Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 39 Тело цветового охвата реальных красок

охвата реальных печатных красок всегда будет вписано в тело цвето­ вого охвата идеальных красок (рис. 39). При построении площади цветового охвата находят точки восьми цветов на равноконтрастном

цветовом графике и, соединяя их линиями, получают площадь цвето­ вого охвата.

Для исследования процессов цветной репродукции, а также в практической работе по ее изготовлению широко распространены атласы цветового охвата. Атласы печатают в три и четыре краски. Для пурпурной и голубой красок изготовляют печатные формы, на кото­ рых воспроизведены ступенчатые шкалы, имеющие от шести до девяти полей. С одной формы печатают пурпурной краской, с другой — голу­ бой. Благодаря тому, что шкалы на этих формах расположены взаимно перпендикулярно, на оттиске получается 36 квадратных полей различ­ ного цвета при шестипольной шкале и 81 квадрат при девятипольной шкале, отличающихся количеством пурпурной и голубой красок. На печатной форме желтой краски находится шкала, содержащая столько же полей, сколько и на предыдущих формах для пурпурной и голубой красок, но размер каждого поля равен общему размеру совмещенных шкал пурпурной и голубой красок. Таким образом, на трехкрасочном оттиске атласа цветового охвата на каждом из больших квадратов, содержащих 36 или 81 поле разных сочетаний пурпурной и голубой красок, находится желтая краска в количестве одного из шести полей. Следовательно, цветовой атлас, для которого принята девятипольная шкала, содержит 9 x 9 x 9 = 7 2 9 цветов. При изготовлении четырехкра­ сочного атласа цветового охвата для четвертой — черной — краски берут шкалу с меньшим числом полей, чем для других красок.

Атлас цветового охвата дает наглядное представление о том, какие цвета можно получить, применяя данную триаду красок, а также поз­ воляет путем сравнения цветов оригинала с цветами атласа определить, какие должны быть оптические и растровые плотности на негативах, диапозитивах, копиях и печатных формах для того, чтобы эти цвета были правильно воспроизведены на цветной репродукции, и какие

130

цвета оригинала нельзя воспроизвести данной триадой красок. Приме­ нение характерных полей атласа цветового охвата при цветоделении вместе с цветным оригиналом позволяет определить те цветоделитель­ ные искажения, которые имеют место в цветной репродукции, и конт­ ролировать устранение этих искажений маскированием. Атлас исполь­ зуется ретушерами и травильщиками цветных клише для определения объема ретуши и корректурного травления на формах отдельных красок.

§46

Изготовление цветоделенных негативов и диапозитивов

В цветной репродукции существуют два способа фотографирова­ ния цветного оригинала — прямой и косвенный. При п р я м о м способе цветной оригинал фотографируют одновременно через свето­ фильтры и растр, иначе говоря, происходит одновременное цветоделе­ ние и растрирование. В результате получают растровые цветоделенные негативы. При к о с в е н н о м способе сначала фотографируют через светофильтры, т. е. получают тоновые цветоделенные негативы, с не­ гативов тоновые цветоделенные диапозитивы, а с них — растровые цветоделенные негативы. Тоновые диапозитивы и растровые негативы изготовляют либо проекционным путем в фотоаппарате, либо контакт­ ным — в контактно-копировальном станке или копировальной раме.

Для офсетных форм цветной репродукции, получаемых позитивным копированием, и при прямом, и при косвенном способе с растровых цветоделенных негативов изготовляют контактным путем растровые диапозитивы.

Косвенный способ фотографирования оригинала более трудоемок и требует большей затраты материалов, но зато он дает широкую воз­ можность для цветоделительных и градационных исправлений тоно­ вых изображений маскированием и ручной ретушью. В связи с этим косвенный способ, как правило, применяют при репродуцировании сложных цветных оригиналов, к которым прежде всего относятся произведения живописи. Использование контактных растров в цветной репродукции позволило сократить трудоемкость косвенного способа. При этом с тоновых цветоделенных негативов изготовляют контактным путем с контактным растром растровые цветоделенные диапозитивы.

При необходимости повысить резкость краев растровых элементов и при прямом и при косвенном способе фотографического цветоделения выполняют контратипирование, т. е. получают вторичные растровые цветоделенные негативы и диапозитивы.

Изготовление тоновых и растровых цветоделенных негативов и диа­ позитивов фотографическим цветоделением регламентировано техноло­

гическими инструкциями *.

В фотографическом цветоделении для освещения цветного ориги­ нала во время фотографирования необходимо пользоваться такими источниками света, у которых распределение энергии в спект­

*Технологические инструкции по фотоцинкографским процессам. М., «Книга», 1970; Технологические инструкции по процессам офсетной печати. М., «Книга», 1970; Технологические инструкции по глубокой печати. М., «Книга», 1969.

5

131


 

ре

излучения

близко

к средне­

 

му

дневному

свету.

К

таким

 

источникам

света относятся: ду­

 

говые фонари,

ксеноновые лам­

 

пы, в том числе импульсные

 

источники

света.

 

 

 

 

 

Особенно

важным

вопросом

 

является

выбор светофильтров.

 

Спектрометрическая характери­

 

стика светофильтров

 

(кривая

 

поглощения

или

пропускания)

 

выбирается, исходя

из

того, что

 

зона пропускания

светофильтра

 

должна находиться

в зоне отра­

 

жения двух невыделяемых кра­

 

сок. Таким

образом,

в

цветной

 

репродукции применяют три од­

 

нозональных

светофильтра, т. е.

Кривые поглощения красного, зеленого

таких, каждый из которых пропу­

и синего светофильтров

скает одну зону спектра—синюю,

 

зеленую, красную. Спектрофото­

метрические кривые светофильтров в высоких плотностях несколько перекрываются. На рис. 40 приведены спектрофотометрические кривые светофильтров «ORWO», рекомендуемые технологическими инструк­ циями, как отвечающие в достаточной степени требованиям фотогра­ фического цветоделения. Стеклянные светофильтры устанавливают перед объективом, а пленочные — обычно в прорезь вставной диафрагмы объект-ива.

Цветоделенные негативы можно получить без светофильтров, освещая оригинал зональными лампами, каждая из которых излу­ чает лучи только одной зоны спектра*.

Для изготовления цветной репродукции берут фототехническую пленку соответствующих сортов (см. табл. 2).

При фотографическом цветоделении рядом с цветным оригиналом помещают контрольную шкалу, содержащую серую и две цветные шкалы. Серая шкала, изготовленная на фотобумаге, состоит из десяти полей е плотностями от 0 до 1,8 (за D = 0 принята плотность незасвеченной и отфиксированной фотобумаги). Следовательно, интервал плот­ ностей (контраст) АD серой шкалы равен 1,8. Одна цветная шкала состоит из трех полей и имеет вспомогательное значение. Вторая цвет­ ная шкала предназначена для контроля цветоделения и состоит из восьми полей: белого (Б), желтого (Ж), пурпурного (П), голубого (Г), красного (К — желтая плюс пурпурная краски), зеленого (3 — жел­ тая плюс голубая), фиолетового (Ф — пурпурная плюс голубая) и черного (Ч — три краски). Цветные шкалы печатаются теми же крас­ ками, что и тиражные цветные репродукции.

* Н. И. Синяков, Е. М. Калинин. Применение зональных источников света при цветоделении. Сборник научных трудов, вып. 18, МПИ, 1963.

132


В объективе фотоаппарата устанавливают соответствующий свето­ фильтр, а при прямом способе в растродержателе камеры закрепляют и растр. Цветной оригинал экспонируют либо с помощью экспозиметра, либо по времени с помощью секундомера. При изготовлении тоновых цветоделенных негативов (косвенный способ) экспозицию выбирают с таким расчетом, чтобы все поля серой шкалы по возможности нахо­ дились в области прямолинейного участка характеристической кривой.

Цветоделенные негативы для голубой, пурпурной и желтой красок должны иметь определенные начальные плотности (Dmin) и интервалы плотностей — контраст (АD). Рекомендуемые технологическими инст­ рукциями ориентировочные данные об указанных денситометрических величинах на цветоделенных негативах приведены в табл. 10. Эти данные могут изменяться в зависимости от цветовых характеристик применяемой триады печатных красок и условий сохранения при печа­ тании цветового баланса (нейтральность серых тонов).

Таблица 10

 

 

 

 

 

 

Ц ветоделенны е негативы д л я печатны х красок

 

 

Способ

печати

 

 

голубой

 

пурпурной

 

ж елтой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Dmln

 

до

ß min

 

до

Dmin

 

до

 

Высокая и офсетная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С применением од-

0,50

С

ДДср*

0,50

с

Выше

0,50

с

Выше

ноступенчатого

допус-

 

допус-

АОк.р на

допус-

ДОк.р

на

маскирования

и

ком

 

ком

 

0 ,5 —0,6

КОМ

0 ,5 — 0,6

контактных раст-

+ 0 ,0 5

 

+ 0 ,0 5

 

+ 0 ,0 5

 

 

ров

 

 

 

—0,10

 

—0,10

 

—0,10

 

 

С

применением

То же

То же

То же

Ниже

То же

Ниже

 

двухступенчатого

 

 

 

 

 

ДDKр на

 

 

ДГ+п

на

маскирования

и

 

 

 

 

 

0,2

 

 

0,1

 

контактных раст­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ров

 

 

 

»

»

 

»

»

 

»

»

 

 

С

применением

1,3

1,55

1,4

 

двухступенчатого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

маскирования

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проекционных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

растров

 

 

0,20

 

 

 

 

 

 

 

 

При воспроизведе-

1,40

0,40

1,20

0,30

1,30

 

нии цветных

ди-

+ 0 ,0 3

 

+ 0 ,0 3

 

+ 0 ,0 3

 

 

апозитивов (слай­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дов)

с

примене-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нием

пленки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Три-Маск»

 

 

 

 

 

 

 

0 ,4 —0,5

 

 

Глубокая

 

 

0 ,4 —0,5

1 ,1 - 1 ,2

0,4 —0,5

1 , 1 - 1 , 2

1,1— 1,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* ADK р— интервал плотностей контактного растра. В зависимости от контраста оригинала применяют контактные растры с интервалом плотностей 1, 6; 1, 4;

1, 2.

133


Для исправления градационных искажений в светах тоновых цветоделенных негативов их маскируют градационными масками, которые в данном случае представляют собой сильно недодержанные цветоделенные негативы, изготовленные на контрастной фотопленке. Сущест­ венный технико-экономический эффект при косвенном способе фото­ графического цветоделения дает фотографическое цветокорректирование (маскирование), так как оно значительно сокращает объем ручной ретуши. В зависимости от цветового содержания оригинала ручная ретушь при применении маскирования сокращается на 60—80%. Осо­ бенно эффективен способ маскирования при репродуцировании цветных оригиналов с мельчайшими деталями, так как в этом случае устране­ ние недостатков цветопередачи ручной ретушью представляет собой очень трудоемкий процесс. При прямом способе фотографического цветоделения применяется обычный растровый процесс с проекцион­ ными или контактными растрами. Режимы растрового процесса при фотографическом цветоделении даются в технологических инструк­ циях. При прямом способе фотографического цветоделения хоть и можно применить маскирование, но его возможности сильно ограни­ чены. Поэтому градационные и цветоделительные недостатки при изго­ товлении клише в основном устраняют путем корректурного травления, а при изготовлении форм офсетной печати — химической ретушью растровых негативов и диапозитивов.

Для форм глубокой печати при фотографическом цветоделении из­ готовляют тоновые цветоделенные негативы и диапозитивы, поэтому здесь есть широкие возможности для применения и градационного и цветокорректирующего маскирования.

§47

Недостатки цветоделения

Задача цветоделения определяет прежде всего требования к цветоделенным негативам. Общей задачей получения цветоделенного нега­ тива является выделение данной краски, т. е. создание при цветоделе­ нии таких условий, при которых получаемые плотности на негативе зависели бы от количества выделяемой краски, независимо от того, должны ли две другие невыделяемые краски участвовать при воспро­ изведении данного цвета оригинала на репродукции. На цветоделенном негативе величины получаемых плотностей должны уменьшаться с увеличением количества выделяемой краски. Однако вследствие главным образом несовершенства печатных красок это условие не вы­ полняется, в результате чего на цветоделенных негативах появляются недостатки цветоделения.

Существует определенная зависимость между недостатками отдель­ ных цветоделенных негативов и несовершенством отдельных цветных печатных красок. Цветоделенные негативы по качеству цветоделения неравноценны. Наилучшим по качеству получается цветоделенный не­ гатив для голубой краски. Правильно изготовленный, этот негатив не требует исправления цветоделения. Существенные недостатки цвето­ деления имеет негатив для пурпурной краски и, наконец, у негатива

134


для желтой краски наибольшие недостатки цветоделения*. Таким образом, если печатные краски по возрастанию несовершенства отра­ жения располагаются в порядке: желтая, пурпурная, голубая, то цветоделенные негативы по возрастанию недостатков цветоделения можно расположить наоборот: негатив для голубой краски, негатив для пурпурной краски, негатив для желтой краски.

Задача цветоделения состоит в выделении данной краски путем фотографирования через светофильтр на соответствующий фотогра­ фический слой. Выделить краску — это значит создать при фотографи­ ровании такие условия, при которых отраженные данной краской лучи спектра не действуют на фотографический слой. Иными словами, необходимо создать условия, при которых данная краска в максималь­ ном количестве, так же как и черная краска, не вызывает изменений в фотографическом слое. Таким образом, можно сказать, что задача выделения данной краски заключается в приравнивании ее по действию на фотографический слой к черной краске. Но этим еще не полностью решается задача цветоделения: необходимо одновременно создать та­ кие условия, чтобы отраженные лучи света двух других невыделяемых красок оказывали на фотографический слой максимальное действие. Такое максимальное действие, как известно, оказывает на фотографи­ ческий слой свет, отраженный от белой краски, белой бумаги и т. п. Иначе говоря, невыделяемые краски должны быть приравнены по действию на фотографический слой к белой бумаге или белой краске. Все другие цветные тона, содержащие выделяемую краску в том или ином количестве, должны оказывать такое же действие на фотографи­ ческий слой, как серые тона, и вызывать в фотографическом слое тем большую оптическую плотность, чем меньше содержится выделяемой краски в данном цветном тоне.

Понятно, что, решая задачу цветоделения,— приравнивание выде­ ляемой краски по действию на фотографический слой к черной краске и двух других невыделяемых красок — к белой краске или белой бу­ маге,— наилучшие результаты мы получим при изготовлении негатива для голубой краски, так как невыделяемые краски (желтую и пур­ пурную) легко приравнять по действию на фотослой к белой краске или белой бумаге. Однако при изготовлении двух других цветоделенных негативов несовершенство голубой краски приводит к значитель­ ным недостаткам на этих негативах, так как загрязненная голубая краска ни при каких условиях не будет оказывать такое же действие на фотослой, как белая краска или белая бумага. Оптические плот­ ности на негативе в тех местах, где на оригинале находятся синие цвета, на негативах для желтой и пурпурной красок всегда будут меньше, чем плотность в тех местах негатива, которые соответствуют белым тонам оригинала. Кроме того, на негативе для желтой краски оптические плотности получаются меньше, чем необходимо, в тех местах, где на оригинале есть красные цвета.

*Практически негатив для пурпурной краски требует большего исправления, чем негатив для желтой краски, так как желтая краска наиболее светлая из трех красок, и наличие ее, например, на красных местах репродукции, не сказывается сильно на искажении цветных тонов.

135