ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 279
Скачиваний: 1
Программа, составленная в МАДИ, позволяет при изменении углов ß всех колес в широких диапазонах выбрать при помощи ЭЦВМ «Минск-22» углы ß, обеспечивающие требуемые значения максимального к. п. д. и энергоемкости Я М 1 . Ниже приведена блок-схема расчета характеристик на ЭЦВМ «Минск-22» при из менении углов ß на входе в рабочие колеса и выходе из них (рис. 92). Применение ЭЦВМ позволяет сократить время, необ ходимое для расчетов, провести сравнение и анализ большого числа вариантов параметров лопастной системы.
Программа для ЭЦВМ «Минск-1», составленная во ВНИИМетмаше, позволяет решить прямую задачу, т. е. задачу рас чета лопастной системы вновь проектируемого гидротрансфор матора [5].
Краткий обзор существующих методик расчета. Существую щие методы расчета гидротрансформаторов отличаются в основ ном методикой определения гидравлических потерь в рабочей полости. Гидравлические потери, возникающие в каналах рабо
чих колес, определяются |
двумя принципиально |
отличающимися |
|||
методами: |
|
|
|
|
|
методом использования расчетных формул и зависимостей, |
|||||
полученных при |
расчете |
трубопроводов [1, 10, |
21]; |
||
методом теории решеток, основанным на использовании резуль |
|||||
татов |
продувки |
плоских |
пакетов |
профилей [1, |
5, 13]. |
В |
изложенном выше |
расчете |
гидротрансформатора гидравли |
ческие потери определены по первому методу, который в настоя щее время является наиболее распространенным. При использо вании этого метода возникают следующие трудности. Гидравли ческие потери могут быть определены как сумма потерь от мест ных сопротивлений и потерь по длине канала (см. гл. I , § 5), причем коэффициенты местных сопротивлений и коэффициент Я
определяются так же, как -для трубопроводов. |
Однако слож |
|||||||||||
ность процессов, |
происходящих |
в |
рабочей |
полости гидротран |
||||||||
сформатора, кривизна каналов |
(в |
отличие |
от |
трубопроводов), |
||||||||
незначительные |
расстояния |
между |
отдельными |
сопротивления |
||||||||
ми — все |
это |
вызывает неточность |
расчетов |
по формулам |
для |
|||||||
трубопроводов. |
|
С |
другой |
стороны, |
все |
потери, |
возникающие |
|||||
в колесах, могут быть вычислены |
при |
помощи |
объединенного |
|||||||||
коэффициента сопротивления данного колеса |
к (см. гл. I I I , § |
24). |
||||||||||
Коэффициент |
сопротивления к |
определяется |
по |
формуле, |
при |
|||||||
веденной |
на с. |
146, |
причем |
значения Я должны |
быть определены |
опытным путем. Вычисленный таким образом коэффициент к может быть использован только для расчета гидротрансформато ров тех типов, на основании испытания которых он дается. Ре комендации для вычисления коэффициента Я, приведенные в § 5, являются наиболее общими и могут быть использованы для пред варительных расчетов. В обоих случаях потери, зависящие от угла атаки, определяются отдельно, причем значения фУ д , полу ченные опытным путем, также могут быть использованы только
149
tf, а,
Перевод в 2 с/с
fwj = |
ajbj |
Печать начальных данных по кл. 1
Перевод углов в рад
lj по средней струйке
Печать начальных углов
1
vT
sin ß„
ctgß„
|
|
'ср |
= |
|
|
|
|
F = 2jlRbx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г ср |
шср |
|
|
|
|
Печать по ключу 2 |
|
|
|
|
|
|
|
блоков 5, 6, 7, 8 |
Печать по ключу 2 |
|
|||||
|
блоков 16, 17, 18, 19 |
|
|||||
СП определения ß^- по средней |
10 |
|
|
|
|
|
|
струйке |
Печать по ключу 4 |
15 |
|||||
|
блоков |
10, |
11, |
12, |
13, |
14, |
|
s i n ßy; ctg ßy |
|
c ( g |
|
KIFmn |
|
|
|
|
|
|
|
|
12
13
14
15
16
18
19
20
21
22
Рис. 92. Блок-схема расчета характеристик гидротрансформатора на ЭЦВМ «Минск-22»
150 |
СП — специаль |
23
1
25
26
27
28
29
30
I I
i -I- Ai = i
Печать по ключу 2 блоков 22—30
Засылка і ' н а ч і
со; — ; (б2 — ad) (be — а) (с2 — ат)
Определение Q при С
Н Ж ; Я / Т ; ^ Г ' M H ; МТ
M диск.трения
1
\
Печать блоков 34—37
Передача управления на блок 34
31
32
33
34
35
36
37
38
39 I
$п ^ $п конечное |
|
|
|
I |
1 |
Передача управления |
40 |
на 4-й блок |
|
||
|
P n + |
Aß = ß „ |
|
Стоп
— индекс колеса (Я, Т, Р); j — индекс промежуточного сечения на лопатке;
я программа] |
j5l |
для определенных типов гидротрансформаторов. Наиболее часто рекомендуется принимать фУд = 1 с достаточной точностью для всех гидротрансформаторов [15]. Второй метод—метод теории решеток предусматривает следующие виды гидравлических по терь: профильные и концевые. Остановимся более подробно на этом методе расчета потерь.
Профильные потери. При обтекании профиля потоком вязкой жидкости на поверхности профиля возникает пограничный слой, в котором скорость потока изменяется от 0 до да. В пограничном слое происходит трение слоев жидкости. Возникающие при этом потери и составляют большую часть профильных потерь. Если число Рейнольдса потока возрастает, то толщина пограничного слоя уменьшается, и шероховатость начинает влиять на потери трения.
Толщина выходной кромки оказывает существенное влияние на величину потерь, поэтому потери, связанные с конечной толщи ной выходной кромки, называют кромочными.
Если межлопаточный канал диффузорный, то может произойти отрыв потока от стенок с образованием вихревой зоны. Это вызо вет потери при отрывном обтекании.
Коэффициент |
профильных |
потерь |
|
При отрывном |
обтекании |
|
|
|
|
^проф |
^тр "f" ^отр- |
Существенно |
на |
величину |
£ о т р влияет величина падения дав |
ления вследствие диффузорности и место расположения точки
минимального давления ртп. |
Чем больше величина |
падения |
дав |
||||
ления и чем ближе к концу |
профиля расположена |
точка |
ртіа, |
||||
тем коэффициент £ о т р |
больше. Профильные |
потери зависят от |
|||||
относительной толщины выходной кромки Ô = |
где х — хорда |
||||||
профиля. |
Коэффициент |
| п р о ф |
определяется |
при |
продувке |
пря |
|
мых или |
кольцевых решеток |
в аэродинамических |
трубах, |
как |
отношение потерь полного давления в среднем сечении к скоростному напору ~2—'-
SПР°Ф w2/2g '
Концевые потери связаны с кривизной межлопаточных кана лов и неравномерностью распределения давления поперек канала, что вызывает дополнительное вихревое движение в пограничных слоях от вогнутой поверхности по плоским стенкам к выпуклой поверхности. Величина концевых потерь зависит от относитель ной высоты лопатки, угла поворота потока в решетке, конфузорности канала, шага, угла выхода и числа Re.
152
Коэффициент І к о т определяется при продувке плоских реше ток как разность между коэффициентами суммарных и профиль ных потерь.
Однако эти данные требуют поправок в случае их использо вания для расчета гидротрансформаторов, так как:
имеются данные только для прямых и круговых решеток про филей, а в гидротрансформаторах, как правило, лопатки двоя
кой |
кривизны; |
|
данные, приведенные в литературе о коэффициентах |
| с У м , |
|
Іп р о ф, |
соответствуют безударному натеканию потока. При |
угле |
атаки изменяется их величина, а значения углов атаки при рас
чете, как правило, неизвестны; |
і |
имеющиеся характеристики |
получены для определенной сте |
пени турбулентности (Е0 = 0,005-^0,15). Под степенью турбулент ности подразумевается отношение средней квадратичной пульсационной скорости àw к средней скорости течения w. При изме нении степени турбулентности величина потерь изменяется, что учитывается соответствующими поправками. Но эксперименталь ные данные о турбулентности потока в гидротрансформаторах отсутствуют, и поправки не могут быть учтены.
Характеристики решеток, приведенные """в литературе, полу чены" для сжимаемых жидкостей (газов). Переход к практически несжимаемым жидкостям (воде, маслу) связан с введением по правки на число Маха, равное отношению относительной ско рости потока на профиле к скорости звука. Установлено различ ными авторами, что коэффициенты потерь не зависят от числа Маха M при M «s 0,3-ь0,4, и поэтому для гидротрансформаторов поправку вводить не требуется.
Метод теории решеток, таким образом, применительно к ги дротрансформаторам имеет ряд неточностей и не нашел пока ши рокого применения вследствие громоздкости и сложности рас четов.
§ 31. РАСЧЕТ ПОЛЯ СКОРОСТЕЙ И ДАВЛЕНИЙ
ВГИДРОТРАНСФОРМАТОРЕ
Расчет и проектирование гидротрансформаторов ведется в на |
|
стоящее время по средней линии тока с применением одномерной |
|
струйной теории Эйлера. Основное допущение этой теории, что |
|
движение потока по любой струйке лопастного колеса аналогично |
|
движению по средней струйке, является |
приближенным. В связи |
с этим ставится задача теоретического |
определения поля скоро |
стей в гидротрансформаторе.
Поставленная задача может быть решена с учетом следующих допущений [25]:
число лопаток во всех рабочих колесах гидротрансформатора бесконечно большое (это позволяет пренебречь неравномерностью поля скоростей вдоль любой окружности с центром на оси и в пло-
153