Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 324

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

технических недостатков (пятен, царапин и т. п.). В зависимости от устраняемых недостатков ручная ретушь бывает градационной, цве­ тоделительной и технической. В картографии широко применяется так называемая расчленительная ретушь.

Ретушь разнообразна по технике исполнения. Она производится разными инструментами и материалами: карандашом, кистью, тушью, анилиновыми красками и специальными ретушерными красками. Для ретуширования растровых фотоформ (преимущественно растровых диапозитивов) при изготовлении офсетных печатных форм используется так называемая химическая ретушь, заключающаяся в уменьшении размера непрозрачных растровых элементов с помощью кисти, смочен­ ной ослабителем с красной кровяной солью и тиосульфатом натрия.

При исправлении градации на растровых клише применяют

ручное корректирование, называемое

к о р р е к т у р н ы м

т р а в ­

л е н и е м с в ы к р ы в а н и я м и .

Иногда для нанесения

новых

печатающих элементов или их удаления штриховые офсетные печатные формы подвергают местной гидрофобизации или гидрофилизации. Та­ кое корректирование целесообразно только при весьма ограниченном объеме исправлений. Если нужно ввести или удалить много печатаю­ щих элементов, то форму не корректируют, а готовят заново. Местное корректирование производят и на формах глубокой печати. Раньше оно было только ручным, заключавшимся в местном осветлении путем шлифования куском древесного угля или в местном углублении пе­ чатающих элементов путем нанесения на поверхность корректируемых участков формы кислоупорного слоя, например переводной краски, и последующего травления этих участков раствором хлорного железа. В настоящее время получило распространение э л е к т р о х и м и ­ ч е с к о е к о р р е к т и р о в а н и е форм глубокой печати.

§35

Градационное маскирование

При изготовлении промежуточных фотографических изображений и фотоформ возникает необходимость корректирования градацион­ ной передачи. Такое корректирование может быть осуществлено руч­ ной ретушью и фотомеханическим корректированием, которое назы­ вают г р а д а ц и о н н ы м м а с к и р о в а н и е м . Различают внешнее и внутреннее градационное маскирование.

Необходимость корректирования градационной передачи возникает, во-первых, с целью устранения градационных недостатков, присущих фотографическим слоям и фоторепродукционному процессу, и вовторых, с целью исправления градационной передачи в нужную сто­ рону. Известно, что S-образный вид характеристической кривой фото­

слоя (рис.

21, кривая I) свидетельствует об уменьшении контраста в

тенях

и светах

изображения.

Кроме того, наличие светорассеяния

также

приводит

к определенному уменьшению контраста, особенно

в тенях изображения (рис. 21,

кривая II). Когда интервал тонового

оригинала

или,

иначе говоря,

его шкала яркостей больше фотогра­

фической широты, имеет место потеря деталей яркости и снижение кон­ траста в светах и тенях изображения. На рис. 21 условно полоской-

87


Рис. 21

Получение масок светов и теней при внешнем градационном маскировании

шкалой, разделенной на десять полей, показана шкала яркостей тонового оригинала. Увеличение оптических плотностей на этой шка­ ле-идет справа налево. При нахождении шкалы в положении 1, т. е. при экспозиции, когда градационная передача шкалы на негативе ха­ рактеризуется отрезком аб на кривой II света и тени шкалы попадут соответственно в область передержек и недодержек. На полученном в результате такого экспонирования в светах и тенях негативе сни­ зится контрастность, т. е. произойдет искажение градационной передачи.

Градационные недостатки появляются и на последующих этапах изготовления печатной формы и в процессе печатания. Поэтому в фоторепродукционном процессе необходимо получить на фотоформах та­ кую градационную передачу, которая в возможно полной мере компен­ сировала бы потерю градации в дальнейшем. В этом и состоит основная задача градационного маскирования.

Внешним градационным маскированием устраняют искажения гра­ дационной передачи в светах, совмещая основной негатив, гра­ дационная передача которого характеризуется отрезком аб на кривой II (рис. 21), с маскирующим негативом, изготовляемым с недодержкой. При экспонировании с недодержкой градационная передача на этом маскирующем негативе, называемом м а с к о й с в е т о в , харак­ теризуется отрезком ав на кривой II. Шкала на графике находится при этом в положении 2. При совмещении основного негатива с маски­ рующим происходит увеличение градиента в светах совмещенного изображения, в результате чего устраняется градационное искажение, заключающееся в потере деталей яркости в светах изображения. Вос­ становленная градация показана прерывистой линией в верхней части характеристической кривой. Для компенсирования потери градации на последующих этапах изготовления печатной формы необходимо, как правило, не только восстановить градацию, но и получить боль­ ший градиент в светах и тенях градационной кривой. В связи с этим

88

маски светов

и теней делают более

 

 

контрастными.

Эффект

от

примене­

 

 

ния такой маски показан

пунктирной

 

 

линией в верхней части характеристи­

 

 

ческой кривой (рис. 21). Исправление

 

 

градационной

передачи

в тенях изо­

 

 

бражения в данном случае представ­

 

 

ляет более трудную задачу. Для это­

 

 

го изготовляют негатив

с

передерж­

 

 

кой. Градационная передача на этом

 

 

негативе

характеризуется

отрезком

Рис.

22

гд. Шкала на графике находится при

Исправление светлых полутонов

этом в положении 3. С этого пере­

 

 

держанного

негатива

изготовляют

 

 

диапозитив, называемый

 

м а с к о й

 

по светам диапозитивом,

т е н е й ,

и совмещают

его с исправленным

изготовленным с маскированного маской светов основного негатива. Градационная кривая (I) исправленного по светам диапозитива по­ казана на рис. 22. Градационная кривая диапозитива (маски те­ ней), изготовленного с передержанного негатива, показана на этом же рисунке (кривая II). Прерывистая линия слева вверху показывает ре­ зультат исправления диапозитива по теням. Эффект применения бо­ лее контрастной маски теней показан пунктирной линией.

Описанное градационное маскирование слишком длительно, и поэтому в практике идут более коротким путем. Основной негатив экспонируют с такой передержкой, чтобы тени оригинала перемести­ лись в верх кривой. Шкала на графике находится при этом в положе­ нии 4. В результате они попадут в область нормальной передачи характеристической кривой, и отпадет необходимость в маске теней. Таким образом, в этом случае ограничиваются одним маскирующим не­ гативом — маской светов, получение которой описано выше.

Изготовляя основной и маскирующие негативы с передачей шка­ лы яркостей разными участками характеристической кривой, приме­ няя разные фотослои и режимы обработки, можно воспроизвести рас­ считанные градационные кривые фотоформ или приблизиться к ним с достаточной для практики точностью.

Внутреннее градационное маскирование осуществляется с примене­ нием двухслойных фототехнических пленок (§ 12). По сравнению^ внешним градационным маскированием использование двухслой­ ных фототехнических пленок с внутренним градационным маски­ рованием упрощает устранение градационных недостатков и полу­ чение заданной градационной передачи, повышает производитель­

ность

и дает существенную

экономию

материалов, так как

нет

необходимости изготовлять

отдельные

градационные маски.

Отпадает также трудоемкая операция по совмещению маскируемого

изображения с маскирующим.

Как видим, и внешнее и внутреннее градационное маскирование представляет собой существенный элемент фоторепродукционного процесса.



Глава 8

Изготовление растровой фотоформы

§ 36

Общая характеристика растрового фотопроцесса и растровой фотоформы

Процесс получения растровой фотоформы для изготовления пе­ чатных форм высокой и плоской печати представляет собой особый вид фоторепродукционного процесса и называется р а с т р о в ы м ф о т о п р о ц е с с о м . Тоновой оригинал в растровом фотопроцес­ се воспроизводится путем расчленения полутонов оригинала или про­ межуточного тонового фотоизображения на мелкие штриховые эле­ менты. В результате получают растровую фотоформу, на которой градация тонов передается благодаря разной величине растровых эле­ ментов растровых точек*. Число растровых элементов на единице площади определяется линиатурой растра. Так, например, на пло­ щади в 1 см2 растрового изображения, изготовленного с растром 40 лин/'см, содержится 1600 растровых точек, а с растром 80 лин/см_ 6400. На растровой фотоформе, так же как и на штриховой, имеются только прозрачные и непрозрачные элементы, т. е. две плотности Dm и АпіпРастровое изображение воспринимается как тоновое, в связи с тем, что величина растровых точек находится за пределами разрешаю­ щей способности глаза.

Таким образом, яркость, а при рассматривании растровых изоб­ ражений в проходящем свете, прозрачность того или иного участка растрового изображения зависит только от соотношения площадей, занятых прозрачными и непрозрачными элементами, т. е. от величины растровых точек. Чем больше площадь растровых непрозрачных эле­ ментов и чем меньше площадь прозрачных элементов, тем темнее данный участок растрового изображения, и наоборот.

Конечная цель воспроизведения тонового оригинала — получение растрового печатного оттиска — репродукции. В данном случае имеют­ ся в виду печатные оттиски высокой и плоской печати, так как раст­ ровые фотоформы, если не считать глубокой автотипии, предназна­

чаются для изготовления печатных форм именно этими способами печати.

Так как растровая фотоформа, так же как и штриховая, должна обладать копировальной способностью (§ 27), то для копировального процесса принимаем допущение, что на ней имеются только абсолютно

*Следует иметь в виду, что понятие «растровая точка» несколько условно. Когда говорят о растровой точке, то обычно подразумевают печатающий растровый элемент, однако отдельно стоящие растровые элементы, которые можно назвать растровыми точками, имеются только в светлых и средних полутонах. Дальше печатающие растровые элементы соединяются друг с другом и между ними обра­ зуются уже отдельно стоящие пробельные растровые элементы, уменьшающиеся по величине по мере перехода от средних полутонов к темным.

90


непрозрачные (Dmax = <х>) и абсолютно прозрачные (Dmin = 0) элементы. Такое допущение возможно в связи с тем, что для копирования на слое очувствленного полимера пригодны только такие растровые фо­ тоформы, которые обеспечивают на копии полное световое дубление слоя под прозрачными элементами и сохранение растворимости копи­ ровального слоя под непрозрачными. Поэтому градационная переда­ ча на копии зависит не от абсолютных значений Dmax и Dmin, а от соотношения площадей прозрачных и непрозрачных элементов раст­ ровой фотоформы. Таким образом, градационная характеристика ра­ стровой фотоформы, копии и печатной формы определяется соотно­ шением площадей растровых элементов. На растровой копии это бу­

дет соотношение площадей, занятых

задубленным слоем полимера

и свободных от него, а на растровой

печатной форме —- соотношение

площадей печатающих и пробельных элементов. Отсюда следует, что градационная характеристика растровых фотоформ, копий и печат­ ных форм не может основываться на оптических плотностях.

Что же касается растрового печатного оттиска, то его градацион­ ная характеристика определяется уже теми полутонами, которые по­ лучаются от суммарного зрительного восприятия мелких штриховых элементов. При этом полутон зависит не только от соотношения пло­ щадей печатных и пробельных элементов, но и от оптических явлений, имеющих место на растровом печатном оттиске.

На современном уровне развития полиграфического воспроиз­ ведения тонового оригинала в высокой и плоской печати имеются четыре метода получения растрового изображения, из которых сле­ дующие три метода относятся к растровому фотопроцессу: 1) посред­ ством переменной освещенности, создаваемой на поверхности фото­ слоя за проекционным растром; 2) посредством переменной оптической плотности растровых элементов контактного растра; 3) посредством переменной светочувствительности растровых элементов растрированной фотопленки. Собственно и в первом, и во втором методе исполь­ зуется переменная освещенность, но в первом случае это происходит из-за сложного хода лучей света через прозрачные ячейки растра, удаленного от фотослоя на небольшое расстояние; во втором случае переменная освещенность растровых элементов возникает в резуль­ тате изменяющейся оптической плотности элементов контактного ра­ стра от их центра к краям. Четвертым методом, исключающим фоторепродукционный и копировальный процессы при изготовлении форм

высокой печати — клише, является

п е р е м е

н н а я г л у б и н а

р е з а н и я или в ы ж и г а н и я

формного

материала, осущест­

вляемого при фотоэлектрогравировальном способе изготовления фо­ томеханической печатной формы (§77).

При изучении растрового фотопроцесса его следует рассматривать состоящим из двух частей: 1) образования растрового элемента и

2)растровой градационной передачи. Однако при этом нужно иметь

ввиду, что обе части связаны между собой, так как условия образо­ вания растрового элемента, т. е. параметры и режимы растрового фо­ топроцесса, определяют градационную характеристику получаемого растрового изображения.

91