Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 338

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 37

 

 

живописных красок:

 

 

Кривые отражения

 

 

1 — кобальт

синий;

2 —

кобальт

синий

спектральный; 3 —

изумрудная

зелень;

4 —

кобальт

зеленый темный; 5 —

крап­

лак красный;

6 — кадмий желтый средний; 7 —

стронциановая

желтая;

8 —

кобальт

зеленый светлый;

9 —

кадмий

оран­

жевый;

10 —

кость жженая

 

 

 

 

имеют той чистоты и насыщенности, как теоретические краски. Цвет ни одной из живописных красок не располагается на гранях параллеле­ пипеда, а находится внутри него. Многие цвета живописных красок располагаются вблизи темного участка ахроматической оси (вблизи точки Ч). К числу таких цветов относится цвет светло-зеленого хрома (точка 6), который является краской, дающей наиболее насыщенный зеленый цвет; цвет венецианской красной (точка 4); ультрамарина (точка 5); индиго (точка 16) и др. Расположение цветов большого числа живописных красок вблизи темного участка ахроматической оси свидетельствует о довольно значительной их загрязненности.

Более наглядное представление о качестве живописных красок дают их спектрофотометрические кривые. На рис. 37 приведены спектрофо­ тометрические кривые отражения некоторых живописных масляных красок, используемых художниками для написания картин масляной живописи. Спектрофотометрические кривые этих красок получены на спектрофотометре СФ-10. Как показывают кривые отражения по спектру живописных красок, они не имеют резких границ между зонами отражения и поглощения. Этим они значительно отличаются от теоретических красок. Кроме того, наличие большего или меньшего поглощения и отражения по всему видимому спектру свидетельствует об их большей или меньшей загрязненности и мутности. Оптическая

121


плотность черной краски (кость жженая) находится в пределах 1,25__ 1,30.

Эти данные о качестве живописных красок, хотя и не являются исчерпывающими, все же дают определенную ориентацию при предъ­

явлении требований к колориметрической характеристике печатных красок и их цветовому охвату.

Объем недостатков цветоделения зависит от цветового содержания оригинала, так как разные цвета в процессе цветоделения искажаются неодинаково. Если рассматривать наиболее существенные недостатки цветоделения, а именно: искажения по избытку краски, то при изго­ товлении цветной репродукции, в пределах цветового охвата цветных печатных красок, правильно воспроизводятся теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) и искажаются холодные (синие, зеленые, фиоле­ товые). Таким образом, чем больше на оригинале холодных цветов, тем больше объем ручной цветоделительной ретуши, и, следовательно, тем больший технико-экономический эффект даст цветоделительное маскирование, так как, в отличие от ручной ретуши, оно не ус­

ложняется и объем его не зависит от соотношения холодных и теплых тонов.

Сдругой стороны, объем цветоделительной ретуши будет большим

втом случае, когда искажаемые холодные цвета имеются наряду с теп­ лыми цветами в сложном, с мелкими деталями, рисунке, чем тогда, когда холодные цвета сконцентрированы только в некоторых местах цветного оригинала, образуя простые по форме детали. Следова­ тельно, эффективность применения цветоделительного маскирования зависит также и от геометрического характера деталей изображения на цветном оригинале.

Геометрия цветных деталей разного цвета оригинала определяется их строением, размером, конфигурацией и взаимным расположением. В то время как объем недостатков цветоделения не зависит от геомет­ рии цветных деталей, на объем ручной ретуши она влияет существенно. Объем ручной цветоделительной ретуши будет большим в том случае, когда искажаемые холодные цвета имеются наряду с теплыми цветами в сложном, с мелкими деталями, рисунке. Если холодные цвета скон­ центрированы только в некоторых местах цветного оригинала, образуя простые по форме детали, ретуши потребуется меньше.

Отсюда, чем сложнее геометрия цветных деталей оригинала, а сле­ довательно, чем больше объем ручной цветоделительной ретуши, тем

больше технико-экономический эффект цветоделительного маскиро­ вания.

Живописные цветные оригиналы, которые изготовляются худож­ ником по заказу издательства, а также в большой степени и фотогра­ фические цветные оригиналы, могут быть выполнены с учетом возмож­ ностей их полиграфического воспроизведения. Для этого художник, работающий в издательстве, в первую очередь должен иметь знания в области технологии изготовления цветной репродукции, особенно он должен знать цветовой охват печатных красок, которыми будет печа­ таться изготовленный им оригинал. Учтя особенности цветопередачи и руководствуясь атласом цветового охвата, художник может исполь­

122


зовать различные эффекты цветовых сочетаний в пределах имеющегося цветового охвата печатных красок. В этом случае все его замыслы и художественная ценность произведения могут быть сохранены на цвет­ ной репродукции.

Вопрос о требованиях к цветному оригиналу, исходя из возможно­ стей полиграфического воспроизведения, был в свое время подробно рассмотрен Н. Д. Нюбергом. Основные положения его статьи, опубли­

кованной еще

в 1936

г.* , справедливы и сегодня.

Ф о т о г р

а ф и ч

е с к и е ц в е т н ы е о р и г и н а л ы посту­

пают для воспроизведения в виде цветных фотоотпечатков, полученных на многослойной цветной фотобумаге, или цветных диапозитивов. В первые годы появления цветной фотографии на многослойных фото­ графических материалах цветную репродукцию изготовляли только

сцветных фотоотпечатков. Однако такие оригиналы, рассматриваемые

вотраженном свете, по качеству цветов значительно уступают цветным диапозитивам, цветное изображение на которых рассматривается в про­ ходящем свете. Это вполне понятно, так как в последнем случае при получении цветного изображения, состоящего из трех совмещенных частично окрашенных прозрачных изображений, имеет место лучший вид субтрактивного синтеза, который обладает наибольшим совершен­ ством по сравнению с другими. Этим объясняется то, что теперь пред­ почитают репродуцировать цветные диапозитивы. Можно репроду­ цировать и цветные негативы, но это делают редко из-за сложности контроля цветопередачи. При цветоделении цветных негативов поль­ зуются теми же зональными светофильтрами и получают непосредст­ венно цветоделенные диапозитивы.

Вкачестве цветных оригиналов все чаще применяют малоформат­ ные цветные диапозитивы. Для воспроизведения таких оригиналов пользуются увеличителями-цветоделителями и специальными приспо­ соблениями к репродукционным фотоаппаратам (§ 15).

При репродуцировании произведений живописи, экспонируемых

вмузеях и на выставках, раньше вместо них из издательства поступали

впроизводство цветоделенные диапозитивы или негативы, изготовляе­ мые фотографом на месте. В настоящее время подобные цветные ори­ гиналы чаще всего фотографируют на цветную фотопленку. Получен­ ный цветной диапозитив — слайд передается в производство для вос­ произведения той картины, с которой он изготовлен.

§44 Три части процесса цветной репродукции

Если рассматривать процесс изготовления цветной репродукции не с точки зрения технологии этого процесса, а с точки зрения того, как возникает цветное изображение и какие явления при этом имеют место, то весь процесс воспроизведения цветного оригинала можно разделить на три части: 1) аналитическая — процесс цветоделения;

*Н. Д. Нюберг. Цветовые требования к оригиналу, предназначенному для вос­ произведения в печати. М., Труды НИИ ОГИЗа, вып. 3, 1936.

123


2) переходная — градационный процесс;

3) синтетическая — цвето­

вой синтез.

 

П е р в а я ч а с т ь — аналитическая,

или цветоделение, может

быть осуществлена фотографическим или электронным цветоделением. Она состоит в том, что свет, отраженный от оригинала, делится на три части в соответствии с тремя зонами спектра: синей, зеленой и красной. Здесь происходит цветоделение цветного оригинала, заклю­ чающееся в том, что оригинал при фотографическом цветоделении последовательно экспонируется в фотоаппарате через три светофильт­ ра синий, зеленый и красный — на фотографический слой соответ­ ствующей цветочувствительности.

Таким образом, процесс изготовления цветной репродукции начи­ нается с цветоделения, которое осуществляется с помощью приемни­ ков лучистой энергии, отражаемой от цветного оригинала или, в слу­ чае репродуцирования прозрачного цветного оригинала, проходящей через него. Такими приемниками в фотографическом цветоделении служат фотографические слои и светофильтры, через которые произво­ дится экспонирование, а в электронном цветоделении — фотоэлементы со светофильтрами. Применяются три приемника, каждый из которых имеет чувствительность к лучам одной из трех зон спектра — красной

зеленой,

 

синей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

Используемые в цветной репродукции приемники относятся к инте­

гральным

и их работа характеризуется формулой *

 

 

 

 

 

 

 

r ^ f ( a ) = f ( ]

T (X)S'

(X)E(X)dkj,

 

 

 

 

 

 

где г — результат

работы

приемника, который в

цветной

репро­

 

 

дукции

характеризуется

оптической

и

растровой

плот­

 

 

ностью;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а — актиничность — величина действия света, отражаемого дан­

 

 

ным цветным участком оригинала на

данный

приемник-

Е(к) — абсолютное

распределение

энергии

в

спектре

излучения

 

данного

цветного

участка

оригинала;

 

 

 

 

 

 

S ' (к) — спектральная чувствительность фотослоя или фотоэлемента-

т(^) — кривая

пропускания

светофильтра.

 

 

 

 

т (к)

Для

дальнейших

расчетов

важно

знать

не

величины

и

в

отдельности,

а их

 

произведение S(k) = x (к)- S'(к),

т.

е.

спектральную чувствительность приемника.

 

 

 

 

 

 

 

В формуле имеются два фактора, которые могут изменяться

при

переходе от одного приемника к другому S (к) и г,

т. е. функция f (п)

По Н.^Д. Нюбергу, функцию / (а) называют

х а р а к т е р и с т и ­

ч е с к о й

к р и в о й . Спектральная

чувствительность 5 (к)

опреде­

ляет связь между кривой распределения энергии в спектре отражения

на оригинале Е (к) и а (актиничностью) **, т. е. величиной определен­ ного интеграла.

Излагается по материалам монографии Н. Д. Нюберга «Теоретические основы цветной репродукции» (М., «Наука», 1947).

** а — актиничность отраженного света Е (к) по отношению к приемнику S (к).

124


В интегральной сенситометрии, в которой определяется действие белого света на фотографический слой, мерой этого действия является экспозиция H =Et, а реакция фотографического слоя характеризуется полученной на нем оптической плотностью D. Зависимость оптической плотности от экспозиции D = f (Н) графически выражается характери­ стической кривой, построенной в осях координат, где на абсциссе откладываются значения lg#, а на ординате — D.

В цветной репродукции важно знать действие на приемник света, отражаемого от разных участков цветного оригинала, т. е. результат работы приемника г в зависимости от спектрального состава света, отражаемого от того или иного участка оригинала. Поэтому в данном случае за меру действия света принимается не экспозиция, а актинич­ ность

а= 5 S (к) Е (к) dk

о

Таким образом, актиничность есть определенный интеграл произве­ дения спектральной чувствительности приемника S (к) на абсолютное распределение энергии в спектре отражения данного участка ориги­ нала Е (к).

Формула, характеризующая результат работы приемника г, не может считаться универсальной вследствие несоблюдения принципа аддитивности, выражающегося в зависимости коэффициента контраст­ ности от спектрального состава излучений *. Однако она позволяет производить сравнительную оценку приемников, применяемых в цвет­ ной полиграфической репродукции **. Расчет актиничностей световых потоков, применяемых в аналитическом процессе цветной репродукции, приводится в курсе теории фотографического процесса ***.

В результате фотографического цветоделения получают три цветоделенных изображения — для желтой, пурпурной и голубой печатных красок.

При электронном цветоделении происходит развертка цветного оригинала также за тремя указанными светофильтрами. В данном случае непосредственным приемником излучений является фотоэле­ мент со светофильтром. В соответствии с реакцией фотоэлементов по­ лучают три или четыре цветоделенных изображения, четвертое — для черной или серой краски.

Следовательно, чтобы осуществить фотографическое или элект­ ронное цветоделение, прежде всего нужно выбрать такие три прием­ ника, которые обеспечили бы решение задачи цветоделения. Цвето­ деление можно представить как выделение одной из трех красок. При фотографировании или развертке цветного оригинала через синий светофильтр желтая краска отделяется от двух других, так как отра­

*Н. Д. Нюберг и др. Система сенситометрии цветных кинофотомагериалов. В сб. «Успехи научной фотографии», т. 2. М., Изд-во АН СССР, 1954.

**Л. Ф. Артюшин. Основы воспроизведения цвета. М., «Искусство», 1970.

*** Б. А. Шашлов. Теория фотографического процесса. М., «Книга», 1971.

125