ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 203
Скачиваний: 0
щина бетонной |
крепи 300 мм. В стволе были |
размещены два |
||||
скиповых, клетевое, лестничное |
и трубно-котельное |
отделения. |
||||
На этом стволе впервые в Кривбассе были применены короб |
||||||
чатые сварные |
из уголкового |
проката |
металлические |
проводники |
||
с движением по ним скипов и клетей, |
оборудованных |
роликовыми |
||||
направляющими. |
|
|
|
|
|
|
Основным |
назначением |
ствола |
шахты |
«Гигант-Глубокая» |
||
является выдача руды скипами, |
спуск- |
подъем |
людей, |
материалов |
и оборудования, а также выдача мокрой руды клетевым подъе
мом. Шахта |
«Гигант-Глубокая» — первая в |
Кривбассе шахта, |
оборудованная |
многоканатными подъемными |
установками. |
Скиповая подъемная установка шахты «Гигант-Глубокая» обо рудована двумя скипами грузоподъемностью по 50 т с разгруз кой через дно. Восьмиканатная подъемная машина была изготов лена шведской фирмой ASEA. Диаметр канатоведущего шкива составлял 4000 мм. Подъемную машину приводили в движение через два редуктора при помощи четырех электродвигателей типа LA-177 мощностью по 1650 кВт со скоростью вращения 600 об/мин, напряжение 600 В. Передаточное число редукторов 12,5. Макси мальная скорость движения скипов составляет 10 м/с. Графики зависимости производительности скипового подъема шахты «Ги гант-Глубокая» от высоты подъема и скорости движения скипов приведены на рис. 59.
Клетевая подъемная установка шахты «Гигант-Глубокая» оборудована двухэтажной клетью с противовесом. В клеть вме щается одна вагонетка грузоподъемностью 10 т. Клетевая
подъемная машина отечественного производства |
типа |
МК5Х4. |
||
Диаметр канатоведущего |
шкива 5000 мм, число |
головных кана |
||
тов |
4. Уравновешивающие |
канаты — плоские. С |
первых |
горизон |
тов |
навешивается два, а |
с последующих — три |
уравновешиваю |
|
щих |
каната. |
|
|
|
Привод подъемной машины редукторный при помощи двух электродвигателей постоянного тока мощностью по 710 кВт со скоростью вращения 600 об/мин. Питание электродвигателей осу ществляется от группы Г—Д. Максимальная скорость движения клети 12 м/с.
Объемно-планировочные и конструктивные решения строитель ства башенных надшахтных зданий для многоканатных подъем ных установок в Кривбассе при проектировании шахты «ГигантГлубокая» наталкивались на ряд трудностей, связанных с отсут ствием практических знаний.
Башенное надшахтное здание шахты «Гигант-Глубокая» было запроектировано и построено для размещения скиповой подъем ной машины, клетевой подъемной машины, приема и передачи
руды |
в дробильный корпус, размещения групп |
генератора—дви |
гателя |
(Г — Д ) , вентиляторов, калориферов, |
опрокидывателей, |
конвейеров, мостовых кранов и другого оборудования.
133
Аго ff, Ч r/v тыс т/год
8399 г 180О
Режим |
О №0 ZOO 300 ¥00 500 ООО WO 800 900 |
WOO 7W0 Ш 1300 1W 1500 1600 1700 |
|
3*6*307 |
К=7,0 |
высота подъема, |
м |
|
|
Средняя часть надшахтного здания, расположенная над
стволом, |
является одновременно |
копром |
многоканатного |
|||
подъема. |
Она представляет |
собой |
башню |
прямоугольной |
||
формы |
размерами в плане |
21,1X28,5 м и высотой |
96 м. |
|||
К башне |
примыкает одноэтажный дробильный |
корпус |
||||
с пролетом |
18 м, длиною 57 м и высотой около 20 м, обо |
|||||
рудованный |
аналогично корпусу на шахте |
«Гвардейская» |
шестью конусными дробилками, из которых три КСД-2200А и три КСД-2200Б.
Для обмена вагонеток с рудой и породой в клетевом отделении потребовалась четырехэтажная пристройка с размерами в плане 28,5x18 м и высотою 24 м. Это отделе ние состоит из трех приемных площадок, как и все рудо подъемные многоканатные шахты с аналогичным обменом выгонеток на верхней приемной площадке. Высота башни определялась:
уровнем размещения приемной площадки клетевого от деления на отм. 20,4 м;
высотой приемного бункера в скиповом отделении с учетом использования самотечного движения руды к дро билкам дробильного корпуса;
высотой скипа; высотой переподъема скипов;
максимально допустимым углом отклонения каната на отклоняющем шкиве;
установкой над оборудованием монтажных и ремонт ных кранов.
Группы Г—Д размещены в башне на отм. 49,8 м. Это решение продиктовано соображениями экономии меди и других цветных металлов, а также наличием свободной площади в башенном здании.
Для производства монтажа, а также обслуживания и текущих ремонтов при эксплуатации подъемных машин во всех перекрытиях башенного надшахтного здания преду смотрены сквозные монтажные проемы, размеры которых определились максимальными габаритами монтажных единиц.
При проектировании и строительстве шахты с многока натным подъемом стало необходимостью размещать скипо вые и клетевые подъемные машины на разных перекрыти ях. Такое размещение продиктовано расположением подъемных сосудов в стволе, а также конструктивными размерами подъемных машин, исключающими возмож ность размещения скиповой и клетевой подъемных машин на одном перекрытии. В процессе проектирования стреми лись уменьшить высоту. С этой целью рассматривали во прос о замене вертикального способа заводки скипов горизонтальным.
135
Заводка и замена скипов — Д О Е О Л Ь Н О сложная и трудоемкая операция. На шахтах Кривбасса скипы одноканатных подъемов сравнительно небольшой грузоподъемности (до 25 тс) меняют с помощью лебедок, блоков, тракторов, автокранов. Замена скипов на таких шахтах производится в нерабочие для шахты дни, пре имущественно праздничные, и выполняет эту операцию бригада численностью от 5 до 10 человек в течение одной или нескольких рабочих смен.
В связи с большими размерами скипа на шахте «Гигант-Глу
бокая» |
применен |
вертикальный |
способ |
заводки |
скипа в |
ствол. |
|
Это |
диктовалось условиями сокращения времени простоя |
шахты |
|||||
при |
замене сосудов. |
|
|
|
|
||
Для |
вертикального способа |
заведения |
скипов |
в ствол |
(при |
||
навеске |
и замене) |
их используются следующие механизмы: |
мосто |
вой электрический кран грузоподъемностью 50 т на крановой эстакаде, примыкающей к надшахтному зданию; специальный мостовой электрический кран для заводки скипов грузоподъем ностью 50 т, установленный на отм. +16,45 м под приемным бункером; тележка, передвигающаяся по рельсовым путям колеи 2200 м, уложенным на отм. +0,00 для перевозки скипа; посадоч ные устройства, установленные на отм. +;0,00 м, перекрывающие ствол специальным устройством. Замена производится следую щим образом. Краном, расположенным на крановой эстакаде, скип укладывают в горизонтальном положении на специальную тележку на отм. +0,00 м и завозят в надшахтное здание скипо вого отделения в зону действия крюка специального крана. С по мощью специального крана скип осторожно поднимается из гори зонтального положения в вертикальное. Краном, расположенным на крановой эстакаде, скип при этом поддерживается за нижнюю
часть рамы. |
Затем |
специальным |
краном скип |
поднимается над |
|
перекрытием |
+0,00 |
м и заводится |
в то или иное скиповое отде |
||
ление, после |
чего опускается на |
посадочные устройства. |
|||
Северный |
фланг |
месторождения |
рудника |
им. Дзержинского |
отрабатывается шахтой «Саксагань». Ствол шахты круглого сече
ния с диаметром 7,5 м в свету |
бетонной крепи. |
Толщина |
крепи |
|
300 мм. В стволе размещены два скиповых, два |
клетевых, |
лест |
||
ничное и трубно-кабельное отделения. Армировка |
ствола |
металли |
||
ческая. Проводники металлические из рельсов типа Р-38. |
Основ |
|||
ное назначение ствола — выдача |
руды на поверхность |
в скипах, |
||
мокрой руды и породы клетями |
в вагонетках, а |
также |
выполне |
ние вспомогательных операций по спуску-подъему людей, мате риалов и оборудования.
Шахта «Саксагань» была введена в эксплуатацию |
в 1954 г. |
Это первая шахта в Кривбассе, скиповая подъемная |
установка |
которой оборудована подъемной машиной с бицилиндроконическим барабаном.
Скипы были опрокидные грузоподъемностью 20 т. Скиповая подъемная машина типа БЦК приводится в движение тихоходным
136
электродвигателем постоянного тока мощностью 3680 кВт, имею щего скорость вращения 37,5 об/мин при напряжении 750 В. Питание подъемного электродвигателя осуществляется от ртутных преобразователей с водяным охлаждением. Работа ртутных
т
- -J
Рис; 60. |
Схема подъемов шахты «Саксагань» рудника им. Дзержинского: |
||||
а, б — диаграммы угловой |
скорости |
скипового подъема при работе с предельной |
глубины |
||
1200 м и скорости клетевого подъема |
при работе с гор. —460 м (УРК — уровень разгрузочных |
||||
кривых); / — скиповая; 2, 3 — клетевые (для клетей / и / / ) |
подъемные машины; |
4 — двух |
|||
|
|
этажные клети: 5 — скип |
|
|
|
выпрямителей менее надежна, чем групп |
Г—Д, и требует |
более |
|||
высоких эксплуатационных |
затрат. |
|
|
||
Схема |
подъемов |
шахты «Саксагань» |
приведена на рис. 60. |
||
Кроме скипового подъема |
шахта «Саксагань» оборудована |
двумя |
одноклетевыми подъемными установками с противовесом. Подъем ные машины установлены типа І Х б Х З с асинхронным двигателем
137
мощностью 1250 |
кВт. Максимальная |
скорость |
движения клетей |
|
8,05 м/с. |
|
|
|
|
Наблюдаемое |
за |
последнее десятилетие |
резкое сдвижение |
|
пород лежачего |
бока |
всего рудника, |
в том числе и в районе шах |
ты «Саксагань», послужило основной причиной проходки нового рудоподъемного ствола взамен ствола шахты «Саксагань». Ствол шахты «Вентиляционная» № 4 был пройден в глубоком лежачем боку залежи шахтного поля. Сечение ствола круглое диаметром 6 м в свету бетонной крепи. Проводники коробчатые. В стволе
размещены |
скиповое, |
клетевое, |
лестничное |
и |
трубно-кабельное |
|||
отделения. Основное |
назначение |
ствола |
шахты |
«Вентиляционная» |
||||
№ 4 — выдача скипами |
товарной и разубоженной руды, |
а также |
||||||
частично породы от |
подготовки |
горизонтов. |
Клетевой |
подъем |
||||
служит для выполнения |
вспомогательных |
операций. |
|
|||||
Скиповая |
подъемная |
установка оборудована |
двумя |
скипами |
||||
грузоподъемностью |
25 |
т с разгрузкой |
через |
|
дно. Подъемная |
|||
машина БЦКБ8/5-2,7 приводится в движение тихоходным |
электро |
|||||||
двигателем |
постоянного |
тока |
мощностью 3200 кВт, |
имеющим |
скорость вращения 30 об/мин, при напряжении 860 В. Питание
электродвигателя |
осуществляется от группы Г—Д. Максимальная |
|
скорость движения |
скипов может достигать 12,5 м/с. |
|
Клетевая подъемная установка оборудована одной |
двухэтаж |
|
ной клетью с противовесом. В клети поднимается одна |
вагонетка |
грузоподъемностью 10 т. Подъемная машина БЦКБ8/5-2,7 приво дится в движение тихоходным электродвигателем мощностью 2000 кВт, имеющим скорость вращения 30 об/мин, при напряже нии 900 В. Питание электродвигателя осуществляется от группы Г—Д. Максимальная скорость движения клети 12 м/с. Надшахт ное здание выполнено совместно с дробильным корпусом. Отдель
но стоящая сортировка на три |
грохота |
типа |
173-Гр |
сортирует |
||||
товарную руду на два класса. Товарная |
руда |
направляется кон |
||||||
вейерами на склад руды шахты «Саксагань». |
Разубоженная |
руда |
||||||
не сортируется, а дополнительно дробится в |
перегрузочном |
узле |
||||||
.№ 1 и направляется в приемное устройство ЦОФ. |
|
|
|
|||||
Кроме главных рудоподъемных шахт на руднике имеется ряд |
||||||||
вспомогательных стволов |
шахт. |
Характеристика |
оборудования |
|||||
подъемных установок шахт после ввода в эксплуатацию |
шахты |
|||||||
«Вентиляционная» № 4 приведена в табл. 30. |
|
|
|
|
||||
Для проветривания |
южного |
крыла |
поля |
шахты |
«Победа» |
|||
используется ствол шахты |
«Вентиляционная» |
№ 10, |
пройденный |
|||||
до гор. 160 м взамен |
верхней части ствола шахты |
«Коммунар», |
который попал в зону обрушения пород лежачего бока. Эти ство лы на гор. 160 м между собой сбиты посредством квершлага. Ствол шахты «Коммунар» круглого сечения диаметром в свету бетонной крепи 4 м, ствол шахты «Вентиляционная^ № 10 также круглого сечения диаметром 4,5 м в свету.
Для проветривания северного крыла поля шахты «Победа» предназначен ствол шахты «Вентиляционная» № 2в. Сечение
138
Шахта
«Победа»
«Централь ная»
«Гигант-Глу бокая»
«Гигант-Кле тевая»
«Саксага нь»
«Вентиля
ционная» № 4
Вид подъема и назначение подзем ной установки
Скиповой одно клетевой с про тивовесом, выпол нение вспомагательных операций, вы дача руды Односкидовой с противовесом, выдача руды Одноклетевой с противовесом, выполнение вспо могательных опе раций
Скиповой, выдача руды
Одноклетевой с противовесом, выполнение вспо могательных опе раций Двухклетевой, выполнение вспо могательных опе раций
Скиповой, выдача руды
Одноклетевой с противовесом, выполнение вспо могательных опе раций Одноклетевой с противовесом, выполнение вспо могательных опе раций
Скиповой, выдача руды
Одноклетевой с противовесом, выполнение вспо могательных опе раций
Т а б л и ц а 30
Характеристика оборудования |
|
к |
||
тип подъемной маши ны (мощность приво да, кВт) |
канатоемкость бара бана подъемной ма шины, м |
грузоподъемность скипа или вагонетки, т |
максимальная ско рость движения, м/с |
Производительность с пового подъема, тыс. т/год |
1X5X4,7/0,6 |
850 |
20 |
9,74 |
|
(2X1850) |
|
|
8,6 |
|
1X6x3,2/0,5 |
810 |
2X5 |
|
|
(2X800) |
|
|
|
|
2 X 6 X 2 , 4 |
720 |
10 |
8,08 |
|
(1250) |
|
|
|
|
і х б х з |
700 |
2X5 |
8,08 |
|
усиленная |
|
|
|
|
(800 и 700) |
|
|
|
|
МК4Х8 |
1400 |
50 |
10 |
|
(4x1650) |
|
|
|
|
МК5Х4 |
1600 |
10 |
12 |
|
(2X600) |
|
|
|
|
2 X 5 X 2 , 3 |
650 |
|
11 |
|
(1140) |
|
|
|
|
БЦК 8/5-2,7 |
1180 |
22 |
10 |
|
(3680) |
|
|
|
|
1X6X3 |
750 |
5 |
8,05 |
|
(1000) |
|
|
|
|
1 X 6 X 3 |
700 |
|
8,05 |
|
(1250) |
|
|
|
|
БЦК 8/5X2,7 |
1200 |
25 |
12 |
|
(3200) |
|
|
|
|
БЦК 8/5X2,7 |
1200 |
10 |
12 |
|
(2000) |
|
|
|
|
139