Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 5
§ 75. Защитные меры при грозовых перенапряжениях
Для защиты контактной сети от токов коротких замыканий и перегрузок на тяговых подстанциях и постах секционирования ли ний переменного тока установлены масляные выключатели, а на линиях постоянного тока — быстродействующие выключатели. Во время гроз на проводах контактной сети могут образоваться зна чительные перенапряжения, представляющие большую опасность для сети и электроподвижного состава. С целью снижения уровня возникающих грозовых перенапряжений на опорах или консолях устанавливают специальные разрядники, при пробое которых провода контактной сети соединяются с тяговыми рельсами. Раз рядники могут быть размещены на всех опорах, кроме тех, на ко торых имеются оттяжки.
На опорах контактной сети переменного тока устанавливают трубчатые разрядники с внешним искровым промежутком, равным
40 мм (рис. 256).
Разрядник состоит из бакелитовой трубки, внутри которой расположена фибровая трубка со стержневым электродом. Между этим электродом и одним из металлических наконечников баке литовой трубки имеется зазор длиной 75 мм, который образует внутренний искровой промежуток. При возникновении перенапря жения внутренний искровой промежуток перекрывается, под дей ствием высокой температуры образовавшейся дуги фибра выделя ет большое количество газов, которые обеспечивают гашение ду ги, выбрасываясь через открытый конец разрядника. Внешний ис кровой промежуток предохраняет изоляцию разрядника от раз рушения токами утечки.
Разрядники устанавливают открытым концом вниз и под углом не менее 15° к горизонтали, что предотвращает попадание влаги внутрь их.
Рис. 256. Установка трубчатого разрядника на опоре с изолированной консолью
316
Т р у б ч а т ы е р а з р я д н и к и располагают:
на опорах в горловинах станций на расстоянии не далее одно го пролета от воздушных промежутков и линейных секционных разъединителей со стороны перегона;
собеих сторон от постов секционирования — не далее одного пролета от мест присоединения к контактной сети;
собеих сторон искусственных сооружений с секционированной
контактной сетью и односторонним |
питанием — не далее одного |
|
пролета от нейтральных вставок, |
отделяющих сеть |
сооружения |
от сети ^перегонов; |
трансформаторов |
(подключа |
с двух сторон от отсасывающих |
ют разрядники непосредственно к выводам первичной обмотки); в конце консольных участков контактной сети, составляющих два и более анкерных участка, перед последней по ходу питания
анкерной опорой (или на этой опоре, если она без оттяжки); на питающих линиях в местах присоединения к контактной
сети (если на сети разрядники установлены далее одного пролета от этого места), а при длине питающей линии более 300 м — на расстоянии 150—200 м от тяговой подстанции (при этом внешний искровой промежуток должен быть увеличен до 60 мм);
на линиях ДПР с одной стороны и не далее одного пролета от места пересечения с контактной подвеской;
на питающих линиях переменного тока на станциях стыкования у первого ответвления к пункту группировки и в конце линии.
На негрозовой период трубчатые разрядники от контактной сети отключают.
На контактной сети постоянного тока устанавливают роговые разрядники (рис. 257) с двойным искровым промежутком для предупреждения ложного срабатывания защиты при случайном замыкании одного из этих промежутков. Для облегчения осмотра с проходящих поездов разрядники располагают перпендикулярно или под углом 45° к оси пути. Если разрядник находится ниже вершины опоры, заземляющий рог устанавливают со стрроны опо ры, но не ближе 800 мм от нее. При жестких поперечинах роговые разрядники крепят на ригелях, а на опорах гибких поперечин — не ближе, чем на расстоянии 3 м от верхнего фиксирующего тро са. Наличие каких-либо проводов или изоляторов, расположенных
выше разрядника на расстоянии менее 3 м, |
не допускается. |
Р о г о в ы е р а з р я д н и к и устанавливают: |
|
на переходных опорах всех сопряжений |
анкерных участков-— |
не далее двух пролетов от анкеровок (в том числе средних анкеро вок несущего троса компенсированных подвесок) н не далее одного пролета от секционных разъединителей, при этом на изолирую щих сопряжениях анкерных участков с нормально замкнутыми продольными секционными разъединителями разрядники устанав ливают только на одной ветви сопряжения, а при нормально ра зомкнутых разъединителях — на обеих;
на питающих линиях в месте присоединения к контактной сети (по одному изолятору на каждую линию), а при длине линии
3 1 7
|
более 150 м — еще по одно |
|||||||||
|
му на каждой линии не да |
|||||||||
Держатель |
лее 1 0 0 |
м от начала воздуш |
||||||||
ной |
трассы |
у |
тяговой |
под |
||||||
npoSoöoö |
||||||||||
опорного |
станции |
и затем |
не |
реже |
||||||
изолятора |
чем через 1 —1,5 км; |
|
|
|
||||||
"Г " ........ . |
|
|
|
|||||||
с обеих сторон от постов |
||||||||||
К контактной |
||||||||||
аодбеске |
секционирования |
и |
искус |
|||||||
|
ственных |
сооружений, |
ис |
|||||||
|
пользуемых |
для |
анкеровок |
|||||||
|
контактной сети, — не далее |
|||||||||
|
одного пролета |
(при длине |
||||||||
|
сооружения |
|
менее |
|
80 |
м |
||||
|
разрядники |
располагают с |
||||||||
|
одной стороны сооружения). |
|||||||||
|
На |
негрозовой |
период |
|||||||
|
роговые |
разрядники |
с дву |
|||||||
|
мя |
искровыми |
промежутка |
|||||||
КоВщей линии |
ми |
не отключают |
от |
кон |
||||||
тактной сети. |
|
|
|
|
|
|||||
заземления |
|
Поскольку |
при |
перена |
||||||
|
пряжениях все же возмож |
|||||||||
Рис. 257. Установка рогового разрядника |
ны |
перекрытия изоляторов, |
||||||||
на вершине железобетонной опоры |
в контактной |
сети |
устраи |
|||||||
|
вают так называемую |
коор |
динацию изоляции. Ее выполняют путем установки в анкеруемых проводах, где изоляторы находятся под большей механической на грузкой, на один изолятор больше, чем в других местах. Таким способом снижают вероятность перекрытия анкерных изолято ров, повреждение которых приводит к более серьезным последст виям, чем перекрытие каких-либо других изоляторов.
§ 76. Использование устройств контактной сети для радиосвязи
Одним из средств, повышающих безопасность движения на электрифицированной железнодорожной линии, является приме нение поездной радиосвязи — ПРС (рис. 258).
Радиоканал ПРС состоит из стационарных 3 и локомотивных 9 радиостанций и направляющих (волноводных) линий 5, с по мощью которых радиочастотная электромагнитная энергия пере дается вдоль железнодорожного пути. В провода направляющих линий электромагнитная энергия от стационарных радиостанций передается индуктивным способом с помощью возбуждающих проводов 4, которые представляют собой отрезки двух или одно проводных линий определенной длины, подвешенных параллельно направляющим проводам. Возбуждающие провода соединяют со стационарной радиостанцией через фидерную коаксиальную ли
3 1 8
нию 2 и |
согласующее уст |
|
|
||||
ройство 1, |
обеспечивающее |
|
|
||||
согласование |
входного |
со |
|
|
|||
противления |
проводов |
4 с |
|
|
|||
волновым |
сопротивлением |
|
|
||||
фидерной линии 2. |
радио |
|
|
||||
Локомотивная |
|
|
|||||
станция работаетна локомо |
|
|
|||||
тивную антенну 6, |
которая |
|
|
||||
представляет |
собой |
отрезок |
|
|
|||
О Д Н О П р О В О Д Н О И |
линии |
Д Л И - |
Рис. 258. Принципиальная схема |
радиока- |
|||
ной |
8—12 м, |
подвешенной |
нала поездной радиосвязи |
|
|||
вдоль |
крыши |
локомотива. |
|
|
|||
Согласующее устройство 7 обеспечивает согласование |
входного |
сопротивления локомотивной антенны с волновым сопротивлением коаксиального кабеля 8, идущего от локомотивной радиостанции.
В последнее время в качестве направляющих (волноводных) начали использовать провода продольных линий нетягового энер госнабжения— линий ДПР и цветные провода ЛЭП 6—10 кВ. При этом для уменьшения утечки токов высокой частоты преду сматривают обходы тяговых подстанций, разъединителей и ка бельных вставок в воздушные линии, а также высокочастотную об работку силовых трансформаторов.
Обходы тяговых подстанций могут быть индуктивные и емкост ные. Индуктивный обход осуществляется с помощью возбуждаю щих волноводных проводов длиной 35 м, подвешиваемых на опо рах фидерных линий для образования непрерывности волновода. Емкостный обход выполняют, продлевая воздушную линию и анкеруя ее на опорах фидерных линий. В результате образуется непрерывная линия волновода с использованием емкостной связи, для которой вместо конденсаторов применяют изоляторы ОНШ-35- 1000. Обходы разъединителей и кабельных вставок осуществляют только емкостным способом.
Высокочастотная обработка силовых трансформаторов, под ключенных к проводам линий ДПР или ЛЭП 6—10 кВ, состоит в том, что в провода отводов в местах их присоединения к указан ным линиям включают высокочастотные заградители — запираю щие контуры СК-6 (или ЗК-4). Для трансформаторов, подключен ных к проводам ЛЭП 6—10 кВ, включение запирающих контуров предусматривается только в те два провода отводов, которые сое динены с проводами, являющимися направляющими для сигна лов поездной радиосвязи.
Если невозможно использовать для поездной радиосвязи прово да линий ДПР или ЛЭП 6—10 кВ, допустимо применять специ альный волноводный провод, подвешенный на опорах контактной сети. Ранее такой провод применяли очень часто. В качестве вол новода можно использовать биметаллическую сталемедную про волоку БСМ2 диаметром 4 мм и БСМ1 диаметром 6 мм, а так же сталеалюминиевые провода БСА-5,1 в районах, где толщина
з>і 9
корки гололеда не превышает 10 мм. Все эти провода крепят на штыревых изоляторах ТФ-20, устанавливаемых на деревянных кронштейнах (см. § 2 2 )-
На линиях переменного тока контактная сеть оказывает на волноводные провода электрическое, магнитное и гальваническое влияния, интенсивность воздействия которых зависит от режима работы сети. Поэтому волноводные провода секционируют, и дли ну одной секции выбирают с таким расчетом, чтобы суммарное напряжение на ее концах, наведенное от контактной сети, не пре вышало установленных норм. Высокочастотная обработка секций волноводного провода, выполняемая емкостным способом, обес печивает непрерывность секционированного провода для сигналов радиосвязи и преграждает им путь в землю в местах соединения секций с рельсами.
Глава XIX
ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ
§ 77. Приемка контактной сети и воздушных линии в эксплуатацию
Контроль за качеством выполнения строительно-монтажных работ по сооружению устройств контактной сети и воздушных ли ний электропередачи при электрификации железных дорог, а так же приемка этих устройств в эксплуатацию осуществляются пер соналом дистанций контактной сети, участков энергоснабжения и служб электрификации и энергетического хозяйства железных до рог (см. § 92).
За полгода до ввода в эксплуатацию дистанции контактной сети . (см. § 78) должны иметь не менее 50% эксплуатационного штата, а за квартал до пуска — полный штат, который в предпусковой пе риод производит проверку выполняемых строительно-монтажных работ. В этот период эксплуатационный персонал дистанции дол жен изучить все нормативные документы: Правила технической эк сплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации и дви жению поездов, Правила содержания контактной сети, Правила техники безопасности и местные инструкции по эксплуатации кон тактной сети и воздушных линий. Производственные навыки по текущему содержанию и ремонту контактной сети в этот период электромонтеры получают на эксплуатируемых дистанциях. Об служивающий персонал должен пройти испытания в знании пра вил и инструкций по эксплуатации контактной сети и воздушных линий.
Служба электрификации и энергетического хозяйства железной дороги устанавливает границы дистанций контактнбй сети и уча
32U