Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 192

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

телю мощностью 1850 кВт на параллельную работу был установ­ лен дополнительно аналогичный электродвигатель. Был установ­ лен также новый редуктор с передаточным числом 11,5. При этом максимально возможная скорость движения скипов уменьшилась с 11,7 до 9,1 м/с. Были реконструированы копер и укосина, прием­ ный бункер и частично технологическая цепочка на поверхности,

зависящая от производительности подъема. В результате

малых

реконструкций коэффициент увеличения грузоподъемности

скипа

на шахте «Северная» стал равен 2.

 

Реконструкция скиповой подъемной установки шахты им. Ки­ рова рудника им. Кирова. Шахта им. Кирова была сдана в экс­ плуатацию в 1933 г. Шахта наклонная с углом наклона к гори­ зонту 45°. Первоначальная производительность подъема при двух­ сменной работе и 307 рабочих днях в году составляла 1200 тыс. т в год. В 1937 г. в связи с увеличением производственной мощности рудника по горным возможностям проектная производительность была увеличена до 2700 тыс. т в год. В годы оккупации шахта была частично разрушена. После восстановления скиповая подъем­ ная установка шахты им. Кирова была оборудована двумя опро­ кидными скипами грузоподъемностью по 10 т. Подъем скипов осуществлялся восстановленной подъемной машиной фирмы «Сименс-Шуккерт» типа 2X5x1,5 . Во время оккупации машина была взорвана. При восстановлении машины замена основных уз­ лов (вал, редуктор) не была сделана. В послевоенное время подъемная машина работала в условиях значительного превыше­ ния допустимых нагрузок. В связи с этим машина к 1957 г. была сильно изношена и требовала восстановительного ремонта или за­ мены.

Приводом подъемной машины служил двигатель постоянного тока мощностью 1200 кВт со скоростью вращения 465 об/мин. Передаточное число редуктора составляло 9,25. Максимально воз­ можная скорость подъема составляла 13,2 м/т. Фактическая ско­ рость движения скипов не превышала 9 м/с. Канатоемкость бара­ бана позволяла поднимать скипы грузоподъемностью 10 т с гор. 326 м.

Для обеспечения работы скипового подъема с гор. 400 м была выполнена реконструкция подъема со строительством нового ма­ шинного здания на противоположной от существующего машин­ ного здания стороне ствола, т. е. над наклонным стволом.

На рис. 11 приведена схема подъема шахты им. Кирова после реконструкции скипового подъема. Кроме строительства нового машинного здания необходимо было поднять новые шкивы на 5,4 м

над уровнем существующих

шкивов

из-за изменения схемы об­

хвата канатами

копровых шкивов.

Копер усиливали

укосиной в

виде металлической фермы.

 

 

 

Расположение

подъемной

машины

над наклонным

стволом тре­

бовало заглубления фундамента машины и придания ему спе­ циальной формы с таким расчетом, чтобы разгрузить кровлю на-

60


клонного ствола от чрезмерного давления. Для обеспечения подъема скипов грузоподъемностью 15 т с гор. 625 м (длина подъема 975 м) была выбрана безредукторная подъемная машина типа 2X6X2,4.

В качестве приводного двигателя были использованы два тихо­ ходных двигателя фирмы «Сименс-Шуккерт» мощностью по 1760 кВт и скоростью вращения 50,5 об/мин. Двигатели были уста­ новлены последовательно на одном валу.

« А Д

I - — т о -

Рис. 11. Схема скипового подъема шахты им. Киров» рудника им. Кирова после

 

реконструкции:

 

 

а, б — соответственно диаграммы скорости

и ускорения;

1 — подъемная машина;

2 — привод­

ные

электродвигатели;

3 — приемный

бункер; 4 — скип

 

В результате

реконструкции производительность

*

скипового

подъема повысилась до 2500 тыс. т в год.

Отличительной особенностью реконструкции скипового подъема шахты им. Кирова от ранее рассматриваемых реконструкций ски­ повых подъемов других шахт является строительство нового ма­ шинного здания с установкой новой подъемной машины, в то время как на ранее рассматриваемых шахтах новая подъемная машина размещалась на месте старой в существующем машинном здании. В данном случае капитальные затраты на реконструкцию скипо­ вого подъема значительно увеличивались. До реконструкции ски-

61

пового подъема вся руда, выданная скипами, направлялась кон­ вейерами в железнодорожные погрузочные бункера или в ваго­ нетках (электровозной откаткой) на резервный склад руды.

В связи с возросшей производительностью наклонного скипо­ вого подъема необходимо было выполнить работы по реконструк­ ции дробильно-сортировочной фабрики и резервного склада руды.

Рис. 12.

Комбинированная

схема вскрытия

месторождения с

поверхности до

гор. 400

м наклонной шахтой им. Кирова, а

с гор. 400 м до гор.

550

м — на­

 

клонной конвейерной

галереей:

 

 

 

 

/ — скиповая подъемная машина; 2— скип; 3 и S — приемные

бункера;

4, 5,

6 и

7 — кон­

 

 

вейеры соответственно № 1, 2, 3

и 4

 

 

 

Так

как понижение

горных работ

на один

горизонт

приводило

к увеличению длины подъема на 106 м и к уменьшению произво­ дительности подъема на 15%, то для возможности сохранения постоянной производительности шахты им. Кирова было решено скиповой подъем шахты оставить работать с гор. 400 м, увеличив п\ри этом грузоподъемность скипов до 16 т, а с нижележащих горизонтов в бункер гор. 400 м руду подавать наклонными кон­

вейерами. С

этой целью на руднике был пройден слепой наклонный

ствол с гор.

475 м на. гор. 400 м, а затем этот ствол продлен

с гор. 475 до 550 и 625 м. На каждом из этих горизонтов оборудо­ вались перегрузочные узлы. Комбинированная схема вскрытия месторождения шахтой им. Кирова приведена на рис. 12.

Анализ схем вскрытия месторождений шахтами «Большевик» и им. Кирова показывает, что для увеличения производительности может быть принята комбинированная схема вскрытия месторож­

дений: с поверхности

вертикальной или

наклонной

шахтами,

а ниже — наклонными

конвейерными шахтами для выдачи рудной

массы. Для выполнения вспомогательных

операций

применяют

вертикальные клетевые

подъемы.

 

 

Реконструкция скиповой подъемной установки шахты «Победа» рудника им. Дзержинского. Шахта «Победа» введена в эксплуата­ цию в 1950 г. Характеристика подъема приведена в табл. 19.

62


Реконструкция скипового подъема была произведена путем за­ мены подъемной машины типа 2X5X2,3 машиной 1x5X4,7/0,6, существующего редуктора редуктором с зацеплением Новикова, двигателей и усиления копра. В результате реконструкции произ-

Рис. 13. Схема подъема шахты «Победа» со скипами грузоподъемностью 20 тс,

 

разгружающимися

через

дно:

а — диаграмма

скорости клетевого

подъема

при работе с гор. 460 м; б— диаграмма скорости

скипового подъема при работе с гор. 540 м;

/, 3 — соответственно скиповая и клетевая подъ­

емные машины;

2, 4 — приводные

электродвигатели; 5 — двухэтажная клеть; б — скип; 7 —

 

 

наращиваемая

часть

копра

водительность подъема увеличилась в 2 раза. Схема подъема шах­ ты «Победа» со скипами грузоподъемностью 20 т приведена на рис. 13.

63

В связи с реконструкцией скипового подъема была реконструи­ рована вся цепочка поверхностных сооружений, зависящая от производительности подъема.

Реконструкция подъемной установки шахты «Центральная» рудника им. Дзержинского. Шахта «Центральная» введена в экс­ плуатацию в 1957 г. для выполнения вспомогательных операций в полях шахт «Победа» и «Гигант».

 

/

і

 

 

 

 

 

і - ±

=

п

 

1

 

 

 

 

 

 

—1

7000

1—

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зто-

 

 

Рис. 14. Схема подъемных установок шахты «Центральная» рудника им.

Дзер­

жинского

после переоборудования клетевого подъема

 

в

односкиповой

с про­

 

тивовесом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я —диаграмма скорости скипового подъема при работе с гор.

460

м;

 

/,

2 — соответственно

скиповая и

клетевая подъемные машины; 3 — двухэтажная

клеть;

4 — приемный

бункер;

 

5 — скип

 

 

 

 

 

 

 

 

 

64


Увеличение объема проходческих работ, связанное с ростом добычи на руднике, ускорением подготовки новых горизонтов и улучшением обслуживания действующих горизонтов потребовало дополнительных подъемных средств для выполнения вспомогатель­ ных операций, особенно горной массы из горно-капитальных и под­ готовительных работ.

Ф5000

а

 

І/,МІС

 

у

S?\ \.

\t,c

 

^70,1^

h -

111,3 —

Рис. 15.

Схема скипового подъема

шахты «Центральная» рудника Ингулец пос­

 

ле

реконструкции:

 

а — диаграмма скорости скипового подъема

при работе с гор. 750 м; /, 4 — соответственно

скиповая

и клетевая подъемные машины; 2, 3 — соответственно

существующий и новый при­

водные

электродвигатели; 5 — двухэтажная

клеть; 6 скип;

7 — наращиваемая емкость

 

приемного бункера;

8 — новая поддерживающая мачта

Решено было улучшить подъемные средства за счет переобору­ дования одного клетевого подъема в односкиповой с противовесом. При этом противовес северной клети остался на месте и стал про­ тивовесом скипа, а вместо северной клети был оборудован скип емкостью 4 м3 с разгрузкой через дно.

5 Ю. Я. Власенко и др.

65