Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 302

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

контрастном ортохроматическом фотослое, а нормальный несенсиби­ лизированный фотослой не работает. Имеются двухслойные фототехни­ ческие пленки с градационным маскированием и других типов. Так, например, фирма «Кодак» (США) выпускает двухслойную пленку «Гра­ вюр Копи», у которой оба слоя ортохроматические.

§ »3

Выбор фототехнической пленки в зависимости от задания

Градационные и технические требования к фотоформам и промежу­ точным фотографическим изображениям (§ 10) определяют выбор той или иной фототехнической пленки (табл. 2).

Таблица 2

Ф отоформа и промеж уточное

П рим ен яем ая ф ототехническая

ф отоизображ ение

плен ка

Штриховые негативы Штриховые диапозитивы Растровые негативы Растровые диапозитивы Тоновые негативы Тоновые диапозитивы

Растровые цветоделенные негативы: а) прямой способ

б) косвенный способ

Растровые цветоделенные диапози­ тивы

Тоновые цветоделенные негативы Тоновые цветоделенные диапозитивы Градационные маски Маски-диапозитивы

Вспомогательные диапозитивы (двух­ ступенчатое маскирование)

Компенсативы

ФТ-101, ФТ-41, ФТ-ЗІ, F06, F05, ФТ-32 ФТ-101, ФТ-41, ФТ-30

ФТ-101, ФТ-41, ФТ-31, F06, F05 ФТ-101, ФТ-41, ФТ-30 ФТ-11, ФТ-10, Ф Т -20 ФТ-КР

ФТ-11, ФТ-10, ФТ-20, ФТ-КР

ФТ-32, FP6. Для съемки с синим и зе­ леным светофильтрами можно приме­ нять Ф Т-3!

ФТ-101, ФТ-41, ФТ-31, F06, F05

ФТ-101, ФТ-41, ФТ-30 ФТ-12, FP1

ФТ-10, ФТ-11 ФТ-30 ФТ-10, ФТ-11

ФТ-10, ФТ-11 ФТ-20, ФТ-31

При изготовлении цветной репродукции с малоформатных цветных фотографий для цветоотделения могут быть использованы не только цветные диапозитивы, но и цветные негативы. Следовательно, в по­ следнем случае непосредственно получают цветоделенные тоновые или растровые диапозитивы. В этом случае используют те же фототехни­ ческие пленки, которые указаны в табл. 2 для тоновых и растровых цветоделенных негативов.

2 *

35

Г л ава 3

Технологическая характеристика фоторепродукционного оборудования

§ 14

Особенность фоторепродукционного процесса

В основе фоторепродукционного процесса лежит тот же фотографический метод получения изображения, что и в обычной фотографии и во всех областях ее приложе­ ния, а именно: экспонирование с целью получения в фотографическом слое скрытого изображения, а затем видимого с помощью проявления и удаления галогенида се­ ребра фиксированием.

Особенность фоторепродукционного процесса состоит в том, что фотографируют в стационарных условиях при искусственном освещении. Объектом съемки служит двухмерный (плоскостный) оригинал. Одновременно фотографируют один или не­ сколько оригиналов. Получаемые при репродуцировании негативы и диапозитивы чаще всего имеют большой размер по сравнению с обычной фотографией. Оригиналы фотографируют в масштабе 1/1 и в сравнительно ограниченных пределах с уменьше­ нием и увеличением. Изготовляемые промежуточные фотографические изображения и фотоформы не только тоновые, но штриховые и растровые. При фоторепродукционном процессе не применяются моментальная съемка и съемка с «бесконечности». Обработка фототехнической пленки (проявление, фиксирование и промывка) сле­ дует, как правило, непосредственно за экспонированием. Особенности фоторепродук­ ционного процесса определяют конструкцию применяемого оборудования, его размещение и технологический процесс.

Основным оборудованием фотоотделения являются репродукционные аппараты, снабженные оптическими приборами и источниками света; репродукционные увели- чители-цветоделители, контактно-копировальные станки, столы-мойки для обработки фототехнических материалов; монтажные столы, а также столы, шкафы, стулья и т. п. Иногда в фотоотделении устанавливают копировальные рамы и копировально-мно­ жительные машины для изготовления так называемых сборных фотоформ.

К фотографическому оборудованию относятся также электронные цветоделите- ли-цветокорректоры, которые в последнее время находят все более широкое приме­ нение в фотомеханическом производстве для получения комплектов откорректиро­ ванных цветоделенных фотографических изображений.

§ 15

Репродукционные фотоаппараты

Репродукционные фотоаппараты представляют собой стационарные металли­ ческие установки больших размеров, размещаемые в специальном помещении — фотопавильоне. Независимо от конструкции, все репродукционные фотоаппараты имеют камеру, экран, штатив и осветители (источники света), а также приспособле­ ния для съемки в проходящем свете, для установки растра и т. п.

Многочисленные репродукционные фотоаппараты отличаются друг от друга тех­ нологическими возможностями, удобством обслуживания и производительностью. Разнообразие выпускаемых и используемых на полиграфических предприятиях реп­ родукционных фотоаппаратов объясняется в первую очередь необходимостью удов­ летворить запросы разных по профилю предприятий, т. е. характером выпускаемой продукции, применяемой техникой и технологией производства.

Технологические возможности определяются тем, что можно получить на дан­ ном репродукционном фотоаппарате и зависят прежде всего от р а з м е р а м а т о ­ в о г о с т е к л а , д л и н ы ш т а т и в а и ф о к у с н о г о р а с с т о я н и я о б ъ е к т и в о в . Зная эти параметры, можно установить, какой максимальный размер фотоизображения и какой максимальный масштаб съемки могут быть полу­ чены с помощью данного репродукционного фотоаппарата.

Удобство обслуживания и производительность репродукционного фотоаппарата зависят от взаимного расположения его частей и степени автоматизации.

36


Камера, экран, а у современных фотоаппаратов и осветители находятся на штати­ ве, который покоится на амортизаторах, смягчающих возникающие по разным при­ чинам колебания фотоаппарата.

Камера состоит из коробки матового стекла и стойки объектива, соединенных мехами для изоляции фотографического слоя от действия постороннего света. Для съемки с увеличенным масштабом максимальное растяжение камер у всех репродук­ ционных фотоаппаратов больше двойного фокусного расстояния.

Экран предназначен для закрепления на нем оригиналов. У деревянных репро­ дукционных фотоаппаратов экран представлял собой доску, и оригинал закреплялся на нем кнопками. У некоторых фотоаппаратов деревянные экраны снабжались за­ стекленной рамой, с помощью которой оригинал прижимался к экрану. В современ­ ных репродукционных фотоаппаратах экраном служит пневматическая рама с зер­ кальным стеклом и резиновым ковриком. За пневматическим экраном находится шторное устройство для закрепления в нем негатива или диапозитива при фотогра­ фировании их в проходящем свете.

Репродукционные фотоаппараты делятся на горизонтальные и вертикальные*. У большинства горизонтальных фотоаппаратов штатив расположен на полу, но есть и подвесные фотоаппараты, у которых штатив прикреплен к потолку. Последние более удобны в обслуживании, но установка их гораздо сложнее, чем горизонтальных фотоаппаратов со штативом на полу. У горизонтальных фотоаппаратов коробка ма­ тового стекла, стойка объектива и экран находятся в вертикальном положении строго параллельно друг к другу. Горизонтальные фотоаппараты выпускаются с размером матового стекла от 60X60 (или 50X60) до 125X150 см. Вертикальные репродукци­ онные фотоаппараты отличаются от горизонтальных тем, что на них съемка произ­ водится только с оборачивающей системой, и экран расположен в горизонтальном

положении.

Размер этих аппаратов не превышает 50X50 см. Они занимают мало производ­ ственной площади, однако применяются только там, где не требуется изготовлять негативы большого размера и с больших по формату оригиналов. Масштаб съемки репродукционных фотоаппаратов находится в пределах от 1/5 до 2. Однако допол­ нительные объективы позволяют значительно расширить эти пределы. Так, у сов­ ременных фотоаппаратов пределы масштаба съемки составляют от 1/12 до 5, а иногда и больше.

Установка заданного размера изображения на матовом стекле и наводка на рез­ кость осуществляются двумя из трех возможных перемещений: коробки матового стекла, стойки объектива и экрана по штативу относительно друг друга. Таким об­ разом, есть три варианта перемещений: 1) экран неподвижен, а перемещаются коробка матового стекла и стойка объектива относительно друг друга (растяжение камеры) и вся камера относительно экрана; 2) стойка объектива неподвижна, а перемещаются коробка матового стекла и экран; 3) неподвижна коробка матового стекла, а переме­ щаются стойка объектива и экран.

По первому варианту построены все наиболее широко распространенные в на­ стоящее время горизонтальные репродукционные фотоаппараты, целиком размеща­ емые в светлой комнате и снабжаемые кассетами, которые заряжаются фотопленкой или фотопластинкой в темной комнате, а затем после наводки фотоаппарата на размер и резкость устанавливаются для экспонирования фотографического слоя в камеру вместо матового стекла. К таким кассетным горизонтальным репродукционным фото­ аппаратам относятся отечественные ФГ-2М с размером матового стекла 50X60 см; ФГ-ЗМ (70X80 см); фотоаппарат народного предприятия «Репротехник» (ГДР) «ahe 56» (50X60 см). Известны также кассетные репродукционные фотоаппараты, конструируемые по первому варианту многими зарубежными фирмами Англии, Фран­ ции, CIIIÂ, ФРГ, Японии и других стран.

С развитием литографской, а затем и офсетной печати появилась необходимость изготовлять негативы очень большого размера (до 120Х 150) для крупноформатной репродукции, плакатов, географических карт и т. п. Это повлекло за собой появле­ ние построенных по второму варианту так называемых двухкомнатных горизонталь­ ных репродукционных фотоаппаратов, у которых матовое стекло находится в тем­ ной комнате, а экран с осветителями — в светлой. Стойкой объектива служит стена,

*Классификация аппаратов и конструкция рассмотрены в кн. «Полиграфические машины», кн. 2. Ю. Н. Гудилин, К- Ф. Измайлов. Оборудования для изготовле­ ния печатных форм. М., «Книга», 1971,

37


разделяющая темную и светлую комнаты. Первоначально создание двухкомнатных горизонтальных репродукционных фотоаппаратов преследовало цель — исключить из обращения громоздкие кассеты. По второму варианту построены все кассетные вертикальные репродукционные фотоаппараты. К ним относятся отечественные ФВ-2 (30X40 см) и РВД-40 (40X50 см). РВД-40 выпускается в двух вариантах: одно- и двухкомнатный. Оборачивающая система фотоаппарата РВД-40 позволяет получать на матовом стекле и прямое и обратное изображение.

Современные двухкомнатные горизонтальные репродукционные фотоаппараты, имеющие размеры матового стекла 50Х 60 и 70Х 80 см, строятся по третьему варианту. У них коробка матового стекла размещена в стене, разделяющей темную и светлую комнаты, а меха камеры, стойка объектива и экран с осветителями находятся в светлой комнате. Появление таких двухкомнатных горизонтальных репродукционных фотоаппаратов объясняется не только стремлением упростить работу путем исклю­ чения кассет, но и тем, что их конструкция позволяет автоматизировать процесс фотосъемки и сосредоточить управление фотоаппаратом на пульте, находящемся в темной комнате у матового стекла.

Все репродукционные фотоаппараты, независимо от их конструкции, универ­ сальны. Это значит, что на них можно изготовлять все виды фотоформ (классифика­ ция фотоформ дана в § 9) как в отраженном,так и в проходящем свете, за исключением монтажных. Поэтому выбор репродукционного фотоаппарата в каждом конкретном случае определяется прежде всего размером фотоформ, которые требуются данному полиграфическому предприятию, а выбор оптических приборов (кроме объективов, которые входят в комплект репродукционных фотоаппаратов), т. е. растров, свето­ фильтров и т. д.— характером выпускаемой продукции.

Однако для современного полиграфического предприятия решающий фактор при выборе репродукционного фотоаппарата — это производительность, которую обеспечивает его конструкция. Производительность труда фотографа тем выше, чем выше уровень механизации и автоматизации отдельных операций, производимых на репродукционном фотоаппарате. К таким операциям, в первую очередь, относятся: установка размера и резкости изображения на матовом стекле с помощью механиче­ ских и электрических инверсоров; экспонирование с автоматическим отсчетом экспо­ зиции, включением и выключением осветителей с помощью экспозиметров; центриро­ вание и расположение изображения на матовом стекле (прямое, обратное); смена

объективов, светофильтров, установка растра; удаление его для получения «высоких светов».

Современные репродукционные фотоаппараты отличаются разным уровнем ме­ ханизации и автоматизации. Наиболее автоматизированы двухкомнатные репродук­ ционные^ фотоаппараты. Управление ими сосредоточено на пульте, находящемся в темной комнате у коробки матового стекла. Это исключает непроизводительное хождение фотографа по фотоотделению. Автоматизация двухкомнатных фотоаппа­ ратов повысила производительность труда фотографа примерно на 40% , а компакт­ ность этих аппаратов позволила сократить для их установки производственную пло­ щадь на 20—25% по сравнению с площадью, необходимой для установки обычного

кассетного репродукционного фотоаппарата. Этим объясняется интерес, который про­ являют в последнее время производственники к автоматизированным двухкомнатным репродукционным фотоаппаратам. Такие фотоаппараты успешно эксплуатируются на наших полиграфических предприятиях. Наряду с горизонтальными появились и вертикальные двухкомнатные репродукционные фотоаппараты.

Автоматизированные двухкомнатные репродукционные фотоаппараты, выпу­ скаемые в разных странах (ГДР, ФРГ, Франции, Англии, США, Японии и др.) конструктивно похожи друг на друга. У всех этих фотоаппаратов имеется пульт управления, находящийся в темной комнате у коробки матового стекла С пульта осуществляется кнопочное управление перечисленными выше операциями. У фото­ аппаратов с меньшим уровнем автоматизации некоторые операции производятся вручную дистанционно с пульта управления вращением маховичков. Все фотоап­ параты имеют инверсоры с автоматической установкой на заранее заданный размер изображения на матовом стекле или с полуавтоматической остановкой электропри­ вода инверсора нажатием кнопки по достижении требуемого размера изображения. В фотоаппаратах имеется трехзеркальная оборачивающая установка прямого зре­ ния. Поэтому для изменения расположения изображения (прямое, обратное) камеру не нужно поворачивать относительно штатива. Центрирование изображения на матовом стекле осуществляется вертикальным и горизонтальным перемещением эк­


рана с пульта управления. Дозирование экспозиции автоматическое с помощью эк­ спозиметров. Имеются откидное пневматическое устройство для закрепления пленки на время экспонирования и устройство для перемещения растра, когда съемка произ­ водится без него. Стойка объектива соединена мехами с коробкой матового стекла. Перемещение оборачивающей системы и электролампы для экспонирования с третьей диафрагмой при растровой съемке автоматическое. Установка диафрагм и светофильт­ ров автоматическая или ручная. Фотоаппараты снабжаются антимуарным устройством типа «Вариомат». Штатив и основание коробки матового стекла устанавливают на резиновых амортизаторах. В качестве осветителей экрана применяют дуговые фонари, ксеноновые импульсные и галогенные лампы.

Двухкомнатный горизонтальный репродукционный фотоаппарат РГД-70 с раз­ мером по матовому стеклу 70X80 см выпускает Одесский завод полиграфических машин *. Благодаря особому растровому устройству в фотоаппарате РГД-70 при­ меняют, как впрочем и в других фотоаппаратах подобной конструкции, круглый растр, полностью покрывающий максимальный формат пластины. Диаметр круглого растра, устанавливаемый в фотоаппарате РГД-70, составляет 100 см, а максимальный размер прямоугольного растра — 70X80 см. Репродукционный фотоаппарат РГД-70 имеет три объектива с фокусным расстоянием 36, 60 и 80 см, что позволяет производить съемку в масштабе от 1/4 до 5.

В ГДР народным предприятием «Репротехник» выпускаются фотоаппараты «ahz 565» с размером по матовому стеклу 50X60 см и «ahz 78» — 70X80 см. Эти фото­ аппараты снабжаются приставкой, позволяющей производить съемку на фотопленку форматом 105X130 см. Фотоаппарат «ahz 565» имеет два объектива, что позволяет производить съемку в масштабе от 1/8 до 5 1/2.

В последнее время все большее применение получают двухкомнатные репродук­ ционные фотоаппараты для съемки на рулонную фототехническую пленку. Это позволяет объединить экспонирование на фототехническую пленку с ее последующей обработкой в одну поточную линию. Примером может служить двухкомнатный го­ ризонтальный репродукционный фотоаппарат «Expressa S» фирмы «Климш», соеди­ ненный в поточную линию с проявочной установкой' «Pakorol». Фото­ аппарат «Expressa S» (50 X 60 см) с программным управлением заряжают рулонной пленкой и выполняют наладку на заданную программу. После экспонирования фото­ пленка автоматически переносится в проявочную машину «Pakorol» для проявления и фиксирования. Затем негатив промывают и сушат.

Двухкомнатные вертикальные репродукционные фотоаппараты строят по второму варианту, т. е. с неподвижной стойкой объектива, встраиваемой в стенку, которая разделяет темную и светлую комнаты. Камера с салазками и пультом управления размещается в темной комнате. К таким фотоаппаратам относятся упомянутый выше отечественный РВД -40** и «ahz 56», выпускаемый предприятием «Репротехник» (ГДР), а также многие другие подобные фотоаппараты, выпускаемые рядом фирм разных стран. Двухкомнатный вертикальный репродукционный фотоаппарат РВД-40, в от­ личие от однокомнатного фотоаппарата того же типа, имеет пневматическое устрой­ ство для закрепления фотопленки на время ее экспонирования и дистанционное уп­ равление диафрагмой и светофильтрами. Размер фотоаппарата «ahz 56» по матовому стеклу 50X60 см. Он имеет три объектива, которые позволяют изменять размер изо­ бражения в масштабе от 1/5 до 41/2. Причем при съемке в масштабе от 2 до 4Ѵ2 приме­ няется приставка. Фотоаппарат «ahz 56» оснащается либо ксеноновыми импульсными, либо галогенными лампами. Снабжен устройством для автоматической смены шести светофильтров. Имеет штифтовое приводочное устройство.

Широкое распространение цветной фотографии привело к появлению в фото­ механическом производстве в качестве малоформатных оригиналов главным образом репортерских цветных диапозитивов и негативов размером 24 X 36 мм для репроду­ цирования с большим (в 10— 15 раз) увеличением. Кроме того, в последние годы

вцветной репродукции вместо непосредственного цветоделения цветных оригиналов

вотраженном свете все в большей мере используют изготовленные с них цветные диапозитивы — слайды. Цветоделительный процесс в проходящем свете, а также репродуцирование при этом с большим увеличением предъявили новые требования к оборудованию.

*Г. Хощевский. Одесский завод полиграфических машин.— «Полиграфия». 1971, № 4.

**Там же.

39