Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 338
Скачиваний: 5
Рис. 37 |
|
|
живописных красок: |
|
|
|||
Кривые отражения |
|
|
||||||
1 — кобальт |
синий; |
2 — |
кобальт |
синий |
спектральный; 3 — |
|||
изумрудная |
зелень; |
4 — |
кобальт |
зеленый темный; 5 — |
крап |
|||
лак красный; |
6 — кадмий желтый средний; 7 — |
стронциановая |
||||||
желтая; |
8 — |
кобальт |
зеленый светлый; |
9 — |
кадмий |
оран |
||
жевый; |
10 — |
кость жженая |
|
|
|
|
имеют той чистоты и насыщенности, как теоретические краски. Цвет ни одной из живописных красок не располагается на гранях параллеле пипеда, а находится внутри него. Многие цвета живописных красок располагаются вблизи темного участка ахроматической оси (вблизи точки Ч). К числу таких цветов относится цвет светло-зеленого хрома (точка 6), который является краской, дающей наиболее насыщенный зеленый цвет; цвет венецианской красной (точка 4); ультрамарина (точка 5); индиго (точка 16) и др. Расположение цветов большого числа живописных красок вблизи темного участка ахроматической оси свидетельствует о довольно значительной их загрязненности.
Более наглядное представление о качестве живописных красок дают их спектрофотометрические кривые. На рис. 37 приведены спектрофо тометрические кривые отражения некоторых живописных масляных красок, используемых художниками для написания картин масляной живописи. Спектрофотометрические кривые этих красок получены на спектрофотометре СФ-10. Как показывают кривые отражения по спектру живописных красок, они не имеют резких границ между зонами отражения и поглощения. Этим они значительно отличаются от теоретических красок. Кроме того, наличие большего или меньшего поглощения и отражения по всему видимому спектру свидетельствует об их большей или меньшей загрязненности и мутности. Оптическая
121
плотность черной краски (кость жженая) находится в пределах 1,25__ 1,30.
Эти данные о качестве живописных красок, хотя и не являются исчерпывающими, все же дают определенную ориентацию при предъ
явлении требований к колориметрической характеристике печатных красок и их цветовому охвату.
Объем недостатков цветоделения зависит от цветового содержания оригинала, так как разные цвета в процессе цветоделения искажаются неодинаково. Если рассматривать наиболее существенные недостатки цветоделения, а именно: искажения по избытку краски, то при изго товлении цветной репродукции, в пределах цветового охвата цветных печатных красок, правильно воспроизводятся теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) и искажаются холодные (синие, зеленые, фиоле товые). Таким образом, чем больше на оригинале холодных цветов, тем больше объем ручной цветоделительной ретуши, и, следовательно, тем больший технико-экономический эффект даст цветоделительное маскирование, так как, в отличие от ручной ретуши, оно не ус
ложняется и объем его не зависит от соотношения холодных и теплых тонов.
Сдругой стороны, объем цветоделительной ретуши будет большим
втом случае, когда искажаемые холодные цвета имеются наряду с теп лыми цветами в сложном, с мелкими деталями, рисунке, чем тогда, когда холодные цвета сконцентрированы только в некоторых местах цветного оригинала, образуя простые по форме детали. Следова тельно, эффективность применения цветоделительного маскирования зависит также и от геометрического характера деталей изображения на цветном оригинале.
Геометрия цветных деталей разного цвета оригинала определяется их строением, размером, конфигурацией и взаимным расположением. В то время как объем недостатков цветоделения не зависит от геомет рии цветных деталей, на объем ручной ретуши она влияет существенно. Объем ручной цветоделительной ретуши будет большим в том случае, когда искажаемые холодные цвета имеются наряду с теплыми цветами в сложном, с мелкими деталями, рисунке. Если холодные цвета скон центрированы только в некоторых местах цветного оригинала, образуя простые по форме детали, ретуши потребуется меньше.
Отсюда, чем сложнее геометрия цветных деталей оригинала, а сле довательно, чем больше объем ручной цветоделительной ретуши, тем
больше технико-экономический эффект цветоделительного маскиро вания.
Живописные цветные оригиналы, которые изготовляются худож ником по заказу издательства, а также в большой степени и фотогра фические цветные оригиналы, могут быть выполнены с учетом возмож ностей их полиграфического воспроизведения. Для этого художник, работающий в издательстве, в первую очередь должен иметь знания в области технологии изготовления цветной репродукции, особенно он должен знать цветовой охват печатных красок, которыми будет печа таться изготовленный им оригинал. Учтя особенности цветопередачи и руководствуясь атласом цветового охвата, художник может исполь
122
зовать различные эффекты цветовых сочетаний в пределах имеющегося цветового охвата печатных красок. В этом случае все его замыслы и художественная ценность произведения могут быть сохранены на цвет ной репродукции.
Вопрос о требованиях к цветному оригиналу, исходя из возможно стей полиграфического воспроизведения, был в свое время подробно рассмотрен Н. Д. Нюбергом. Основные положения его статьи, опубли
кованной еще |
в 1936 |
г.* , справедливы и сегодня. |
Ф о т о г р |
а ф и ч |
е с к и е ц в е т н ы е о р и г и н а л ы посту |
пают для воспроизведения в виде цветных фотоотпечатков, полученных на многослойной цветной фотобумаге, или цветных диапозитивов. В первые годы появления цветной фотографии на многослойных фото графических материалах цветную репродукцию изготовляли только
сцветных фотоотпечатков. Однако такие оригиналы, рассматриваемые
вотраженном свете, по качеству цветов значительно уступают цветным диапозитивам, цветное изображение на которых рассматривается в про ходящем свете. Это вполне понятно, так как в последнем случае при получении цветного изображения, состоящего из трех совмещенных частично окрашенных прозрачных изображений, имеет место лучший вид субтрактивного синтеза, который обладает наибольшим совершен ством по сравнению с другими. Этим объясняется то, что теперь пред почитают репродуцировать цветные диапозитивы. Можно репроду цировать и цветные негативы, но это делают редко из-за сложности контроля цветопередачи. При цветоделении цветных негативов поль зуются теми же зональными светофильтрами и получают непосредст венно цветоделенные диапозитивы.
Вкачестве цветных оригиналов все чаще применяют малоформат ные цветные диапозитивы. Для воспроизведения таких оригиналов пользуются увеличителями-цветоделителями и специальными приспо соблениями к репродукционным фотоаппаратам (§ 15).
При репродуцировании произведений живописи, экспонируемых
вмузеях и на выставках, раньше вместо них из издательства поступали
впроизводство цветоделенные диапозитивы или негативы, изготовляе мые фотографом на месте. В настоящее время подобные цветные ори гиналы чаще всего фотографируют на цветную фотопленку. Получен ный цветной диапозитив — слайд передается в производство для вос произведения той картины, с которой он изготовлен.
§44 Три части процесса цветной репродукции
Если рассматривать процесс изготовления цветной репродукции не с точки зрения технологии этого процесса, а с точки зрения того, как возникает цветное изображение и какие явления при этом имеют место, то весь процесс воспроизведения цветного оригинала можно разделить на три части: 1) аналитическая — процесс цветоделения;
*Н. Д. Нюберг. Цветовые требования к оригиналу, предназначенному для вос произведения в печати. М., Труды НИИ ОГИЗа, вып. 3, 1936.
123
2) переходная — градационный процесс; |
3) синтетическая — цвето |
вой синтез. |
|
П е р в а я ч а с т ь — аналитическая, |
или цветоделение, может |
быть осуществлена фотографическим или электронным цветоделением. Она состоит в том, что свет, отраженный от оригинала, делится на три части в соответствии с тремя зонами спектра: синей, зеленой и красной. Здесь происходит цветоделение цветного оригинала, заклю чающееся в том, что оригинал при фотографическом цветоделении последовательно экспонируется в фотоаппарате через три светофильт ра синий, зеленый и красный — на фотографический слой соответ ствующей цветочувствительности.
Таким образом, процесс изготовления цветной репродукции начи нается с цветоделения, которое осуществляется с помощью приемни ков лучистой энергии, отражаемой от цветного оригинала или, в слу чае репродуцирования прозрачного цветного оригинала, проходящей через него. Такими приемниками в фотографическом цветоделении служат фотографические слои и светофильтры, через которые произво дится экспонирование, а в электронном цветоделении — фотоэлементы со светофильтрами. Применяются три приемника, каждый из которых имеет чувствительность к лучам одной из трех зон спектра — красной
зеленой, |
|
синей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F |
|
’ |
Используемые в цветной репродукции приемники относятся к инте |
|||||||||||||||
гральным |
и их работа характеризуется формулой * |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
r ^ f ( a ) = f ( ] |
T (X)S' |
(X)E(X)dkj, |
|
|
|
|
|
|
|||||
где г — результат |
работы |
приемника, который в |
цветной |
репро |
|||||||||||
|
|
дукции |
характеризуется |
оптической |
и |
растровой |
плот |
||||||||
|
|
ностью; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а — актиничность — величина действия света, отражаемого дан |
|||||||||||||||
|
|
ным цветным участком оригинала на |
данный |
приемник- |
|||||||||||
Е(к) — абсолютное |
распределение |
энергии |
в |
спектре |
излучения |
||||||||||
|
данного |
цветного |
участка |
оригинала; |
|
|
|
|
|
|
|||||
S ' (к) — спектральная чувствительность фотослоя или фотоэлемента- |
|||||||||||||||
т(^) — кривая |
пропускания |
светофильтра. |
|
|
|
|
т (к) |
’ |
|||||||
Для |
дальнейших |
расчетов |
важно |
знать |
не |
величины |
и |
||||||||
в |
отдельности, |
а их |
|
произведение S(k) = x (к)- S'(к), |
т. |
е. |
|||||||||
спектральную чувствительность приемника. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
В формуле имеются два фактора, которые могут изменяться |
при |
||||||||||||||
переходе от одного приемника к другому S (к) и г, |
т. е. функция f (п) |
||||||||||||||
По Н.^Д. Нюбергу, функцию / (а) называют |
х а р а к т е р и с т и |
||||||||||||||
ч е с к о й |
к р и в о й . Спектральная |
чувствительность 5 (к) |
опреде |
ляет связь между кривой распределения энергии в спектре отражения
на оригинале Е (к) и а (актиничностью) **, т. е. величиной определен ного интеграла.
Излагается по материалам монографии Н. Д. Нюберга «Теоретические основы цветной репродукции» (М., «Наука», 1947).
** а — актиничность отраженного света Е (к) по отношению к приемнику S (к).
124
В интегральной сенситометрии, в которой определяется действие белого света на фотографический слой, мерой этого действия является экспозиция H =Et, а реакция фотографического слоя характеризуется полученной на нем оптической плотностью D. Зависимость оптической плотности от экспозиции D = f (Н) графически выражается характери стической кривой, построенной в осях координат, где на абсциссе откладываются значения lg#, а на ординате — D.
В цветной репродукции важно знать действие на приемник света, отражаемого от разных участков цветного оригинала, т. е. результат работы приемника г в зависимости от спектрального состава света, отражаемого от того или иного участка оригинала. Поэтому в данном случае за меру действия света принимается не экспозиция, а актинич ность
а= 5 S (к) Е (к) dk
о
Таким образом, актиничность есть определенный интеграл произве дения спектральной чувствительности приемника S (к) на абсолютное распределение энергии в спектре отражения данного участка ориги нала Е (к).
Формула, характеризующая результат работы приемника г, не может считаться универсальной вследствие несоблюдения принципа аддитивности, выражающегося в зависимости коэффициента контраст ности от спектрального состава излучений *. Однако она позволяет производить сравнительную оценку приемников, применяемых в цвет ной полиграфической репродукции **. Расчет актиничностей световых потоков, применяемых в аналитическом процессе цветной репродукции, приводится в курсе теории фотографического процесса ***.
В результате фотографического цветоделения получают три цветоделенных изображения — для желтой, пурпурной и голубой печатных красок.
При электронном цветоделении происходит развертка цветного оригинала также за тремя указанными светофильтрами. В данном случае непосредственным приемником излучений является фотоэле мент со светофильтром. В соответствии с реакцией фотоэлементов по лучают три или четыре цветоделенных изображения, четвертое — для черной или серой краски.
Следовательно, чтобы осуществить фотографическое или элект ронное цветоделение, прежде всего нужно выбрать такие три прием ника, которые обеспечили бы решение задачи цветоделения. Цвето деление можно представить как выделение одной из трех красок. При фотографировании или развертке цветного оригинала через синий светофильтр желтая краска отделяется от двух других, так как отра
*Н. Д. Нюберг и др. Система сенситометрии цветных кинофотомагериалов. В сб. «Успехи научной фотографии», т. 2. М., Изд-во АН СССР, 1954.
**Л. Ф. Артюшин. Основы воспроизведения цвета. М., «Искусство», 1970.
*** Б. А. Шашлов. Теория фотографического процесса. М., «Книга», 1971.
125