Файл: Стесин С.П. Гидродинамические передачи учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа, составленная в МАДИ, позволяет при изменении углов ß всех колес в широких диапазонах выбрать при помощи ЭЦВМ «Минск-22» углы ß, обеспечивающие требуемые значения максимального к. п. д. и энергоемкости Я М 1 . Ниже приведена блок-схема расчета характеристик на ЭЦВМ «Минск-22» при из­ менении углов ß на входе в рабочие колеса и выходе из них (рис. 92). Применение ЭЦВМ позволяет сократить время, необ­ ходимое для расчетов, провести сравнение и анализ большого числа вариантов параметров лопастной системы.

Программа для ЭЦВМ «Минск-1», составленная во ВНИИМетмаше, позволяет решить прямую задачу, т. е. задачу рас­ чета лопастной системы вновь проектируемого гидротрансфор­ матора [5].

Краткий обзор существующих методик расчета. Существую­ щие методы расчета гидротрансформаторов отличаются в основ­ ном методикой определения гидравлических потерь в рабочей полости. Гидравлические потери, возникающие в каналах рабо­

чих колес, определяются

двумя принципиально

отличающимися

методами:

 

 

 

 

методом использования расчетных формул и зависимостей,

полученных при

расчете

трубопроводов [1, 10,

21];

методом теории решеток, основанным на использовании резуль­

татов

продувки

плоских

пакетов

профилей [1,

5, 13].

В

изложенном выше

расчете

гидротрансформатора гидравли­

ческие потери определены по первому методу, который в настоя­ щее время является наиболее распространенным. При использо­ вании этого метода возникают следующие трудности. Гидравли­ ческие потери могут быть определены как сумма потерь от мест­ ных сопротивлений и потерь по длине канала (см. гл. I , § 5), причем коэффициенты местных сопротивлений и коэффициент Я

определяются так же, как -для трубопроводов.

Однако слож­

ность процессов,

происходящих

в

рабочей

полости гидротран­

сформатора, кривизна каналов

отличие

от

трубопроводов),

незначительные

расстояния

между

отдельными

сопротивления­

ми — все

это

вызывает неточность

расчетов

по формулам

для

трубопроводов.

 

С

другой

стороны,

все

потери,

возникающие

в колесах, могут быть вычислены

при

помощи

объединенного

коэффициента сопротивления данного колеса

к (см. гл. I I I , §

24).

Коэффициент

сопротивления к

определяется

по

формуле,

при­

веденной

на с.

146,

причем

значения Я должны

быть определены

опытным путем. Вычисленный таким образом коэффициент к может быть использован только для расчета гидротрансформато­ ров тех типов, на основании испытания которых он дается. Ре­ комендации для вычисления коэффициента Я, приведенные в § 5, являются наиболее общими и могут быть использованы для пред­ варительных расчетов. В обоих случаях потери, зависящие от угла атаки, определяются отдельно, причем значения фУ д , полу­ ченные опытным путем, также могут быть использованы только

149



tf, а,

Перевод в 2 с/с

fwj =

ajbj

Печать начальных данных по кл. 1

Перевод углов в рад

lj по средней струйке

Печать начальных углов

1

vT

sin ß„

ctgß„

 

 

'ср

=

 

 

 

 

F = 2jlRbx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г ср

шср

 

 

 

Печать по ключу 2

 

 

 

 

 

 

 

блоков 5, 6, 7, 8

Печать по ключу 2

 

 

блоков 16, 17, 18, 19

 

СП определения ß^- по средней

10

 

 

 

 

 

 

струйке

Печать по ключу 4

15

 

блоков

10,

11,

12,

13,

14,

s i n ßy; ctg ßy

 

c ( g

 

KIFmn

 

 

 

 

 

 

 

12

13

14

15

16

18

19

20

21

22

Рис. 92. Блок-схема расчета характеристик гидротрансформатора на ЭЦВМ «Минск-22»

150

СП — специаль


23

1

25

26

27

28

29

30

I I

i -I- Ai = i

Печать по ключу 2 блоков 22—30

Засылка і ' н а ч і

со; — ; (б2 ad) (be — а) 2 ат)

Определение Q при С

Н Ж ; Я / Т ; ^ Г ' M H ; МТ

M диск.трения

1

\

Печать блоков 34—37

Передача управления на блок 34

31

32

33

34

35

36

37

38

39 I

$п ^ $п конечное

 

 

I

1

Передача управления

40

на 4-й блок

 

 

P n +

Aß = ß „

 

Стоп

— индекс колеса (Я, Т, Р); j — индекс промежуточного сечения на лопатке;

я программа]

j5l

для определенных типов гидротрансформаторов. Наиболее часто рекомендуется принимать фУд = 1 с достаточной точностью для всех гидротрансформаторов [15]. Второй метод—метод теории решеток предусматривает следующие виды гидравлических по­ терь: профильные и концевые. Остановимся более подробно на этом методе расчета потерь.

Профильные потери. При обтекании профиля потоком вязкой жидкости на поверхности профиля возникает пограничный слой, в котором скорость потока изменяется от 0 до да. В пограничном слое происходит трение слоев жидкости. Возникающие при этом потери и составляют большую часть профильных потерь. Если число Рейнольдса потока возрастает, то толщина пограничного слоя уменьшается, и шероховатость начинает влиять на потери трения.

Толщина выходной кромки оказывает существенное влияние на величину потерь, поэтому потери, связанные с конечной толщи­ ной выходной кромки, называют кромочными.

Если межлопаточный канал диффузорный, то может произойти отрыв потока от стенок с образованием вихревой зоны. Это вызо­ вет потери при отрывном обтекании.

Коэффициент

профильных

потерь

При отрывном

обтекании

 

 

 

^проф

^тр "f" ^отр-

Существенно

на

величину

£ о т р влияет величина падения дав­

ления вследствие диффузорности и место расположения точки

минимального давления ртп.

Чем больше величина

падения

дав­

ления и чем ближе к концу

профиля расположена

точка

ртіа,

тем коэффициент £ о т р

больше. Профильные

потери зависят от

относительной толщины выходной кромки Ô =

где х — хорда

профиля.

Коэффициент

| п р о ф

определяется

при

продувке

пря­

мых или

кольцевых решеток

в аэродинамических

трубах,

как

отношение потерь полного давления в среднем сечении к скоростному напору ~2—'-

SПР°Ф w2/2g '

Концевые потери связаны с кривизной межлопаточных кана­ лов и неравномерностью распределения давления поперек канала, что вызывает дополнительное вихревое движение в пограничных слоях от вогнутой поверхности по плоским стенкам к выпуклой поверхности. Величина концевых потерь зависит от относитель­ ной высоты лопатки, угла поворота потока в решетке, конфузорности канала, шага, угла выхода и числа Re.

152


Коэффициент І к о т определяется при продувке плоских реше­ ток как разность между коэффициентами суммарных и профиль­ ных потерь.

Однако эти данные требуют поправок в случае их использо­ вания для расчета гидротрансформаторов, так как:

имеются данные только для прямых и круговых решеток про­ филей, а в гидротрансформаторах, как правило, лопатки двоя­

кой

кривизны;

 

данные, приведенные в литературе о коэффициентах

| с У м ,

Іп р о ф,

соответствуют безударному натеканию потока. При

угле

атаки изменяется их величина, а значения углов атаки при рас­

чете, как правило, неизвестны;

і

имеющиеся характеристики

получены для определенной сте­

пени турбулентности 0 = 0,005-^0,15). Под степенью турбулент­ ности подразумевается отношение средней квадратичной пульсационной скорости àw к средней скорости течения w. При изме­ нении степени турбулентности величина потерь изменяется, что учитывается соответствующими поправками. Но эксперименталь­ ные данные о турбулентности потока в гидротрансформаторах отсутствуют, и поправки не могут быть учтены.

Характеристики решеток, приведенные """в литературе, полу­ чены" для сжимаемых жидкостей (газов). Переход к практически несжимаемым жидкостям (воде, маслу) связан с введением по­ правки на число Маха, равное отношению относительной ско­ рости потока на профиле к скорости звука. Установлено различ­ ными авторами, что коэффициенты потерь не зависят от числа Маха M при M «s 0,3-ь0,4, и поэтому для гидротрансформаторов поправку вводить не требуется.

Метод теории решеток, таким образом, применительно к ги­ дротрансформаторам имеет ряд неточностей и не нашел пока ши­ рокого применения вследствие громоздкости и сложности рас­ четов.

§ 31. РАСЧЕТ ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ И ДАВЛЕНИЙ

ВГИДРОТРАНСФОРМАТОРЕ

Расчет и проектирование гидротрансформаторов ведется в на­

стоящее время по средней линии тока с применением одномерной

струйной теории Эйлера. Основное допущение этой теории, что

движение потока по любой струйке лопастного колеса аналогично

движению по средней струйке, является

приближенным. В связи

с этим ставится задача теоретического

определения поля скоро­

стей в гидротрансформаторе.

Поставленная задача может быть решена с учетом следующих допущений [25]:

число лопаток во всех рабочих колесах гидротрансформатора бесконечно большое (это позволяет пренебречь неравномерностью поля скоростей вдоль любой окружности с центром на оси и в пло-

153