Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

менты основных фондов утрачивают свои технико-эксплуатаци­ онные свойства. Моральный износ наступает при появлении более экономичных и производительных машин или устройств того же назначения. Вследствие износа основные фонды требуют капи­ тального ремонта и восстановления, которые осуществляются за счет амортизационных отчислений. Размер последних зависит от стоимости основных фондов, срока их службы, стоимости одного капитального ремонта и количества ремонтов за срок службы. Часть амортизационных отчислений идет на восстановление (ре­ новацию) основных фондов, а другая часть — на финансирование капитального ремонта и модернизацию основных фондов, произ­ водимую обычно во время капитального ремонта. Нормы аморти­ зационных отчислений устанавливаются правительством и, напри­ мер, для контактной сети на металлических и железобетонных опорах в настоящее время составляют 4,6% ее стоимости, из ко­ торых 2,7% на капитальный ремонт и 1,9% на полное восстанов­ ление.

Для замены основных фондов или их усиления планируются капитальные вложения, которые могут быть выделены как из централизованных источников, так и из фонда развития произ­ водства, создаваемого на участках энергоснабжения (в отделении железной дороги).

Оборотные средства участка энергоснабжения составляют про­ изводственные запасы и другие материальные ценности (сырье, материалы, топливо и пр.), которые в процессе производства утра­ чиваются или изменяют натуральную форму, перенося свою стои­ мость на созданную продукцию. При хорошей организации труда

часть оборотных средств

может быть высвобождена

из оборота

и использована на хозяйственные

нужды

участка

энергоснаб­

жения.

энергоснабжения имеют

два вида производственной

Участки

деятельности — основную

эксплуатационную, в которую входит

переработка

и реализация

электроэнергии

тяговыми

подстанци­

ями для тяги поездов, обслуживание и текущий ремонт контакт­ ной сети и других устройств энергоснабжения, и подсобную про­ мышленную, в которую входит выработка электроэнергии, ее переработка и реализация нетяговым потребителям. Поэтому на участках энергоснабжения разрабатывают два раздела производ­ ственно-финансового плана (профинплана) — по эксплуатацион­ ной и по подсобной деятельности.

Профииплан по эксплуатации состоит из следующих разделов: объем эксплуатационной работы; технико-экономические показа­ тели по труду и план эксплуатационных расходов. Профинплан по подсобной (промышленной) деятельности включает в себя раз­ делы: производство и реализация продукции (электроэнергии); объем ремонтных, профилактических и ревизионных работ; обслу­ живание потребителей, пользующихся электроэнергией на дого­ ворных условиях; план по труду и план эксплуатационных затрат на производство.

4 0 0


Кроме того, в этом же профинплане имеются:

единый

план

освоения

капитальных

вложений

и

внедрения

новой

техники,

план

капитального ремонта, материально-технического

снабже­

ния,

финансовый план

(включая

баланс

доходов

и расходов)

и план

организационно-технических

мероприятий.

Планы

по

труду и планы расходов составляют

как по участку энерго­

снабжения в целом, так и по отдельным

его подразделениям —

дистанциям контактной сети, тяговым подстанциям и т. д.

 

 

Как уже указывалось, участки энергоснабжения находятся на

хозяйственном расчете

(хозрасчете).

Хозрасчет

сочетает в себе

централизованное плановое государственное руководство с широ­ кими правами хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий. Это социалистический метод планового ведения хо­ зяйства, обеспечивающий успешное выполнение заданий с одно­ временным ростом прибыли и рентабельности при соблюдении соответствующей экономии. Основными чертами хозяйственного расчета являются: возмещение расходов на производство продук­ ции доходами от ее реализации и получение прибыли; эффектив­ ное использование основных производственных фондов и оборот­ ных средств; повышение рентабельности; внедрение в производст­ во новейших достижений науки и техники и передового опыта; материальная заинтересованность работников в повышении эф­ фективности производства; материальная ответственность пред­ приятия за выполнение установленных планов и за качество про­ дукции и др.

Прибылью называют превышение доходов над расходами, а для того чтобы показать, с помощью каких затрат получена дан­ ная прибыль, введено понятие рентабельности. В настоящее время рентабельность определяется как отношение прибыли к среднего­ довой стоимости основных и нормированных оборотных производ­ ственных фондов.

Оценка эффективности хозяйственной деятельности участка энергоснабжения производится по уровням прибыли и рентабель­ ности. Для осуществления материальной заинтересованности ра­ ботников участка в повышении экономических результатов его ра­ боты часть прибыли остается в виде фондов экономического сти­ мулирования— фондов материального поощрения, социально­ культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.

В настоящее время внедряется хозрасчет не только на самих участках энергоснабжения, но и в их подразделениях — дистанциях контактной сети, тяговых подстанциях, ремонтно-ревизионных це­ хах и сетевых районах. Это делается для повышения качества со­ держания устройств энергоснабжения, лучшего использования тех­ нических средств, экономии трудовых и материальных затрат на основе усиления материальной заинтересованности каждого ра­

ботника участка.

Финансирование работ, выполняемых персоналом участков энергоснабжения, производится лз разных источников. Работы,

401


связанные с эксплуатационным обслуживанием и ремонтом контактной сети, тяговых подстанций и других устройств, обеспечи­ вающих движение поездов, финансируются из доходов, получае­ мых от перевозок. Аналогичные работы по энергетическому хо­ зяйству финансируются из доходов, получаемых от реализации электроэнергии. В связи с этим в настоящее время на сети желез­ ных дорог имеются участки энергоснабжения, для которых в ка­ честве хозрасчетного измерителя работы принят объем перевозок в тонно-километрах брутто. Таких участков большинство, однако имеют место и другие хозрасчетные показатели — один километр развернутой или эксплуатационной длины контактной сети и одна тяговая подстанция, а на участках только энергетического хозяй­ ства (необъединенных)— количество выработанной и реализо­ ванной электрической энергии в киловатт-часах.

Указанные выше фонды экономического стимулирования ра­ ботников участков энергоснабжения создаются за счет получаемых отделениями железной дороги прибылей при условии выполнения и перевыполнения установленных хозрасчетных показателей.

Фонд материального поощрения расходуется на премирование инженерно-технических работников и служащих и на дополни­ тельное премирование рабочих, которые уже получили премии из фонда заработной платы (см. § 94) за улучшения качественных показателей. Из этого же фонда осуществляется единовременное поощрение отличившихся работников, способствовавших улучше­ нию экономических показателей, вознаграждение работников за общие годовые результаты работы участка энергоснабжения, вы­ плата премий коллективам и отдельным работникам — победите­ лям в социалистическом соревновании, оказание единовременной материальной помощи тем, кто в ней нуждается.

Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи­ тельства расходуется на улучшение культурно-бытового и меди­ цинского обслуживания работников участка энергоснабжения, на оборудование столовых и буфетов, организацию детских садов, яслей и пионерских лагерей, финансирование строительства жи­ лых домов и т. д.

Фонд развития производства (который образуется не на всех участках энергоснабжения) используется для финансирования капитальных затрат на новую технику, модернизацию оборудова­ ния, автоматизацию производственных процессов, совершенствова­ ние организации производства и труда, обеспечивающих рост рен­ табельности работы участка энергоснабжения и повышение про­ изводительности труда его работников.


Глава XXIV

ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

ИТРУДА

§94. Производительность труда и ее повышение на основе научной организации труда

Производительность труда определяется количеством продук­ ции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабо­ чего времени, необходимого для производства единицы продук­ ции. Производительность труда является показателем степени эффективности трудовой деятельности работников, и ее повыше­ ние— основная задача всех подразделений железнодорожного транспорта, в том числе и участков энергоснабжения. Рост произ­ водительности труда обычно измеряют в процентах за какой-то период (месяц, квартал, год и т. д.). Для эксплуатационного штата участков энергоснабжения электрифицированных желез­ ных дорог (объединенных) производительность труда измеряется в тонно-километрах брутто всех видов движения поездов на элект­ рической тяге, приходящихся на одного работника.

Одним из важнейших факторов, способствующих повышению производительности, является научная организация труда (НОТ). Мероприятия НОТ могут быть разработаны для всего участка энергоснабжения в целом и для отдельных его подразделений, а также для какого-либо конкретного участка работ (например, смены контактного" провода).

Под научной организацией труда понимают совокупность тех­ нических, организационных и экономических мероприятий, обес­ печивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совер­ шенствование трудовых процессов и организацию рабочих мест, распространение передовых методов труда, создание благоприят­ ных физиологических, гигиенических и эстетических условий тру­ да, улучшение производственного инструктажа рабочих и обмена опытом.

Подробные рекомендации по разработке планов и внедрению научной организации труда для всех подразделений участков энергоснабжения изданы Главным управлением электрификации и энергетического хозяйства МПС. При разработке планов НОТ на дистанциях контактной сети должна быть учтена специфика выполняемых работ — производство их на открытом воздухе, при наличии движения поездов, под напряжением и на значительной высоте. Поскольку при ремонтных работах на контактной сети преобладает ручной труд, то производительность труда определя­ ется главным образом квалификацией и умением рабочих, а так­ же организацией их труда. Последняя предусматривает внедрение рациональных трудовых приемов, применение более совершенных орудий труда и лучшее оснащение рабочего места. Поэтому

4 0 3