Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Развитие и совершенствование цветной репродукции в области фо­ томеханических процессов идут по двум направлениям •— фотографи­ ческого и электронного цветоделения. За последние годы развитие фо­ тографического цветоделения характеризуется разработкой различных вариантов маскирования. Кроме контактного маскирования, появились разные варианты проекционного маскирования с применением специ­ ально приспособленных для этого репродукционных фотоаппаратов. Наряду с вариантами контактного и проекционного маскирования «серыми» масками, широкое распространение получило маскирование цветных оригиналов цветными масками, получаемыми на специальных многослойных цветных пленках. Маскирование практически исполь­ зуется уже многими предприятиями, и область его применения все более расширяется.

Развитие электронного цветоделения характеризуется появлением новых электронных машин, электронных цветоделителей, предназна­ ченных для изготовленияцветоделенных диапозитивов или негативов с цветных оригиналов. Оригиналами служат главным образом цветные диапозитивы. В электронных цветоделителях одновременно с цветоде­ лением происходит и исправление недостатков цветоделения.

§ 7

Характерные признаки печатной продукции

Специалист любой отрасли промышленности всегда смотрит на продукцию своего производства профессионально. Прежде всего его интересует вопрос, какими средствами получена та или иная продук­ ция, какие материалы и технология применены для ее изготовления. Чтобы уметь определить средства полиграфического воспроизведения той или иной репродукции, нужно знать ее характерные признаки. Каждый вид печати, а часто и способ изготовления печатной формы остав­ ляют на печатном оттиске свои «следы» — характерные признаки, ко­ торые и дают возможность с помощью лупы определить средства воспроизведения. Характерные признаки появляются на печатном от­ тиске прежде всего в связи с разным положением печатающих элемен­ тов относительно пробельных.

В в ы с о к о й печати (рис. 1,а) во время получения оттиска выступающие над пробельными печатающие элементы вдавливаются в бумагу, при этом по краям печатного элемента на бумаге скапливается более толстый слой краски*. Этим объясняется большая оптическая плотность на краях печатного элемента, чем в середине, и его резко очерченные края.

Для оттисков цветной репродукции высокой печати, помимо пере­ численных признаков, характерным является наличие растровых то­ чек всех красок по всей поверхности. Например, на голубом небепей-

* Здесь и далее имеются в виду как растровые, так и штриховые печатные элементы, в том числе и текст, так как рассматриваемые характерные признаки не зависят от формы и величины (кроме плашек) печатных элементов.

21


зажа

кроме

крупных

печатных

 

растровых

элементов

голубой

 

краски имеются очень мелкие ра­

 

стровые точки всех других кра­

 

сок (желтой, пурпурной, черной),

 

в то время как на офсетной

 

цветной репродукции

они отсут­

 

ствуют. Правда, в последнее вре­

 

мя с целью повышения насыщен­

 

ности и чистоты цвета какого-ли­

 

бо небольшого участка,

получае­

 

мого на репродукции одной из

 

печатных

красок,

стали удалять

 

на этих участках растровые точ­

 

ки

с

клише

для

других

 

красок.

 

 

 

печати (рис.

 

В

о ф с е т н о й

 

1,6) резиновое полотно прижима­

Рис. 1

ется

равномерно ко всей поверх­

Характерные признаки печатной про­

ности печатной формы, при этом

дукции

печатная

краска

равномерно пе­

 

редается

на

резиновое

полотно,

 

а с него — на бумагу.

В результате печатные элементы на бумаге име­

ют равномерную оптическую плотность, однако из-за некоторого растискивания краски края их получаются волнистыми.

В г л у б о к о й печати (рис. 1,в) жидкая печатная краска вы­ бирается бумагой из углубленных печатающих элементов. Количество краски, передаваемой с печатной формы на бумагу, зависит от глубины печатающих растровых элементов. В связи с этим на оттиске растровые элементы имеют разную оптическую плотность: в светлых полутонах — меньшую, в темных — большую. В глубоких тенях краски передается на оттиск настолько много, что печатные элементы сливаются и обра­ зуют сплошное темное пятно. Края штриховых элементов, в том числе и элементов текста, получаются из-за растрирования пилообраз­ ными.

На оттисках, получаемых с листовых машин, печатные растровые элементы повторяют форму растровых ячеек примененного при копи­ ровании растра.

На оттисках массовой продукции, печатаемой на быстроходных рулонных ротациях, печатные элементы имеют нерегулярное строение.

Печатные элементы на оттисках фототипной печати (рис. 1,г) очень малы по размеру, имеют нерегулярное строение в виде мелких зерен разной формы.

Оттиски металлографской (рис. 1,д) и в большинстве случаев сетко­ трафаретной печати (рис. 1,е) отличаются наличием рельефа, образо­ ванного вязкой краской на поверхности печатных элементов.

22


§ 8

Примеры выбора средств воспроизведения изобразительных оригиналов

Полиграфическая промышленность располагает различными сред­ ствами воспроизведения и размножения изобразительных оригиналов. Прежде всего это три способа печати: высокая, плоская и глубокая. Способ печати определяет технику и технологию изготовления фото­ механических печатных форм. Современное состояние полиграфичес­ кого производства позволяет в принципе получить любую репродук­ цию любым способом печати. Однако выбор способа печати в каждом конкретном случае определяется многими обстоятельствами, из кото­ рых главными являются: вид и назначение продукции, уровень техни­ ки и технологии, технико-экономические факторы, качественные пока­ затели, условия производства и материалы.

Во многих случаях выбор средств воспроизведения зависит от вида

иназначения продукции. Полиграфическое оформление основных ви­ дов книг и журналов регламентировано техническими условиями ТУ 29/01-70. В них для каждого вида изданий указаны способ печати, чи­ сло красок, бумага и другие показатели, а также формат издания, фор­ мат полосы набора* гарнитура основного и дополнительного шрифтов

ит. д. Регламентируется полиграфическое исполнение и изобразитель­ ной продукции (иллюстраций), включаемой в данное издание: харак­

тер иллюстраций в тексте (штриховые, растровые), а для накидных

ивклейных листов определяется их одноили многокрасочность, при­ чем для большинства изданий без указания числа красок и вида печати. Полиграфическое исполнение самостоятельной и этикеточной изопро­ дукции техническими условиями не регламентировано.

Таким образом, для всей изобразительной продукции кроме ил­ люстраций в тексте представлен широкий выбор средств воспроизве­ дения, которые определяются издательством совместно с производст­ венным отделом полиграфического предприятия. Решающее влияние на определение средств воспроизведения оказывает уровень развития тех­ ники и технологии полиграфического производства на данном этапе.

Входе исторического развития отдельных способов печати, техники

итехнологии воспроизведения изобразительных оригиналов они за­ частую меняются местами. Характерным примером этому может слу­ жить развитие плоской печати. Появление в конце XVIII в. литогра­ фии, а затем и хромолитографии открыло широкие возможности для воспроизведения тоновых и цветных оригиналов. В то время это был единственный способ репродуцирования тоновых и цветных оригина­ лов и более простой, чем резцовая гравюра и ксилография способ штриховой репродукции, причем, что было особенно важным, появи­ лась возможность издавать изопродукцию на полный формат бумаж­ ного листа. Благодаря этому литография и хромолитография получили широкое распространение для издания изопродукции, в том числе и самой сложной, например репродукций с картин мастеров живописи. Хромолитография целиком заменила глубокую печать в издании карто­ графической продукции. Географические карты стали издаваться не

23


только однокрасочными, но и сложными многокрасочными. В дальней­ шем появление цветной фотомеханической репродукции высокой пе­ чати целиком вытеснило хромолитографию при издании сложной изо­ продукции. Применение высокой печати для воспроизведения картин мастеров живописи позволило свести число красок с 10— 15 (а зачастую и больше) в хромолитографии до 4 и значительно повысить точность воспроизведения. И в настоящее время для наиболее сложных цветных оригиналов в большом объеме применяют высокую печать на мелован­ ной бумаге. Однако совершенствование офсетной печати, появление биметаллических форм, печатных красок повышенной интенсивности, улучшенных резиновых полотен, устранение эмульгирования печат­ ной краски с водой и применение высокогладких мелованных бумаг дали возможность свести число красок в плоской печати до 4—6 и ис­ пользовать ее для репродуцирования сложных оригиналов. Репродук­ ции с картин мастеров живописи, полученные офсетной печатью, уже не отличаются по качеству и точности воспроизведения от аналогичных репродукций, издаваемых высокой печатью. Между прочим на первом этапе развития офсетной печати, когда применялась бумага низкой гладкости, шероховатая, а также когда в связи с обильным увлажнени­ ем печатной формы эмульгирование краски с водой приводило к зна­ чительному снижению интенсивности ее цвета, офсетные цветные от­ тиски отличались общей матовостью изображения, блеклостью цвет­ ных тонов. Тогда считалось, что офсетная печать пригодна только для воспроизведения акварельной живописи. Теперь это положение нужно считать устаревшим.

Другим примером служит применение глубокой печати для изда­ ния массовых иллюстрированных журналов, в которых иллюстрации по сравнению с текстом занимают большую часть объема. До того как глубокая печать достигла определенного совершенства и появились многосекционные быстроходные рулонные машины глубокой печати, массовые иллюстрированные журналы издавались способом высокой печати с использованием ротационных машин. Так печатался извест­ ный до революции иллюстрированный журнал «Нива». И в наше вре­ мя, до 1949 г., такой популярный массовый иллюстрированный жур­ нал, как «Огонек», издавался способом высокой печати. И только после увеличения производительности глубокой печати «Огонек», как впрочем и многие другие массовые иллюстрированные журналы («Работница», «Техника — молодежи», «Знание —■сила» и др.) издаются этим способом. Объясняется это тем, что основным видом иллюстраций в этих журна­ лах стали хроникальнщдокументальные тоновые фотографические ори­ гиналы, которые наилучшим образом воспроизводятся в глубокой пе­ чати при условии больших тиражей, определяющих необходимость при­ менения скоростных печатных машин.

Современное состояние техники и технологии полиграфического производства следующим образом определяет выбор средств воспро­ изведения изобразительных оригиналов. Воспроизведение иллюстра­ ций в тексте определяется способом печати, который выбран в целом для данного издания. Книжная продукция, в том числе и литературные журналы большого объема, а также газеты издаются высокой печатью,

24


следовательно, и иллюстрации в тексте воспроизводятся этим же способом.

Для книжной продукции, а также для газет, как ежедневных из­ даваемых большими тиражами, так и для неежедневных малотираж­ ных, до 60-х гг. была присуща высокая печать. Совершенствование оф­ сетной печати привело к тому, что в мировой практике все более рас­ ширяется офсетная книжная продукция, а газеты, всевозможные по своему назначению и независимо от их тиража и периодичности во мно­ гих странах все в большей мере переводятся на офсетную печать.

Массовые иллюстрированные журналы и, следовательно, иллюст­ рации в них издаются глубокой печатью. Детская литература, а также некоторые журналы (детские, юмористические) с цветными иллюстра­ циями в тексте и вся картографическая продукция издаются офсетной печатью. Но детские книги с однокрасочными иллюстрациями иногда издаются способом глубокой печати по тем же причинам, что и массо­ вые иллюстрационные журналы. Плакаты, наглядные пособия, а также этикеточную продукцию выпускают преимущественно офсетной печатью. Накидные и вклейные листы, изобразительные почтовые от­ крытки и почтовые марки печатают всеми способами печати. Причем почтовые марки печатают и металлографской печатью, а этикеточную и упаковочную продукцию — анилиновой и сеткотрафаретной.

Для воспроизведения листовой цветной репродукции, к которой прежде всего относятся картины мастеров живописи, у нас наряду с ши­ роким использованием высокой печати все чаще прибегают к офсет­ ной, а то и к глубокой печати. Это относится и к альбомам картин му­ зейных собраний и художественных выставок. Для воспроизведения тоновых и цветных фотографий предпочитают применять глубокую пе­ чать, а для последних — часто и офсетную.

В некоторых странах за рубежом, например в Италии, крупные предприятия которой поставляют цветные репродукции и на экспорт, для воспроизведения картин мастеров живописи, а также цветных фотографий используют только офсетную и глубокую печать, причем с высоким качеством воспроизведения.

Определяя средства полиграфического исполнения отдельных изда­ ний, издательство и полиграфическое предприятие в тех случаях, ко­ гда для конкретного издания нет установившегося способа исполнения, исходят из всей совокупности обстоятельств, определяющих технико­ экономические показатели, как-то: себестоимости, длительности производственного цикла, уровня техники и технологии на данном пред­ приятии, наличия того или иного вида оборудования, качественных показателей, имеющейся бумаги и т. д. Так решается вопрос полигра­ фического исполнения накидных и вклейных листов, плакатов, почто­ вых открыток и т. п. Во многих случаях способ печати этой продукции определяется наличием соответствующего оборудования. Часто при выборе способа полиграфического исполнения решается вопрос коопе­ рирования с другим предприятием. Например, предприятие, произво­ дящее книжную и журнальную продукцию, может получать готовые накидные и вклейные листы от другого предприятия, специализирую­ щегося на выпуске цветной продукции.

25