Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 5
Основным в процессе получения цветной репродукции является завершающий этап — синтез, результаты которого определяются не только оптическими и печатными свойствами бумаги и цветных печат ных красок, но и предшествующим комплексом процессов изготовле ния цветной репродукции.
На цветной репродукции должен быть со всей полнотой воспроиз веден тот замысел, который вложен в оригинал его создателем, будь то произведение изобразительного искусства или цветная фотография.
Качество цветной репродукции определяется прежде всего уровнем техники и технологии на данном полиграфическом предприятии. Совре менная техника и технология фотомеханического производства печат ной формы, применение электроники и маскирования позволяют полу чать с цветных оригиналов, особенно с цветных фотографий, вполне удовлетворительные репродукции для массовых изданий без ручного корректирования. Однако при воспроизведении сложных оригиналов, к которым прежде всего относятся произведения живописи, и в тех случаях, когда к точности цветной репродукции предъявляют высокие требования, все еще приходится прибегать также и к цветоделитель ному корректированию ручным способом, корректировать печатные и колористические свойства красок, определять число и цвет вспомога тельных красок. Например, иногда решают вопрос, какую краску взять в качестве четвертой — черную, серую или темную с определен ным цветным тоном. Поэтому воспроизведение цветного оригинала средствами полиграфической техники при особых требованиях к точ ности воспроизведения все еще является не только технической проб лемой.
Впроизводстве цветной репродукции участвуют разные исполни тели: фотографы, ретушеры, травильщики, операторы электрогравировальных автоматов, печатники. Поэтому неслучайно, что качество цветной репродукции во многом зависит от их квалификации, умения пользоваться техникой, от высокой художественной культуры, способ ности владеть кистью и карандашом, знания основ цветоделения. Все это в большой мере относится к ретушерам и травильщикам.
Воснове получения многообразия цветов на цветной репродукции лежит трехцветный синтез, осуществляемый в данном случае в основ ном субтрактивным методом, т. е. с помощью трех красок: желтой, пурпурной и голубой. Введение вспомогательных красок, главным образом черной и серой, а в офсетной репродукции иногда и других, объясняются отнюдь не требованиями самого цветового синтеза, а дру гими, не зависящими от существа трехцветного синтеза причинами.
Цветная полиграфическая репродукция появилась значительно раньше, чем цветная фотография. Уже на заре печатания начали вруч ную делать раскраску оттисков с гравюр на дереве и металле — иллю минирование. Но собственно полиграфическая цветная репродукция появилась лишь после изобретения в конце XVIII в. литографии. Литографская ручная техника впервые в полиграфии позволила осу ществить цветовой синтез с относительно большим, но все же ограни ченным числом печатных красок. Цветная литография, получившая название хромолитографии (цветные литографские оттиски :— олео
117
графин), как единственный в свое время способ цветной репродукции, достигла большого совершенства и широко применялась еще долго после появления фотомеханической цветной репродукции, пока та не
вытеснила вообще ручную технику изготовления иллюстрационных печатных форм.
Развитие и совершенствование фотографии: открытие сенсибилиза ции в 1873 г., разработка в связи с этим цветочувствительных фотогра фических слоев (вначале бромосеребряной коллоидной эмульсии, а затем сенсибилизированных фотослоев фабричного производства), появ ление объективов апохроматов, светофильтров, мощных источников света и многих других достижений фотографической техники вместе с совершенствованием фотомеханических процессов в полиграфиче ском производстве привели к замене ручных способов изготовления печатных форм для цветной репродукции фотомеханическими.
В настоящее время цветная репродукция печатается всеми спосо бами печати. То, что не так давно считалось уделом только высокой печати, например, листовые репродукции картин мастеров живописи, не говоря уже о цветных вклейках, вкладках, почтовых открытках и массовой цветной продукции, теперь воспроизводится даже с большим успехом офсетной и глубокой печатью. Таким образом, распределение цветной репродукции по способам печати не остается незыблемым. То, что «вчера» казалось твердо установленным, определенным, «сегодня» в связи с непрерывным развитием и совершенствованием техники и тех нологии представляется уже устаревшим. Так произошло с офсетной печатью. Длительное время считалось неотъемлемым свойством оф сетной цветной репродукции — мягкость, «воздушность» цветных то нов, что, как известно, характерно для акварелей. Поэтому считали, и вполне справедливо, что офсетную печать нужно применять только для воспроизведения акварельной живописи. Но это было тогда, когда печатали на бумаге с низкой гладкостью, шероховатой и обильно ув лажняли печатную форму водой во время печатания. Последующее развитие офсетного производства, коренные совершенствования форм ного и печатного процессов привели к тому, что офсетная печать се годня уже конкурирует с высокой печатью по качеству воспроизведе ния самых сложных цветных оригиналов.
Совершенствование офсетной печати привело к значительному расширению ее возможностей. Это доказано практикой как отечест венного, так и зарубежного офсетного производства. К коренным совершенствованиям офсетного производства относятся прежде всего широкое распространение биметаллических печатных форм, которые позволили увеличить выход краски на бумагу и уменьшить подачу на печатную форму увлажняющего раствора; более высокая разре шающая способность биметаллических печатных форм по сравнению с обычными, что позволило использовать растры мелкой линиатуры. Высокая тиражеустойчивость биметаллических печатных форм обеспе чивает постоянство качества отпечатков в пределах всего тиража. Ми нимальное увлажнение печатной формы во время печатания и меры, предпринимаемые для предотвращения попадания увлажняющего раствора в печатную краску, практически устраняют эмульгирование
118
связующего краски с водой, что сохраняет интенсивность и насыщен ность цвета печатной краски на оттиске. Все это позволило снизить число красок до четырех и применить в офсетной печати мелованную бумагу высокой гладкости.
Совершенствование офсетной печати привело к тому, что она ока залась пригодной для воспроизведения самых сложных цветных ори гиналов. То же можно сказать и о глубокой печати. Опыт наших и зарубежных предприятий по применению глубокой печати для изда ния не только цветных открыток, вклеек, но и высокохудожественных цветных репродукций — свидетельство больших возможностей этого способа печати.
Выбор средств производства цветной репродукции в зависимости от состояния техники и технологии того или иного способа печати не так прост, как это может показаться с первого взгляда, он требует глубоких знаний возможностей производства, современного состояния техники и технологии, свойств применяемых материалов, особенно бумаги и цветных печатных красок, и, безусловно, глубоких знаний в области теории цветной репродукции, которая базируется прежде всего на цветоведении и теории фотографических процессов.
§43
Цветной оригинал
Объектом полиграфической цветной репродукции служат рисован ные (живописные) и фотографические цветные оригиналы.
Р и с о в а н н ы е ( ж и в о п и с н ы е ) ц в е т н ы е о р и г и-, н а л ы можно разделить на две группы: 1) оригиналы, изготовленные без учета воспроизведения полиграфическими средствами. К таким оригиналам относятся прежде всего картины художников, представлен ные в музеях и на выставках; 2) оригиналы, изготовляемые художни ками по заказу издательств и предназначенные для иллюстрирования книг, журналов, газет или для издания отдельными репродукциями, а также оригиналы плакатов и этикеточной продукции. Такие ориги налы могут быть выполнены с учетом особенностей цветового охвата цветных печатных красок для того или иного способа печати и с уче том способа изготовления печатной формы.
Использование цвета неизмеримо увеличивает изобразительные
возможности цветного оригинала по |
сравнению с |
черно-белым. Но |
с другой стороны, оно значительно |
и усложняет |
полиграфическое |
воспроизведение.
С точки зрения техники и технологии полиграфического воспроиз ведения основными характеристиками цветного оригинала являются цветовое содержание и геометрия цветных деталей.
Цветовое содержание живописного цветного оригинала опреде ляется большим или меньшим многообразием цветов и их характером (теплые, холодные) и зависит прежде всего от характера сюжета и ма неры художника, от применяемой им «палитры» красок. Цветовое содержание фотографического цветного оригинала также зависит от характера сюжета. Правильная цветопередача на цветной репродук ции всех без исключения цветов оригинала получается лишь в том
119
f |
случае, если все они находятся в пре |
|||||||
|
делах цветового охвата цветных печат |
|||||||
|
ных красок. Те цвета оригинала, кото |
|||||||
|
рые выходят за |
пределы |
цветового |
ох |
||||
|
вата красок, могут быть переданы лишь |
|||||||
|
с большим или меньшим приближением |
|||||||
|
в зависимости от того, насколько они |
|||||||
|
выходят за пределы цветового охвата |
|||||||
|
печатных красок. |
|
|
|
|
|||
|
Непосредственное |
определение |
цве |
|||||
|
тового |
содержания цветного оригинала |
||||||
|
представляет некоторые трудности. Од |
|||||||
|
нако наличие атласов цветового охвата |
|||||||
ч |
цветных печатных красок, которыми бу |
|||||||
дет печататься цветная репродукция, |
да |
|||||||
Рис. 36 |
||||||||
ет возможность практически достаточно |
||||||||
Расположение цветов живо |
||||||||
точно |
представить, какие |
цвета ориги |
||||||
писных красок в теле цвето |
||||||||
вого охвата |
нала входят в цветовой |
охват |
данных |
|||||
|
печатных красок, какие находятся за |
|||||||
его пределами и с каким приближением они могут |
быть воспроизве |
|||||||
дены на цветной репродукции. Для сопоставления |
цветов оригинала |
|||||||
с цветами атласа цветового |
охвата |
с целью |
определения |
точности |
их воспроизведения в листах атласа вырезают отверстия на каждом стыке четырех цветных полей, накладывают на цветной оригинал лист атласа и перемещают его до тех пор, пока участок данного цве та оригинала не попадет в то отверстие, у которого находится такой же цвет атласа. Если в листах атласа цветового охвата нет отверстий, то пользуются масками — листами бумаги с вырезанным отверстием. Одну маску накладывают на оригинал, другую — на лист атласа.
Цветовое содержание живописных цветных оригиналов опреде ляется цветом тех живописных красок, которые имеются в распоряже нии художника. На фотографических цветных оригиналах цветовое содержание определяется цветом трех красителей: желтого, пурпур ного и голубого, образующихся в трех фотографических слоях в ре зультате цветового проявления многослойной цветной пленки, а также всем тем многообразием цветов, которое получается на фотографиче ском цветном изображении в результате субстрактивного синтеза, осу ществляемого указанными тремя красителями.
Чтобы определить, какие требования необходимо предъявить к цветовому охвату цветных печатных красок, необходимо знать, что представляют собой живописные краски, применяемые художниками. На рис. 36 показано расположение цветов живописных красок в теле цветового охвата теоретических красок *. Хотя эти данные и не дают полного представления о цветовом охвате живописных красок, все же они позволяют сделать важные выводы. Обладая, хотя и не в полной мере, теми же недостатками, что и цветные печатные краски, они не
*И. А. Медовщиков. Четырехцветная офсетная репродукция и краски для нее. М., Гизлегпром, 1941.
120