Файл: Синяков Н.И. Технология изготовления фотомеханических печатных форм учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 345

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I l l l l l l l i l l l

i l l

растры

глубокой

печати

предназначены

для

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тактного копирования, они

 

 

 

 

 

ш

 

 

 

 

 

состоят из одного

стекла с

 

 

 

 

 

 

 

нанесенными

на

одну

из

 

 

 

 

 

 

 

его

поверхностей

растро­

 

 

 

 

 

 

 

выми элементами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель двойного

копиро­

Схема

получения

задубленного

рельефа

вания

(растра

и

фотофор­

мы)

состоит,

во-первых, в

при копировании диапозитивов и растра:

получении

на

 

пигментной

1— диапозитивы (слева тоновой, справа

ш три­

 

ховой);

2 —

слой

пигментной

бумаги;

копии при копировании ра­

3 — подоож ка пигментной

бумаги; 4 — растр

стра задубленной

решетки,

внутри

элементов

которой

находятся

незадубленные

растровые

элементы, повторяющие

форму непрозрачных

элементов

растра;

во-вторых, в получении при копировании фотоформы

разной

сте­

пени

дубления

растровых

элементов, в

результате

чего на пигмент­

ной копии после ее проявления растровые элементы имеют разную тол­ щину задубленного слоя, при этом, чем больше оптическая плотность данного участка диапозитива, тем тоньше на этом участке пигментной копии задубленный слой, и наоборот. Результат копирования тоновых и штриховых диапозитивов и растра на пигментную бумагу показан на рис. 56. Оптические плотности тонового диапозитива условно пока­ заны кривой линией, штрихового — столбиками. Задубленная при ко­ пировании часть пигментно-желатинового слоя заштрихована. Дей­ ствие света условно показано стрелками. На рис. 56,а показано дуб­ ление пигментно-желатинового слоя при копировании диапозитивов, а на рис. 56,6— при копировании растра.

Перевод и проявление пигментной копии производят на подготов­ ленной поверхности формного цилиндра. В связи с наличием послеко-

пировального эффекта время от копиро­

 

вания

до

перевода

не

должно

превы­

 

шать

1

ч, но при хранении копии в хо­

 

лодильнике это

время

может быть уве­

 

личено до

12 ч. Существуют

два

спо­

 

соба перевода пигментной

копии — мок­

 

рый и сухой. Отличаются они друг от

 

друга

тем,

что при

м о к р о м

с п о ­

 

с о б е

 

после

копирования пигментную

 

бумагу

предварительно

размачивают в

 

кювете

с

водой,

температура

 

которой

 

12—15°, и затем

накладывают пигмент­

 

ным слоем

на

поверхность цилиндра и

 

прикатывают к ней резиновой линейкой.

 

При

с у х о м

с п о с о б е

копию пе­

 

реводят на пигментно-переводном станке

 

(рис. 57). Пигментную бумагу

 

1 накла­

Рис. 57

дывают

одним

краем

на

формный

ци­

Схема пигментно-переводного

линдр

2

, при

этом ее

лицевая

сторона

станка

200


постепенно

смачивается

водой

3,

 

 

 

 

 

1

цилиндр поворачивают

со

скоро­

 

 

 

 

 

 

стью 0,2—0,3 об/мин, и после сма­

 

 

 

 

 

 

чивания

пигментная

бумага при­

 

 

 

 

 

 

катывается

к поверхности

цилин­

 

 

 

 

2

 

дра резиновым валиком 4. На стан­

Рис.

58

 

 

 

ке имеется трубка 5 с отверстиями

 

 

 

Схема

пигментной

копии после

пере­

для

подачи

воды,

пластмассовая

вода

и

проявления

 

 

 

или металлическая доска 6 и за­

 

 

 

 

умень­

щитный

козырек 7.

При сухом способе перевода значительно

шается

деформация

пигментной

бумаги,

которая полностью

все же

не

устраняется.

 

 

бумаги — существенный

недостаток,

ко­

Деформация пигментной

торый особенно ощутим при изготовлении форм цветной репродукции. Существуют несколько способов предупреждения деформации пигмент­ ной бумаги. В технологической инструкции, например, рекомендуется нанесение на подложку очувствленной пигментной бумаги специального нитроцеллюлозного лака сложного состава, который после прикатки и сушки смывается с нее смесью ацетона со спиртом.

После прикатки откопированной пигментной бумаги к поверхно­ сти формного цилиндра и ее сушки копию проявляют. Для этого ци­ линдр опускают на Ѵ3 его диаметра в корыто с теплой водой и вращают попеременно в одну и другую сторону со скоростью 50 об/мин. Началь­ ная температура воды 35—36°, затем ее постепенно повышают до 40°, а после снятия бумажной основы — до 45°.

Схема переведенной и проявленной пигментной копии, копирование которой было показано на рис. 56, приведена на рис. 58. На этой схе­ ме 1 — пигментная копия, представляющая собой вымывной рельеф. В результате перевода задубленный копировальный слой оказался об­ ращенным задубленной поверхностью к поверхности формного цилин­ дра 2 , а незадубленный слой после снятия бумажной подложки удален при проявлении копии. В каждой растровой ячейке остался задублен­ ный пигментно-желатиновый слой, толщина которого зависит от опти­ ческой плотности диапозитива.

Размачивание копии перед переводом приводит к снижению общей плотности пигментной копии. Это объясняется тем, что при размачи­ вании неизрасходованные при световой реакции бихромат и монохро­ мат вымываются из слоя, в то время как при сухом переводе практи­ чески все их количество остается в слое. В связи с этим в последнем случае послекопировальный эффект будет больше, чем в первом, что и обусловливает увеличение общей плотности пигментной копии при сухом переводе.

Для получения пигментных копий с постоянными градационными характеристиками необходимо обеспечить постоянство режимов их проявления. Для этого пользуются полуавтоматическими установ­ ками с программным управлением процессом проявления пигментных копий. Такая полуавтоматическая установка ПКП с программным ре­ гулятором температуры ПРТ изготовлена Гипронииполиграфом и ус-

201


 

 

 

пешно

применяется

в

произ­

 

 

 

водстве*. Программный

регу­

 

 

 

лятор

температуры

ПРТ

раз­

 

 

 

работан во ВНИИ полиграфии

 

 

 

и работает по программе, по­

 

 

 

казанной на рис. 59**. Общее

 

 

 

время проявления пигментной

 

 

 

копии

составляет 2 1

мин***.

 

 

 

Проявление

копии

можно

 

 

 

разделить на три стадии. Пер­

 

 

 

вая стадия

длится от

начала

 

 

 

проявления

до

снятия

под­

 

 

 

ложки

с

пигментной

копии

 

 

 

включительно

(участок

кри­

 

 

 

вой

АБ В)

и

продолжается 8

 

 

 

мин. На участке АБ

темпера­

 

 

 

тура воды

в ванне,

в которой

 

 

 

вращается

формный

цилиндр

 

 

 

с переведенной на его поверх­

 

 

 

ность

пигментной

копией в

 

 

 

течение

3

мин

( 7 \= 3'), по­

т 3=1 '

т 6= г

 

степенно

повышается

с 30 до

Рис. 59

 

пигментных копии

41°

и

затем

в

течение 5 мин

Программа проявления

2 = 5')

на участке

БВ

оста­

 

 

 

ется

постоянной. На

участ-

ке BjB снимается бумажная подложка пигментной

копии. Затем

начинается

вторая

стадия — собственно

проявление

(участок

кри-

вой ВГД),

состоящая в удалении с копии

незадубленного желатина.

Вторая стадия продолжается в общей сложности 9 мин. На участке ВГ в течение 1 мин (Т3= 1') температура воды в ванне повышается с 41 до 45° и затем в течение 8 мин (Т 4 = 8 ') остается постоянной. Третья стадия — охлаждение пигментной копии (участок кривой ДЕЖ) про­ должается в общей сложности 4 мин, причем в течение 3 мин (участок кривой ДЕ) происходит охлаждение копии, температура воды в ванне снижается с 45 до 20° и затем в течение 1 мин копия выдерживается в воде (участок кривой ЕЖ). Установки с программным управлением для проявления пигментных копий, подобные описанной выше, имеют­ ся и за рубежом, например, полуавтоматическая установка «Паккотом» (Еолландия).

§ 6 4

Копии и фототипные печатные формы

Несмотря на то, что фототипия по градационной передаче и разре­ шающей способности — наилучшее средство репродуцирования тоно­

*О. И. Сопова, Б. В. Назаретский. Новое в технике и технологии глубокой печати. Обзор. М., «Книга», 1971.

**О. И. Сопова и др. Программное регулирование режима проявления пигментных копий.— «Полиграфия», 1964, № 10.

***ПРТ позволяет корректировать программу в зависимости от свойств пигментной бумаги.

202


вых и цветных оригиналов, она не имеет широкого применения из-за низкой тиражеустойчивости печатных форм (2 —3 тыс. оттисков), ма­ лой производительности процесса печатания и непостоянства ка­ чества тиражных оттисков. Характерная особенность фототипных печатных форм состоит в том, что копировальный слой служит одно­ временно и рабочим формным материалом, на поверхности которого находятся печатающие и пробельные элементы. Таким образом, в этом смысле здесь мы видим то же, что и при изготовлении форм высокой пе­ чати на фотополимерах. Нов отличие от этих форм высокой печати пе­ чатание с фототипных форм основано на избирательном смачивании пе­ чатающих элементов печатной краской, а пробельных элементов во­ дой. По этому признаку фототипию считают разновидностью плоской печати.

Фототипная печатная форма представляет собой рельеф набухания (см. рис. 55,а), полученный в слое желатина, нанесенного на основу, в качестве которой применяют стеклянные пластины, пластины из про­ зрачной пластмассы и металлические.

Перед нанесением копировального слоя основу зернят для лучшего сцепления слоя с ее поверхностью. На зерненую поверхность основы наносят подслой, состоящий из желатина, жидкого стекла и хромовых квасцов. Копировальный раствор, содержащий около 8 % желатина и по 0,75% бихромата аммония и калия, нагревают до 80° и наливают на нивелированную основу из расчета 5 мл раствора на 100 см2 пло­ щади основы. Толщина нанесенного на основу копировального раствора составляет примерно 50 мкм. В разное время было предложено несколь­ ко рецептов копировального раствора. Однако они мало отличаются друг от друга. В большинство рецептов помимо желатина и бихроматов входит небольшое количество хромовых квасцов (0,04—0,08%) для уменьшения липкости копировального слоя. После застывания на­ несенного на основу копировального слоя ее помещают в сушильный шкаф и сушат при температуре 60—65°, по истечении 1 ч температуру снижают до 30—40°. При таком режиме сушки относительно толстый копировальный слой в верхней своей части высыхает быстрее, в резуль­ тате поверхность его сжимается, сморщивается и приобретает зерни­ стую структуру, характер которой зависит от режима сушки. После сушки пластину с нанесенным на нее копировальным слоем выдержи­ вают в течение суток для уменьшения липкости слоя. Копирование про­ изводят с тонового негатива в копировальной раме. При этом степень дубления находится в обратной зависимости от оптических плотно­ стей негатива. Следовательно, чем больше оптическая плотность ори­ гинала, тем больше дубление копировального слоя. После копирова­ ния копию тщательно промывают в проточной воде в течение примерно 2 ч для удаления из слоя оставшегося в нем бихромата, затем сушат при нормальной температуре и выдерживают в течение суток.

Перед печатанием форму обрабатывают в течение 30—60 мин гли­ церином с водой (примерно 50% от количества глицерина). В этот раствор вводят до 2 % тиосульфата натрия (гипосульфита) или хлори­ стого натрия. Продолжительность обработки зависит от твердости же­ латина, относительной влажности воздуха и экспозиции при копиро­

203


2вании. Так, чем выше точка плавле­

/ния исходного желатина, т. е. чем он

тверже, чем ниже относительная

3влажность воздуха и чем больше экспозиция, тем больше время обра­

 

 

 

ботки

копии

указанным раствором.

 

 

4

После

обработки

 

излишек

раствора

 

 

 

сливают

и

форму

просушивают 2

Рис. 60

 

 

3 раза,

накладывая

на

нее листы

 

 

непроклеенной

бумаги.

Печатную

Схема образования

печатающих и

пробельных

элементов на фототип­

форму закатывают краской и обра­

ной форме:

 

 

батывают в течение 30 мин раство­

1 — печатаю щ ие элементы; 2 — пробель­

ром глицерина в

воде

той же

кон­

ные элементы; 3 — ж елатиновы й слой;

центрации, но с введением в него

вме­

4 — основа

печатной

формы (стекло,

пластмасса,

металл)

 

сто тиосульфата

или хлористого

нат­

рия 2% формалина. Такая обработ­ ка необходима для устранения излишней липкости желатинового слоя. На полученной фототипной форме печатающие элементы очень неболь­ шого размера и имеют вид нерегулярных по форме зерен, от величины которых зависит визуальная плотность отпечатка. В светлых полутонах эти зерна отделены друг от друга такими же нерегулярными по форме пробельными элементами, а в темных полутонах они объединяются друг с другом и по мере увеличения плотности заполняют все большую и большую площадь вплоть до окончательного исчезновения в этих местах пробельных элементов. Наличие зернистой структуры на пе­ чатном оттиске можно обнаружить, только рассматривая его в лупу. Печатные элементы на фототипном оттиске по размеру гораздо меньше растровых элементов.

Образование печатающих и пробельных элементов на фототипной печатной форме можно представить в виде схемы (рис. 60), которая по­ вторяет схему рельефа набухания, показанного на рис. 55,а. В морщи­ нистом желатиновом слое при длительной промывке водой после ко­ пирования и обработки глицериновым раствором образуются трещины, которые тем больше, чем меньше задублен желатиновый слой. Под про­ зрачными участками негатива, где слой задублен наиболее сильно, дан­ ный участок 1 сплошь закатывается краской. По мере уменьшения сте­ пени дубления в образовавшиеся после обработки печатной формы трещины на поверхность слоя выдавливается изнутри все большее коли­ чество незадубленного желатина, в результате чего образуются гидро­ фильные пробельные элементы 2 , размер которых зависит от степени дубления желатинового слоя. Чем меньше дубление, тем больше размер пробельных элементов. Между пробельными элементами оста­ ются задубленные гидрофобные печатающие элементы 1 , воспринимаю­ щие печатную краску. На участках печатной формы, которые соответ­ ствуют участкам негатива с Dmax, желатиновый слой остается гидро­ фильным по всей поверхности. Это показано на последнем правом поле схемы.