Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной показатель качества цветной репродукции, который зависит от большого числа факторов, имеющих место в процессе изготовления цветной репродукции, начиная от фотографирования цветного ориги­ нала и кончая получением цветного печатного оттиска. Однако и дру­ гие показатели имеют немаловажное значение, так как нарушение технических требований может свести на нет самую точную из возмож­ ных цветопередачу и привести к получению недоброкачественной цвет­ ной репродукции. Так, например, при маскировании несовмещение цветоделенных изображений с маскирующими приводит к нарушению резкости и потере деталей, а неквалифицированная ручная ретушь — к искажению изображения. К этому же ведет неточная приводка при печатании.

Допуск на отклонение размеров изображений на цветоделенных фотоформах, печатных формах, а также на неточность приводки при печатании цветной репродукции составляет 0 , 1 мм.

Особое значение имеет вопрос точности (идентичности) между оттис­ ками пробной и тиражной печати, а также между оттисками данного тиража, так как нарушение режима дозировки красок приводит к нарушению цветопередачи, сводя таким образом на нет все усилия, направленные на получение возможно более точной цветопередачи при изготовлении печатных форм. Идентичность не имеет количественных допусков и оценивается визуально.

При изготовлении цветной репродукции уменьшенного по срав­ нению с оригиналом размера имеет место, как и вообще на фотографи­ ческом изображении, обобщение деталей — их общая генерализация. Обобщение деталей неизбежно приводит и к обобщению цветов, кото­ рые участвуют в моделировании этих обобщаемых деталей. Решающим для точности цветной репродукции фактором в этом обобщении яв­ ляется определение, каким же общим цветом должны быть переданы обобщаемые детали. Этот вопрос усложняется еще тем, что его решение зависит также от того, какие цвета окружают обобщаемые детали. Вопрос генерализации цвета весьма сложен и до сих пор никем не выдвигался и не исследовался. Без учета генерализации цвета понятие точности цветового воспроизведения не имеет конкретного опреде­ ления для репродукций, изготовляемых с большим уменьшением оригинала,

По Н. Д. Нюбергу *, критерием оценки точности воспроизведения цвета может служить один из трех видов точности: физическая, физи­ ологическая и психологическая. Ф и з и ч е с к а я точность — это точность по спектральному составу излучения. Ф и з и о л о г и ч е ­ с к а я , или колориметрическая, точность — это одинаковость по цвету для глаза. П с и х о л о г и ч е с к а я точность — это точность ре­ продукции в целом, а не на отдельном участке, как при физической и физиологической точности. Следовательно, она представляет собой общую оценку изображения, т. е. оценку общего впечатления, произво­ димого данным изображением на основе мысленного сопоставления его

соригиналом, иначе говоря, на основе предыдущего опыта зрительного

*Н. Д. Нюберг. Теоретические основы цветной репродукции. М., «Наука», 1947.

6 Н. И. Синяков

1 6 1


восприятия. Психологическая точность не применима для одновремен­ ного сравнивания двух цветов: воспроизводимого с воспроизведенным. В этом случае психологическая точность неизбежно заменяется физио­ логической.

Итак, для определения точности цветной репродукции при сравне­ нии ее с цветным оригиналом необходимо прежде всего выбрать крите­ рий точности цветопередачи. Применение в качестве критерия физи­ ческой точности для цветной репродукции отпадает на основании поло­ жения о независимости от спектрального состава. Психологическая точность также не может служить критерием оценки точности цвет­ ной репродукции по приведенным выше соображениям.

Приемлемой в качестве оценки точности цветной репродукции ока­ зывается физиологическая точность, так как если при зрительном вос­ приятии два цвета — воспроизводимый и воспроизведенный — ока­ зываются одинаковыми, то можно утверждать, что воспроизведение является точным. Следовательно, если все цвета на цветной репродук­ ции не отличимы глазом от соответствующих цветов оригинала, то такая точность является вполне достаточной и можно утверждать, что цветной оригинал точно передан на цветной репродукции.

Физиологическая точность приложима в качестве критерия оценки точности цветной репродукции в том случае, если она выполнена в раз­ мер оригинала или с таким уменьшением, когда еще не наблюдается обобщение деталей и они сохраняются на репродукции, хотя и в очень малых размерах. В случае значительного уменьшения оригинала ограничиться только физиологической точностью нельзя. Здесь кри­ терием точности должна быть и физиологическая и психологическая точность по общей оценке, общему впечатлению, создаваемому цвет­ ной репродукцией. Такую точность в первом приближении можно назы­ вать психофизиологической. Количественные показатели такой точ­ ности еще не разработаны, и она может быть установлена пока только на основе статистического метода путем оценки зрительного восприя­ тия нескольких наблюдателей.

Часть III

Копировальный процесс

Глава 10

Общая характеристика копировального процесса

§ 5 5

Общие сведения

К о п и р о в а л ь н ы м и называются процессы получения изоб­ ражения-копии световым дублением или фотополимеризацией высоко­ молекулярных соединений — полимеров.

В фотомеханическом производстве назначение копировального процесса состоит в том, чтобы получить с фотоформы копию на поверх­ ности формного материала. Широко распространенные способы полу­ чения копий на поверхности формного материала основаны на фото­ химических свойствах копировального слоя дубиться или полимеризоваться под действием света. Приведя в контакт с копировальным слоем штриховую или растровую фотоформу и освещая слой через эту фото­ форму сильным источником света, после соответствующей обработки получают копию, состоящую из нерастворимых и растворимых участ­ ков. При использовании тоновых фотоформ, что характерно для про­ изводства форм глубокой печати и фототипных форм, дубление копи­ ровального слоя происходит в тем меньшей степени, чем больше опти­ ческая плотность данного участка фотоформы.

Следовательно, в то время как мерой светового действия или, как принято говорить, фотографического эффекта, на галогенидосеребря­ ный фотослой является оптическая плотность, мерой действия света на копировальный слой будет степень его дубления или фотополимериза­ ции. Технические требования к копии определяются способом изготов­ ления печатной формы, т. е. последующей обработкой поверхности формного материала. В зависимости от этой обработки копировальный слой после получения на нем изображения-копии выполняет разные функции. Так, при изготовлении клише он должен быть кислотоупор­ ным, при изготовлении офсетных печатных форм позитивным копиро­ ванием он служит временной защитой пробельных элементов от дей­ ствия гидрофобизующих веществ, а при негативном копировании, оставаясь на печатающих элементах, он будет носителем печатной краски. При изготовлении форм глубокой печати с применением пиг­

ментной бумаги

копировальный

слой служит регулятором скоро­

сти проникновения

травящего

раствора до

поверхности

формного

материала, а

в

фототипии — регулятором

количества

печатной

краски,

 

 

 

 

 

6

163


Копировальный процесс начал развиваться и совершенствоваться с применением хромированных коллоидов после того, как в 1832 г. была обнаружена светочувствительность солей хромовой кислоты в присутствии органических веществ. В настоящее время в копироваль­ ных процессах производства фотомеханических печатных форм, осно­ ванных на получении изображений путем светового дубления полиме­ ров, кроме солей хромовой кислоты, широко используют диазосоеди­ нения. В копировальных процессах применяют также фотополимеры и диазосмолы, т. е. такие соединения, которые под действием света теряют способность растворяться в обычных для них растворителях.

В копировальных процессах находят применение разные по составу копировальные растворы. Основными компонентами копировального раствора, кроме растворителя, являются: естественные (животные и растительные) или синтетические полимеры и очувствляющие веще­ ства — химические соединения, вызывающие дубление полимера под действием света, в результате чего он утрачивает способность набухать и растворяться в обычных для него растворителях. В зависимости от того, какую из указанных выше функций выполняет копировальный слой, применяют тот полимер, свойства которого обеспечивают выпол­ нение этой функции. В связи с тем что функции, выполняемые копиро­ вальным слоем, довольно разнообразны, для составления копироваль­ ных растворов берут разные полимеры.

В зависимости от применяемых веществ существует три разновид­ ности копировальных процессов, отличающиеся друг от друга меха­ низмом образования нерастворимого полимера под действием света: 1 ) копирование с использованием солей хромовой кислоты; 2 ) копиро­ вание с использованием ароматических диазосоединений и азидов;

3)фотополимеризация.

Всвязи с тем что копировальные слои, очувствленные диазосоеди­ нениями и фотополимерами, долго сохраняют рабочие копировальные свойства, в последние годы все в большей мере осуществляются цент­ рализованное изготовление и поставка полиграфическим предприятиям формных пластин с предварительно нанесенным на них копироваль­ ным слоем. В литературе их называют «предварительно очувствленные формные пластины». Такие пластины готовят для изготовления офсет­ ных форм, клише и полноформатных гибких печатных форм. Наличие предварительно очувствленных пластин повышает производительность формных цехов полиграфических предприятий, высвобождает произ­ водственные площади и исключает применение центрифуг и вспомога­ тельного оборудования для подготовки поверхности формных пластин к нанесению копировального слоя,

§56

Технологическая характеристика копировального оборудования

Основным оборудованием, используемым в копировальных процессах, являются устройства для нанесения копировального слоя на формный материал и его экспо­ нирования.

Для нанесения копировального слоя в производстве форм высокой и офсетной печати применяют ц е н т р и ф у г и . Формную пластину закрепляют на вращаю­ щейся крестовине, заключенной в круглый кожух с откидывающимися дверцами.

164


В кожухе имеется электрическое устройство, создающее определенную температуру нагрева воздуха. Число оборотов крестовины центрифуги может изменяться в пре­ делах 40—80 об/мин. От скорости вращения центрифуги и температуры нагрева воздуха внутри кожуха зависит толщина копировального слоя.

Центрифуги бывают горизонтальными и вертикальными. В вертикальных цен­ трифугах крестовина расположена вертикально, но чаще всего под углом 15—30°. Центрифуги отличаются еще и своими размерами. Например, в производстве клише пользуются центрифугами с относительно малым диаметром кожуха — 70—80 см, а в производстве офсетных печатных форм — 140— 150 см. Единственное преимущество вертикальных центрифуг в том, что они занимают меньшую площадь, чем горизон­ тальные. Однако последние имеют ряд технологических преимуществ перед верти­ кальными центрифугами, заключающихся в меньшем расходовании копировального раствора, большей равномерности распределения его по поверхности пластины, удоб­ стве чистки внутри кожуха и отсутствии попадания высохших частиц копироваль­ ного раствора с внутренних стенок кожуха на пластину. Этими преимуществами объясняется появившаяся в последнее время тенденция к использованию и в офсет­ ном производстве горизонтальных центрифуг.

Кроме центрифугирования существуют еще два метода нанесения копироваль­ ного слоя на формные пластины: смачиванием одной стороны формной пластины и набрызгиванием его форсунками. Для первого метода был сконструирован станок, получивший название «Статор». Однако подобные станки практически не применяются из-за сложности получения постоянных режимов при нанесении копировального слоя на твердую да к тому же зерненую поверхность пластин. Предлагались другие кон­ струкции станков, в которых копировальный слой наносился на формные цилиндры глубокой печати путем протаскивания цилиндров в вертикальном положении через резиновую муфту с находящимся в ней копировальным раствором. Однако и эти станки не нашли практического применения.

Набрызгивание копировального слоя форсунками используется, в частности, при нанесении копировального слоя на цилиндры глубокой печати, т. е. в способе изготовления их без применения пигментной бумаги. В этом случае копировальный раствор содержит фотополимер, растворенный в летучем растворителе, например в ацетоне. Собственно только присутствие летучего растворителя позволяет рав­ номерно наносить копировальный слой распылением с быстрым его закреплением по всей цилиндрической поверхности.

При копировании пользуются копировальными рамами, копировальными шка­ фами и копировально-множительными машинами.

Наиболее распространены п н е в м а т и ч е с к и е к о п и р о в а л ь н ы е р а м ы различного размера. Так, в цинкографии применяют копировальные рамы размером 50X60 и 70X80 см, а в офсетном производстве — до 120Х 150 см. Контакт между фотоформой и пластиной осуществляется благодаря вакууму, создаваемому между стеклом копировальной рамы и резиновым ковриком путем откачивания воз­ духа насосом. Борта коврика предварительно прижимают к стеклу планками с меха­ ническими зажимами.

Пневматические копировальные рамы бывают двух видов: с переворачивающейся рамой и с поднимающимся стеклом. Первые применяются преимущественно в цинко­ графии и в производстве форм глубокой печати, вторые — в офсетном производстве. Технологические особенности копировальных рам этих двух видов заключаются в том, что переворачивающиеся рамы дают возможность экспонировать при верти­ кальном положении, а это создает ряд преимуществ. Во-первых, с помощью одной осветительной установки можно одновременно экспонировать на двух копироваль­ ных рамах, а в копировальных шкафах — даже на четырех рамах, что создает опре­ деленный технико-экономический эффект, заключающийся в экономии электро­ энергии, уменьшении амортизации осветительной установки и увеличении произво­ дительности труда. Во-вторых, расположение осветителей сбоку копировальной рамы исключает, как при применении дуговых фонарей, попадание на стекло рамы раскаленных частиц угля и пепла, что может привести к его порче. Однако, несмотря на преимущества переворачивающихся рам, в офсетном производстве, где прихо­ дится оперировать гибкими формными пластинами большого формата, предпочитают пользоваться копировальными рамами с поднимающимся стеклом и с расположением осветителей над ними. В данном случае это оправдано, так как копирование осуществ­ ляется с монтажных фотоформ большого размера, и их монтаж должен быть положен

165


на формную пластину в точно определенном месте. Этого можно достичь, только на­ кладывая монтажную форму, смонтированную на прозрачной основе, на формную пластину, а не наоборот. Хотя в цинкографии и производстве форм глубокой печати также применяются монтажные формы, однако здесь не предъявляются особые требо­ вания к точности расположения монтажа на пластине или пигментной бумаге, так как в первом случае после изготовления смонтированных на одной пластине клише их отделяют друг от друга на цинкорубилке, а во втором случае точность расположе­ ния монтажа на формном цилиндре обеспечивается не при копировании, а при пере­ воде на него пигментной копии.

К о п и р о в а л ь н ы м и ш к а ф а м и пользуются в цинкографии. Состоят они из квадратного металлического шкафа с вмонтированными в его четыре стенки четырьмя откидывающимися пневматическими копировальными рамами размером 60X 60 см. Внутри шкафа расположен источник света, одновременно освещающий все четыре рамы.

К о п и р о в а л ь н о - м н о ж и т е л ь н ы е м а ш и н ы применяются и в фоторепродукционном и копировальном процессах для получения на одной фото­ пленке или формной пластине нескольких одинаковых изображений. Копировальномножительная машина состоит из стола, на котором укладывают фотопленку или формную пластину, и передвигающегося над ним колпака с осветителем. Внизу кол­ пака имеется отверстие с рамкой, в которой закрепляют фотоформу. В рабочем по­ ложении рамка прижата к формной пластине и между ее поверхностью с нанесенным копировальным слоем и фотоформой создается плотный контакт. Затем включают осветитель и производят экспонирование копировального слоя, после чего колпак под­ нимают и перемещают по направляющим на другой участок формной пластины. Эту операцию повторяют столько раз, сколько требуется разместить на пластине оди­ наковых изображений.

Кроме описанного основного оборудования, в копировальном отделении устанав­ ливают столы-мойки, на которых обрабатывают копии. В качестве источников света в копировальных процессах применяют дуговые фонари и другие источники света, описанные в § 17.

Глава 11

Физико-химические основы копировальных процессов

§57

Световое дубление полимеров с солями хромовой кислоты

В зависимости от применяемых для изготовления копировального раствора очувствляющих веществ в основе дубления высокомолеку­ лярного соединения под действием света лежат свои, присущие дан­ ному очувствляющему веществу, физико-химические явления.

Соли хромовой кислоты не чувствительны к действию света, но в присутствии органического вещества они приобретают чувствитель­ ность, и под действием света происходит восстановление хрома, в ре­ зультате чего шестивалентный хром переходит в трехвалентный. В су­ хом копировальном слое этот переход происходит и в темноте, но зна­ чительно медленнее.

При применении в качестве веществ, придающих полимеру спо­ собность дубиться под действием света, солей хромовой кислоты К 2Сг20 7, (NH4 )2Cr20 7 прежде всего отмечаются фотохимические прев­ ращения бихромата в присутствии полимера. Эти превращения назы­ вают п е р в и ч н о й , или с в е т о в о й , р е а к ц и е й .

2 Сг2 0 7 + ЗН20 — 2К2 Сг0 4 + 2Сг (ОН) 3 + 30; 2Сг (ОН), + К2 Сг2 0 7 ^ ЗН20 + К2 Сг04 + Сг2 0 3 • Сг03

166