Файл: Фрайфельд А.В. Устройство, монтаж и эксплуатация контактной сети учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 273

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 291. Схема временной установки опоры на переходной плите

Рис. 290. Схема временного восстановления гибкой поперечины:

1 — натяжные заж имы ; 2 — гак (крюк); 3 — стрела крана ,

речины. Непосредственно на стреле закрепляют и фиксирующие тросы. Железнодорожный кран грузоподъемностью 45 тс вполне может заменить опору МН-65/15 с 10—12 контактными под­ весками.

Такой способ временного восстановления возможен лишь в том

случае,

когда имеются второстепенные пути, на которьос

должен

стоять

железнодорожный

кран длительное время (ино'гда

целые

сутки).

При закреплении

тросов гибкой поперечины непосредст­

венно на крюке крана и его стреле используют изоляторы, обеспе­ чивающие необходимый уровень изоляции. Одновременно с вре­ менным восстановлением принимают меры к замене поврежден­ ной опоры гибкой поперечины новой путем установки ее на сохра­ нившийся фундамент. В том случае, когда основание имеющейся в аварийном запасе опоры не подходит к фундаменту, применяют так называемые универсальные переходные плиты, выполненные из

Напрадление нагрузки

листовой

стали

толщиной

2 0 мм с

большим числом

Г

отверстий,

рассчитанных под

 

основания

опор

аварийного

запаса всех имеющихся раз­ меров и всех установлен­ ных фундаментов.

Возможны два варианта установки опоры на переход­ ной плите 2 (рис. 291). Ва­ риант, показанный сплош­ ными линиями, применяют в том случае, когда база опо­

■*

3 9 2


ры меньше фундамента 1, а вариант, показанный штриховыми ли­ ниями, если база опоры больше базы фундамента.

В том случае, когда указанными выше способами (использова­ ние стрелы железнодорожного крана или применение переходных плит) невозможно выполнить восстановительные работы, устанав­ ливают временную деревянную опору гибкой поперечины и мон­ тируют поперечные, а при необходимости и продольные оттяжки.

Весь необходимый запас опор, консолей и других конструкций

иматериалов по установленным МПС перечням хранится на ди­ станциях контактной сети и на восстановительных поездах. На каж­ дой дистанции контактной сети должен иметься запас опор в коли­ честве не менее 10 штук. При этом рекомендуется иметь в запасе не менее 4 опор основного типа, установленных на данном участке,

ине менее 6 опор для временного восстановления.

Перечисленные способы выполнения восстановительных работ не исчерпывают всех возможностей; в зависимости от местных конкретных условий применяют и другие методы замены повреж­ денных опор.

5 Р А З Д Е Л

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧАСТКА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

Глава XXIII

ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ

ИЭНЕРГЕТИКИ

§92. Управление хозяйством электрификации и энергетики

Основным линейным производственным предприятием хозяйст­ ва электрификации и энергетики на железнодорожном транспорте является участок энергоснабжения. Так же как и другие пред­

приятия

и подразделения железной дороги, участок энергоснаб­

жения

имеет двойное

подчинение — техническое

и

администра­

тивное.

 

Техническое

руководство

осуществляется

от МПС

(Главное управление электрификации

и энергетического

хозяйст­

в а — ЦЭ)

через управление

железной

дороги

(служба

электри­

фикации

и энергетического

хозяйства — служба

3 ).

Админи­

стративное руководство выполняет МПС и

управление

желез­

ной дороги через отделение дороги, где при наличии двух и более

участков энергоснабжения

организуется отдел

электрификации

и энергетического хозяйства

(НОДЭ).

 

 

 

Если в отделении имеется только

 

один

участок энергоснабжения,

 

то отдел электрификации и энер­

 

гетического хозяйства не образу­

 

ется,

а функции

начальника та­

 

кого

отдела придаются началь­

 

нику

участка

энергоснабжения

 

(рис. 292).

управление электри­

 

Главное

 

фикации и энергетического хозяй­

 

ства МПС обеспечивает выполне­

 

ние планов электрификации

же­

 

лезных дорог, а также осуществ­

 

ление мероприятий по беспере-

Рис. 292. Организационная структура

бойному энергоснабжению

тяги

управления участком энергоснабже-

поездов И нетяговых потребите-

ния (линии с крестиками показывают

лей на всей сети железных дорог,

техническое руководство, а штрихо-

Служба

электрификации и

участка в том случае, если он в данном отделении единственный)

энергетического хозяйства желез­ ной дороги в настоящее время

394


имеет в оперативном подчинении подразделения, обслуживающие всю данную дорогу (рис. 293). Это дорожная электротехническая лаборатория, выполняющая работы для всех электротехнических установок дороги, дорожная база масляного хозяйства, произво дящая все крупные работы с маслонаполненной аппаратурой б пределах дороги (включая регенерацию трансформаторного мас­ ла), и дорожные электротехнические мастерские, ремонтирующие электроаппаратуру, приборы и двигатели для всех предприятий железной дороги, а также изготовляющие для них необходимые запасные части и детали.

Служба электрификации и энергетического хозяйства желез­ ной дороги обязана обеспечить бесперебойное энергоснабжение электрифицированных участков дороги и всех дорожных и рай­ онных потребителей электрической энергии. В задачи службы входят организация и обеспечение в соответствии с действующими правилами и нормами надежной эксплуатации, ремонта и содер­ жания в исправном состоянии устройств контактной сети, тяго­ вых подстанций, стационарных и передвижных электростанций и подстанций общего назначения, линий электропередачи и рас­ пределительных сетей до вводов к потребителям, а также сетей наружного электроосвещения.

Совместно с планово-экономическим отделом дороги служба электрификации и энергетического хозяйства определяет плано­ вые задания по капиталовложениям своей отрасли хозяйства и контролирует выполнение утвержденных планов. При этом служ­ ба обеспечивает техническое руководство всеми предприятиями хозяйства электрификации и энергетики, разрабатывает и осуще-

Рис. 293. Структура службы электрификации и энергетического хозяйства желез­ ной дороги

3 9 5

ствляет мероприятия по внедрению новых достижений науки и тех­ ники, совершенной технологии и передового опыта, обеспечивает безопасность движения поездов.

Служба электрификации и энергетического хозяйства, помимо обеспечения электрической энергией всех подразделений железной дороги, осуществляет техническое руководство эксплуатацией энергетических установок всех отраслей железнодорожного хозяй­ ства, а также решает все технические вопросы, связанные с энергосистемами и внешним энергоснабжением. Поэтому в облас­ ти энергонадзора, содержания и обслуживания электроустановок, типов устанавливаемого оборудования и осветительных установок, а также норм расхода электроэнергии и режимов электропотреб­ ления, указания службы электрификации и энергетического хо­ зяйства являются обязательными для всех предприятий и учреж­ дений данной железной дороги.

На службу возложено рассмотрение и согласование проектов усиления и нового строительства объектов электрификации же­ лезной дороги и энергетического хозяйства, контроль и принятие необходимых мероприятий, способствующих своевременному вво­ ду в эксплуатацию новых энергетических мощностей и электриче­ ских сетей, выполняемых по планам других служб данной желез­

ной дороги.

рационального

использования трансформатор­

Для более

ных мощностей

совместно со

службой материально-техни­

ческого обеспечения служба электрификации и энергетического хо­ зяйства проверяет правильность составления заявок на трансфор­ маторы и распределяет фонды на них независимо от того, какому подразделению дороги они предназначены.

Отдел электрификации и энергетического'хозяйства отделения железной дороги обеспечивает координацию действий всех под­ чиненных ему участков энергоснабжения и руководит их произ­ водственной деятельностью.

§ 93. Участок энергоснабжения

Участки энергоснабжения действуют на основании Положения о социалистическом государственном предприятии, утвержденно­ го Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731, с учетом особенностей применения этого Положения на же­ лезнодорожном транспорте, установленных Министерством путей сообщения.

На участки энергоснабжения возлагаются содержание в исп­ равном состоянии и ремонт устройств электрификации и энерге­ тического хозяйства, обеспечивающих бесперебойную работу и безопасность движения поездов. Участки энергоснабжения осуще­ ствляют свою деятельность в соответствии с утвержденными пла­ нами и находятся на хозяйственном расчете с самостоятельными балансами.

3 9 6


Рис. 294. Структура объединенного участка энергоснабжения

В зависимости от характера и размеров движения поездов на электрической тяге, типа электроподвижного состава, количест­ ва главных путей и других факторов эксплуатационная длина электрифицированных линий, обслуживаемых одним участком энергоснабжения, на магистральных железнодорожных линиях составляет 200—300 км. Как правило, границы обслуживания участков энергоснабжения совпадают с границами отделений же­ лезных дорог; в состав крупных отделений иногда входит несколь­ ко участков энергоснабжения.

Для обеспечения нормальной эксплуатации всех устройств энергоснабжения на участке образуют основные и вспомогатель­ ные подразделения с необходимым оборудованием и обслужива­ ющим персоналом. К основным производственным подразделени­ ям относятся дистанции контактной сети, тяговые подстанции и сетевые районы энергетического хозяйства, а к вспомогательным — мастерские механическая и столярная, мастерская по ремонту дрезин и автомашин, ремонтно-ревизионный и ремонтно-наладоч­ ный цехи, складское хозяйство.

Участки энергоснабжения, обслуживающие устройства элект­ рифицированных линий и энергетическое хозяйство, называют объединенными. Как видно из рис. 294, на таких участках руко­ водство деятельностью отдельных подразделений осуществляется по трем линиям — административной, оперативной и технической. Обычно применяют следующие сокращенные условные обозначе­ ния: ЭЧ — начальник участка энергоснабжения; ЭЧЗ — замести­ тель начальника участка; ЭЧГ — главный инженер участка; ЭЧЦ —

энергодиспетчерская группа;

ЭЧК — дистанция контактной сети;

ЭЧЭ — тяговая подстанция;

ЭЧС—сетевой район; ЭЧТ — тех­

39 7

нический отдел участка

энергоснабжения; ЭЧМ — механические

мастерские участка;

РРЦ — ремонтно-ревизионный цех (иногда

обозначаемый ЭЧИ).

На

некоторых участках энергоснабжения

вместо главного инженера имеется второй заместитель начальни­ ка участка.

В этом случае технический отдел, механические мастерские

и дистанции

контактной

сети

находятся

в

ведении

одного

заместителя

(специалиста

по контактной сети),, а ремонтно-реви­

зионный

цех, тяговые

подстанции

и сетевые

районы — в

ведении

второго

заместителя

(специалиста по тяговым

подстанциям).

Встречаются и другие организационные структуры. Основными задачами участка энергоснабжения являются:

обеспечение надежной и экономичной эксплуатации всех уст­ ройств энергоснабжения электрифицированных линий и энергети­ ки, находящихся на балансе участка энергоснабжения;

осуществление

мероприятий

по предупреждению брака, порч

и повреждений в

устройствах

энергоснабжения электрифициро­

ванных линий и в устройствах энергетического хозяйства; неуклонное выполнение Правил технической эксплуатации же­

лезных дорог, Правил техники безопасности и других руководя­ щих документов;

контроль за экономным расходованием электрической энергии, улучшением коэффициента мощности, соблюдением лимитов и удельных норм расхода энергии, а также за правильностью опре­ деления потребности в электроэнергии и соблюдением правил со­ держания электротехнических установок на предприятиях и в ор­ ганизациях железнодорожного транспорта в районе деятельности участка энергоснабжения;

организация и контроль за разработкой прогрессивных норм расхода электроэнергии на предприятиях и в организациях желез­ ной дороги, а также норм расхода топлива на выработку электро­ энергии электростанциями участка энергоснабжения;

разработка и проведение в жизнь мероприятий по повышению культуры эксплуатации устройств электрификации, энергетики ѵчастка энергоснабжения;

внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, научной организации труда, производственной эстетики; максимальное использование производственных мощностей и

повышение уровня механизации трудоемких процессов; проведение мероприятий по экономному расходованию мате­

риалов, топлива и по снижению себестоимости эксплуатационных, ремонтных и других работ;

осуществление мероприятий, направленных на повышение про­ изводительности труда и рентабельности производства.

Объем финансирования и штаты участков

энергоснабжения

зависят от их группы. Установлено четыре

группы участков энер­

госнабжения, принадлежность

к которым

зависит от количества

перерабатываемой на тяговых

подстанциях

электроэнергии за

год (табл. 29).

 

 

 

3 9 8


 

 

 

Т а б л и ц а 2 9

 

 

Количество перерабатываемой электроэнергии в год,

 

№ группы

в млн кВт

• ч на участках

 

 

 

 

 

двухпутных

однопутных

1

(высшая)

Более 400

Более 200

2

 

300—400

150—200

3

(низшая)

275—300

100—150

4

До 275

До 100

Группа участка энергоснабжения повышается на одну катего­ рию для объединенных участков, а также при числе пар поездов в сутки более 120 на двухпутных линиях и более 35 на однопутных. При высоких скоростях движения поездов на двухпутных линиях группа участка энергоснабжения повышается на одну категорию, если число пар поездов в сутки более 1 0 0 .

На линиях постоянного тока в пределах участка энергоснабже­ ния может быть от четырех до девяти дистанций контактной сети, от четырех до четырнадцати тяговых подстанций и от четырех до шести сетевых районов. На линиях переменного тока в участок энергоснабжения входят от четырех до восьми дистанций контакт­ ной сети и от четырех до шести тяговых подстанций и столько же сетевых районов.

Согласно Положению о государственном социалистическом предприятии для осуществления производственного процесса в плановом порядке каждый участок энергоснабжения получает от государства основные фонды. Основные фонды представляют со­ бой средства труда, участвующие во многих процессах производ­ ства без изменения своей натуральной формы. Основные фонды различают производственные и непроизводственные. К первым относятся все средства труда, непосредственно участвующие в производственном процессе или создающие предпосылки для его осуществления (например, производственные здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные приборы, транспортные средства и др.). Предметы, срок службы которых меньше одного

года, а также

стоимостью до 50 руб. за единицу,

специальные

инструменты

и

приспособления,

спецодежда

и

спецобувь

к основным

фондам не относятся

независимо

от

их срока

службы.

К непроизводственным основным фондам относят, например, клубы, школы, детские ясли и сады, жилые дома и т. д., которые входят в состав хозяйства, но непосредственного участия в произ­ водственном процессе не принимают.

В процессе эксплуатации все основные фонды хозяйства элект­ рификации и энергетики (контактная сеть, оборудование тяговых подстанций и др.) изнашиваются, и их стоимость переносится на готовую продукцию по мере износа частями. Различают физичес­ кий и моральный износы. При физическом износе отдельные эле-

399