Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 321

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

не достигает нужной величины и состав­

ляет в высокой и плоской печати

1,1—

1,2,

а в гл

того, только мелованные бумаги

могут

быть приравнены по коэффициенту от­ ражения к подложке фотобумаги, на которой изготовляют тоновые ориги­ налы*. Все другие печатные бумаги бу­ дут иметь большую оптическую плот­ ность, чем светлые места фотографи­

 

ческого

тонового

оригинала.

Обычно

 

при

рассмотрении

градационного

вос­

Варианты градационной переда­

произведения считают, что оттиски по­

лучены

на мелованной бумаге.

Поэто­

чи при ограниченной оптической

плотности печатной краски

му

 

принимают D0TT. min= D op. min и

от

 

^min

ведут

отсчет

градационной пере­

дачи, допуская, чтоПтіп=0. При

таком допущении Dmax будет характе­

ризовать и интервал плотностей

оригинала

АD. Dmax печатной краски

прежде всего накладывает ограничения на точность градационной пе­ редачи. Так, при условии, что Dmax равно 1,2 и при стремлении по­ лучить на репродукции нормальную градационную передачу, по­ следняя получится правильной только до D, равной 1,2. Учитывая, что Dmax фотографического тонового оригинала составляет 1,4— 1,6, а иногда доходит и до 1,8, плотности оригинала выше 1,2 будут переданы на репродукции одинаковой плотностью, равной 1,2, т. е. произойдет полная потеря деталей в тенях репродукции (рис. 19, ло­ маная кривая 1). Потеря деталей оригинала или снижение их контраста на печатном оттиске тем больше, чем больше отличается интервал оттиска от интервала оригинала. Мерой потери деталей оригинала при условии постановки задачи правильного градационного воспроизведе­

ния может служить отношение интервала оттиска к интервалу ори­ гинала

Чем меньше величина б, тем хуже условия правильного градацион­ ного воспроизведения. При 6 ^ 1 весь интервал оригинала может быть

воспроизведен на оттиске. Так, при Dmax= l,2 и при допущении того, что оптическая плотность бумаги равна нулю, точно могут быть вос­ произведены только те тоновые оригиналы, AD которых не превышает 1,2. Сохранить детали яркости оригинала на репродукции можно пу­ тем снижения наклона градационной прямой 2 (рис. 19), но тогда ре­ продукция в зависимости от наклона будет выглядеть в большей или меньшей степени вялой, малоконтрастной. Можно получить лома­ ную кривую со сниженным контрастом в средней части шкалы яр-

* Градационная воспроизводимость рассматривается здесь на примере фотографа ческих тоновых оригиналов. ^

82


костей, с нормальным контрастом в средней части шкалы

яркостей и

с нормальным контрастом в светах и тенях репродукции

(кривая 3).

Из сказанного следует основное положение о том, что отправным пунктом для решения градационной задачи в формном процессе яв­ ляется суммарная градационная кривая (кривая воспроизведения),

представляющая зависимость Dmx (Dop). Так

как градационные воз­

можности полиграфического воспроизведения

зависят

прежде всего

от условий печатного процесса и в первую очередь от

Dmax печатной

краски и Dmin бумаги, то, исходя из этих условий и физиологии зре­ ния, в каждом конкретном случае может быть задана наилучшая из возможных для данных условий кривая воспроизведения, как это показано, например, на рис. 19.

Процесс изготовления печатной формы при воспроизведении тоно­ вого оригинала, начиная с фотографирования и кончая получением печатной формы, если его рассматривать как градационный процесс, состоит из «цепочки» градационных передач, длина которой-зависит от применяемого способа изготовления печатной формы. В каждом звене этой «цепочки» имеет место своя, присущая данному звену, градационная передача, зависящая от определенных факторов, к ко­ торым в первую очередь относятся свойства применяемых материалов, режимы процесса, рецептура растворов, приемы и методы работы. Следовательно, градационная передача в каждом звене поддается определенному регулированию и управлению. Для управления про­ цессом и ведения его в нужном направлении необходимо прежде всего представить себе, какую градационную передачу нужно получить в каждом звене для того, чтобы осуществить заданную кривую вос­ произведения. Такую картину дает графический метод построения многоступенных взаимосвязанных графиков, последовательно характери­ зующих градационную передачу на всех звеньях процесса изготовле­ ния печатной формы, например, в следующих зависимостях:

DH= /(D op); D, = /(D H); DK= /(D a); 0 „ .ф= / ( 0 к); D0TT = /(D n.*)*.

Число и характер зависимостей определяются способом изготовле­ ния печатной формы. Затем нужно знать, как влияют перечисленные выше факторы градационного процесса на градационную передачу в отдельных звеньях процесса йзготовления печатной формы. Иначе говоря, нужно иметь семейство градационных кривых, полученных в зависимости от изменения материалов, режимов и рецептуры, по­ добно известному из теории фотопроцессов семейству характеристи­ ческих кривых фотослоя, полученных в зависимости от времени проявления.

Каждый способ печати, а также каждый способ изготовления печат­ ной формы обладают присущими им градационными возможностями. Известно, например, что глубокая печать обладает наилучшим гра­ дационным воспроизведением, уступая только фототипии. Это объяс­

няется более высоким DKкраски глубокой печати и тем, что оптические

* Индексы у D означают: к — копия, п. ф — печатная форма.

83


 

 

, 6Tuomm

/

плотности зависят

не

от

площади пе­

 

 

 

 

чатных растровых элементов на отти­

 

 

 

 

ске, как это имеет место в высокой и

 

 

 

 

плоской печати, а от количества

краски

 

 

 

 

на данном участке оттиска. Однако в

 

 

 

 

глубокой автотипии возможности

града­

 

0,8

0.4

 

ционного

воспроизведения

 

сужаются.

 

 

Последнее свидетельствует о том, что и

 

 

 

 

 

 

 

 

способ изготовления

печатной

формы

 

 

 

 

влияет на качество градационного вос­

 

 

 

 

произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

его

Фоторепродукционный

процесс,

если

 

 

 

 

рассматривать

только

с точки

зре­

Рис. 20

 

 

 

ния

градационного

процесса,

при

изго­

 

 

 

товлении формы глубокой

печати менее

График

градационного

воспро

сложен,

чем в высокой

и

плоской пе­

изведения в глубокой печати

чати, где он усложняется наличием

ра-

 

 

 

 

ч

 

 

 

стрового

процесса. При репродуцирова­

ний тонового оригинала^фотоформой для изготовления формы

глубокой

печати

служит тоновой диапозитив. Следовательно,

в фоторепродук-

ционном процессе имеет место только тоновая градационная передача в двух звеньях со следующей зависимостью:

DH= f ( D j и ПД= /(П Н).

Для изготовления формы высокой и плоской печати фотоформой служат растровые негативы или растровые диапозитивы, тоновые фо­ тографические изображения, которые применяются в косвенных спо­ собах репродуцирования, выполняют роль только промежуточных изображений, и градационная передача на них подчиняется требо­ ваниям последующего растрового процесса. В связи с этим требования к промежуточным фотографическим изображениям рассматри­ ваются в гл. 8 в совокупности с требованиями к растровым фотофор­ мам. Здесь же с помощью многоступенных графиков рассмотрены тре­

бования

к тоновым фотоформам — диапозитивам для

изготовления

форм глубокой печати и возможности практического

выполнения

этих требований.

 

На многоступенном графике (рис. 20) в квадранте I показаны те же

кривые воспроизведения, что и на рис. 19; в квадранте

II —■кривая

печати,

которая характеризует зависимость Д ,тт=/(£>п-ф). Для со­

кращения числа графиков принимаем, что на пигментной копии и на печатной форме точно воспроизводится градация диапозитива. Кри­ вая печати характеризует возможности градационной передачи в пе­ чатном процессе, включая АD, который можно получить при данных печатных красках и бумаге. В квадранте III построены градационные кривые диапозитивов 2" и 3", а в квадранте IV — негативов 2' и 3' для осуществления кривых воспроизведения 2 и 3 (квадрант I). Как видим, для осуществления кривой воспроизведения 2 с пониженным контрастом по всей шкале яркостей и с постоянным градиентом тре­ буется негатив 2 с линейной градационной передачей и диапозитив

£4


2" с линейной градационной передачей в светах и полутонах, но с нарастающим градиентом в тенях, т. е. там, где на кривой печати (квадрант II) имеет место снижение градиента.

Для осуществления кривой воспроизведения 3 (квадрант I) тре­ буется негатив 3' (квадрант IV), имеющий в тенях и полутонах линей­ ную градационную передачу и нарастающий градиент в светах и в светлых полутонах. Диапозитив 3" (квадрант III) должен иметь ли­ нейную градационную передачу в светах и светлых полутонах и на­ растающий градиент в тенях и полутонах.

Рассмотренные градационные задачи не могут быть решены не­ посредственно при изготовлении негативов и диапозитивов. Об этом свидетельствует градационная кривая диапозитива (прерывистая кри­ вая в квадранте III), полученного на фототехнической пленке вто­ рой группы. Здесь нужно применить способы корректирования, поз­ воляющие довести полученную градационную передачу до требуе­ мой (§ 34).

§33

Экспонирование и обработка фотографического слоя

Характеристика градационной передачи на

негативе, а в графи­

ческой интерпретации ее градационная кривая,

выражающая

зависи­

мость

DH= /(D op), будет зависеть от сенситометрических

показа­

телей

фотослоя (у, L, Dmax, D0) и характера нижнего и верхнего кри­

волинейных участков (области недодержек и передержек), а также от режима экспонирования и проявления.

Основная задача экспонирования фотослоя — это выбор такой экспозиции, при которой интервал плотностей тонового оригинала бу­ дет передан на негативе требуемым участком характеристической кри­ вой фотослоя. Градационная передача последующих звеньев может потребовать того, чтобы в градационной передаче первичного негатива была бы использована какая-то часть нижнего и верхнего криволи­ нейных участков характеристической кривой. Известно, что интервал плотностей оригинала или интервал логарифмов освещенностей изо­ бражения, получаемого на матовом стекле, а следовательно, и на фотослое, во время экспонирования при разных экспозициях будет рас­ полагаться в разных местах характеристической кривой. При увели­ чении экспозиции интервал изображения будет перемещаться впра­ во, а при уменьшении — влево.

Фотографическая обработка фототехнических слоев при репро­ дуцировании тоновых оригиналов аналогична применяемой в обычной фотографии. Основная задача проявления — это получение тонового негатива с заданным коэффициентом контрастности у. Для проявления пользуются известными общефотографическими нормальными про­ явителями.

Дальнейшая обработка фототехнических пленок — фиксирование, промывка, сушка, а также устранение влияния деформации основы на изменение размеров изображения — та же, что и для всех других фо­ тоформ (§ 29).

85


Контроль градационной передачи на промежуточных фотоизоб­ ражениях и фотоформах при репродуцировании тонового оригинала осуществляется, согласно технологическим инструкциям, по серой ступенчатой десятипольной шкале, поля которой имеют следующие значения: £>=0,0; 0,2; 0,3; 0,5; 0,8; 1,0; 1,2; 1,4; 1,6; 1,8. Шкала фо­ тографируется одновременно с оригиналом.

§34

Классификация способов корректирования

В фотомеханическом производстве под термином к о р р е к т и ­ р о в а н и е понимают те разнообразные исправления, которые при­ ходится вносить на том или ином этапе изготовления печатной формы при репродуцировании штриховых, тоновых и цветных оригиналов. Корректирование можно разделить на ручное, называемое р у ч н о й

р е т у ш ь ю , и фотомеханическое. Последнее называют также

а в-

т о м э т и ч е с к и м к о р р е к т и р о в а н и е м . Поскольку

руч­

ную ретушь оригиналов выполняют художники-ретушеры в издатель­ ствах, она не входит в технологический процесс изготовления фото­ механической печатной формы и здесь не рассматривается.

Фотомеханическое корректирование, являясь объективным мето­ дом работы, в последние годы достигло большого совершенства и все в большей степени применяется в производстве печатных форм. Благодаря ему значительно сократился объем ручной ретуши. В ре­ зультате повысились технико-экономические показатели процесса изготовления печатных форм, к которым прежде всего относятся: сни­ жение себестоимости, повышение производительности труда, сокраще­ ние срока изготовления печатных форм. Поскольку такой субъектив­ ный фактор, как ручная ретушь, уступает место объективному — фо­

томеханическому корректированию,— в большой мере повысилось качество репродукций.

Фотомеханическое корректирование можно классифицировать по разным признакам. Существует фотографическое и электронное кор­ ректирование. Ф о т о г р а ф и ч е с к о е корректирование вклю­ чает в себя различные варианты градационного и цветоделительного маскирования, применяемого в фоторепродукционном процессе и предназначенного устранять градационные и цветоделительные не­ достатки на фотографических изображениях. Э л е к т р о н н о е корректирование положено в основу работы электронных цветодели- телей-цветокорректоров. Оно используется в электрогравировальных автоматах также с целью устранения градационных и цветоделительных недостатков на получаемых изображениях. В электронных цветоделителях-цветокорректорах эти недостатки устраняются одновре­ менно с изготовлением фотографических изображений, а в электро­

гравировальных автоматах — одновременно с изготовлением печат­ ных форм.

Ручное корректирование разнообразно по назначению. Оно вы­ полняется и на фотографических изображениях, и при обработке пе­ чатной формы, и после ее завершения с целью устранения градацион­ ных, цветоделительных, а также появившихся по разным причинам

86