Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На рис. 8, б, г, д показано направление циркуляции вокруг лопатки в колесах центробежного насоса, а также центростреми­ тельной и центробежной турбин. Для первых двух колес направ­ ление действия относительного вихря совпадает с направлением циркуляции, что способствует увеличению перепада давлений на лицевой и тыльной сторонах лопатки и увеличивает отклонение потока.

Рис. 8. Распределение скоростей в межлопаточных каналах и отклонение по­

тока на выходе из колеса:

 

а — относительный вихрь в закрытом канале; б — распределение «транзитной»

скорости

в центробежном насосе; в — суммарная эпюра скоростей и отклонение потока

в центро­

бежном насосе; г — суммарная эпюра скоростей и отклонение потока в центростремитель­ ной турбине; д — суммарная эпюра скоростей и отклонение потока в центробежной тур­ бине

В центробежной турбине направления относительного вихря и циркуляции вокруг лопатки противоположны. Как правило, преобладающее действие оказывает циркуляция, и поток на выходе из центробежного колеса отклоняется по направлению вращения.

Явления, связанные с вязкостью реальной жидкости, приводят

к дополнительным нарушениям кинематики потока идеальной

жидкости в колесе. При обтекании лопаток потоком вязкой

жид­

кости возникает пограничный слой, который интенсивно

нара­

стает в зонах с местной диффузорностью каналов, при этом

про­

исходит уменьшение кинетической энергии частиц жидкости

в по­

граничном слое. Эти частицы не способны проникнуть

в область,

в которой давление возрастает вследствие движения

основного

потока. Они затормаживаются, и это приводит к отрыву

потока

от поверхности профиля.

 

 

Наибольшее нарастание пограничного слоя и отрыв потока

возможны на тыльной стороне лопатки при отклонении

режима

работы передачи от расчетного. Интенсивное нарастание

погра­

ничного слоя и, в еще большей степени, отрыв потока

приводят

14


к изменению характера течения идеальной жидкости при беско­ нечном числе лопаток.

Если канал в целом является конфузорным, то возможность возникновения отрывных течений уменьшается. Поэтому в тур­ бинах, в которых часто каналы выполняются конфузорными, влияние вязкости жидкости на отклонение потока меньше, чем в насосах. Однако в насосах влияние относительного вихря, цир­ куляции вокруг лопасти и отрывных течений приводит к откло­ нению основного потока на выходе в одну и ту же сторону — про­

тив направления

вращения колеса.

 

 

Срг СРг«,

à W

 

 

 

ßp?

 

 

 

 

в)

߻l

, синг • си*г"u"*

ßw

Ситг>» ситг Чті

 

V

 

s)

Рис. 9. Треугольники скоростей с учетом конечного числа лопаток:

а — в реакторе; б — в насосе; в — в турбине

Внеподвижных реакторах отклонение потока определяется только наличием циркуляции вокруг лопатки и изменением по­ граничного слоя. Так как при работе изменяется знак момента на реакторе, а также знак циркуляции жидкости вокруг лопатки, то отклонение потока на выходе может происходить в любую сторону.

Вгидромашинах отклонение потока учитывают на выходе из рабочих колес коэффициентом [13]

(17)

U200

где cU2, Cul,*, — проекции абсолютной скорости на окружную соответственно при конечном и бесконечном числе лопаток (см. рис. 9, а, б, в). При расчете турбин, для которых скорость си2 может быть равна нулю, целесообразно учитывать отклонение потока по формуле

1

7ЛІ '

где Wu2, Wu2a> — проекции

относительной скорости на окруж­

ную соответственно при конечном и бесконеч­

ном числе

лопаток.

Наличие отклонения потока в колесах от направления лопатки приводит к несовпадению значений напоров Ніоо и моментов Mtœ, рассчитанных при бесконечном числе лопаток, с опытными зна­ чениями Ht и М(.

В гидромуфтах и гидротрансформаторах конечное число ло­ паток оказывает влияние как на параметры выхода (за счет данной

15


лопастной

системы), так и на параметры

входа (за счет выхода

из

предыдущего колеса).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В теории гидродинамических передач нет универсальной фор­

мулы для определения

коэффициента

[і, так как его величина за­

висит

от

многих факторов (быстроходности

рабочих

колес, их

Р*\

 

 

 

 

 

 

 

расположения,

режима ра-

I

I

1 I I I Ml 11 и I

I L i I

i l l

боты

И

Т. Д.).

В

связи

 

 

 

 

 

 

 

 

с

этим

часто

пользуются

 

 

 

 

 

 

 

 

методикой

расчета

коэф­

 

 

 

 

 

 

 

 

фициента

[і для

центро­

 

 

 

 

 

 

 

 

бежных

насосов

и

ком­

 

 

 

 

 

 

 

 

прессоров.

Так,

исполь­

 

 

 

 

 

гО 30 4050

 

зуют

график

(рис.

10),

 

 

 

 

 

sinp

который

 

составлен

для

 

Рис.

10. График

Кухарского

 

центробежных

 

насосов

 

 

с

радиальным

входом

и

при скорости сит =

 

 

 

0

[13]. Для

определения

поправки

на

отклонение

в

насосах

гидропередач

рекомендуется

 

формула

К. Пфлейдерера

[20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* =

Т*7'

 

 

 

 

 

 

( 1 8 )

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SZ

 

 

 

 

 

 

 

(19)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

z — число

лопаток;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г% — радиус выхода

из рабочего

колеса;

 

 

 

 

 

 

 

 

s — статический

момент линии

тока:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

' 2

 

 

 

 

 

 

 

(20)

 

 

 

 

 

 

=

J Г aim,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

длина

линии тока в меридиональном сечении;

 

 

 

 

 

опытный коэффициент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поданным, приведенным в работе [13],

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ф = (0,55 + 0,65) + 0,6 sin ß 2 .

 

 

 

 

 

(21)

Опыт подтверждает пригодность этой формулы для расчетов насосов с коэффициентами быстроходности ns 70+150 и с ло­ патками, загнутыми назад. Для более быстроходных колес вели­ чина поправки увеличивается. Стоящий впереди выражения (21) числовой коэффициент зависит от шероховатости поверхности проточной части колеса. Для тщательно обработанных колес можно принимать нижний предел этих значений.

Академик Г. Ф. Проскура рекомендует для насосов

it

s i n ß 2

+ (-Jj-)2

sinßi

(22)

2

 

 

 

 

IS


По методу Л. Стодолы, изложенному в работе" [10], для учета влияния конечного числа лопастей рекомендуются следующие зависимости:

или после соответствующих

преобразований

 

 

си2 =

kju2 — ст2 ctg ß2 ,

(23)

где kz = 1

— sin ß 2 для центробежных насосов, а для

центро­

стремительных

турбин

 

 

г2 •

Для любого колеса гидродинамической передачи может быть также рекомендована формула Е. Шпанхаке

sin ß2 =

2 C m l

= = ,

(24)

где

T = 0,6ч-0,8 опытный

коэффициент;

 

 

 

 

Sin

'

 

(26)

 

 

 

 

ß2 — угол потока на выходе из колеса.

 

 

Из формулы (24) с учетом выражений (25) и (26) получим

 

Sin ß2

 

ят(с Ц 2 / - 2 — Сщ/і)

sin2 ß 2

 

1

±

 

2

 

 

 

 

2

f

 

 

 

 

 

1

 

 

Для насоса иШгт

— си Н іГні) >

0,

поэтому ß2' < ß2 ;

для

Турбин (Cü T 2/T2 C„T1/-Tl)

<

0 И ß2 >

ß2 .

 

 

Таким образом, для учета отклонения в гидропередачах ре­

комендуются формулы (18),

(21), (22) для насосов, а формулы

(24),

(27)для турбин и реакторов.

Внекоторых случаях учитывают поправку на отклонение по­

тока Aß 2 : для центростремительной турбины

A ß T 2 =

1ч-7° [14];

для

центробежной

турбины A ß T 2

= 1ч-2,5° [7], а для

реакторов

при переменной толщине лопаток

A ß P 2 = 1ч-3° [15]. Результаты

При

Знак плюс в знаменателе ставят при острых углах, минус — при тупых.

углах

90°

формулы (24) и (27) не

имеют смысла,

Гоо.

публичная

 

 

Л Л О

1

/п Л \

.

^тяш^Лттштт

шѣті і «-i •

•••«им

 

2 с. п.

Стерин

 

 

каучцо-гоиничу. нал

 

 

 

 

 

 

блЬлио-ек«

СССР

ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА


получены экспериментально при замере скоростей на выходе из рабочих колес при помощи зондов (см. далее гл. V, § 42).

Учет стеснения потока лопатками. При выводе предыдущих выражений было сделано допущение, что лопатки бесконечно тонкие. Толщина лопаток в реальных колесах выбирается из кон­ структивных и технологических соображений и колеблется в пре­ делах 0,7—6 мм. Поэтому при расчетах необходимо учитывать изменение площади проходного сечения на входе и выходе для каждого колеса, а следовательно, и изменение скоростей.

Рис. 11. Учет влияния стеснения потока лопатками:

а — основные геометрические параметры; б — треугольники скоростей

Меридиональная составляющая абсолютной скорости с учетом

стеснения

потока лопатками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с то

 

(28)

 

 

 

 

 

F

'

 

 

 

 

 

 

где с т — меридиональная

составляющая

абсолютной скорости

 

без учета стеснения

потока

лопатками:

 

 

 

ьт0

 

2nrb '

 

 

 

коэффициент стеснения,

 

 

 

 

 

_ .

6

 

 

 

 

х

~

1

t sin ß

'

 

ь

толщина

лопаток;

 

 

 

 

t

шаг лопаток ( t =

 

) ;

 

 

ь-

ширина

колеса

в

меридиональном сечении.

С изменением скорости ст

изменяются

также треугольники

скоростей

(рис. 11, а, б).

 

 

 

 

 

18