Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 206

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

Т а б л и ц а

32

 

Рудник, шахта

Горизонт, м

Высота

 

этажа, м

 

 

 

 

 

Рудник им. В. И. Ленина:

 

 

 

им

Орджоникидзе

170—212

42

 

 

 

 

212—267

55

им. В . И. Ленина

267—327

60

 

 

 

 

327—387

60

 

 

 

 

387—447

60

 

 

 

 

447—527

80

 

 

 

 

527—607

80

 

 

 

 

607—750

143*

 

 

 

 

750—900

150*

им. Р. Люксембург

900—1050

150*

212—262

50

«Новая-Гвардейская»

262—312

50

 

 

 

 

312—392

80

Рудник

им. Коминтерна:

392—552

160*

197—247

50

«Октябрьская»

 

 

 

 

 

247—307

60

им. Коминтерна

307—367

60

 

 

 

 

367—437

70

 

 

 

 

437—517

80

 

 

 

 

517—660

143*

Рудник

им.

К.

Либкнехта

192—237

45

им. 50-летия газеты «Прав­

237—297

60

да»

 

 

 

297—357

60

 

 

 

 

357—427

70

 

 

 

 

427—500

73

 

 

 

 

500—570

70

 

 

 

 

570—715

145*

Рудник

Ингулец,

«Централь­

715—865

150*

129—175

46

ная»

 

 

 

175—260

85*

 

 

 

 

260—350

90*

 

 

 

 

350—450

100*

 

 

 

 

450—550

100*

 

 

 

 

550—650

100*

 

 

 

 

650—750

100*

* Обозначен сдвоенный этаж.

 

 

 

При такой схеме

вскрытия на

промежуточном

горизонте с те­

чением времени можно отказаться от электровозной откатки и широко применить самоходные погрузочно-доставочное и доставочное оборудование. Применение самоходных вагонов на рези­

новом

ходу

грузоподъемностью — 4—20

т,

как показывает

опыт

Швеции

и

Канады,

хотя и приведет к

некоторому

увеличению

сечения

выработок,

однако те преимущества, которые получаются

от их

применения

(повышение производительности

труда,

увели­

чение

скорости движения транспортных

сосудов,

ликвидация

151



устройства настилки

рельсового пути, навески контактного

прово­

да и др.), перекроют недостатки, связанные с увеличением

объема

выемки при проведении.

 

 

 

Значительным преимуществом

сдвоенных

горизонтов является

и то, что на основном

откаточном

горизонте

можно в этом

случае

сосредоточить места

погрузки, оборудовать

совершенными

люка­

ми рудоспуски, повысив их пропускную способность, и сократить

длину откаточных

выработок.

 

 

 

 

 

При отработке

сдвоенных этажей эксплуатационные

затраты

на транспортирование и доставку руды

могут

быть,

следователь­

но, значительно снижены. Одновременно

с этим достигается

зна­

чительная экономия средств на горно-капитальные

работы,

так

как такие околоствольные выработки,

как

подземный

бункер,

камера дробилки, насосная камера, камера главной электропод­ станции, скиповой околоствольный двор, проходят и оборудуют через горизонт.

Подготовка сдвоенных этажей высотой 70—80 м увеличивает подготовляемые запасы и тем самым способствует равномерной добыче руды.

В настоящее время почти все рудники северной группы Крив­ басса осуществляют подготовку сдвоенными этажами.

Сравнительные данные объемов работ и

стоимости вскрытия

на 1 т промышленных запасов при вскрытии

месторождений неко­

торых рудников сдвоенными и одинарными этажами приведены в табл. 33. Характерной особенностью отработки первых сдвоенных этажей является оборудование рудоперепускных восстающих как в районе выемочных блоков, так и непосредственно у стволов

Рудник, шахта

Рудник им. В. И. Ленина:

им. В. И. Ленина одинарный этаж

сдвоенный этаж Рудник им. Коминтерна «Боль­

шевик»: одинарный этаж

сдвоенный этаж Рудник им. Коминтерна «Ок­

тябрьская»: одинарный этаж

сдвоенный этаж

Т а б л и ц а 33

Проектные гори- ЗОНТЫ, M

Промышленные запасы, тыс. т

Общий объем гор­ но-капитальных работ, м3

Общая стоимость горно-капиталь­ ных работ, тыс. руб.

Стоимость вскры­ тия 1 т промыш-. ленных запасов, руб.

680--750

13 383

173 460

49 700

3,71

680--825

26 800

237 640

71 330

2,66

620--695

8 747

98 300

25 560

2,93

620--770

17 495

176 920

41 580

2,37

587--660

19 345

Нет

79 800

4,12

587--735

38 690

данных

150 300

3,87

Нет

данных

152


рудоподъемных шахт. В дальнейшем перепуск руды должен осу­ ществляться только по блоковым восстающим. Оборудование рудоперепусков у стволов шахт диктуется необходимостью обеспе­ чить ритмичность работы шахты в переходный период.

Верхние горизонты большинства шахт Кривбасса вскрывались главными двухпутевыми квершлагами, полевыми штреками, пройденными в лежачем боку месторождения, и ортами-заездами.

Полевые штреки

лежачего

бока проходили на расстоянии 15—

30 м от контакта

залежей.

Для крупных

шахт производитель­

ностью более 2 млн. т в год

полевые штреки проходили двухпуте-

гого сечения

с кольцеванием

ортов-заездов

по висячему боку для

возможности

постоянного движения составов с электровозом в

голове состава. Орты-заезды проходили на расстоянии 60—75 м друг от друга.

Опыт разработки руды на руднике им. Дзержинского на глу­ бине 400 м от поверхности показал, что в условиях повышающе­ гося горного давления двухпутевые штреки лежачего бока даже при бетонной крепи повышенной прочности не обеспечивают тре­ буемой устойчивости и разрушаются.

Такое же положение наблюдалось и на руднике им. Комин­ терна при разработке залежей на глубине 450 м.

Одной из мер борьбы с повышением горного давления призна­ на замена штреков двухпутевого сечения штреками одкопутевыми при соответствующем увеличении их числа.

В зависимости от производственной мощности шахт горизонты вскрываются двумя или даже тремя параллельно пройденными полевыми штреками однопутевого сечения, расположенными в лежачем боку месторождения на расстоянии 50—75 м от контак­ тов с залежью.

Штреки между собой соединяются через определенные проме­ жутки транспортными сбойками. Однопутевые полевые штреки лучше сохраняются и поддержание их в течение всего срока службы горизонта стоит значительно меньше, чем двухпутевых.

Такая схема улучшает условия проветривания горизонта и позволяет пропустить увеличенное количество воздуха для про­ ветривания горных работ при меньшей депрессии выработок.

Для мощных месторождений (например, шахта «Гигант-Глу­

бокая»

рудника им. Дзержинского)

вскрытие

и подготовка

зале­

жей осуществляются

С помощью двух

главных

квершлагов — гру­

зового

(двухпутевой)

и

порожнякового (однопутевой),

двумя

однопутевыми

полевыми

штреками

лежачего

бока,

пройденными

на расстоянии

не менее 75 м от залежи, и ортами-заездами,

прой­

денными на расстоянии 50 м друг от друга.

 

 

 

Эта схема вскрытия и подготовки залежей рекомендуется при

принятии челноковой

схемы откатки,

т. е. когда

сблокированы

два электровоза в составе (в начале и в конце состава). Указан­ ные схемы вскрытия и подготовки залежей осуществляются на основных откаточных горизонтах,

153


Г л а в а IV

ПОДЪЕМНЫЕ СОСУДЫ ШАХТ КРИВБАССА

§1. КЛЕТИ

Ввосстановительный период шахты Криворожского бассейна были оборудованы одноэтажными клетями с размерами пола 3,5x1,34, 3,2X1,5, 3,0X1,34, 2,8X1,34, 1,75X1,28 м с парашютами резания Шахтостроя. Эти клети предназначались соответственно для ва­ гонеток ВГ-4 (ВГ-2), ВО-5, ВИ, ВО-3. В дальнейшем в связи с увеличением глубины шахт одноэтажные клети 3,5x1,34 м, уста­ новленные на рудоподъемных стволах, были заменены двухэтаж­ ными с парашютами МПТ (рис. 64). Однако эти клети не удов­ летворяли потребностей подземных работ. Поэтому в течение сле­ дующего этапа в Криворожском бассейне были построены новые шахты, оборудованные клетями с размерами пола 3,7X1,44 и

4,5X1,54 м. Эти клети предназначались для вагонеток ВК-4 (ВГ-2) и ВГ-4у и были оборудованы парашютами МПТ.

Когда уровень подземных работ достиг глубины, при которой подъемные возможности одноканатных машин приближались к предельно возможному значению, в Криворожском бассейне были построены шахты, оснащенные многоканатными подъемными ма­ шинами.

На этих шахтах применяли клети с размерами пола 3,7X1,44', 4,5x1,5, 5,6X1,63, 6,5X1,63 м. Первые два типоразмера клетей устанавливали на вентиляционных и вспомогательных стволах, а

вторые — на рудоподъемных. Эти

клети предназначались для

подъема вагонетки ВГ-4у, а также

для спуска крупногабаритного

оборудования и выполнения других операций, необходимых для нормальной работы шахты.

Характеристика клетей, применяемых на шахтах бассейна, при­ ведена в табл. 34.

Клети (рис. 65) с размером пола 5,6X1,63 и 6,5X1,63 м были выполнены для условий многоканатного подъема. Они состоят из рамы с подвесными устройствами головных и хвостовых канатов и кузова со стопорами. Для плавного движения сосуда по короб­ чатым металлическим проводникам клети оборудовали роликовы­ ми направляющими.

154

При обмене вагонеток в клетях

с подвижным кузовом

кузов

садится на обычные посадочные кулаки, а рама висит на головных

канатах. Этим обеспечиваются

 

 

нормальные

условия

работы

 

 

подъемной

машины

со

шкива­

 

 

ми трения,

а

также

исклю­

320/420

 

чается

влияние

упругой де­

 

 

формации

канатов

на

поло­

 

 

жение

кузова

при

обмене

 

 

вагонеток.

 

 

 

 

 

 

А-А - 5600

Рис. 64. Клеть двухэтажная с

Рис. 65. Клеть двухэтажная для мно­

парашютами МПТ для одно-

гоканатного подъема с подвижным

канатного подъема

кузовом

Кроме того, такое решение позволяет облегчить монтажные работы при замене клети. В силу эксплуатационных особенностей срок службы рамы клети больше, чем кузова, который подвер­ гается динамическим нагрузкам при посадке на кулаки, закатыва-

155