Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 339

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жаемые ею лучи света задерживаются светофильтром. В связи с этим желтые места оригинала не будут оказывать действия на фотографиче­ ский слои, следовательно, в этих местах на негативе, так же как и в местах, соответствующих черным местам оригинала, не будут’в даль­ нейшем при проявлении получаться потемнения. Эти места на нега­ тиве будут прозрачными. Большие или меньшие потемнения будут об­ разовываться в тех местах оригинала, которые соответствуют мены шему или большему количеству желтой краски в зависимости от того" какое количество ее требуется для воспроизведения соответствующих цветов оригинала. В данном случае желтую краску называют в ы д е ­ л я е м о й , две другие краски — пурпурную и голубую — н е в ы Д е л я е м ы м и . При фотографировании или развертке цветного ори­ гинала через синии светофильтр невыделяемые краски должны оказы­ вать максимальное действие на фотослой.

При фотографировании или развертке через зеленый светофильтр наблюдается аналогичное явление, только в данном случае выделяемой краской будет пурпурная, невыделяемыми — желтая и голубая а при фотографировании или развертке через красный светофильтр выделяе­ мой краской будет голубая, невыделяемыми — желтая и пурпурная

Цветное изображение на оттиске получается благодаря разному сочетанию трех печатных красок: желтой, пурпурной и голубой Следовательно, чтобы получить печатный оттиск тремя красками т. е. трехкрасочную репродукцию, необходимо иметь три печатные формы, на которых печатающие элементы воспроизводили бы цвета оригинала в зависимости от того, какое количество данной краски на оттиске требуется для получения данного цвета. Это и есть задача

первой части

изготовления цветной репродукции -

цветоделения

т. е. получения

цветоделенных изображений.

Количество той или иной краски на данном участке оттиска опре­ деляется размером растровой точки на формах высокой и офсетной печати и глубиной печатающих элементов на формах глубокой печати а размер растровой точки и глубина печатающих элементов в свою очередь, определяются величиной оптической или растровой плот­ ности на цветоделенной фотоформе. Правильное воспроизведение того или иного цвета оригинала на репродукции может быть получено только при определенном соотношении количеств трех красок. Причем цвета, совершенно различные по цветовому тону, могут потребовать для их воспроизведения одинакового количества одной или двух кра­ сок. Например, для получения определенных зеленого и оранжевого

цветов

может потребоваться

одинаковое количество желтой краски

а для

получения зеленого и

фиолетового цветов — одинаковое коли­

чество голубой краски. Такие цвета называются и з о х р о м н ы м и подданной краске. Следовательно, на цветоделенном негативе для желтои краски, а во втором случае — на цветоделенном негативе для л>бои краски в тех местах, которые соответствуют местам оригинала где находятся указанные цвета, должны быть получены одинаковые оптические плотности, т. е. цвета должны быть и з о а к т и н и“ н ы м и. Гак формулируется правило цветоделения Н. Д. Нюберга о том, что изохромные цвета по данной краске должны быть изоактинич-

126


ными. Общей задачей цветоделения является получение на цветоделенных изображениях —• негативах, диапозитивах, копиях и печатных формах — такого соотношения величин оптических или растровых плотностей, которое точно регистрировало бы соотношение количества трех красок, необходимое для получения на конечном этапе — син­ тезе — того или иного цвета.

Необходимо заметить, что цветоделительный процесс не заканчи­ вается в аналитической части, так как в связи с наличием, как увидим в дальнейшем, цветоделительных и градационных искажений в про­ цессе изготовления цветной репродукции приходится применять цвето­ делительную и градационную ретушь — ручную или фотографическую (маскирование), а также корректурное травление (при изготовлении клише). Следовательно, цветоделительный процесс имеет место и в пе­ реходной части процесса изготовления цветной репродукции.

В т о р а я ч а с т ь — переходная, или градационный процесс, состоит в последовательном получении ряда промежуточных цветоделенных тоновых и растровых изображений. В градационном процессе, как показывает его название, происходит воспроизведение градации цветоделенного изображения, что характеризуется интервалом плот­ ностей, гаммой и передачей светов и теней оригинала.

Градационный процесс включает в себя изготовление цветоделенных тоновых и растровых негативов и диапозитивов, растровых копий на формном материале (металле, пластмассе), а также заключитель­ ный этап формного процесса — изготовление печатной формы.

Число промежуточных цветоделенных изображений зависит от выбранной технологии изготовления печатных форм и способа печати. Самый короткий градационный процесс — при изготовлении цветоде­ ленных клише на электронных цветоделительных гравировальных автоматах.

Градационная характеристика промежуточных цветоделенных изо­ бражений зависит от материалов, рецептуры рабочих растворов и ре­ жимов, применяемых на каждом этапе градационного процесса.

Между аналитической частью (цветоделением) и переходной (гра­ дационным процессом) нельзя провести четкой грани. Градационная характеристика цветоделенного негатива при фотографическом цвето­ делении начинает определяться уже при экспонировании, так как выдержка определяет используемый участок характеристической кри­ вой в тоновом процессе, а при прямом способе, т. е. при фотографиро­ вании через светофильтр и растр, градационная характеристика зави­ сит от режимов растрового процесса. Таким образом, градационный процесс по существу начинается уже при экспонировании и продол­ жается вплоть до изготовления печатных форм.

В градационном процессе получаемые цветоделенные изображения на негативах, диапозитивах и печатных формах — одноцветные (черно­ белые), и в задачу каждого этапа градационного процесса входит по­ лучение изображений, обладающих определенными градационными характеристиками. Хотя градационный процесс и оказывает влияние на результат,— цветной оттиск, однако, как бы мы ни изменяли гра­ дацию полученных цветоделенных изображений, мы не можем сущест-

127


 

s----

 

Синяя

Нрасная

Синяя

Нрасная

Зеленая

Зеленая

Зеленая

 

 

 

 

Рис. 38

 

 

 

 

 

Кривые отражения

красок:

 

 

а — идеальны х; б — реальны х («теплая»

триада);

в — реальны х

(«холодная»

триада). К ривая

отраж ен ия

ж елтой краски п оказан а линией

с точками, пурпурной

краски

— сплош ной линией

и голубой краски —

прерывистой

линией

 

 

 

 

венно изменить соотношение плотностей, являющихся результатом цветоделения.

Т р е т ь я ч а с т ь — синтетическая, или цветовой синтез, яв­ ляется заключительной частью изготовления цветной репродукции и состоит в получении цветных печатных оттисков. Весь процесс изго­ товления цветной репродукции должен быть подчинен этой заключи­ тельной стадии. В зависимости от цветовой характеристики триады

печатных

красок

должны выбираться приемники — светофильтр и

фотографический

слой. Цветовым характеристикам печатных красок,

а также

свойствам тиражной печатной бумаги должен быть подчинен

также и весь градационный комплекс изготовления печатной формы,

и главным образом цветоделительная и градационная ретушь, ручная и фотографическая (цветоделительное и градационное маскирование).

Для того чтобы правильно воспроизвести на цветной репродукции все цвета оригинала, необходимо прежде всего иметь такие три печат­ ные краски, каждая из которых полностью отражала бы две зоны спектра и полностью поглощала бы третью. Желтая краска должна отражать красную и зеленую зоны спектра, а синюю поглощать; пур­ пурная краска должна отражать красную и синюю зоны, а зеленую по­ глощать; голубая краска должна отражать синюю и зеленую зоны, а красную поглощать. Кривые отражения таких красок показаны на рис. 38, а. В действительности таких печатных красок нет, поэтому

их называют т е о р е т и ч е с к и м и , или и д е а л ь н ы м и .

Р е а л ь н ы е

краски, которыми пользуются при печатании цвет­

ных репродукций,

не имеют таких резких границ между отражением

и поглощением по спектру, их отражение и поглощение характеризуют­ ся более или менее пологими кривыми. Кроме того, они не имеют пол­ ного отражения в зонах отражения (рис. 38, б, в) и не полностью по­ глощают в зоне поглощения, они отличаются мутностью и недостаточ­ ной прозрачностью.

На рис. 38, б приведены кривые отражения красок «теплой» три­ ады. Как видим, желтая краска по своему отражению и поглощению близка к теоретической. Пурпурная краска—по существу красная, а не пурпурная, так как она имеет слишком небольшое отражение в синей зоне спектра, т. е. в той зоне, в которой краска, чтобы быть пур­

128


пурной, должна иметь полное отражение. Кроме того, пурпурная краска не имеет полного отражения и в красной зоне спектра. Голу­ бая краска по существу является синей, а не голубой, так как она имеет очень небольшое отражение в зеленой зоне спектра. Она отли­ чается также недостаточным отражением в синей зоне, где величина отражения не превышает 60%. Таким образом, голубая краска загряз­ нена, что связано с наличием определенного поглощения по всему спектру. В данном случае это общее поглощение достигает 40%.

На рис. 38, в приведены кривые отражения красок «холодной» триады. Пурпурная краска имеет большее отражение в синей зоне, следовательно, она уже больше отвечает своему названию, а голубая краска имеет большее отражение в зеленой зоне, т. е. также больше отвечает своему назначению. Однако и эта краска обладает недостаточ­ ным отражением в синей зоне спектра.

Несоответствие реальных печатных красок теоретическим по пока­ зателям отражения и поглощения в трех зонах спектра является их недостатком. Какими бы хорошими ни были входящие в триаду печат­ ные краски, всегда по их недостаткам они будут располагаться в сле­ дующем порядке: желтая — наиболее совершенная из трех, пурпур­ ная занимает среднее положение и наибольшие недостатки имеет голу­ бая краска. Хотя в цветной репродукции Должны применяться пурпур­ ная и голубая краски, однако, как видим, в действительности мы имеем дело с красками, которые могут только более или менее приближаться к пурпурной и голубой краскам. Поэтому часто пурпурную краску называют красной, а голубую — синей.

§45 Цветовой охват

Результаты цветового синтеза в первую очередь зависят от цвето­ вого охвата триады красок. Ц в е т о в ы м о х в а т о м называют то предельное многообразие цветов, которое может быть получено при сочетании разных количеств печатных красок.

Недостатки цветных печатных красок и специфические особенности высокой и офсетной печати приводят к необходимости применять для получения темных мест на цветной репродукции четвертую — чер­ ную — краску. Кроме того, для расширения цветового охвата по свет­ лым цветам в офсетной печати иногда используют шесть красок, при­ чем в качестве пятой и шестой берут пурпурную и голубую краски, но более светлые, чем основные.

Цветовой охват зависит от цвета отдельных красок данной триады, он изменяется при замене одних красок другими. Цветовой охват мо­ жет быть показан объемным телом цветового охвата, площадью, занимае­ мой им на стандартном цветовом графике, и цветовым атласом. Для построения тела цветового охвата достаточно получить колориметри­ ческие данные цветов трех красок в отдельности, цветов их попарного смешения, цвета смешения трех красок и отражения бумаги. После измерения этих восьми цветов на колориметре находят их положение в теле цветового охвата идеальных красок и строят тело цветового охвата данной реальной триады печатных красок. Тело цветового

5 Н. И. Синяков

129