Рис. 291. Схема временной установки опоры на переходной плите
Рис. 290. Схема временного восстановления гибкой поперечины:
1 — натяжные заж имы ; 2 — гак (крюк); 3 — стрела крана ,
речины. Непосредственно на стреле закрепляют и фиксирующие тросы. Железнодорожный кран грузоподъемностью 45 тс вполне может заменить опору МН-65/15 с 10—12 контактными под весками.
Такой способ временного восстановления возможен лишь в том
случае, |
когда имеются второстепенные пути, на которьос |
должен |
стоять |
железнодорожный |
кран длительное время (ино'гда |
целые |
сутки). |
При закреплении |
тросов гибкой поперечины непосредст |
венно на крюке крана и его стреле используют изоляторы, обеспе чивающие необходимый уровень изоляции. Одновременно с вре менным восстановлением принимают меры к замене поврежден ной опоры гибкой поперечины новой путем установки ее на сохра нившийся фундамент. В том случае, когда основание имеющейся в аварийном запасе опоры не подходит к фундаменту, применяют так называемые универсальные переходные плиты, выполненные из
Напрадление нагрузки |
листовой |
стали |
толщиной |
2 0 мм с |
большим числом |
Г |
отверстий, |
рассчитанных под |
|
основания |
опор |
аварийного |
запаса всех имеющихся раз меров и всех установлен ных фундаментов.
Возможны два варианта установки опоры на переход ной плите 2 (рис. 291). Ва риант, показанный сплош ными линиями, применяют в том случае, когда база опо
ры меньше фундамента 1, а вариант, показанный штриховыми ли ниями, если база опоры больше базы фундамента.
В том случае, когда указанными выше способами (использова ние стрелы железнодорожного крана или применение переходных плит) невозможно выполнить восстановительные работы, устанав ливают временную деревянную опору гибкой поперечины и мон тируют поперечные, а при необходимости и продольные оттяжки.
Весь необходимый запас опор, консолей и других конструкций
иматериалов по установленным МПС перечням хранится на ди станциях контактной сети и на восстановительных поездах. На каж дой дистанции контактной сети должен иметься запас опор в коли честве не менее 10 штук. При этом рекомендуется иметь в запасе не менее 4 опор основного типа, установленных на данном участке,
ине менее 6 опор для временного восстановления.
Перечисленные способы выполнения восстановительных работ не исчерпывают всех возможностей; в зависимости от местных конкретных условий применяют и другие методы замены повреж денных опор.
5 Р А З Д Е Л
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧАСТКА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
Глава XXIII
ОРГАНИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВА ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
ИЭНЕРГЕТИКИ
§92. Управление хозяйством электрификации и энергетики
Основным линейным производственным предприятием хозяйст ва электрификации и энергетики на железнодорожном транспорте является участок энергоснабжения. Так же как и другие пред
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
приятия |
и подразделения железной дороги, участок энергоснаб |
жения |
имеет двойное |
подчинение — техническое |
и |
администра |
тивное. |
|
Техническое |
руководство |
осуществляется |
от МПС |
(Главное управление электрификации |
и энергетического |
хозяйст |
в а — ЦЭ) |
через управление |
железной |
дороги |
(служба |
электри |
фикации |
и энергетического |
хозяйства — служба |
3 ). |
Админи |
стративное руководство выполняет МПС и |
управление |
желез |
ной дороги через отделение дороги, где при наличии двух и более
участков энергоснабжения |
организуется отдел |
электрификации |
и энергетического хозяйства |
(НОДЭ). |
|
|
|
Если в отделении имеется только |
|
один |
участок энергоснабжения, |
|
то отдел электрификации и энер |
|
гетического хозяйства не образу |
|
ется, |
а функции |
начальника та |
|
кого |
отдела придаются началь |
|
нику |
участка |
энергоснабжения |
|
|
|
|
|
(рис. 292). |
управление электри |
|
Главное |
|
фикации и энергетического хозяй |
|
ства МПС обеспечивает выполне |
|
ние планов электрификации |
же |
|
лезных дорог, а также осуществ |
|
ление мероприятий по беспере- |
Рис. 292. Организационная структура |
бойному энергоснабжению |
тяги |
управления участком энергоснабже- |
поездов И нетяговых потребите- |
ния (линии с крестиками показывают |
лей на всей сети железных дорог, |
техническое руководство, а штрихо- |
Служба |
электрификации и |
участка в том случае, если он в данном отделении единственный)
энергетического хозяйства желез ной дороги в настоящее время
имеет в оперативном подчинении подразделения, обслуживающие всю данную дорогу (рис. 293). Это дорожная электротехническая лаборатория, выполняющая работы для всех электротехнических установок дороги, дорожная база масляного хозяйства, произво дящая все крупные работы с маслонаполненной аппаратурой б пределах дороги (включая регенерацию трансформаторного мас ла), и дорожные электротехнические мастерские, ремонтирующие электроаппаратуру, приборы и двигатели для всех предприятий железной дороги, а также изготовляющие для них необходимые запасные части и детали.
Служба электрификации и энергетического хозяйства желез ной дороги обязана обеспечить бесперебойное энергоснабжение электрифицированных участков дороги и всех дорожных и рай онных потребителей электрической энергии. В задачи службы входят организация и обеспечение в соответствии с действующими правилами и нормами надежной эксплуатации, ремонта и содер жания в исправном состоянии устройств контактной сети, тяго вых подстанций, стационарных и передвижных электростанций и подстанций общего назначения, линий электропередачи и рас пределительных сетей до вводов к потребителям, а также сетей наружного электроосвещения.
Совместно с планово-экономическим отделом дороги служба электрификации и энергетического хозяйства определяет плано вые задания по капиталовложениям своей отрасли хозяйства и контролирует выполнение утвержденных планов. При этом служ ба обеспечивает техническое руководство всеми предприятиями хозяйства электрификации и энергетики, разрабатывает и осуще-
Рис. 293. Структура службы электрификации и энергетического хозяйства желез ной дороги
ствляет мероприятия по внедрению новых достижений науки и тех ники, совершенной технологии и передового опыта, обеспечивает безопасность движения поездов.
Служба электрификации и энергетического хозяйства, помимо обеспечения электрической энергией всех подразделений железной дороги, осуществляет техническое руководство эксплуатацией энергетических установок всех отраслей железнодорожного хозяй ства, а также решает все технические вопросы, связанные с энергосистемами и внешним энергоснабжением. Поэтому в облас ти энергонадзора, содержания и обслуживания электроустановок, типов устанавливаемого оборудования и осветительных установок, а также норм расхода электроэнергии и режимов электропотреб ления, указания службы электрификации и энергетического хо зяйства являются обязательными для всех предприятий и учреж дений данной железной дороги.
На службу возложено рассмотрение и согласование проектов усиления и нового строительства объектов электрификации же лезной дороги и энергетического хозяйства, контроль и принятие необходимых мероприятий, способствующих своевременному вво ду в эксплуатацию новых энергетических мощностей и электриче ских сетей, выполняемых по планам других служб данной желез
ной дороги. |
рационального |
использования трансформатор |
Для более |
ных мощностей |
совместно со |
службой материально-техни |
ческого обеспечения служба электрификации и энергетического хо зяйства проверяет правильность составления заявок на трансфор маторы и распределяет фонды на них независимо от того, какому подразделению дороги они предназначены.
Отдел электрификации и энергетического'хозяйства отделения железной дороги обеспечивает координацию действий всех под чиненных ему участков энергоснабжения и руководит их произ водственной деятельностью.
§ 93. Участок энергоснабжения
Участки энергоснабжения действуют на основании Положения о социалистическом государственном предприятии, утвержденно го Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. № 731, с учетом особенностей применения этого Положения на же лезнодорожном транспорте, установленных Министерством путей сообщения.
На участки энергоснабжения возлагаются содержание в исп равном состоянии и ремонт устройств электрификации и энерге тического хозяйства, обеспечивающих бесперебойную работу и безопасность движения поездов. Участки энергоснабжения осуще ствляют свою деятельность в соответствии с утвержденными пла нами и находятся на хозяйственном расчете с самостоятельными балансами.
Рис. 294. Структура объединенного участка энергоснабжения
В зависимости от характера и размеров движения поездов на электрической тяге, типа электроподвижного состава, количест ва главных путей и других факторов эксплуатационная длина электрифицированных линий, обслуживаемых одним участком энергоснабжения, на магистральных железнодорожных линиях составляет 200—300 км. Как правило, границы обслуживания участков энергоснабжения совпадают с границами отделений же лезных дорог; в состав крупных отделений иногда входит несколь ко участков энергоснабжения.
Для обеспечения нормальной эксплуатации всех устройств энергоснабжения на участке образуют основные и вспомогатель ные подразделения с необходимым оборудованием и обслужива ющим персоналом. К основным производственным подразделени ям относятся дистанции контактной сети, тяговые подстанции и сетевые районы энергетического хозяйства, а к вспомогательным — мастерские механическая и столярная, мастерская по ремонту дрезин и автомашин, ремонтно-ревизионный и ремонтно-наладоч ный цехи, складское хозяйство.
Участки энергоснабжения, обслуживающие устройства элект рифицированных линий и энергетическое хозяйство, называют объединенными. Как видно из рис. 294, на таких участках руко водство деятельностью отдельных подразделений осуществляется по трем линиям — административной, оперативной и технической. Обычно применяют следующие сокращенные условные обозначе ния: ЭЧ — начальник участка энергоснабжения; ЭЧЗ — замести тель начальника участка; ЭЧГ — главный инженер участка; ЭЧЦ —
энергодиспетчерская группа; |
ЭЧК — дистанция контактной сети; |
ЭЧЭ — тяговая подстанция; |
ЭЧС—сетевой район; ЭЧТ — тех |
нический отдел участка |
энергоснабжения; ЭЧМ — механические |
мастерские участка; |
РРЦ — ремонтно-ревизионный цех (иногда |
обозначаемый ЭЧИ). |
На |
некоторых участках энергоснабжения |
вместо главного инженера имеется второй заместитель начальни ка участка.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В этом случае технический отдел, механические мастерские |
и дистанции |
контактной |
сети |
находятся |
в |
ведении |
одного |
заместителя |
(специалиста |
по контактной сети),, а ремонтно-реви |
зионный |
цех, тяговые |
подстанции |
и сетевые |
районы — в |
ведении |
второго |
заместителя |
(специалиста по тяговым |
подстанциям). |
Встречаются и другие организационные структуры. Основными задачами участка энергоснабжения являются:
обеспечение надежной и экономичной эксплуатации всех уст ройств энергоснабжения электрифицированных линий и энергети ки, находящихся на балансе участка энергоснабжения;
осуществление |
мероприятий |
по предупреждению брака, порч |
и повреждений в |
устройствах |
энергоснабжения электрифициро |
ванных линий и в устройствах энергетического хозяйства; неуклонное выполнение Правил технической эксплуатации же
лезных дорог, Правил техники безопасности и других руководя щих документов;
контроль за экономным расходованием электрической энергии, улучшением коэффициента мощности, соблюдением лимитов и удельных норм расхода энергии, а также за правильностью опре деления потребности в электроэнергии и соблюдением правил со держания электротехнических установок на предприятиях и в ор ганизациях железнодорожного транспорта в районе деятельности участка энергоснабжения;
организация и контроль за разработкой прогрессивных норм расхода электроэнергии на предприятиях и в организациях желез ной дороги, а также норм расхода топлива на выработку электро энергии электростанциями участка энергоснабжения;
разработка и проведение в жизнь мероприятий по повышению культуры эксплуатации устройств электрификации, энергетики ѵчастка энергоснабжения;
внедрение новейших достижений науки, техники, передового опыта, научной организации труда, производственной эстетики; максимальное использование производственных мощностей и
повышение уровня механизации трудоемких процессов; проведение мероприятий по экономному расходованию мате
риалов, топлива и по снижению себестоимости эксплуатационных, ремонтных и других работ;
осуществление мероприятий, направленных на повышение про изводительности труда и рентабельности производства.
Объем финансирования и штаты участков |
энергоснабжения |
зависят от их группы. Установлено четыре |
группы участков энер |
госнабжения, принадлежность |
к которым |
зависит от количества |
перерабатываемой на тяговых |
подстанциях |
электроэнергии за |
год (табл. 29). |
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 9 |
|
|
Количество перерабатываемой электроэнергии в год, |
|
№ группы |
в млн кВт |
• ч на участках |
|
|
|
|
|
двухпутных |
однопутных |
1 |
(высшая) |
Более 400 |
Более 200 |
2 |
|
300—400 |
150—200 |
3 |
(низшая) |
275—300 |
100—150 |
4 |
До 275 |
До 100 |
Группа участка энергоснабжения повышается на одну катего рию для объединенных участков, а также при числе пар поездов в сутки более 120 на двухпутных линиях и более 35 на однопутных. При высоких скоростях движения поездов на двухпутных линиях группа участка энергоснабжения повышается на одну категорию, если число пар поездов в сутки более 1 0 0 .
На линиях постоянного тока в пределах участка энергоснабже ния может быть от четырех до девяти дистанций контактной сети, от четырех до четырнадцати тяговых подстанций и от четырех до шести сетевых районов. На линиях переменного тока в участок энергоснабжения входят от четырех до восьми дистанций контакт ной сети и от четырех до шести тяговых подстанций и столько же сетевых районов.
Согласно Положению о государственном социалистическом предприятии для осуществления производственного процесса в плановом порядке каждый участок энергоснабжения получает от государства основные фонды. Основные фонды представляют со бой средства труда, участвующие во многих процессах производ ства без изменения своей натуральной формы. Основные фонды различают производственные и непроизводственные. К первым относятся все средства труда, непосредственно участвующие в производственном процессе или создающие предпосылки для его осуществления (например, производственные здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные приборы, транспортные средства и др.). Предметы, срок службы которых меньше одного
года, а также |
стоимостью до 50 руб. за единицу, |
специальные |
инструменты |
и |
приспособления, |
спецодежда |
и |
спецобувь |
к основным |
фондам не относятся |
независимо |
от |
их срока |
службы.
К непроизводственным основным фондам относят, например, клубы, школы, детские ясли и сады, жилые дома и т. д., которые входят в состав хозяйства, но непосредственного участия в произ водственном процессе не принимают.
В процессе эксплуатации все основные фонды хозяйства элект рификации и энергетики (контактная сеть, оборудование тяговых подстанций и др.) изнашиваются, и их стоимость переносится на готовую продукцию по мере износа частями. Различают физичес кий и моральный износы. При физическом износе отдельные эле-