условий.

В зависимости от указанных условий все работы делят:

по условиям пропуска поездов: в габарите подвижного состава; в габарите приближения строений;

по условиям электробезопасности: с полным снятием напряже­ ния; с частичным снятием напряжения; под напряжением; вблизи и вдали от частей, находящихся под напряжением; комбинирован­ ные работы;

по условиям высоты: на высоте более 3 м; внизу; по использованию различных средств: без каких-либо средств;

с приставными лестницами; со съемными вышками; с дрезина­ ми ДМ или автомотрисами АГВ; с кранами на железнодорожном

325