ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
§ 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ
Рассмотрим особенности рабочего процесса в гидротрансфор маторах и гидромуфтах. Абсолютная скорость с движения рабочей жидкости в любой точке рабочего колеса представляет собой гео метрическую сумму относительной скорости движения вдоль ло патки w и окружной или переносной скорости вращения и вместе с колесом (рис. 5, а).
Абсолютную скорость с можно также разложить на две состав ляющие:
на |
меридиональную составляющую ст |
или проекцию скорости с |
||||
плоскость, |
перпендикулярную |
оси |
вращения |
колеса; |
|
|
|
окружную |
составляющую си |
или |
проекцию |
скорости |
с на на |
правление касательной к окружности |
(окружйой скорости) в дан |
|||||
ной |
точке. |
|
|
|
|
|
|
В основу расчета гидродинамических передач |
положена |
теория |
лопастных гидромашин Л. Эйлера. Основные допущения этой теории следующие.
1. Поток в области рабочего колеса представляет собой эле ментарные струи, разделенные поверхностями тока осесимметричного потока в меридиональном сечении.
2.Число лопаток принимается бесконечно большим, а тол щина их бесконечно малой.
3.Направление потока на выходе из рабочего колеса зависит
от угла установки лопаток и не |
зависит от направления потока |
||
на входе. |
|
|
|
4. |
Идеальная жидкость имеет |
установившееся |
движение. |
5. |
Меридиональная скорость ст |
поперек потока |
не изменяется, |
ипоэтому все расчеты можно вести для средней линии тока.
6.Изменения момента количества движения жидкости в без лопаточном пространстве не происходит.
Уравнения моментов. Установим, какой крутящий момент необходимо приложить к насосу или какой крутящий момент воз никает на турбине, если через них протекает жидкость, скорость течения которой определяется треугольниками скоростей, пока занными на рис. 5.
По теореме о моменте количества движения секундное измене ние этого момента равно моменту внешних сил, действующих на данное колесо. Секундное изменение момента количества движе ния жидкости в рабочем колесе
|
|
•^г = |
pQ (cu 2 r2 — c^rj, |
(2) |
где |
dl |
секундное |
изменение момента количества |
движе |
dt |
ния жидкости;
9
Cui,
r l t
cU2 — окружные составляющие абсолютной скорости соответственно на входе в рабочее колесо и на вы ходе из него;
г2 — радиусы соответственно входа и выхода для сред ней линии тока в рабочем колесе.
Рис. 5. Треугольники скоростей на рабочих колесах:
а — насос; б — турбина; в — реактор
Момент внешних сил на насосе Мн определяется силовым воз действием стенок каналов и лопаток, приводимых во вращение от двигателя, на поток жидкости:
Л 1 Н = Qp ( W H S — ситгт)- |
( 3 ) |
10
Момент количества движения на насосе по мере перемещения потока от входа к выходу увеличивается, а крутящий момент является величиной положительной. Момент количества движения жидкости на турбине при этом уменьшается, а крутящий момент является величиной отрицательной:
Мт = Qp (cu T 2 rT 2 |
— c m r T 1 ) . |
(4) |
Крутящий момент, возникающий на реакторе: |
|
|
Мр = Qp ( с ы Р 2 г р 2 |
— сиР1гР1). |
(5) |
Этот момент передается на корпус, с которым жестко связан реактор, и может быть положительным или отрицательным.
п, мн п2 мт п, мн
Рис. 6. Схема движения жидкости в гидроди намических передачах:
а — в гидротрансформаторах; б — в гидромуфте
Из уравнений (3), (4) и (5) следует, что, если внешний момент равен нулю, то в общем случае r2cU2 = Г\Си\ — гси = const, т. е. при отсутствии передачи энергии и при отсутствии трения дви жение жидкости описывается законом: rcu = const. По этому за кону происходит движение жидкости в межколесных зазорах гидротрансформаторов и гидромуфт.
Движение жидкости в гидротрансформаторе и в гидромуфте происходит по контуру, обозначенному на рис. 6, а и б стрелками. Согласно приведенному выше закону можно записать (см. рис. 6, о):
СиН1ГHl — СиР2ГP2Î |
сиТ1ГТ1 — |
cumr |
H2i CupirPI — С иТ2Г T2 |
(6) |
и (см. рис. 6, б) |
|
|
|
|
СиН1ГHl = |
C uT2r Т2- > |
CullrTl |
~ Си№ГH2- |
(7) |
С учетом уравнений (6) получим выражения моментов на ра бочих колесах гидротрансформатора (см. рис. 6, а):
Мн — Qp (с и Н 2 гН 2 сиргг Р 2 ) ; Мт |
— Qp (cu T 2 rТ 2 — cumr |
Н 2 |
) ; |
— QP ( С « Р 2 Г Р 2 |
с нТ2г тг)- |
|
(8) |
|
|
||
Складывая левые и правые части уравнений (8), получим |
|||
Мн - f Мр - f М т = 0. |
|
(9) |
|
|
|
|
и |
Для гидромуфты с учетом уравнений (7) имеем |
|
||
MH = Qp{cumrH2 |
— cul2rT2)\ |
Mr = Qp (cuT2rT2 — cuH2rm). |
(10) |
Складывая уравнения (10), получим |
|
||
|
Мн4-Мг |
= 0. |
(11) |
Уравнения (9) и (11) называются уравнениями баланса момен тов в гидродинамических передачах.
Уравнения напоров. Обозначим Ht — теоретический напор рабочего колеса. Тогда с учетом вышеизложенного имеем
Используя выражения (8) и учитывая, |
|
что |
и = юг, имеем: |
|||||||||
для |
насоса гидротрансформатора |
|
|
* |
|
|
||||||
|
|
П,Н |
= |
" J - (С«Н2Г Ш |
СиР2Грг) |
= |
|
|
||||
|
|
|
|
C ü H 2 U H 2 |
C u P 2 U H l |
|
)'•> |
|
(13) |
|||
для |
турбины |
|
|
|
|
|
|
Н |
1 |
/ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Нп |
— —jT |
( С «Т2 Г Т2 |
С иН2 Г Нг) — |
|
|
|||||
|
|
= |
-J |
^«Т2«тг — |
с и Ш и Т 1 |
|
|
|
(14) |
|||
Аналогично для насоса гидромуфты с учетом |
выражений |
(10) |
||||||||||
|
H m = |
- j 1 |
cUH2"H2 — |
cuT2um |
т ^ - 1 ' - |
(1 5) |
||||||
для турбины |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
а |
= |
~ |
{с„т2мТ2 — |
C U H 2 " T I |
|
-р- |
1 • |
( 1 6 ) |
||
|
§ 4. УЧЕТ |
ВЛИЯНИЯ |
КОНЕЧНОГО ЧИСЛА |
ЛОПАТОК |
|
|||||||
|
И СТЕСНЕНИЯ |
ПОТОКА ЛОПАТКАМИ |
|
Принятые ранее допущения о бесконечно большом числе лопа ток предполагают, что течение жидкости характеризуется равно мерной эпюрой относительных скоростей w в межлопаточных кана лах. Однако в реальных условиях происходит нарушение подоб ного характера течения. Это связано, в частности, с возникнове нием во вращающихся колесах, кроме основного течения, так называемого относительного вихря [13].
Рассмотрим движение идеальной жидкости, заполняющей круг лый закрытый сосуд, который движется по круговой траектории
12
относительно точки 0 с угловой скоростью со (рис. 7). Каждая частица жидкости с координатами х'у' перемещается так, что оси остаются все время параллельными самим себе. Сосуд же совер шает поворот относительно оси.
Сопоставляя при повороте сосуда положение |
координат |
х'у' |
и точки Л (Au Ац, Am, А!Ѵ) на стенках сосуда, |
видим, что |
жид |
кость получает относительно сосуда вращательное движение, на правленное в сторону, противоположную его переносному дви
жению. Аналогичное |
враща |
|
|
|||||||
тельное |
|
движение |
будем |
|
|
|||||
иметь |
в |
каналах |
между |
ло |
|
|
||||
патками |
|
рабочего |
колеса. |
|
|
|||||
На рис. 8, а показано от |
|
|
||||||||
носительное вихревое |
дви |
|
|
|||||||
жение |
|
в |
закрытом |
канале |
|
|
||||
вращающегося |
рабочего |
ко |
|
|
||||||
леса. При |
наложении отно |
|
|
|||||||
сительного |
вихря |
на |
основ |
|
|
|||||
ной |
(транзитный) |
поток |
|
|
||||||
с равномерной |
эпюрой |
ско |
|
|
||||||
ростей w (рис. 8, б) в цент |
|
|
||||||||
робежном |
насосе |
увеличи |
|
|
||||||
ваются |
|
относительные |
ско |
|
|
|||||
рости |
на |
тыльной |
стороне |
|
|
|||||
лопатки |
и |
уменьшаются |
на |
Рис. 7. Возникновение |
относительного |
|||||
ее лицевой стороне (рис. 8, е). |
||||||||||
вихря при вращении замкнутого ци |
||||||||||
Одновременно |
|
происходит |
||||||||
|
линдра, заполненного |
жидкостью |
||||||||
отклонение |
потока |
на |
вы |
|
|
ходе в сторону, противоположную направлению вращения ко леса, и на входе — по направлению вращения.
В центростремительной турбине (рис. 8, г) наложение относи тельного вихря на транзитный поток приводит к увеличению ско рости w на тыльной стороне лопатки и уменьшению ее на лицевой стороне. Одновременно поток отклоняется по направлению вра щения на выходе и против направления вращения на входе в колесо.
Особенности течения жидкости в каналах центробежной тур бины можно видеть из рис. 8, д. Характер течения при наложении относительного вихря на транзитный поток соответствует харак теру течения в насосе. Однако в данном случае лицевой является вогнутая сторона лопатки, поэтому в турбинах отклонение потока всегда происходит по направлению вращения колеса [1, 10, 15]. Помимо относительного вихря, необходимо учесть также силовое взаимодействие между потоком и лопатками рабочего колеса. Силовое взаимодействие возникает вследствие циркуляции ско рости вокруг отдельных лопаток, которая направлена из области повышенного давления (от лицевой стороны лопатки) в область пониженного давления.
13