менты основных фондов утрачивают свои технико-эксплуатаци онные свойства. Моральный износ наступает при появлении более экономичных и производительных машин или устройств того же назначения. Вследствие износа основные фонды требуют капи тального ремонта и восстановления, которые осуществляются за счет амортизационных отчислений. Размер последних зависит от стоимости основных фондов, срока их службы, стоимости одного капитального ремонта и количества ремонтов за срок службы. Часть амортизационных отчислений идет на восстановление (ре новацию) основных фондов, а другая часть — на финансирование капитального ремонта и модернизацию основных фондов, произ водимую обычно во время капитального ремонта. Нормы аморти зационных отчислений устанавливаются правительством и, напри мер, для контактной сети на металлических и железобетонных опорах в настоящее время составляют 4,6% ее стоимости, из ко торых 2,7% на капитальный ремонт и 1,9% на полное восстанов ление.
Для замены основных фондов или их усиления планируются капитальные вложения, которые могут быть выделены как из централизованных источников, так и из фонда развития произ водства, создаваемого на участках энергоснабжения (в отделении железной дороги).
Оборотные средства участка энергоснабжения составляют про изводственные запасы и другие материальные ценности (сырье, материалы, топливо и пр.), которые в процессе производства утра чиваются или изменяют натуральную форму, перенося свою стои мость на созданную продукцию. При хорошей организации труда
|
|
|
|
|
|
часть оборотных средств |
может быть высвобождена |
из оборота |
и использована на хозяйственные |
нужды |
участка |
энергоснаб |
жения. |
энергоснабжения имеют |
два вида производственной |
Участки |
деятельности — основную |
эксплуатационную, в которую входит |
переработка |
и реализация |
электроэнергии |
тяговыми |
подстанци |
ями для тяги поездов, обслуживание и текущий ремонт контакт ной сети и других устройств энергоснабжения, и подсобную про мышленную, в которую входит выработка электроэнергии, ее переработка и реализация нетяговым потребителям. Поэтому на участках энергоснабжения разрабатывают два раздела производ ственно-финансового плана (профинплана) — по эксплуатацион ной и по подсобной деятельности.
Профииплан по эксплуатации состоит из следующих разделов: объем эксплуатационной работы; технико-экономические показа тели по труду и план эксплуатационных расходов. Профинплан по подсобной (промышленной) деятельности включает в себя раз делы: производство и реализация продукции (электроэнергии); объем ремонтных, профилактических и ревизионных работ; обслу живание потребителей, пользующихся электроэнергией на дого ворных условиях; план по труду и план эксплуатационных затрат на производство.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кроме того, в этом же профинплане имеются: |
единый |
план |
освоения |
капитальных |
вложений |
и |
внедрения |
новой |
техники, |
план |
капитального ремонта, материально-технического |
снабже |
ния, |
финансовый план |
(включая |
баланс |
доходов |
и расходов) |
и план |
организационно-технических |
мероприятий. |
Планы |
по |
труду и планы расходов составляют |
как по участку энерго |
снабжения в целом, так и по отдельным |
его подразделениям — |
дистанциям контактной сети, тяговым подстанциям и т. д. |
|
|
Как уже указывалось, участки энергоснабжения находятся на |
хозяйственном расчете |
(хозрасчете). |
Хозрасчет |
сочетает в себе |
централизованное плановое государственное руководство с широ кими правами хозяйственной самостоятельности и инициативы предприятий. Это социалистический метод планового ведения хо зяйства, обеспечивающий успешное выполнение заданий с одно временным ростом прибыли и рентабельности при соблюдении соответствующей экономии. Основными чертами хозяйственного расчета являются: возмещение расходов на производство продук ции доходами от ее реализации и получение прибыли; эффектив ное использование основных производственных фондов и оборот ных средств; повышение рентабельности; внедрение в производст во новейших достижений науки и техники и передового опыта; материальная заинтересованность работников в повышении эф фективности производства; материальная ответственность пред приятия за выполнение установленных планов и за качество про дукции и др.
Прибылью называют превышение доходов над расходами, а для того чтобы показать, с помощью каких затрат получена дан ная прибыль, введено понятие рентабельности. В настоящее время рентабельность определяется как отношение прибыли к среднего довой стоимости основных и нормированных оборотных производ ственных фондов.
Оценка эффективности хозяйственной деятельности участка энергоснабжения производится по уровням прибыли и рентабель ности. Для осуществления материальной заинтересованности ра ботников участка в повышении экономических результатов его ра боты часть прибыли остается в виде фондов экономического сти мулирования— фондов материального поощрения, социально культурных мероприятий и жилищного строительства, развития производства.
В настоящее время внедряется хозрасчет не только на самих участках энергоснабжения, но и в их подразделениях — дистанциях контактной сети, тяговых подстанциях, ремонтно-ревизионных це хах и сетевых районах. Это делается для повышения качества со держания устройств энергоснабжения, лучшего использования тех нических средств, экономии трудовых и материальных затрат на основе усиления материальной заинтересованности каждого ра
ботника участка.
Финансирование работ, выполняемых персоналом участков энергоснабжения, производится лз разных источников. Работы,
связанные с эксплуатационным обслуживанием и ремонтом контактной сети, тяговых подстанций и других устройств, обеспечи вающих движение поездов, финансируются из доходов, получае мых от перевозок. Аналогичные работы по энергетическому хо зяйству финансируются из доходов, получаемых от реализации электроэнергии. В связи с этим в настоящее время на сети желез ных дорог имеются участки энергоснабжения, для которых в ка честве хозрасчетного измерителя работы принят объем перевозок в тонно-километрах брутто. Таких участков большинство, однако имеют место и другие хозрасчетные показатели — один километр развернутой или эксплуатационной длины контактной сети и одна тяговая подстанция, а на участках только энергетического хозяй ства (необъединенных)— количество выработанной и реализо ванной электрической энергии в киловатт-часах.
Указанные выше фонды экономического стимулирования ра ботников участков энергоснабжения создаются за счет получаемых отделениями железной дороги прибылей при условии выполнения и перевыполнения установленных хозрасчетных показателей.
Фонд материального поощрения расходуется на премирование инженерно-технических работников и служащих и на дополни тельное премирование рабочих, которые уже получили премии из фонда заработной платы (см. § 94) за улучшения качественных показателей. Из этого же фонда осуществляется единовременное поощрение отличившихся работников, способствовавших улучше нию экономических показателей, вознаграждение работников за общие годовые результаты работы участка энергоснабжения, вы плата премий коллективам и отдельным работникам — победите лям в социалистическом соревновании, оказание единовременной материальной помощи тем, кто в ней нуждается.
Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строи тельства расходуется на улучшение культурно-бытового и меди цинского обслуживания работников участка энергоснабжения, на оборудование столовых и буфетов, организацию детских садов, яслей и пионерских лагерей, финансирование строительства жи лых домов и т. д.
Фонд развития производства (который образуется не на всех участках энергоснабжения) используется для финансирования капитальных затрат на новую технику, модернизацию оборудова ния, автоматизацию производственных процессов, совершенствова ние организации производства и труда, обеспечивающих рост рен табельности работы участка энергоснабжения и повышение про изводительности труда его работников.
Глава XXIV
ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
ИТРУДА
§94. Производительность труда и ее повышение на основе научной организации труда
Производительность труда определяется количеством продук ции, вырабатываемой в единицу времени, или количеством рабо чего времени, необходимого для производства единицы продук ции. Производительность труда является показателем степени эффективности трудовой деятельности работников, и ее повыше ние— основная задача всех подразделений железнодорожного транспорта, в том числе и участков энергоснабжения. Рост произ водительности труда обычно измеряют в процентах за какой-то период (месяц, квартал, год и т. д.). Для эксплуатационного штата участков энергоснабжения электрифицированных желез ных дорог (объединенных) производительность труда измеряется в тонно-километрах брутто всех видов движения поездов на элект рической тяге, приходящихся на одного работника.
Одним из важнейших факторов, способствующих повышению производительности, является научная организация труда (НОТ). Мероприятия НОТ могут быть разработаны для всего участка энергоснабжения в целом и для отдельных его подразделений, а также для какого-либо конкретного участка работ (например, смены контактного" провода).
Под научной организацией труда понимают совокупность тех нических, организационных и экономических мероприятий, обес печивающих рациональное разделение и кооперацию труда, совер шенствование трудовых процессов и организацию рабочих мест, распространение передовых методов труда, создание благоприят ных физиологических, гигиенических и эстетических условий тру да, улучшение производственного инструктажа рабочих и обмена опытом.
Подробные рекомендации по разработке планов и внедрению научной организации труда для всех подразделений участков энергоснабжения изданы Главным управлением электрификации и энергетического хозяйства МПС. При разработке планов НОТ на дистанциях контактной сети должна быть учтена специфика выполняемых работ — производство их на открытом воздухе, при наличии движения поездов, под напряжением и на значительной высоте. Поскольку при ремонтных работах на контактной сети преобладает ручной труд, то производительность труда определя ется главным образом квалификацией и умением рабочих, а так же организацией их труда. Последняя предусматривает внедрение рациональных трудовых приемов, применение более совершенных орудий труда и лучшее оснащение рабочего места. Поэтому