Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

a' — сторона используемого квадрата матового стекла, вписанного в установлен­ ный перед ним круглый растр;

б — ширина окантовки круглого растра. У растров фирмы «Климш» 6 = 2 ,5 см. В современных двухкомнатных репродукционных фотоаппаратах растровое уст­ ройство сделано так, что края круглого растра почти достигают диагонали макси­ мального для данного фотоаппарата размера негатива. Эти данные для двухкомнат­

ных репродукционных фотоаппаратов «Климш» приведены в табл. 5.

Чтобы обеспечить возможность получения на обычных кассетных репродукцион­ ных фотоаппаратах максимальный размер цветоделенных негативов, выпускают комплекты прямоугольных растров с требуемыми для цветной репродукции углами

Таблица

5

 

 

 

 

 

 

Диаметр

 

 

 

 

 

 

 

круглого

растра,

50

60

80

100

120

130

см

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный

 

 

 

 

 

 

формат негатива,

30X40

36X48

50X60

60X80

70X98

80ХЮ 2

см

 

 

 

 

 

 

 

направления линий растра. Для трехкрасочной репродукции в комплект входят два растра. Первый с направлением линий под углом 45° (рис. 6, а), второй — под углом 15° (рис. 6, б). Повернув второй растр другой стороной, получают третий угол

направления линий,

который составляет 75° (рис. 6, в). Для

четырехкрасочной ре­

продукции

комплект

дополняется третьим растром с углом направления ли­

ний 90°.

 

 

 

В 60-х

гг. появились пурпурные проекционные растры

«Алтон-Градар», выпу­

щенные фирмой Климш*. По строению растровых линий этот растр подобен обычным проекционным растрам, но линии растра имеют пурпурный цвет, причем в одном направлении они имеют более насыщенный цвет по

сравнению с перпендикулярно

направленными линия­

ми.

Последние имеют большую

прозрачность. Растр

«Градар»

при экспонировании находится так же, как

и обычный растр на определенном

расстоянии от фото­

слоя.

 

 

 

 

 

Действие растра

«Градар»

в тенях оригинала такое

же,

как

и обычного

проекционного с непрозрачными

линиями, но по мере перехода

от

теней к средним и

далее к

светлым тонам оригинала вследствие опреде­

ленного

засвечивания фотослоя под более прозрачными

линиями растра, точки на негативе вытягиваются в пер­ пендикулярном направлении к более прозрачным ли­ ниям. По мере перехода к светлым местам оригинала растровые точки все более соединяются вследствие все большего засвечивания фотослоя и под менее прозрач­ ными линиями растра. Поэтому растр «Градар» дает более контрастную передачу в светах, чем обычный растр. Иначе говоря, растр «Градар» обладает эффектом «высоких светов», в связи с чем при пользовании им от­ падает необходимость производить дополнительное экспонирование без растра. В отличие от такого экспо­ нирования в съемке с растром «Градар» эффект увели­ чения контраста в светах не сопровождается вуалиро­ ванием этих мест, так как в центре перекрещивания пурпурных линий остаются минимальные прозрачные растровые элементы.

* Kjimsch Altton-Gradar-Raster, KHmsch Information, N 80122.

45


Элементы контакного растра

Эти свойства растра «Градар» определяют его назначение для получения контрастных ра­ стровых негативов для бескорректурного трав­

ления клише и для

изготовления офсетных пе­

чатных форм.

 

 

К о н т а к т н ы е

р а с т р ы , в отличие

ог проекционных, применяют

в контакте с фо­

тографическим слоем,

откуда

и происходит их

название. Хотя принцип действия этих растров был известен давно еще при первых попытках получить растровое изображение, практическое применение их началось только в 40-х гг. наше­ го столетия. Впервые глубокой разработкой те­ ории и практики контактных растров занялся

С.П. Миклашевский *. В настоящее время

контактные растры имеют широкое распространение.

Контактные растры отличаются от проекционных строением растровых элементов. Растровые элементы контактного растра расположены рядом друг с другом, и опти­ ческая плотность их уменьшается от центра к краям. Имеются два вида контактных растров, так называемые с е р ы е к о н т а к т н ы е р а с т р ы , у которых пере­ менная оптическая плотность растровых элементов образована, как и у обычного

фотографического

изображения, за

счет проявленного металлического серебра, и

п у р п у р н ы е

к о н т а к т н ы е

р а с т р ы , называемые за границей Magen­

ta — растры, у которых растровые элементы образованы за счет пурпурного краси­ теля, получаемого на фотопленке в результате цветного проявления.

Число растровых элементов на линейном сантиметре контактного растра по аналогии с проекционными растрами называют линиатурой контактного растра. Кон­ тактные растры изготовляют тех же линиатур, что и проекционные. Выбор линиатур контактного растра также зависит от назначения и условий выпуска полиграфической продукции.

Градационные свойства контактного растра зависят от интервала оптических плотностей элемента растра и распределения плотностей на площади элемента раст­ ра. Интервал оптических плотностей серого контактного растра является для него постоянной величиной, в то время как у пурпурного растра он изменяется в зависи­ мости от спектрального состава света, применяемого при его использовании.

Интервал оптических плотностей серого контактного растра выбирается в за­ висимости от интервала плотностей тонового изображения, с которого при помощи контактного растра получают растровый негатив или диапозитив, и от того, какого контраста нужно получить растровое изображение. Поэтому для того, чтобы полу­ чить требуемую градационную передачу на растровом негативе, нужно иметь такой набор серых контактных растров с разным интервалом плотностей, который обеспе­ чит получение растровой фотоформы с требуемой градационной передачей при реп­ родуцировании разных оригиналов.

Изменение интервала плотностей пурпурного контактного растра производится путем изменения спектрального состава света с помощью светофильтров. Таким обра­ зом, один пурпурный контактный растр заменяет несколько серых.

Распределение оптических плотностей на площади элемента контактного растра может характеризоваться: планом элемента контактного растра и профилем распре­

деления оптических

плотностей,

который может быть выражен либо зависимостью

£>кр (г"р), либо зависимостью

(S”®), где

— оптическая плотность изоденсы

контактного растра,

г — радиус

или диагональ

изоденсы, а 5 ”р — площадь части

элемента контактного растра, ограниченная данной изоденсой. Хотя изменение плот­ ностей на площади элемента контактного растра идет непрерывно, уменьшаясь от центра к краям, можно показать характер этого изменения замкнутыми линиями равной плотности — изоденсами, отстоящими на разное расстояние от центра эле­ мента растра и проведенными через точки, в которых находится определенная оп­ тическая плотность элемента растра. На рис. 7 показаны два элемента контактного растра с одинаковым интервалом оптических плотностей, равным 1,5. На обоих

*С. П. Миклашевский. Контактные растры, их изготовление и применение. ВНИТО полиграфии и издательств. М., 1950.

46


о

Рис. 8 Профиль плотностей контактного растра:

а — для форм высокой печати; б — для форм офсетной печати

Рис. 9

Кривая зависимости D от S на элементе контактного ра­ стра

элементах приведены изоденсы для плотностей: 0,0; 0,3; 0,6; 0,9; 1,2; 1,5. Элемент растра а имеет примерное распределение плотностей, требуемое для изготовления формы высокой печати — клише, элемент растра б — для изготовления формы оф­ сетной печати и клише при однопроцессном травлении. На рис. 8, а показан в зави­

симости D от г профиль плотностей

элемента контактного растра по

линии АБ

(рис. 7, а), а на рис. 8, б —- по линии

ВГ (рис. 7, б). Как видим, профиль

оптических

плотностей цинкографского контактного растра отличается от профиля плотностей офсетного большим размером ядра и большим градиентом нарастания плотностей, т. е. большой крутизной профиля плотностей. На рис. 9 показана половина профиля

распределения оптических плотностей в зависимости Z)“* (S”p), где S^p-относи- тельная площадь, ограниченная данной изоденсой. Кривые распределения плотно­ стей на площади элемента контактного растра в зависимости D“ (/•"*) дают наглядное

представление о характере изменения плотностей от центра к краям элемента растра, о величине ядра и просвета, а также контрастности на разных участках профиля.

Кривая распределения плотностей в зависимости D”p (S'” ) дает возможность непо­

средственно судить о кривой градационной передачи шкалы яркостей оригинала на растровом изображении.

Контактные растры применяют для непосредственного получения растрового негатива фотографированием оригинала (прямой способ репродуцирования) или путем контактного изготовления растрового диапозитива или растрового негатива в копировальной раме или контактно-копировальном станке с тонового негатива или диапозитива (косвенный способ репродуцирования). Контактные растры для изго­ товления растровых негативов (негативные растры) и контактные растры для изго­ товления растровых диапозитивов (позитивные растры) отличаются друг от друга профилем распределения оптических плотностей на площади элемента контактного растра.

Контактные растры бывают прямоугольные и круглые тех же размеров, что и проекционные. Комплекты прямоугольных растров для цветной репродукции из­ готовляют с тем же направлением расположения точек, что и аналогичные комплекты проекционных растров (см. рис. 6).

' Пурпурные контактные растры делают на фототехнических пленках с примене­ нием цветного проявления *, в результате которого металлическое серебро фотогра­ фического изображения заменя’ется пурпурным красителем, образуемым в слое из 1-фенил-З-метилпиразолона-5 и этилоксиэтил-п-фенилендиамина, вводимых в состав цветного проявителя. Актиничные лучи поглощаются пурпурным красителем пропор­ ционально его концентрации. Благодаря этому на элементе контактного растра обра­ зуется переменная оптическая плотность, уменьшающаяся от центра к краям элемен­ та растра.

Растровые негативы и диапозитивы с пурпурными контактными растрами наи­ более целесообразно изготовлять на изоортохроматических фототехнических пленках первой группы, например на ФТ-31. В этом случае для увеличения интервала плот­ ностей пурпурного контактного растра берут желтые светофильтры. Так, применяя

* К- Р. Янсон. Контактные растры. М., «Книга», 1971.

47


пурпурный контактный растр, имеющий при использовании его без светофильтра интервал плотностей, равный 1,4, можно при кратности желтых светофильтров от

1,3 до 5,5 * получить

изменение интервала

плотностей

указанного

растра от 1,5

до 2,2.

 

 

 

 

 

съемочные,

Светофильтры в фоторепродукционном процессе применяют как

так и осветительные. Из съемочных светофильтров наибольшее значение

имеют так

называемые зональные светофильтры, которые делят видимый спектр

на три зоны —

красную, зеленую и синюю. Их используют в цветной репродукции.

светофильтры.

Наиболее распространены п л е н о ч н ы е

и

с т е к л я н н ы е

В последние годы за рубежом вошли в практику новые для полиграфии и н т е р ­

ф е р е н ц и о н н ы е

с в е т о ф и л ь т р ы * * .

Они

используются

в процессе

цветоделения в качестве зональных светофильтров. Например, фирма Дурст в тече­ ние ряда лет снабжает ими свои увеличители-цветоделители. В специальной литера­ туре отмечается их многостороннее преимущество перед всеми другими светофильт­ рами. По своей спектральной характеристике интерференционные светофильтры более строги по сравнению с обычными светофильтрами, так как обладают более крутыми кривыми поглощения по спектру. Одно из основных преимуществ то, что в области пропускания они значительно прозрачнее любых других светофильтров, так как пропускают в этой области до 98% падающего света. Эго позволяет в 6—8 раз уменьшить выдержку при получении цветоделенных негативов, которая, как известно, весьма длительна и особенно при больших увеличениях. Изготовляются эти светофильтры путем многократного вакуумного напыления на поверхность стек­ лянных пластин тончайших слоев солей некоторых металлов.

Для освещения темных комнат используют такие же осветительные светофильт­ ры, как и в общей фотографии. Основной характеристикой их является спектрофото­ метрическая кривая поглощения, которая выбирается в зависимости от цветочувст­ вительности обрабатываемого слоя.

Приборы для устранения на оригинале растровой структуры (антимуарные уст­ ройства) применяются в случае репродуцирования печатных растровых оттисков. При непосредственном репродуцировании таких оригиналов через растр на растро­ вом негативе появляется муар. Для предупреждения этого явления можно на ори­ гинале устранить растровую структуру ретушью, т. е. по существу превратить мик­ роштриховое изображение в тоновое. Помимо большой трудоемкости такая ретушь неизбежно приводит к ухудшению изображения и ее качество всецело зависит от качества бумаги, на которой получен оригинал — печатный оттиск. Поворот растра при растровой съемке по сравнению с тем, при котором получен данный оригинал, часто не достигает цели, особенно в тех случаях, когда при репродуцировании при­ меняют растр с другой линиатурой.

Предупреждение муара при растровой съемке оригиналов-автотипий достигается благодаря специальным оптическим приборам, в которых используется явление от­ клонения лучей света вследствие их преломления при прохождении через установлен­ ную под углом к оптической оси объектива плоско-параллельную стеклянную пласти­ ну или клин. Принцип действия этих приборов основан на непрерывном перемеще­ нии на фотослое изображений растровых элементов по круговым траекториям при эк­ спонировании автотипного оттиска. В результате растровое изображение фотогра­ фируется как тоновое.

На рис. 10 показана схема перемещения изображения геометрической точки ори­ гинала 1 по фотослою 4 и 5 при вращении плоско-параллельной пластины 2 перед объективом 3. Радиус г окружности, образуемой перемещением изображения точки оригинала на фотослое, зависит от толщины пластины d, показателя преломления

стекла пластины п,

угла наклона пластины к оптической оси а и масштаба съемки

т ( m = j— 1), где

/ — фокусное расстояние объектива, s' — растяжение камеры.

 

dm sin а (п— 1)

 

п

Так как толщина пластины и показатель преломления стекла, из которого она

*Увеличение кратности желтых светофильтров косвенно характеризует увеличе­ ние их плотности.

**Dichroics, Photo Meth. Ind., 1971, N 8.

48


5

/ /

А

Рис. 10 Схема работы антимуарного устройства

сделана, являются для данной пластины постоянными величинами, то, как видим из приведенной выше формулы, г будет зависеть только от угла наклона а пластины к оптической оси и от масштаба съемки т: чем больше будет окружность, тем более нерезким будет изображение на фотопленке. Для того, чтобы избежать муара и вместе с тем получить достаточную резкость изображения, радиус окружности г должен быть равен или несколько меньше расстояния между центрами растровых элементов Іі.

В результате экспонирования оригинала-автотипии через движущуюся перед объективом наклонную плоско-параллельную пластину и через находящийся перед фотослоем проекционный или контактный растр будет получен такой же растровый негатив, что и при репродуцировании обычного тонового оригинала.

Так как требуемый радиус окружности находится

в прямой зависимости от

h и, следовательно, от линиатуры растра, примененного

при

изготовлении ориги­

нала-автотипии, а также от масштаба съемки, угол установки

плоско-параллельной

пластины должен определяться по следующей формуле:

 

 

hn

Следовательно, для каждой линиатуры растра и масштаба съемки имеется свой угол установки плоско-параллельной пластины. Во избежание появления полного внутреннего отражения угол наклона пластины не должен быть слишком велик, поэтому для растров крупных линиатур требуемую окружность получают не увели­ чением угла наклона пластины, а путем использования пластины большей толщины.

Описанный принцип использован в приборе «Вариомат», выпускаемом фирмой Климш. «Вариомат» устанавливается на объективной доске репродукционного фотоаппарата.

§17

Источники света

В фоторепродукционном процессе для освещения оригинала во время экспони­ рования и в копировальных процессах применяют только искусственные источники

света, питаемые электрической энергией,— э л е к т р

и ч е с к и е

и с т о ч н и к и

с в е т а . Поэтому источники света — неотъемлемая

часть всех

репродукционных

фотоаппаратов. В совокупности с соответствующей осветительной арматурой источ­ ники света называются о с в е т и т е л ь н ы м и у с т а н о в к а м и .

К осветительным установкам репродукционных фотоаппаратов и копировального оборудования предъявляют следующие технико-экономические требования: 1) до­ статочно большая сила света, обеспечивающая получение на светочувствительном слое требуемого фотохимического эффекта при высокой производительности фоторепродукционного процесса; 2) равномерность освещения оригинала; 3) отсутствие зна­ чительных колебаний света во время экспонирования; 4) отсутствие большого тепло­ вого излучения во избежание нагревания стекол пневматического экрана и копиро­ вальной рамы; 5) удобство и простота обслуживания; 6) экономичность в эксплуата­ ции. Кроме того, при получении цветной репродукции предъявляют требования к цве­ товой температуре источников света репродукционных фотоаппаратов.