Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 340

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

весок, воспользуемся классификацией их по следующим призна­ кам: способ подвешивания контактного провода к несущему тросу; тип опорных струн (расположенных между несущим тросом и кон­ тактным проводом у опор); взаимное расположение проводов в пла­ не; тип примененных фиксаторов и способ регулирования натяже­ ния проводов.

В зависимости от способа подвешивания контактного провода к несущему тросу различают одинарные и двойные цепные под­ вески; опорные струны бывают простые и рессорные; по располо­ жению проводов в плане различают вертикальные, полукосые и ко­ сые подвески; фиксаторы бывают жесткие и сочлененные; по спо­ собу регулирования натяжения проводов подвески делят на не­ компенсированные, полукомпенсированные и компенсированные.

§ 7. Одинарные и двойные цепные подвески с различными опорными струнами

Цепные подвески, в которых контактный провод (или провода) подвешивают на струнах непосредственно к несущему тросу, на­ зывают одинарными. Двойными называют такие цепные подвески, в которых крепление контактного провода к несущему тросу про­ изводится через вспомогательный трос.

В зависимости от типа и расположения опорных струн одинар­ ные и двойные цепные подвески могут быть следующих видов.

Одинарная цепная подвеска с простыми опорными струнами, расположенными в точках подвеса несущего троса. На схеме, при­ веденной на рис. 16, штриховыми линиями показано расположение проводов при беспровесном положении контактного провода, а сплошными линиями — при более высокой температуре1. Подобное расположение будут иметь провода цепных подвесок при отсутст­ вии автоматического регулирования натяжения несущего троса.

Верхние концы опорных струн в рассматриваемой подвеске не имеют возможности перемещений, поэтому высота контактного провода у опор при изменении температуры, если не принимать во внимание крайне незначительное изменение длины струн (из-за их небольших размеров), останется неизменной. В середине проле­ та контактный провод опустится на такое же расстояние, на ко­ торое переместится в этом месте несущий трос. Поэтому стрелу про­

веса контактного провода fx

определяют как разность стрел про­

веса несущего,троса

при рассматриваемом

режиме

Fx и при ре­

жиме беспровесного положения контактного провода Fо-.

 

 

fx=Fx- F 0.

 

 

(8)

При значительном

перепаде температур

от минимальной

до

максимальной стрела

провеса несущего троса изменяется в широ-

1 Число струн в пролете на рис.

16 и других рисунках этого

параграфа

да­

но условно Местные стрелы провеса не показаны.

 

 

 

27


Рис. 16. Схема одинарной цепной подвески с простыми опорными струнами в точках подвеса несущего троса

ких пределах; стрела провеса контактного провода также будет изменяться и может достичь значений, при которых для большой скорости движения невозможно будет обеспечить бесперебойный токосъем.

В так называемых опорных узлах расположены фиксаторы контактного провода. Часть веса этих фиксаторов воспринимается токоприемником при проходе под опорным узлом как сосредото­ ченная масса и увеличивает жесткость подвески в этом месте. На рис. 17 штриховыми линиями показаны примерные положения про­ водов и струн при действии на них токоприемника с нажатием Р. При проходе под опорным узлом для того, чтобы осуществить подъем контактного провода, надо разгрузить опорную струну и поднять фиксатор. Несущий трос при нахождении токоприемника под фиксатором не разгружается и не поднимается. Все это при­ водит к тому, что подъем контактного провода у опор не может быть значительным. При нахождении токоприемника в середине пролета несущий трос разгружается, так как уменьшается нагруз­ ка, передающаяся на него от ряда струн. В результате несущий трос поднимается примерно на такое же расстояние, что и кон­ тактный провод, величина подъема которого в середине пролета больше, чем у опор.

Таким образом, эластичность рассматриваемой системы под­ вески неравномерна по пролету, что еще более затрудняет обес­ печение бесперебойного токосъема при высоких скоростях движе­ ния поездов.

Одинарная цепная подвеска со смещенными опорными стру­ нами. В этой подвеске (рис. 18) опорные струны сдвинуты в обе

Рис.

17. Подъем контактного провода под фиксатором (а) и в середине про­

лета

(б)

28

Рис. 18. Схема одинарной цепной подвески со смещенными опорными струнами

стороны от оси опор. При увеличении температуры воздуха ниж­ ние концы струн опустятся на такое же расстояние, на которое в этих местах опустится несущий трос. В случае симметричного сдвига струн относительно оси опоры контактный провод между ними останется в том же положении, в каком он был до изменения температуры: провод лишь опустится ниже или поднимется выше в зависимости от того, увеличилась или уменьшилась температура. При схеме, показанной на рис. 18, контактный провод в середине пролета опустится на величину, равную разности стрел провеса не­ сущего троса FxFo, а у опор на величину h. Таким образом, стре­ ла провеса контактного провода будет меньше разности FxF0 на величину Іѵ.

fx = (Fx — F0) — h.

(9)

Очевидно, чем больше будет величина h, тем меньше окажет­ ся fx, что весьма желательно. Величина перемещения h контакт­ ного провода у опор зависит от того, на какое расстояние а от опор сдвинуты опорные струны. Чем дальше отодвинуты эти стру­ ны, тем больше будет и h. Однако очень далеко относить опорные струны нельзя, так как вес расположенного между ними фиксато­ ра при увеличении расстояния между струнами все более будет восприниматься токоприемником как сосредоточенная масса, что отрицательно сказывается на процессе токосъема. Практически на прямых участках пути опорные струны сдвигают от оси опор на расстояние около 2 м. Поэтому, хотя подвеска со смещенными струнами и несколько лучше, чем подвеска с несмещенными стру­ нами, получаемый выигрыш незначителен.

Одинарная цепная подвеска с рессорными струнами (рис. 19).

Для улучшения качества цепной подвески необходимо раздвинуть опорные струны на значительные расстояния и в то же время не

оставить без поддержки фиксаторы. Это

выполняют, устанавли­

вая в опорных узлах рессорные струны,

 

которые часто называ­

ют также эластичными. Цепные подвески

с такими струнами по­

лучили название рессорных. Рессорная

струна состоит из осноз-

29



Рис. 19. Схема

одинарной цепной подвески с рессорными

струнами

 

 

ного провода 1 и одной или

нескольких

вертикальных струн 2.

 

Благодаря наличию рессорных струн эластичность опорных

узлов

 

значительно увеличивается, что способствует выравниванию элас­

 

тичности в пролете и улучшению условий токосъема.

 

 

 

Размеры

рессорных

струн а и г|) (см. рис.

19)

рассчитывают

 

так, чтобы при максимальной

скорости

движения

эластичность

 

подвески под рессорной струной и под ближайшими к ней просты­

 

ми струнами

была примерно

одинаковой. Подъем

и

опускание

 

контактного провода под ближайшими к опоре простыми струна­

ми происходят так, что величина h в данном случае

значительно

больше, чем в подвеске со смещенными опорными струнами. Сле­

 

довательно, стрела провеса контактного провода fx, определяемая

 

выражением

(9), в этой системе подвески будет значительно мень­

 

ше. Колебания стрел провеса

контактного провода

при

измене­

 

ниях температуры также будут невелики, что благоприятно отра­

 

жается на качестве токосъема.

 

 

струн,

показанные

 

Практически применяют

схемы рессорных

 

на рис. 20. При этом возможно крепить обратные сочлененные фик­

 

саторы (см. § 25) и фиксаторы на тросах, расположенных поперек

 

пути, что особенно важно для

осуществления

рессорной подвески

 

в пределах станций и на многопутных перегонах, где ее закрепля­

'

ют на гибких или жестких

поперечинах

(см. § 20 и 21). В

случае

значительного увеличения длины троса рессорной струны одинар­

 

ная цепная подвеска начинает походить на двойную.

 

 

 

Двойная

цепная подвеска со смещенными опорными струнами

 

(рис. 21). При двойной подвеске сместить от оси опоры ближай­

 

шие к ней струны между несущим и вспомогательным тросами

 

можно на расстояние, равное

половине

нормального промежутка

 

между струнами в пролете.

Это оказывается возможным

потому,

 

 

 

 

 

что между вспомогательным тро­

 

 

 

 

 

сом и контактным проводом уста­

 

 

 

 

 

навливают короткие струны, рас­

 

Фиксатор

 

 

стояние

между которыми

также

 

 

 

равно половине обычного струно-

 

 

 

 

 

 

Рис. 2Q. Схемы рессорных

струн

вого пролета,

и

фиксатор кон-

 

30


Рис. 21. Схема двойной цепной подвески со смещенными опорными струнами

тактного провода получает необходимую поддержку от этих ко­ ротких струн.

Выравнивание эластичности двойной подвески в пролете про­ исходит вследствие повышения ее у опорных узлов (по сравнению с одинарными подвесками без рессорных струн) и снижения в средней части пролета. Вспомогательный трос размещают как можно ближе к контактному проводу, так как это способствует лучшему качеству токосъема.

Стрелы провеса контактного провода при двойной подвеске определяют по формуле (9). Они невелики и изменяются незначи­ тельно. Объясняется это тем, что изменение стрелы провеса несу­ щего троса влияет на стрелу провеса вспомогательного троса, а стрела провеса контактного провода зависит уже от изменения стрелы провеса вспомогательного троса. Благодаря значительному смещению от оси опор струн, расположенных между несущим и вспомогательным тросами, стрела провеса последнего меняется меньше, чем у несущего троса. Между вспомогательным троном и контактным проводом также установлены смещенные струны, и у контактного провода стрела провеса изменяется еще меньше.

Двойная подвеска со смещенными струнами обеспечивает при­ мерно такое же качество токосъема, как одинарная с рессорными струнами (при одном и том же количестве контактных проводов).

Двойная цепная подвеска с рессорными струнами (рис. 22).

При установке в двойной подвеске рессорных струн между несу-

Рис. 22. Схема двойной подвески с рессорными струнами

31

щим и вспомогательным тросами качество токосъема значительно улучшится. В такой подвеске стрелы провеса вспомогательного троса будут изменяться еще меньше, чем при двойной подвеске со смещенными струнами, и, следовательно, изменения стрел провеса контактного провода будут совсем незначительны. Эластичность в пролете при данной подвеске также будет выравнена в большей степени, чем при двойной цепной подвеске со смещенными опор­ ными струнами.

§ 8. Вертикальные, полукосые и косые цепные подвески с различными фиксаторами

Для того чтобы обеспечить более равномерное истирание кон­ тактных пластин токоприемника по ширине, контактный провод (или провода) располагают со смещениями относительно оси пу­ ти. Согласно Правилам содержания контактной сети смещения у опор называют зигзагами, а смещения в пролете — выносами. На прямых участках пути в СССР принята система зигзагов, направ­ ленных в разные стороны от оси пути на каждой паре соседних опор (рис. 23, а), и величина нормального зигзага принята равной 300 мм. Зигзаги, направленные от опор, называют плюсовыми, а к

опорам — минусовыми.

В отдельных случаях могут быть

измене­

ны и направления, и

величина зигзагов, но только в

сторону

уменьшения, так как увеличение зигзагов может повлечь за собой сход контактного провода с полоза токоприемника при отклонении провода ветром.

На кривых участках контактный провод'подвешивают так, что­ бы он образовывал хорды по отношению оси токоприемника, т. е. линии, характеризующей движение точки, расположенной в цент­ ре полоза (см. рис. 23, г). Для этого у опор проводу дают зигзаги в направлении от центра кривой. Нормальный зигзаг контактного провода установлен в размере 400 мм, но при больших радиусах кривизны пути для того, чтобы провод при ветре не сошел с поло­ за в пролете между опорами, величину зигзага уменьшают. В этих

Рис. 23. Схемы вертикальной (а),

полукосой (б) и косой (а) цепных

подвесок

на прямых участках пути; вертикальной (г) и косой (д) в кривых:

 

НТ — несущий трос; КП — контактный

провод

. __

32