Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 190

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

паыи грузоподъемностью по 9 т и одной клетью с противовесом. Характеристика существовавших в то время подъемных установок приведена в табл. 18.

В связи с увеличением производственной мощности требовалось увеличить производительность скипового подъема шахты им. Орд­ жоникидзе. Это было выполнено за счет наращивания высоты

кузова скипа,

так как размеры в плане изменить было невозможно.

В результате

этой реконструкции производительность скипового

подъема была увеличена на 22%.

Дальнейшие геологоразведочные работы подтвердили увеличе­ ние рудных площадей до глубины 1000 м. Кроме того, в охранных целиках железнодорожной станции Калачевская и путей Приднеп­ ровской железной дороги, а также промышленных площадок шахт «Южная-Вентиляционная» и им. Орджоникидзе находились руд­ ные залежи общей площадью свыше 18 600 м2 .

Для быстрого увеличения подъемных возможностей существую­ щей шахты им. Орджоникидзе было намечено произвести повтор­ ную реконструкцию путем установки новой подъемной машины на место существующей с заменой двух двигателей, групп Г—Д, реконструкцией копра и разгрузочных кривых.

По техническим условиям института Кривбасспроект Ново-Кра­ маторский машиностроительный завод изготовил цилиндрическую подъемную машину с одним разрезным барабаном диаметром 5 м типа 1X5X4,2/0,85. Машина допускала максимальное статическое натяжение ветви каната 32 000 кгс и максимальное статическое неуравновешенное усилие 21 000 кгс. Основное условие, которое ставилось при проектировании и строительстве данной машины, — возможность ее установки на фундамент существующей двухбарабанной подъемной машины типа 2X5X2,3. Это условие было свя­ зано с необходимостью остановки действующей шахты на мини­ мальный срок (не более 10—15 сут). Вместо существующего одного двигателя мощностью 1850 кВт устанавливали два двига­ теля мощностью по 1350 кВт.

Группа Г — Д заменялась новой, обеспечивающей питание обоих двигателей. Редуктор использовали существующий. Укосина и станок копра усиливали для возможности подъема скипов грузо­ подъемностью 15 т с предельной для этой подъемной машины глубины.

На рис. 4 приведена схема подъема шахты им. Орджоникидзе чосле реконструкции.

Описанная выше реконструкция скипового подъема шахты им. Орджоникидзе осуществлялась впервые в Кривбассе. Органи­ зация работ была разработана очень четко. Предварительная под­ готовка и слаженная работа при монтаже оборудования позволили выполнить работы по реконструкции за 10 сут. Производительность скиповой подъемной установки была увеличена на 35%. Капиталь­ ные затраты для проведения реконструкции скипового подъема шахты им. Орджоникидзе составили 440 тыс. руб.

46


Реконструкция скиповой подъемной установки шахты «Новая» рудника им. Р. Люксембург. Было установлено, что скиповая подъемная установка шахты «Новая» даже при освоении запроек­ тированной максимальной скорости подъема не сможет обеспечить запланированную добычу уже с гор. 552 м. Если же учесть, что

Рис. 4. Схема

подъема

шахты им. Орджоникидзе рудника им. В. И. Ленина

 

с опрокидными скипами грузоподъемностью 15 т.

 

 

а — диаграмма

скорости;

б — диаграмма

ускорения скипового подъема

при работе

с гор.

607 м: / — клетевая подъемная машина;

2 — приводные электродвигатели;

3 — скиповая

подъ­

емная машина; 4 здание группы

Г—Д скипового подъема; 5 — скип; 6 — клеть

фактически

достигнутые скорости подъема составляли 8—8,5 м/с,

а состояние

армировки ствола

было таково, что не позволяло

уве­

личить ее, то запланированную

добычу не было возможности

обес­

печить с горизонтов, лежащих

ниже гор. 312 м. Наличие резервов

повышения производственной мощности рудника по горным воз­ можностям при отсутствии подъемных возможностей с нижележа-

47

щих горизонтов вызвало необходимость реконструкции

скипового

подъема путем

замены

скипов грузоподъемностью 10 т скипами

грузоподъемностью

12 т

на действующей

подъемной

установке.

В результате

этой

реконструкции производительность

подъема

была увеличена на 20%.

 

 

 

Характеристика

оборудования скипового

подъема шахты «Но­

вая» после реконструкции и последовательность проведения рекон­ струкций приведены в табл. 19.

Вторая

реконструкция подъема позволила навесить опрокид­

ные скипы

грузоподъемностью 15 т. Для этого существующая

подъемная машина было усилена до наибольшего допустимого

статического натяжения

канатов

Рот = 32 ООО кгс

и наибольшей

разности

статических натяжений

канатов

на барабане РСт.н =

= 24 000

кгс. Были установлены

новые

подъемные

электродвига­

тели и группа Г—Д. Производительность

подъема была увеличена

еще на 25%.

 

 

 

 

 

Третья реконструкция скипового подъема позволила навесить

скипы грузоподъемностью

15 т с

разгрузкой

через

дно и ролико­

выми направляющими. Применение роликовых направляющих дало возможность поднять максимальную скорость движения ски­ пов до 10 м/с, уменьшить цикл подъема, уменьшить нагрузку на копер при разгрузке скипов. В результате производительность ски­ пового подъема увеличилась еще на 21 %•

При понижении уровня ведения горных работ ниже гор. 472 м пришлось заменить существующую скиповую двухбарабанную подъемную машину типа 2X5X2,3 однобарабанной с разрезным барабаном типа 1X5X4,66/0,5. Схема подъема шахты «Новая» после замены подъемной машины приведена на рис. 5. В резуль­ тате замены двухбарабанной подъемной машины однобарабанной с разрезным барабаном высота подъема была увеличена на 320 м. Это позволило обеспечить работу скипового подъема с гор. 792 м.

Для увеличения производительности подъемной установки шахты «Новая» с гор. 552 м и ниже необходимо было увеличить грузоподъемность скипов. Расчеты показали, что при усилении существующего редуктора, укосины, копра, замене шкивов суще­ ствующей подъемной установкой можно поднимать скипы грузо­ подъемностью 17,5 т. Усиление редуктора было произведено путем замены шестерен существующего редуктора новыми. При этом передаточное число редуктора увеличилось с 9,5 до 11,5.

Параллельно с осуществлением малых реконструкций скипо­ вого подъема шахты «Новая» осуществлялась генеральная рекон­ струкция рудника путем строительства новой мощной рудоподъем­

ной шахты с двумя самостоятельными стволами. В

связи

с этим

шахта «Новая» перешла

в разряд вспомогательных и

используется

в настоящее время

для

подготовки нижележащих

горизонтов.

Организация работ по замене машин, скипов, усилению

копра

и другим работам при реконструкциях на других

шахтах

была

хорошо отработана.

Поэтому реконструкция скипового подъема

48


шахты «Новая» производилась с использованием всего имеюще­ гося опыта по малой реконструкции подъемов.

По типу реконструкции скиповых подъемных установок шахт им. Орджоникидзе и «Новая» было реконструировано еще 7 ски­ повых подъемов.

Рис. 5. Схема подъема шахты «Новая» рудника им. Р. Люксембург со скипами грузоподъемностью 15 т и новой мгшиной пипа 1X5X4,66/0,5:

о и б — соответственно диаграммы

скорости и

ускорения скипового подъема при работе с

гор. 792 м (УПБ — уровень приемного

бункера

НК и КК — соответственно начало и конец

разгрузочных кривых); I — скиповая

подъемная

машина;

2 — приводные

электродвигатели;

3 — скип; 4 — двухэтажные

клети; 5 — клетевая

подъемная

машина

Как видно из табл. 19, реконструкция отдельных шахт произ­ водилась в разные сроки. Характерными особенностями таких ре­ конструкций являются:

повышение интенсивности работы всего оборудования подъем­ ных установок;

ступенчатое повышение грузоподъемности подъемных сосудов; замена редукторов или шестерен редукторами или шестернями

с зацеплением Новикова; увеличение передаточного числа редукторов (или уменьшение

максимально возможной скорости движения подъемных сосудов).

Реконструкция скиповых подъемных установок шахт «Цент­ ральная» и «Южная» рудника им. XX Партсъезда. Из табл. 19

4 Ю. Я. Власенко и др.

49


видно, что реконструкция подъемных установок шахты «Цент­ ральная» проходила в таком же порядке, как и на шахте «Новая» рудника им. Р. Люксембург, с той лишь разницей, что наибольшая грузоподъемность скипов, достигнутая на шахте «Центральная», составляет 20 т.

/Ф50Р0

-22000-

J

г

Л 1

-5S2S0

Рис. 6. Схема подъема шахты «Центральная» рудника им. XX Партсъезда со

скипами грузоподъемностью 15 т, разгружающимися через дно:

 

 

о, б — диаграммы

скорости

и ускорения скипового подъема при работе с гор. 480 м; / — ски­

повая подъемная

машина;

2 — приводные

электродвигатели; 3 — клетевая подъемная

ма­

 

шина;

4 — скип; 5 — одноэтажные клети

 

 

 

На рис. 6 приведена

схема

подъема шахты

«Центральная»

со

скипами грузоподъемностью 15

т, разгружающимися через

дно, и

усиленной подъемной машиной

типа 2x5x2,3 .

При этой

схеме

подъема разгрузка скипа изменилась, изменился кинематический режим работы подъема, изменилась схема управления подъемной

машиной.

В

результате

этой

реконструкции

производительность

скипового

подъема при одних и тех же параметрах скорости, пути

и грузоподъемности подъемных сосудов увеличилась на

Ш% п о

сравнению

с

опрокидными скипами грузоподъемностью

15 т.

На

рис. 7

приведена

схема

скипового и

клетевого подъемов

шахты

«Центральная» со скипами грузоподъемностью 20 т и двух-

50


этажными клетями после замены двухбарабанных машин типа 2X5X2,3 однобарабанными с разрезным барабаном.

При этой реконструкции схема подъема значительно измени­ лась. Для работы с гор. 630 м потребовалось наращивать копер

Рис. 7. Схема подъема шэхты «Центральная» рудника им. XX Партсъезда со скипами грузоподъемностью 20 т, разгружающимися через дно, двухэтажной клетью и новыми подъемными машинами:

а,

б — диаграммы скорости

и ускорения клетевого подъема при работе с гор. 705 м; в,

г —

диаграммы скорости и ускорения скипового

подъема при

работе с гор. 630

м: 1 — скиповая

и

3 — клетевая подъемные

машины; 2 и

4 — приводные

электродвигатели;

5 — клети;

б —

 

 

скип; 7 — лифт

 

 

 

на 24 м. Новая скиповая подъемная машина позволяла поднимать скипы грузоподъемностью 20 т с гор. 780 м.

Кроме наращивания копра был реконструирован полностью привод подъемной машины. Редуктор установлен с зацеплением

4* 51

Новикова. Передаточное число увеличено до 11,5 вместо 9,5 предыдущего редуктора. Это позволило понизить максимальную скорость движения скипов до 9,1 м/с, т. е. приблизить к реальным скоростям, допускаемым армировкой ствола шахты. При этом улучшается использование новых электродвигателей, мощность каждого из которых составляет 1850 кВт.

Если на шахте им. Орджоникидзе (рудник им. В. И. Ленина) удалось повысить грузоподъемность скипов в процессе малых реконструкций в 1,67 раза, на шахте «Новая» (рудник им. Р. Люк­ сембург) в 1,75 раза, то на шахте «Центральная» этот коэффи­ циент достиг 2, что указывает на высокую эффективность малых реконструкций.

Реконструкция скиповой подъемной установки шахты «Южная» рудника им. XX Партсъезда осуществлена в два этапа, что позво­ лило увеличить грузоподъемность скипов с 10 до 20 т. Коэффи­

циент увеличения грузоподъемности скипов доведен до 2.

 

Первая реконструкция скипового

подъема, проведенная

в

1962 г., позволила поднимать скипы

грузоподъемностью 15 т

с

гор. 480 м (высота подъема 561 м). Это дало повышение произ­ водительности подъема на 50%.

Когда горные работы вели на гор. 480 м, потребовалась вторая реконструкция скипового подъема, она была проведена в 1969 г.

Целью

второй реконструкции скипового

подъема являлось не

только

увеличение высоты подъема, но и

наращивание грузо­

подъемности подъемных сосудов для компенсации падения произ­

водительности подъема при переходе на

отработку нижележащих

горизонтов.

 

 

На рис. 8 приведена схема подъема

шахты «Южная» рудника

им. XX Партсъезда после второй реконструкции скипового подъ­

ема. В результате реконструкции существующая

двухбарабанная

подъемная машина типа 2X5X2,3 была

заменена

однобарабанной

типа 1X5X4,71/0,5. Редуктор был заменен новым с зацеплением Новикова. Вместо двух двигателей по 1350 кВт, были установлены два двигателя по 1750 кВт. В связи с увеличением передаточного числа редуктора с 9,5 до 11,5 максимально возможная скорость движения скипов была уменьшена с 11 до 9,1 м/с. Скипы грузо­

подъемностью

15 т

были заменены скипами грузоподъемностью

20 т, копер высотой

45 м был

заменен

копром высотой

88 м.

Были подняты

разгрузочные

кривые,

реконструирован

бункер

(увеличена емкость). Для обслуживания шкивов на копре был оборудован лифт.

Необходимо отметить, что нижняя часть нового копра была расположена за пределами старого в сторону машинного здания, что позволило производить монтаж нового копра, шкивов и уко­ сины при работе подъемов на старый копер. Поэтому простой шахты при реконструкции был связан только с демонтажем ста­ рой подъемной машины, редуктора и электродвигателей и монта­ жом новой подъемной машины, редуктора и электродвигателей.

52