Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ПРОЦЕССА И ОСНОВНЫЕ УРАВНЕНИЯ

Рассмотрим особенности рабочего процесса в гидротрансфор­ маторах и гидромуфтах. Абсолютная скорость с движения рабочей жидкости в любой точке рабочего колеса представляет собой гео­ метрическую сумму относительной скорости движения вдоль ло­ патки w и окружной или переносной скорости вращения и вместе с колесом (рис. 5, а).

Абсолютную скорость с можно также разложить на две состав­ ляющие:

на

меридиональную составляющую ст

или проекцию скорости с

плоскость,

перпендикулярную

оси

вращения

колеса;

 

 

окружную

составляющую си

или

проекцию

скорости

с на на­

правление касательной к окружности

(окружйой скорости) в дан­

ной

точке.

 

 

 

 

 

 

В основу расчета гидродинамических передач

положена

теория

лопастных гидромашин Л. Эйлера. Основные допущения этой теории следующие.

1. Поток в области рабочего колеса представляет собой эле­ ментарные струи, разделенные поверхностями тока осесимметричного потока в меридиональном сечении.

2.Число лопаток принимается бесконечно большим, а тол­ щина их бесконечно малой.

3.Направление потока на выходе из рабочего колеса зависит

от угла установки лопаток и не

зависит от направления потока

на входе.

 

 

4.

Идеальная жидкость имеет

установившееся

движение.

5.

Меридиональная скорость ст

поперек потока

не изменяется,

ипоэтому все расчеты можно вести для средней линии тока.

6.Изменения момента количества движения жидкости в без­ лопаточном пространстве не происходит.

Уравнения моментов. Установим, какой крутящий момент необходимо приложить к насосу или какой крутящий момент воз­ никает на турбине, если через них протекает жидкость, скорость течения которой определяется треугольниками скоростей, пока­ занными на рис. 5.

По теореме о моменте количества движения секундное измене­ ние этого момента равно моменту внешних сил, действующих на данное колесо. Секундное изменение момента количества движе­ ния жидкости в рабочем колесе

 

 

•^г =

pQ (cu 2 r2 c^rj,

(2)

где

dl

секундное

изменение момента количества

движе­

dt

ния жидкости;

9



Cui,

r l t

cU2 — окружные составляющие абсолютной скорости соответственно на входе в рабочее колесо и на вы­ ходе из него;

г2 — радиусы соответственно входа и выхода для сред­ ней линии тока в рабочем колесе.

Рис. 5. Треугольники скоростей на рабочих колесах:

а — насос; б — турбина; в — реактор

Момент внешних сил на насосе Мн определяется силовым воз­ действием стенок каналов и лопаток, приводимых во вращение от двигателя, на поток жидкости:

Л 1 Н = Qp ( W H S — ситгт)-

( 3 )

10

Момент количества движения на насосе по мере перемещения потока от входа к выходу увеличивается, а крутящий момент является величиной положительной. Момент количества движения жидкости на турбине при этом уменьшается, а крутящий момент является величиной отрицательной:

Мт = Qp (cu T 2 rT 2

— c m r T 1 ) .

(4)

Крутящий момент, возникающий на реакторе:

 

Мр = Qp ( с ы Р 2 г р 2

сиР1гР1).

(5)

Этот момент передается на корпус, с которым жестко связан реактор, и может быть положительным или отрицательным.

п, мн п2 мт п, мн

Рис. 6. Схема движения жидкости в гидроди­ намических передачах:

а — в гидротрансформаторах; б — в гидромуфте

Из уравнений (3), (4) и (5) следует, что, если внешний момент равен нулю, то в общем случае r2cU2 = Г\Си\ — гси = const, т. е. при отсутствии передачи энергии и при отсутствии трения дви­ жение жидкости описывается законом: rcu = const. По этому за­ кону происходит движение жидкости в межколесных зазорах гидротрансформаторов и гидромуфт.

Движение жидкости в гидротрансформаторе и в гидромуфте происходит по контуру, обозначенному на рис. 6, а и б стрелками. Согласно приведенному выше закону можно записать (см. рис. 6, о):

СиН1ГHl СиР2ГP2Î

сиТ1ГТ1

cumr

H2i CupirPI С иТ2Г T2

(6)

и (см. рис. 6, б)

 

 

 

 

СиН1ГHl =

C uT2r Т2- >

CullrTl

~ Си№ГH2-

(7)

С учетом уравнений (6) получим выражения моментов на ра­ бочих колесах гидротрансформатора (см. рис. 6, а):

Мн — Qp (с и Н 2 гН 2 сиргг Р 2 ) ; Мт

— Qp (cu T 2 rТ 2 cumr

Н 2

) ;

— QP ( С « Р 2 Г Р 2

с нТ2г тг)-

 

(8)

 

 

Складывая левые и правые части уравнений (8), получим

Мн - f Мр - f М т = 0.

 

(9)

 

 

 

и


Для гидромуфты с учетом уравнений (7) имеем

 

MH = Qp{cumrH2

cul2rT2)\

Mr = Qp (cuT2rT2 cuH2rm).

(10)

Складывая уравнения (10), получим

 

 

Мн4-Мг

= 0.

(11)

Уравнения (9) и (11) называются уравнениями баланса момен­ тов в гидродинамических передачах.

Уравнения напоров. Обозначим Ht — теоретический напор рабочего колеса. Тогда с учетом вышеизложенного имеем

Используя выражения (8) и учитывая,

 

что

и = юг, имеем:

для

насоса гидротрансформатора

 

 

*

 

 

 

 

П,Н

=

" J - (С«Н2Г Ш

СиР2Грг)

=

 

 

 

 

 

 

C ü H 2 U H 2

C u P 2 U H l

 

)'•>

 

(13)

для

турбины

 

 

 

 

 

 

Н

1

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нп

—jT

( С «Т2 Г Т2

С иН2 Г Нг) —

 

 

 

 

=

-J

^«Т2«тг —

с и Ш и Т 1

 

 

 

(14)

Аналогично для насоса гидромуфты с учетом

выражений

(10)

 

H m =

- j 1

cUH2"H2

cuT2um

т ^ - 1 ' -

(1 5)

для турбины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н

а

=

~

{с„т2мТ2

C U H 2 " T I

 

-р-

1 •

( 1 6 )

 

§ 4. УЧЕТ

ВЛИЯНИЯ

КОНЕЧНОГО ЧИСЛА

ЛОПАТОК

 

 

И СТЕСНЕНИЯ

ПОТОКА ЛОПАТКАМИ

 

Принятые ранее допущения о бесконечно большом числе лопа­ ток предполагают, что течение жидкости характеризуется равно­ мерной эпюрой относительных скоростей w в межлопаточных кана­ лах. Однако в реальных условиях происходит нарушение подоб­ ного характера течения. Это связано, в частности, с возникнове­ нием во вращающихся колесах, кроме основного течения, так называемого относительного вихря [13].

Рассмотрим движение идеальной жидкости, заполняющей круг­ лый закрытый сосуд, который движется по круговой траектории

12


относительно точки 0 с угловой скоростью со (рис. 7). Каждая частица жидкости с координатами х'у' перемещается так, что оси остаются все время параллельными самим себе. Сосуд же совер­ шает поворот относительно оси.

Сопоставляя при повороте сосуда положение

координат

х'у'

и точки Л (Au Ац, Am, А) на стенках сосуда,

видим, что

жид­

кость получает относительно сосуда вращательное движение, на­ правленное в сторону, противоположную его переносному дви­

жению. Аналогичное

враща­

 

 

тельное

 

движение

будем

 

 

иметь

в

каналах

между

ло­

 

 

патками

 

рабочего

колеса.

 

 

На рис. 8, а показано от­

 

 

носительное вихревое

дви­

 

 

жение

 

в

закрытом

канале

 

 

вращающегося

рабочего

ко­

 

 

леса. При

наложении отно­

 

 

сительного

вихря

на

основ­

 

 

ной

(транзитный)

поток

 

 

с равномерной

эпюрой

ско­

 

 

ростей w (рис. 8, б) в цент­

 

 

робежном

насосе

увеличи­

 

 

ваются

 

относительные

ско­

 

 

рости

на

тыльной

стороне

 

 

лопатки

и

уменьшаются

на

Рис. 7. Возникновение

относительного

ее лицевой стороне (рис. 8, е).

вихря при вращении замкнутого ци­

Одновременно

 

происходит

 

линдра, заполненного

жидкостью

отклонение

потока

на

вы­

 

 

ходе в сторону, противоположную направлению вращения ко­ леса, и на входе — по направлению вращения.

В центростремительной турбине (рис. 8, г) наложение относи­ тельного вихря на транзитный поток приводит к увеличению ско­ рости w на тыльной стороне лопатки и уменьшению ее на лицевой стороне. Одновременно поток отклоняется по направлению вра­ щения на выходе и против направления вращения на входе в колесо.

Особенности течения жидкости в каналах центробежной тур­ бины можно видеть из рис. 8, д. Характер течения при наложении относительного вихря на транзитный поток соответствует харак­ теру течения в насосе. Однако в данном случае лицевой является вогнутая сторона лопатки, поэтому в турбинах отклонение потока всегда происходит по направлению вращения колеса [1, 10, 15]. Помимо относительного вихря, необходимо учесть также силовое взаимодействие между потоком и лопатками рабочего колеса. Силовое взаимодействие возникает вследствие циркуляции ско­ рости вокруг отдельных лопаток, которая направлена из области повышенного давления (от лицевой стороны лопатки) в область пониженного давления.

13