Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 319

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прозрачными. После окрашивания задубленный коллоид удаляют. В этом способе, как и в первом, при копировании негатива получают негатив, а при копировании диапозитива — диапозитив.

Глава 7

Изготовление тоновой фотоформы

§31

Градационное воспроизведение

Воспроизведение тонового оригинала полиграфическими средст­ вами — это воспроизведение шкалы яркостей, т. е. всех тонов от светлого — белого, до темного — черного, которые содержит ориги­ нал. Следовательно, в данном случае имеются в виду тоновые ориги­ налы, которые часто называют по-разному: одноцветными, однокра­ сочными, черно-белыми и ахроматическими.

Характеристики, или параметры, тонового оригинала определяются его тоновым содержанием, т. е. характером шкалы яркостей. Тоновое содержание оригинала может быть выражено ступенчатой шкалой оптических плотностей.

Основная характеристика тонового оригинала — его к о н т р а с т, как известно*, определяется разностью логарифмов максимальной Вшах и минимальной Втіп яркостей оригинала

; = 1gßmax — Igßmin-

Чаще контраст оригинала, а также контраст репродукции опреде­ ляют интервалом оптических плотностей AD

Д Я ^ А н ах -А п т - Контраст оригинала характеризует только разницу между £)шах

иАнт и не Дает представления о тоновой «растяжке» оригинала, т. е?

оего тоновом содержании. Интервал плотностей — контраст тоново­

го оригинала — может быть большим

и в то же время изображение

на нем может состоять из небольшого

числа полутонов.

Качество воспроизведения шкалы яркостей (шкалы плотностей)

характеризуют обычно градационной передачей,

т. е. зависимостью:

 

° v = f (Ар).

 

где А — визуальная

плотность

на

репродукции

(печатный оттиск);

А р — оптическая

плотность

на

оригинале.

 

Графически такая зависимость интерпретируется в осях коорди­ нат градационной кривой (см. § 32).

Для полной характеристики качества воспроизведения тонового оригинала на репродукции градационную кривую и интервал плот­ ностей необходимо дополнить еще одной характеристикой, которая позволила бы судить о степени передачи деталей яркости тонового

оригинала

или деталей плотностей (0 2—£)г) на репродукции.

* Б. А. Шашлов.

Теория фотографического процесса. М., «Книга», 1971.

78


Подсчет числа деталей яркости или плотности тонового оригинала можно произвести путем замера плотностей оригинала на денситометре или с помощью эталонных ступенчатых серых шкал, как это делается при определении интервала плотностей тоновых оригиналов. Точный подсчет числа деталей яркости тонового оригинала может оказаться затруднительным, если последний содержит слишком мелкие детали изображения. Однако, несмотря на это, даже примерный подсчет чис­ ла деталей яркости даст возможность судить, с какой степенью точ­ ности может быть передано в том или ином случае тоновое содержание оригинала.

Для определения точности воспроизведения тонового содержания оригинала необходимо, кроме числа его деталей яркости, знать воз­ можность тоновой передачи данного процесса. Эта возможность дан­ ного репродукционного процесса определяется отношением числа де­ талей яркости на репродукции к числу деталей яркости, вообще раз­

личимых глазом. Назовем это отношение а б с о л ю т н о й

т о н о ­

в о й р а з р е ш а ю щ е й с п о с о б н о с т ь ю данного

фоторе-

продукционного процесса.

 

О т н о с и т е л ь н о й т о н о в о й р а з р е ш а ю щ е й с п о ­ с о б н о с т ь ю фоторепродукционного процесса назовем отношение числа деталей яркости на репродукции к числу деталей яркости вос­ производимого тонового оригинала. Градационную передачу, включая и относительную тоновую разрешающую способность фоторепродук­ ционного процесса, изучают не по самому тоновому оригиналу, а по серой ступенчатой шкале, воспроизводимой совместно с данным то­ новым оригиналом. Серая ступенчатая шкала для этой цели должна иметь достаточно большое число полей (18—20).

г

Специфической особенностью полиграфического воспроизведения

шкалы яркостей является расчленение полутонов

во всех случаях

на

мелкие штриховые элементы. Такое дискретное

изображение, со­

стоящее из мелких штриховых элементов, воспринимается глазом как тоновое в том случае, если размеры штриховых элементов и расстоя­ ние между ними лежат за пределами разрешающей способности глаза. Разрешающая способность глаза изменяется от расстояния рассматри­ вания. Условие, при котором штриховое изображение воспринимается глазом как тоновое, определяется следующей зависимостью:

 

0,0007,

где а — расстояние

между центрами штриховых элементов;

б — расстояние

от глаза до рассматриваемого изображения.

Расстояние нормального зрения составляет 250—300 мм. Отсюда можно определить, какое расстояние между центрами штриховых эле­ ментов или растровых точек должно иметь штриховое изображение, чтобы оно воспринималось как тоновое

а = 250-0,0007 = 0,175 мм.

Перевод тонового изображения в растровое, т. е. в такое штрихо­ вое изображение, размеры штрихов которого и расстояния между их

79



центрами соответствуют приведенному условию или близки к нему, осуществляется в фотомеханических процессах изготовления печат­ ной формы. В зависимости от вида печати это происходит по-разному и на разных этапах изготовления печатной формы. Так, в высокой пе­ чати расчленение полутонов производится: при фотохимиграфическом способе изготовления печатной формы — в растровом фотопроцессе, а при изготовлении формы фотоэлектрогравпровальным способом — во время развертки изображения и гравирования клише на электро­ гравировальной машине. В глубокой печати расчленение полутонов происходит в копировальном процессе, а в фототипии — в процессе обработки печатной формы. Во всех случаях, кроме фототипии, раст­ ровое изображение получают с регулярными растровыми элементами ( в настоящее время растрами с нерегулярным строением, так называе­ мыми корешковыми, не пользуются).

Из сказанного о расчленении полутонов на разных этапах изго­ товления печатной формы следует, что фотоформой для изготовления копии на формном материале в высокой и плоской печати служит растровая фотоформа, представляющая собой растровый негатив или

диапозитив, а в глубокой и

фототипной

печати —тоновый диапози­

тив (формы глубокой печати)

и тоновый

негатив

(фототипия). В глу­

бокой автотипии фотоформой

служит растровый

диапозитив.

Применение в разных случаях растровых и тоновых фотоформ объясняется не только тем, что расчленение тонового изображения происходит на разных этапах изготовления печатной формы, но глав­ ным образом назначением расчленения — растрирования. В то время как задачей растрирования при изготовлении форм высокой и плоской печати является получение растровых элементов разных величин, задача растрирования при изготовлении форм глубокой печати — по­ лучение равновеликих растровых элементов, представляющих собой резервуары, заполняемые жидкой печатной краской. Кроме того, в результате растрирования и последующего травления формного ци­ линдра все углубленные растровые элементы на печатной форме ока­ зываются разделенными друг от друга линиями, назначение которых — служить опорой ракелю.

Возможности градационного воспроизведения в разных способах печати определяются специфическими особенностями печати. В глу­ бокой печати создаются более благоприятные условия, так как здесь полутона воспроизводятся разным количеством печатной краски на единицу площади отпечатка. Наоборот, в высокой и плоской печати передача полутонов за счет разной величины растровых элементов при постоянной толщине слоя печатной краски на отпечатке сужает возможности воспроизведения шкалы яркостей по сравнению с глу­ бокой печатью и особенно по сравнению с фототипией, которая обла­ дает в этом отношении несравнимыми возможностями, позволяющими

получать репродукции с особенно высоким качеством воспроизведения тоновых оригиналов.

По сравнению с получением обычного фотографического тонового позитивного изображения на фотобумаге передача шкалы яркостей или шкалы плотностей на растровом изображении, получаемом на

8 0


бумаге путем печатания краской с печатной формы, представляет со­ бой гораздо более сложный процесс. Прежде всего сложность заклю­ чается в том, что шкала яркостей тонового оригинала при полиграфи­ ческом воспроизведении должна быть передана растровыми элемента­ ми, величина которых (в высокой и плоской печати) или их глубина (в глубокой печати) является основным фактором, определяющим яр­ кость данного участка печатного оттиска.

§32

Тоновая фотоформа и требования к ней

Тоновые фотоформы необходимы только при изготовлении форм глубокой печати и в фототипии, во всех других случаях тоновые фото­ графические изображения промежуточные и предназначены для по­ лучения с них растровых фотоформ. Тоновые негативы и диапозитивы, представляющие собой либо фотоформы, либо промежуточные изоб­ ражения, изготовляются теми же способами, что и штриховые фото­ формы (§ 27), за исключением использования прямого контактного способа, который при репродуцировании тоновых оригиналов не при­ меняется. Основной показатель качества тоновых негатива и диапо­ зитива — это градационная характеристика, которая зависит от гра­ дационной характеристики тонового оригинала, сенситометрических свойств фотослоя, режима экспонирования, рецептуры проявителя и режима проявления. Для выражения градационной характеристики пользуются графическим методом, заключающимся в построении в осях координат зависимостей: D„ = f (Drp), D .,= f(DH) и т. п.* Града­ ционная характеристика определяет градационную передачу, пока­ зателями которой являются: интервал оптических плотностей (конт­ раст) АD = Dmax —Dmin, коэффициент контрастности у и форма гра­ дационной кривой, характеризующая передачу всех участков шкалы яркостей от светлого до темного.

Градационная передача при изготовлении печатной формы должна быть подчинена на всех этапах ее изготовления градационной харак­ теристике печатного оттиска, представляющего собой репродукцию тонового оригинала. Репродукция должна воспроизвести, повторить градационную характеристику оригинала. Степень точности этого воспроизведения определяет качество репродукции. Качество града­ ционной передачи на репродукции определяется зависимостью опти­

ческих плотностей

оттиска от

оптических

плотностей

оригинала

А>тт= /(А)р)- Эта

зависимость,

которую

называют

к р и в о й

в о с п р о и з в е д е н и я , характеризует результат всего

комплекса

полиграфического воспроизведения, т. е. результат формного и печат­ ного процессов.. В идеальном случае градационная передача шкалы плотностей тонового оригинала на репродукции характеризуется пря­ мой, проходящей в осях координат D0TT(Dop'l под углом 45°. На рис. 19 такая идеальная градационная передача показана прерывистой ли­

нией. Однако максимальная оптическая плотность печатной краски£)тах

*Индексы у D означают: ор — оригинал, отт — печатный оттиск, н — негатив, д— диапозитив.

81