Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 75. Защитные меры при грозовых перенапряжениях

Для защиты контактной сети от токов коротких замыканий и перегрузок на тяговых подстанциях и постах секционирования ли­ ний переменного тока установлены масляные выключатели, а на линиях постоянного тока — быстродействующие выключатели. Во время гроз на проводах контактной сети могут образоваться зна­ чительные перенапряжения, представляющие большую опасность для сети и электроподвижного состава. С целью снижения уровня возникающих грозовых перенапряжений на опорах или консолях устанавливают специальные разрядники, при пробое которых провода контактной сети соединяются с тяговыми рельсами. Раз­ рядники могут быть размещены на всех опорах, кроме тех, на ко­ торых имеются оттяжки.

На опорах контактной сети переменного тока устанавливают трубчатые разрядники с внешним искровым промежутком, равным

40 мм (рис. 256).

Разрядник состоит из бакелитовой трубки, внутри которой расположена фибровая трубка со стержневым электродом. Между этим электродом и одним из металлических наконечников баке­ литовой трубки имеется зазор длиной 75 мм, который образует внутренний искровой промежуток. При возникновении перенапря­ жения внутренний искровой промежуток перекрывается, под дей­ ствием высокой температуры образовавшейся дуги фибра выделя­ ет большое количество газов, которые обеспечивают гашение ду­ ги, выбрасываясь через открытый конец разрядника. Внешний ис­ кровой промежуток предохраняет изоляцию разрядника от раз­ рушения токами утечки.

Разрядники устанавливают открытым концом вниз и под углом не менее 15° к горизонтали, что предотвращает попадание влаги внутрь их.

Рис. 256. Установка трубчатого разрядника на опоре с изолированной консолью

316

Т р у б ч а т ы е р а з р я д н и к и располагают:

на опорах в горловинах станций на расстоянии не далее одно­ го пролета от воздушных промежутков и линейных секционных разъединителей со стороны перегона;

собеих сторон от постов секционирования — не далее одного пролета от мест присоединения к контактной сети;

собеих сторон искусственных сооружений с секционированной

контактной сетью и односторонним

питанием — не далее одного

пролета от нейтральных вставок,

отделяющих сеть

сооружения

от сети ^перегонов;

трансформаторов

(подключа­

с двух сторон от отсасывающих

ют разрядники непосредственно к выводам первичной обмотки); в конце консольных участков контактной сети, составляющих два и более анкерных участка, перед последней по ходу питания

анкерной опорой (или на этой опоре, если она без оттяжки); на питающих линиях в местах присоединения к контактной

сети (если на сети разрядники установлены далее одного пролета от этого места), а при длине питающей линии более 300 м — на расстоянии 150—200 м от тяговой подстанции (при этом внешний искровой промежуток должен быть увеличен до 60 мм);

на линиях ДПР с одной стороны и не далее одного пролета от места пересечения с контактной подвеской;

на питающих линиях переменного тока на станциях стыкования у первого ответвления к пункту группировки и в конце линии.

На негрозовой период трубчатые разрядники от контактной сети отключают.

На контактной сети постоянного тока устанавливают роговые разрядники (рис. 257) с двойным искровым промежутком для предупреждения ложного срабатывания защиты при случайном замыкании одного из этих промежутков. Для облегчения осмотра с проходящих поездов разрядники располагают перпендикулярно или под углом 45° к оси пути. Если разрядник находится ниже вершины опоры, заземляющий рог устанавливают со стрроны опо­ ры, но не ближе 800 мм от нее. При жестких поперечинах роговые разрядники крепят на ригелях, а на опорах гибких поперечин — не ближе, чем на расстоянии 3 м от верхнего фиксирующего тро­ са. Наличие каких-либо проводов или изоляторов, расположенных

выше разрядника на расстоянии менее 3 м,

не допускается.

Р о г о в ы е р а з р я д н и к и устанавливают:

на переходных опорах всех сопряжений

анкерных участков-—

не далее двух пролетов от анкеровок (в том числе средних анкеро­ вок несущего троса компенсированных подвесок) н не далее одного пролета от секционных разъединителей, при этом на изолирую­ щих сопряжениях анкерных участков с нормально замкнутыми продольными секционными разъединителями разрядники устанав­ ливают только на одной ветви сопряжения, а при нормально ра­ зомкнутых разъединителях — на обеих;

на питающих линиях в месте присоединения к контактной сети (по одному изолятору на каждую линию), а при длине линии

3 1 7


 

более 150 м — еще по одно­

 

му на каждой линии не да­

Держатель

лее 1 0 0

м от начала воздуш­

ной

трассы

у

тяговой

под­

npoSoöoö

опорного

станции

и затем

не

реже

изолятора

чем через 1 —1,5 км;

 

 

 

"Г " ........ .

 

 

 

с обеих сторон от постов

К контактной

аодбеске

секционирования

и

искус­

 

ственных

сооружений,

ис­

 

пользуемых

для

анкеровок

 

контактной сети, — не далее

 

одного пролета

(при длине

 

сооружения

 

менее

 

80

м

 

разрядники

располагают с

 

одной стороны сооружения).

 

На

негрозовой

период

 

роговые

разрядники

с дву­

 

мя

искровыми

промежутка­

КоВщей линии

ми

не отключают

от

кон­

тактной сети.

 

 

 

 

 

заземления

 

Поскольку

при

перена­

 

пряжениях все же возмож­

Рис. 257. Установка рогового разрядника

ны

перекрытия изоляторов,

на вершине железобетонной опоры

в контактной

сети

устраи­

 

вают так называемую

коор­

динацию изоляции. Ее выполняют путем установки в анкеруемых проводах, где изоляторы находятся под большей механической на­ грузкой, на один изолятор больше, чем в других местах. Таким способом снижают вероятность перекрытия анкерных изолято­ ров, повреждение которых приводит к более серьезным последст­ виям, чем перекрытие каких-либо других изоляторов.

§ 76. Использование устройств контактной сети для радиосвязи

Одним из средств, повышающих безопасность движения на электрифицированной железнодорожной линии, является приме­ нение поездной радиосвязи — ПРС (рис. 258).

Радиоканал ПРС состоит из стационарных 3 и локомотивных 9 радиостанций и направляющих (волноводных) линий 5, с по­ мощью которых радиочастотная электромагнитная энергия пере­ дается вдоль железнодорожного пути. В провода направляющих линий электромагнитная энергия от стационарных радиостанций передается индуктивным способом с помощью возбуждающих проводов 4, которые представляют собой отрезки двух или одно­ проводных линий определенной длины, подвешенных параллельно направляющим проводам. Возбуждающие провода соединяют со стационарной радиостанцией через фидерную коаксиальную ли­

3 1 8


нию 2 и

согласующее уст­

 

 

ройство 1,

обеспечивающее

 

 

согласование

входного

со­

 

 

противления

проводов

4 с

 

 

волновым

сопротивлением

 

 

фидерной линии 2.

радио­

 

 

Локомотивная

 

 

станция работаетна локомо­

 

 

тивную антенну 6,

которая

 

 

представляет

собой

отрезок

 

 

О Д Н О П р О В О Д Н О И

линии

Д Л И -

Рис. 258. Принципиальная схема

радиока-

ной

8—12 м,

подвешенной

нала поездной радиосвязи

 

вдоль

крыши

локомотива.

 

 

Согласующее устройство 7 обеспечивает согласование

входного

сопротивления локомотивной антенны с волновым сопротивлением коаксиального кабеля 8, идущего от локомотивной радиостанции.

В последнее время в качестве направляющих (волноводных) начали использовать провода продольных линий нетягового энер­ госнабжения— линий ДПР и цветные провода ЛЭП 6—10 кВ. При этом для уменьшения утечки токов высокой частоты преду­ сматривают обходы тяговых подстанций, разъединителей и ка­ бельных вставок в воздушные линии, а также высокочастотную об­ работку силовых трансформаторов.

Обходы тяговых подстанций могут быть индуктивные и емкост­ ные. Индуктивный обход осуществляется с помощью возбуждаю­ щих волноводных проводов длиной 35 м, подвешиваемых на опо­ рах фидерных линий для образования непрерывности волновода. Емкостный обход выполняют, продлевая воздушную линию и анкеруя ее на опорах фидерных линий. В результате образуется непрерывная линия волновода с использованием емкостной связи, для которой вместо конденсаторов применяют изоляторы ОНШ-35- 1000. Обходы разъединителей и кабельных вставок осуществляют только емкостным способом.

Высокочастотная обработка силовых трансформаторов, под­ ключенных к проводам линий ДПР или ЛЭП 6—10 кВ, состоит в том, что в провода отводов в местах их присоединения к указан­ ным линиям включают высокочастотные заградители — запираю­ щие контуры СК-6 (или ЗК-4). Для трансформаторов, подключен­ ных к проводам ЛЭП 6—10 кВ, включение запирающих контуров предусматривается только в те два провода отводов, которые сое­ динены с проводами, являющимися направляющими для сигна­ лов поездной радиосвязи.

Если невозможно использовать для поездной радиосвязи прово­ да линий ДПР или ЛЭП 6—10 кВ, допустимо применять специ­ альный волноводный провод, подвешенный на опорах контактной сети. Ранее такой провод применяли очень часто. В качестве вол­ новода можно использовать биметаллическую сталемедную про­ волоку БСМ2 диаметром 4 мм и БСМ1 диаметром 6 мм, а так­ же сталеалюминиевые провода БСА-5,1 в районах, где толщина

з>і 9



корки гололеда не превышает 10 мм. Все эти провода крепят на штыревых изоляторах ТФ-20, устанавливаемых на деревянных кронштейнах (см. § 2 2 )-

На линиях переменного тока контактная сеть оказывает на волноводные провода электрическое, магнитное и гальваническое влияния, интенсивность воздействия которых зависит от режима работы сети. Поэтому волноводные провода секционируют, и дли­ ну одной секции выбирают с таким расчетом, чтобы суммарное напряжение на ее концах, наведенное от контактной сети, не пре­ вышало установленных норм. Высокочастотная обработка секций волноводного провода, выполняемая емкостным способом, обес­ печивает непрерывность секционированного провода для сигналов радиосвязи и преграждает им путь в землю в местах соединения секций с рельсами.

Глава XIX

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОНТАКТНОЙ СЕТИ

§ 77. Приемка контактной сети и воздушных линии в эксплуатацию

Контроль за качеством выполнения строительно-монтажных работ по сооружению устройств контактной сети и воздушных ли­ ний электропередачи при электрификации железных дорог, а так­ же приемка этих устройств в эксплуатацию осуществляются пер­ соналом дистанций контактной сети, участков энергоснабжения и служб электрификации и энергетического хозяйства железных до­ рог (см. § 92).

За полгода до ввода в эксплуатацию дистанции контактной сети . (см. § 78) должны иметь не менее 50% эксплуатационного штата, а за квартал до пуска — полный штат, который в предпусковой пе­ риод производит проверку выполняемых строительно-монтажных работ. В этот период эксплуатационный персонал дистанции дол­ жен изучить все нормативные документы: Правила технической эк­ сплуатации железных дорог, Инструкции по сигнализации и дви­ жению поездов, Правила содержания контактной сети, Правила техники безопасности и местные инструкции по эксплуатации кон­ тактной сети и воздушных линий. Производственные навыки по текущему содержанию и ремонту контактной сети в этот период электромонтеры получают на эксплуатируемых дистанциях. Об­ служивающий персонал должен пройти испытания в знании пра­ вил и инструкций по эксплуатации контактной сети и воздушных линий.

Служба электрификации и энергетического хозяйства железной дороги устанавливает границы дистанций контактнбй сети и уча­

32U