Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 336

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основным в процессе получения цветной репродукции является завершающий этап — синтез, результаты которого определяются не только оптическими и печатными свойствами бумаги и цветных печат­ ных красок, но и предшествующим комплексом процессов изготовле­ ния цветной репродукции.

На цветной репродукции должен быть со всей полнотой воспроиз­ веден тот замысел, который вложен в оригинал его создателем, будь то произведение изобразительного искусства или цветная фотография.

Качество цветной репродукции определяется прежде всего уровнем техники и технологии на данном полиграфическом предприятии. Совре­ менная техника и технология фотомеханического производства печат­ ной формы, применение электроники и маскирования позволяют полу­ чать с цветных оригиналов, особенно с цветных фотографий, вполне удовлетворительные репродукции для массовых изданий без ручного корректирования. Однако при воспроизведении сложных оригиналов, к которым прежде всего относятся произведения живописи, и в тех случаях, когда к точности цветной репродукции предъявляют высокие требования, все еще приходится прибегать также и к цветоделитель­ ному корректированию ручным способом, корректировать печатные и колористические свойства красок, определять число и цвет вспомога­ тельных красок. Например, иногда решают вопрос, какую краску взять в качестве четвертой — черную, серую или темную с определен­ ным цветным тоном. Поэтому воспроизведение цветного оригинала средствами полиграфической техники при особых требованиях к точ­ ности воспроизведения все еще является не только технической проб­ лемой.

Впроизводстве цветной репродукции участвуют разные исполни­ тели: фотографы, ретушеры, травильщики, операторы электрогравировальных автоматов, печатники. Поэтому неслучайно, что качество цветной репродукции во многом зависит от их квалификации, умения пользоваться техникой, от высокой художественной культуры, способ­ ности владеть кистью и карандашом, знания основ цветоделения. Все это в большой мере относится к ретушерам и травильщикам.

Воснове получения многообразия цветов на цветной репродукции лежит трехцветный синтез, осуществляемый в данном случае в основ­ ном субтрактивным методом, т. е. с помощью трех красок: желтой, пурпурной и голубой. Введение вспомогательных красок, главным образом черной и серой, а в офсетной репродукции иногда и других, объясняются отнюдь не требованиями самого цветового синтеза, а дру­ гими, не зависящими от существа трехцветного синтеза причинами.

Цветная полиграфическая репродукция появилась значительно раньше, чем цветная фотография. Уже на заре печатания начали вруч­ ную делать раскраску оттисков с гравюр на дереве и металле — иллю­ минирование. Но собственно полиграфическая цветная репродукция появилась лишь после изобретения в конце XVIII в. литографии. Литографская ручная техника впервые в полиграфии позволила осу­ ществить цветовой синтез с относительно большим, но все же ограни­ ченным числом печатных красок. Цветная литография, получившая название хромолитографии (цветные литографские оттиски :— олео­

117


графин), как единственный в свое время способ цветной репродукции, достигла большого совершенства и широко применялась еще долго после появления фотомеханической цветной репродукции, пока та не

вытеснила вообще ручную технику изготовления иллюстрационных печатных форм.

Развитие и совершенствование фотографии: открытие сенсибилиза­ ции в 1873 г., разработка в связи с этим цветочувствительных фотогра­ фических слоев (вначале бромосеребряной коллоидной эмульсии, а затем сенсибилизированных фотослоев фабричного производства), появ­ ление объективов апохроматов, светофильтров, мощных источников света и многих других достижений фотографической техники вместе с совершенствованием фотомеханических процессов в полиграфиче­ ском производстве привели к замене ручных способов изготовления печатных форм для цветной репродукции фотомеханическими.

В настоящее время цветная репродукция печатается всеми спосо­ бами печати. То, что не так давно считалось уделом только высокой печати, например, листовые репродукции картин мастеров живописи, не говоря уже о цветных вклейках, вкладках, почтовых открытках и массовой цветной продукции, теперь воспроизводится даже с большим успехом офсетной и глубокой печатью. Таким образом, распределение цветной репродукции по способам печати не остается незыблемым. То, что «вчера» казалось твердо установленным, определенным, «сегодня» в связи с непрерывным развитием и совершенствованием техники и тех­ нологии представляется уже устаревшим. Так произошло с офсетной печатью. Длительное время считалось неотъемлемым свойством оф­ сетной цветной репродукции — мягкость, «воздушность» цветных то­ нов, что, как известно, характерно для акварелей. Поэтому считали, и вполне справедливо, что офсетную печать нужно применять только для воспроизведения акварельной живописи. Но это было тогда, когда печатали на бумаге с низкой гладкостью, шероховатой и обильно ув­ лажняли печатную форму водой во время печатания. Последующее развитие офсетного производства, коренные совершенствования форм­ ного и печатного процессов привели к тому, что офсетная печать се­ годня уже конкурирует с высокой печатью по качеству воспроизведе­ ния самых сложных цветных оригиналов.

Совершенствование офсетной печати привело к значительному расширению ее возможностей. Это доказано практикой как отечест­ венного, так и зарубежного офсетного производства. К коренным совершенствованиям офсетного производства относятся прежде всего широкое распространение биметаллических печатных форм, которые позволили увеличить выход краски на бумагу и уменьшить подачу на печатную форму увлажняющего раствора; более высокая разре­ шающая способность биметаллических печатных форм по сравнению с обычными, что позволило использовать растры мелкой линиатуры. Высокая тиражеустойчивость биметаллических печатных форм обеспе­ чивает постоянство качества отпечатков в пределах всего тиража. Ми­ нимальное увлажнение печатной формы во время печатания и меры, предпринимаемые для предотвращения попадания увлажняющего раствора в печатную краску, практически устраняют эмульгирование

118


связующего краски с водой, что сохраняет интенсивность и насыщен­ ность цвета печатной краски на оттиске. Все это позволило снизить число красок до четырех и применить в офсетной печати мелованную бумагу высокой гладкости.

Совершенствование офсетной печати привело к тому, что она ока­ залась пригодной для воспроизведения самых сложных цветных ори­ гиналов. То же можно сказать и о глубокой печати. Опыт наших и зарубежных предприятий по применению глубокой печати для изда­ ния не только цветных открыток, вклеек, но и высокохудожественных цветных репродукций — свидетельство больших возможностей этого способа печати.

Выбор средств производства цветной репродукции в зависимости от состояния техники и технологии того или иного способа печати не так прост, как это может показаться с первого взгляда, он требует глубоких знаний возможностей производства, современного состояния техники и технологии, свойств применяемых материалов, особенно бумаги и цветных печатных красок, и, безусловно, глубоких знаний в области теории цветной репродукции, которая базируется прежде всего на цветоведении и теории фотографических процессов.

§43

Цветной оригинал

Объектом полиграфической цветной репродукции служат рисован­ ные (живописные) и фотографические цветные оригиналы.

Р и с о в а н н ы е ( ж и в о п и с н ы е ) ц в е т н ы е о р и г и-, н а л ы можно разделить на две группы: 1) оригиналы, изготовленные без учета воспроизведения полиграфическими средствами. К таким оригиналам относятся прежде всего картины художников, представлен­ ные в музеях и на выставках; 2) оригиналы, изготовляемые художни­ ками по заказу издательств и предназначенные для иллюстрирования книг, журналов, газет или для издания отдельными репродукциями, а также оригиналы плакатов и этикеточной продукции. Такие ориги­ налы могут быть выполнены с учетом особенностей цветового охвата цветных печатных красок для того или иного способа печати и с уче­ том способа изготовления печатной формы.

Использование цвета неизмеримо увеличивает изобразительные

возможности цветного оригинала по

сравнению с

черно-белым. Но

с другой стороны, оно значительно

и усложняет

полиграфическое

воспроизведение.

С точки зрения техники и технологии полиграфического воспроиз­ ведения основными характеристиками цветного оригинала являются цветовое содержание и геометрия цветных деталей.

Цветовое содержание живописного цветного оригинала опреде­ ляется большим или меньшим многообразием цветов и их характером (теплые, холодные) и зависит прежде всего от характера сюжета и ма­ неры художника, от применяемой им «палитры» красок. Цветовое содержание фотографического цветного оригинала также зависит от характера сюжета. Правильная цветопередача на цветной репродук­ ции всех без исключения цветов оригинала получается лишь в том

119



f

случае, если все они находятся в пре­

 

делах цветового охвата цветных печат­

 

ных красок. Те цвета оригинала, кото­

 

рые выходят за

пределы

цветового

ох­

 

вата красок, могут быть переданы лишь

 

с большим или меньшим приближением

 

в зависимости от того, насколько они

 

выходят за пределы цветового охвата

 

печатных красок.

 

 

 

 

 

Непосредственное

определение

цве­

 

тового

содержания цветного оригинала

 

представляет некоторые трудности. Од­

 

нако наличие атласов цветового охвата

ч

цветных печатных красок, которыми бу­

дет печататься цветная репродукция,

да­

Рис. 36

ет возможность практически достаточно

Расположение цветов живо­

точно

представить, какие

цвета ориги­

писных красок в теле цвето­

вого охвата

нала входят в цветовой

охват

данных

 

печатных красок, какие находятся за

его пределами и с каким приближением они могут

быть воспроизве­

дены на цветной репродукции. Для сопоставления

цветов оригинала

с цветами атласа цветового

охвата

с целью

определения

точности

их воспроизведения в листах атласа вырезают отверстия на каждом стыке четырех цветных полей, накладывают на цветной оригинал лист атласа и перемещают его до тех пор, пока участок данного цве­ та оригинала не попадет в то отверстие, у которого находится такой же цвет атласа. Если в листах атласа цветового охвата нет отверстий, то пользуются масками — листами бумаги с вырезанным отверстием. Одну маску накладывают на оригинал, другую — на лист атласа.

Цветовое содержание живописных цветных оригиналов опреде­ ляется цветом тех живописных красок, которые имеются в распоряже­ нии художника. На фотографических цветных оригиналах цветовое содержание определяется цветом трех красителей: желтого, пурпур­ ного и голубого, образующихся в трех фотографических слоях в ре­ зультате цветового проявления многослойной цветной пленки, а также всем тем многообразием цветов, которое получается на фотографиче­ ском цветном изображении в результате субстрактивного синтеза, осу­ ществляемого указанными тремя красителями.

Чтобы определить, какие требования необходимо предъявить к цветовому охвату цветных печатных красок, необходимо знать, что представляют собой живописные краски, применяемые художниками. На рис. 36 показано расположение цветов живописных красок в теле цветового охвата теоретических красок *. Хотя эти данные и не дают полного представления о цветовом охвате живописных красок, все же они позволяют сделать важные выводы. Обладая, хотя и не в полной мере, теми же недостатками, что и цветные печатные краски, они не

*И. А. Медовщиков. Четырехцветная офсетная репродукция и краски для нее. М., Гизлегпром, 1941.

120