Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 324
Скачиваний: 5
технических недостатков (пятен, царапин и т. п.). В зависимости от устраняемых недостатков ручная ретушь бывает градационной, цве тоделительной и технической. В картографии широко применяется так называемая расчленительная ретушь.
Ретушь разнообразна по технике исполнения. Она производится разными инструментами и материалами: карандашом, кистью, тушью, анилиновыми красками и специальными ретушерными красками. Для ретуширования растровых фотоформ (преимущественно растровых диапозитивов) при изготовлении офсетных печатных форм используется так называемая химическая ретушь, заключающаяся в уменьшении размера непрозрачных растровых элементов с помощью кисти, смочен ной ослабителем с красной кровяной солью и тиосульфатом натрия.
При исправлении градации на растровых клише применяют
ручное корректирование, называемое |
к о р р е к т у р н ы м |
т р а в |
л е н и е м с в ы к р ы в а н и я м и . |
Иногда для нанесения |
новых |
печатающих элементов или их удаления штриховые офсетные печатные формы подвергают местной гидрофобизации или гидрофилизации. Та кое корректирование целесообразно только при весьма ограниченном объеме исправлений. Если нужно ввести или удалить много печатаю щих элементов, то форму не корректируют, а готовят заново. Местное корректирование производят и на формах глубокой печати. Раньше оно было только ручным, заключавшимся в местном осветлении путем шлифования куском древесного угля или в местном углублении пе чатающих элементов путем нанесения на поверхность корректируемых участков формы кислоупорного слоя, например переводной краски, и последующего травления этих участков раствором хлорного железа. В настоящее время получило распространение э л е к т р о х и м и ч е с к о е к о р р е к т и р о в а н и е форм глубокой печати.
§35
Градационное маскирование
При изготовлении промежуточных фотографических изображений и фотоформ возникает необходимость корректирования градацион ной передачи. Такое корректирование может быть осуществлено руч ной ретушью и фотомеханическим корректированием, которое назы вают г р а д а ц и о н н ы м м а с к и р о в а н и е м . Различают внешнее и внутреннее градационное маскирование.
Необходимость корректирования градационной передачи возникает, во-первых, с целью устранения градационных недостатков, присущих фотографическим слоям и фоторепродукционному процессу, и вовторых, с целью исправления градационной передачи в нужную сто рону. Известно, что S-образный вид характеристической кривой фото
слоя (рис. |
21, кривая I) свидетельствует об уменьшении контраста в |
|||
тенях |
и светах |
изображения. |
Кроме того, наличие светорассеяния |
|
также |
приводит |
к определенному уменьшению контраста, особенно |
||
в тенях изображения (рис. 21, |
кривая II). Когда интервал тонового |
|||
оригинала |
или, |
иначе говоря, |
его шкала яркостей больше фотогра |
фической широты, имеет место потеря деталей яркости и снижение кон траста в светах и тенях изображения. На рис. 21 условно полоской-
87
Рис. 21
Получение масок светов и теней при внешнем градационном маскировании
шкалой, разделенной на десять полей, показана шкала яркостей тонового оригинала. Увеличение оптических плотностей на этой шка ле-идет справа налево. При нахождении шкалы в положении 1, т. е. при экспозиции, когда градационная передача шкалы на негативе ха рактеризуется отрезком аб на кривой II света и тени шкалы попадут соответственно в область передержек и недодержек. На полученном в результате такого экспонирования в светах и тенях негативе сни зится контрастность, т. е. произойдет искажение градационной передачи.
Градационные недостатки появляются и на последующих этапах изготовления печатной формы и в процессе печатания. Поэтому в фоторепродукционном процессе необходимо получить на фотоформах та кую градационную передачу, которая в возможно полной мере компен сировала бы потерю градации в дальнейшем. В этом и состоит основная задача градационного маскирования.
Внешним градационным маскированием устраняют искажения гра дационной передачи в светах, совмещая основной негатив, гра дационная передача которого характеризуется отрезком аб на кривой II (рис. 21), с маскирующим негативом, изготовляемым с недодержкой. При экспонировании с недодержкой градационная передача на этом маскирующем негативе, называемом м а с к о й с в е т о в , харак теризуется отрезком ав на кривой II. Шкала на графике находится при этом в положении 2. При совмещении основного негатива с маски рующим происходит увеличение градиента в светах совмещенного изображения, в результате чего устраняется градационное искажение, заключающееся в потере деталей яркости в светах изображения. Вос становленная градация показана прерывистой линией в верхней части характеристической кривой. Для компенсирования потери градации на последующих этапах изготовления печатной формы необходимо, как правило, не только восстановить градацию, но и получить боль ший градиент в светах и тенях градационной кривой. В связи с этим
88
маски светов |
и теней делают более |
|
|
|||
контрастными. |
Эффект |
от |
примене |
|
|
|
ния такой маски показан |
пунктирной |
|
|
|||
линией в верхней части характеристи |
|
|
||||
ческой кривой (рис. 21). Исправление |
|
|
||||
градационной |
передачи |
в тенях изо |
|
|
||
бражения в данном случае представ |
|
|
||||
ляет более трудную задачу. Для это |
|
|
||||
го изготовляют негатив |
с |
передерж |
|
|
||
кой. Градационная передача на этом |
|
|
||||
негативе |
характеризуется |
отрезком |
Рис. |
22 |
||
гд. Шкала на графике находится при |
Исправление светлых полутонов |
|||||
этом в положении 3. С этого пере |
|
|
||||
держанного |
негатива |
изготовляют |
|
|
||
диапозитив, называемый |
|
м а с к о й |
|
по светам диапозитивом, |
||
т е н е й , |
и совмещают |
его с исправленным |
изготовленным с маскированного маской светов основного негатива. Градационная кривая (I) исправленного по светам диапозитива по казана на рис. 22. Градационная кривая диапозитива (маски те ней), изготовленного с передержанного негатива, показана на этом же рисунке (кривая II). Прерывистая линия слева вверху показывает ре зультат исправления диапозитива по теням. Эффект применения бо лее контрастной маски теней показан пунктирной линией.
Описанное градационное маскирование слишком длительно, и поэтому в практике идут более коротким путем. Основной негатив экспонируют с такой передержкой, чтобы тени оригинала перемести лись в верх кривой. Шкала на графике находится при этом в положе нии 4. В результате они попадут в область нормальной передачи характеристической кривой, и отпадет необходимость в маске теней. Таким образом, в этом случае ограничиваются одним маскирующим не гативом — маской светов, получение которой описано выше.
Изготовляя основной и маскирующие негативы с передачей шка лы яркостей разными участками характеристической кривой, приме няя разные фотослои и режимы обработки, можно воспроизвести рас считанные градационные кривые фотоформ или приблизиться к ним с достаточной для практики точностью.
Внутреннее градационное маскирование осуществляется с примене нием двухслойных фототехнических пленок (§ 12). По сравнению^ внешним градационным маскированием использование двухслой ных фототехнических пленок с внутренним градационным маски рованием упрощает устранение градационных недостатков и полу чение заданной градационной передачи, повышает производитель
ность |
и дает существенную |
экономию |
материалов, так как |
нет |
необходимости изготовлять |
отдельные |
градационные маски. |
Отпадает также трудоемкая операция по совмещению маскируемого
изображения с маскирующим.
Как видим, и внешнее и внутреннее градационное маскирование представляет собой существенный элемент фоторепродукционного процесса.
8ü
Глава 8
Изготовление растровой фотоформы
§ 36
Общая характеристика растрового фотопроцесса и растровой фотоформы
Процесс получения растровой фотоформы для изготовления пе чатных форм высокой и плоской печати представляет собой особый вид фоторепродукционного процесса и называется р а с т р о в ы м ф о т о п р о ц е с с о м . Тоновой оригинал в растровом фотопроцес се воспроизводится путем расчленения полутонов оригинала или про межуточного тонового фотоизображения на мелкие штриховые эле менты. В результате получают растровую фотоформу, на которой градация тонов передается благодаря разной величине растровых эле ментов растровых точек*. Число растровых элементов на единице площади определяется линиатурой растра. Так, например, на пло щади в 1 см2 растрового изображения, изготовленного с растром 40 лин/'см, содержится 1600 растровых точек, а с растром 80 лин/см_ 6400. На растровой фотоформе, так же как и на штриховой, имеются только прозрачные и непрозрачные элементы, т. е. две плотности Dm и АпіпРастровое изображение воспринимается как тоновое, в связи с тем, что величина растровых точек находится за пределами разрешаю щей способности глаза.
Таким образом, яркость, а при рассматривании растровых изоб ражений в проходящем свете, прозрачность того или иного участка растрового изображения зависит только от соотношения площадей, занятых прозрачными и непрозрачными элементами, т. е. от величины растровых точек. Чем больше площадь растровых непрозрачных эле ментов и чем меньше площадь прозрачных элементов, тем темнее данный участок растрового изображения, и наоборот.
Конечная цель воспроизведения тонового оригинала — получение растрового печатного оттиска — репродукции. В данном случае имеют ся в виду печатные оттиски высокой и плоской печати, так как раст ровые фотоформы, если не считать глубокой автотипии, предназна
чаются для изготовления печатных форм именно этими способами печати.
Так как растровая фотоформа, так же как и штриховая, должна обладать копировальной способностью (§ 27), то для копировального процесса принимаем допущение, что на ней имеются только абсолютно
*Следует иметь в виду, что понятие «растровая точка» несколько условно. Когда говорят о растровой точке, то обычно подразумевают печатающий растровый элемент, однако отдельно стоящие растровые элементы, которые можно назвать растровыми точками, имеются только в светлых и средних полутонах. Дальше печатающие растровые элементы соединяются друг с другом и между ними обра зуются уже отдельно стоящие пробельные растровые элементы, уменьшающиеся по величине по мере перехода от средних полутонов к темным.
90
непрозрачные (Dmax = <х>) и абсолютно прозрачные (Dmin = 0) элементы. Такое допущение возможно в связи с тем, что для копирования на слое очувствленного полимера пригодны только такие растровые фо тоформы, которые обеспечивают на копии полное световое дубление слоя под прозрачными элементами и сохранение растворимости копи ровального слоя под непрозрачными. Поэтому градационная переда ча на копии зависит не от абсолютных значений Dmax и Dmin, а от соотношения площадей прозрачных и непрозрачных элементов раст ровой фотоформы. Таким образом, градационная характеристика ра стровой фотоформы, копии и печатной формы определяется соотно шением площадей растровых элементов. На растровой копии это бу
дет соотношение площадей, занятых |
задубленным слоем полимера |
и свободных от него, а на растровой |
печатной форме —- соотношение |
площадей печатающих и пробельных элементов. Отсюда следует, что градационная характеристика растровых фотоформ, копий и печат ных форм не может основываться на оптических плотностях.
Что же касается растрового печатного оттиска, то его градацион ная характеристика определяется уже теми полутонами, которые по лучаются от суммарного зрительного восприятия мелких штриховых элементов. При этом полутон зависит не только от соотношения пло щадей печатных и пробельных элементов, но и от оптических явлений, имеющих место на растровом печатном оттиске.
На современном уровне развития полиграфического воспроиз ведения тонового оригинала в высокой и плоской печати имеются четыре метода получения растрового изображения, из которых сле дующие три метода относятся к растровому фотопроцессу: 1) посред ством переменной освещенности, создаваемой на поверхности фото слоя за проекционным растром; 2) посредством переменной оптической плотности растровых элементов контактного растра; 3) посредством переменной светочувствительности растровых элементов растрированной фотопленки. Собственно и в первом, и во втором методе исполь зуется переменная освещенность, но в первом случае это происходит из-за сложного хода лучей света через прозрачные ячейки растра, удаленного от фотослоя на небольшое расстояние; во втором случае переменная освещенность растровых элементов возникает в резуль тате изменяющейся оптической плотности элементов контактного ра стра от их центра к краям. Четвертым методом, исключающим фоторепродукционный и копировальный процессы при изготовлении форм
высокой печати — клише, является |
п е р е м е |
н н а я г л у б и н а |
р е з а н и я или в ы ж и г а н и я |
формного |
материала, осущест |
вляемого при фотоэлектрогравировальном способе изготовления фо томеханической печатной формы (§77).
При изучении растрового фотопроцесса его следует рассматривать состоящим из двух частей: 1) образования растрового элемента и
2)растровой градационной передачи. Однако при этом нужно иметь
ввиду, что обе части связаны между собой, так как условия образо вания растрового элемента, т. е. параметры и режимы растрового фо топроцесса, определяют градационную характеристику получаемого растрового изображения.
91