ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 0
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
32 |
||
|
Рудник, шахта |
Горизонт, м |
Высота |
||||
|
этажа, м |
||||||
|
|
|
|
|
|||
Рудник им. В. И. Ленина: |
|
|
|
||||
им |
Орджоникидзе |
170—212 |
42 |
||||
|
|
|
|
212—267 |
55 |
||
им. В . И. Ленина |
267—327 |
60 |
|||||
|
|
|
|
327—387 |
60 |
||
|
|
|
|
387—447 |
60 |
||
|
|
|
|
447—527 |
80 |
||
|
|
|
|
527—607 |
80 |
||
|
|
|
|
607—750 |
143* |
||
|
|
|
|
750—900 |
150* |
||
им. Р. Люксембург |
900—1050 |
150* |
|||||
212—262 |
50 |
||||||
«Новая-Гвардейская» |
262—312 |
50 |
|||||
|
|
|
|
312—392 |
80 |
||
Рудник |
им. Коминтерна: |
392—552 |
160* |
||||
197—247 |
50 |
||||||
«Октябрьская» |
|
||||||
|
|
|
|
247—307 |
60 |
||
им. Коминтерна |
307—367 |
60 |
|||||
|
|
|
|
367—437 |
70 |
||
|
|
|
|
437—517 |
80 |
||
|
|
|
|
517—660 |
143* |
||
Рудник |
им. |
К. |
Либкнехта |
192—237 |
45 |
||
им. 50-летия газеты «Прав |
237—297 |
60 |
|||||
да» |
|
|
|
297—357 |
60 |
||
|
|
|
|
357—427 |
70 |
||
|
|
|
|
427—500 |
73 |
||
|
|
|
|
500—570 |
70 |
||
|
|
|
|
570—715 |
145* |
||
Рудник |
Ингулец, |
«Централь |
715—865 |
150* |
|||
129—175 |
46 |
||||||
ная» |
|
|
|
175—260 |
85* |
||
|
|
|
|
260—350 |
90* |
||
|
|
|
|
350—450 |
100* |
||
|
|
|
|
450—550 |
100* |
||
|
|
|
|
550—650 |
100* |
||
|
|
|
|
650—750 |
100* |
||
* Обозначен сдвоенный этаж. |
|
|
|
||||
При такой схеме |
вскрытия на |
промежуточном |
горизонте с те |
чением времени можно отказаться от электровозной откатки и широко применить самоходные погрузочно-доставочное и доставочное оборудование. Применение самоходных вагонов на рези
новом |
ходу |
грузоподъемностью — 4—20 |
т, |
как показывает |
опыт |
|||
Швеции |
и |
Канады, |
хотя и приведет к |
некоторому |
увеличению |
|||
сечения |
выработок, |
однако те преимущества, которые получаются |
||||||
от их |
применения |
(повышение производительности |
труда, |
увели |
||||
чение |
скорости движения транспортных |
сосудов, |
ликвидация |
151
устройства настилки |
рельсового пути, навески контактного |
прово |
||
да и др.), перекроют недостатки, связанные с увеличением |
объема |
|||
выемки при проведении. |
|
|
|
|
Значительным преимуществом |
сдвоенных |
горизонтов является |
||
и то, что на основном |
откаточном |
горизонте |
можно в этом |
случае |
сосредоточить места |
погрузки, оборудовать |
совершенными |
люка |
ми рудоспуски, повысив их пропускную способность, и сократить
длину откаточных |
выработок. |
|
|
|
|
|
При отработке |
сдвоенных этажей эксплуатационные |
затраты |
||||
на транспортирование и доставку руды |
могут |
быть, |
следователь |
|||
но, значительно снижены. Одновременно |
с этим достигается |
зна |
||||
чительная экономия средств на горно-капитальные |
работы, |
так |
||||
как такие околоствольные выработки, |
как |
подземный |
бункер, |
камера дробилки, насосная камера, камера главной электропод станции, скиповой околоствольный двор, проходят и оборудуют через горизонт.
Подготовка сдвоенных этажей высотой 70—80 м увеличивает подготовляемые запасы и тем самым способствует равномерной добыче руды.
В настоящее время почти все рудники северной группы Крив басса осуществляют подготовку сдвоенными этажами.
Сравнительные данные объемов работ и |
стоимости вскрытия |
на 1 т промышленных запасов при вскрытии |
месторождений неко |
торых рудников сдвоенными и одинарными этажами приведены в табл. 33. Характерной особенностью отработки первых сдвоенных этажей является оборудование рудоперепускных восстающих как в районе выемочных блоков, так и непосредственно у стволов
Рудник, шахта
Рудник им. В. И. Ленина:
им. В. И. Ленина одинарный этаж
сдвоенный этаж Рудник им. Коминтерна «Боль
шевик»: одинарный этаж
сдвоенный этаж Рудник им. Коминтерна «Ок
тябрьская»: одинарный этаж
сдвоенный этаж
Т а б л и ц а 33
Проектные гори- ЗОНТЫ, M |
Промышленные запасы, тыс. т |
Общий объем гор но-капитальных работ, м3 |
Общая стоимость горно-капиталь ных работ, тыс. руб. |
Стоимость вскры тия 1 т промыш-. ленных запасов, руб. |
680--750 |
13 383 |
173 460 |
49 700 |
3,71 |
680--825 |
26 800 |
237 640 |
71 330 |
2,66 |
620--695 |
8 747 |
98 300 |
25 560 |
2,93 |
620--770 |
17 495 |
176 920 |
41 580 |
2,37 |
587--660 |
19 345 |
Нет |
79 800 |
4,12 |
587--735 |
38 690 |
данных |
150 300 |
3,87 |
Нет |
данных
152
рудоподъемных шахт. В дальнейшем перепуск руды должен осу ществляться только по блоковым восстающим. Оборудование рудоперепусков у стволов шахт диктуется необходимостью обеспе чить ритмичность работы шахты в переходный период.
Верхние горизонты большинства шахт Кривбасса вскрывались главными двухпутевыми квершлагами, полевыми штреками, пройденными в лежачем боку месторождения, и ортами-заездами.
Полевые штреки |
лежачего |
бока проходили на расстоянии 15— |
||
30 м от контакта |
залежей. |
Для крупных |
шахт производитель |
|
ностью более 2 млн. т в год |
полевые штреки проходили двухпуте- |
|||
гого сечения |
с кольцеванием |
ортов-заездов |
по висячему боку для |
|
возможности |
постоянного движения составов с электровозом в |
голове состава. Орты-заезды проходили на расстоянии 60—75 м друг от друга.
Опыт разработки руды на руднике им. Дзержинского на глу бине 400 м от поверхности показал, что в условиях повышающе гося горного давления двухпутевые штреки лежачего бока даже при бетонной крепи повышенной прочности не обеспечивают тре буемой устойчивости и разрушаются.
Такое же положение наблюдалось и на руднике им. Комин терна при разработке залежей на глубине 450 м.
Одной из мер борьбы с повышением горного давления призна на замена штреков двухпутевого сечения штреками одкопутевыми при соответствующем увеличении их числа.
В зависимости от производственной мощности шахт горизонты вскрываются двумя или даже тремя параллельно пройденными полевыми штреками однопутевого сечения, расположенными в лежачем боку месторождения на расстоянии 50—75 м от контак тов с залежью.
Штреки между собой соединяются через определенные проме жутки транспортными сбойками. Однопутевые полевые штреки лучше сохраняются и поддержание их в течение всего срока службы горизонта стоит значительно меньше, чем двухпутевых.
Такая схема улучшает условия проветривания горизонта и позволяет пропустить увеличенное количество воздуха для про ветривания горных работ при меньшей депрессии выработок.
Для мощных месторождений (например, шахта «Гигант-Глу
бокая» |
рудника им. Дзержинского) |
вскрытие |
и подготовка |
зале |
|||||
жей осуществляются |
С помощью двух |
главных |
квершлагов — гру |
||||||
зового |
(двухпутевой) |
и |
порожнякового (однопутевой), |
двумя |
|||||
однопутевыми |
полевыми |
штреками |
лежачего |
бока, |
пройденными |
||||
на расстоянии |
не менее 75 м от залежи, и ортами-заездами, |
прой |
|||||||
денными на расстоянии 50 м друг от друга. |
|
|
|
||||||
Эта схема вскрытия и подготовки залежей рекомендуется при |
|||||||||
принятии челноковой |
схемы откатки, |
т. е. когда |
сблокированы |
два электровоза в составе (в начале и в конце состава). Указан ные схемы вскрытия и подготовки залежей осуществляются на основных откаточных горизонтах,
153
Г л а в а IV
ПОДЪЕМНЫЕ СОСУДЫ ШАХТ КРИВБАССА
§1. КЛЕТИ
Ввосстановительный период шахты Криворожского бассейна были оборудованы одноэтажными клетями с размерами пола 3,5x1,34, 3,2X1,5, 3,0X1,34, 2,8X1,34, 1,75X1,28 м с парашютами резания Шахтостроя. Эти клети предназначались соответственно для ва гонеток ВГ-4 (ВГ-2), ВО-5, ВИ, ВО-3. В дальнейшем в связи с увеличением глубины шахт одноэтажные клети 3,5x1,34 м, уста новленные на рудоподъемных стволах, были заменены двухэтаж ными с парашютами МПТ (рис. 64). Однако эти клети не удов летворяли потребностей подземных работ. Поэтому в течение сле дующего этапа в Криворожском бассейне были построены новые шахты, оборудованные клетями с размерами пола 3,7X1,44 и
4,5X1,54 м. Эти клети предназначались для вагонеток ВК-4 (ВГ-2) и ВГ-4у и были оборудованы парашютами МПТ.
Когда уровень подземных работ достиг глубины, при которой подъемные возможности одноканатных машин приближались к предельно возможному значению, в Криворожском бассейне были построены шахты, оснащенные многоканатными подъемными ма шинами.
На этих шахтах применяли клети с размерами пола 3,7X1,44', 4,5x1,5, 5,6X1,63, 6,5X1,63 м. Первые два типоразмера клетей устанавливали на вентиляционных и вспомогательных стволах, а
вторые — на рудоподъемных. Эти |
клети предназначались для |
подъема вагонетки ВГ-4у, а также |
для спуска крупногабаритного |
оборудования и выполнения других операций, необходимых для нормальной работы шахты.
Характеристика клетей, применяемых на шахтах бассейна, при ведена в табл. 34.
Клети (рис. 65) с размером пола 5,6X1,63 и 6,5X1,63 м были выполнены для условий многоканатного подъема. Они состоят из рамы с подвесными устройствами головных и хвостовых канатов и кузова со стопорами. Для плавного движения сосуда по короб чатым металлическим проводникам клети оборудовали роликовы ми направляющими.
154
При обмене вагонеток в клетях |
с подвижным кузовом |
кузов |
|||||
садится на обычные посадочные кулаки, а рама висит на головных |
|||||||
канатах. Этим обеспечиваются |
|
|
|||||
нормальные |
условия |
работы |
|
|
|||
подъемной |
машины |
со |
шкива |
|
|
||
ми трения, |
а |
также |
исклю |
320/420 |
|
||
чается |
влияние |
упругой де |
|
|
|||
формации |
канатов |
на |
поло |
|
|
||
жение |
кузова |
при |
обмене |
|
|
||
вагонеток. |
|
|
|
|
|
|
А-А - 5600
Рис. 64. Клеть двухэтажная с |
Рис. 65. Клеть двухэтажная для мно |
парашютами МПТ для одно- |
гоканатного подъема с подвижным |
канатного подъема |
кузовом |
Кроме того, такое решение позволяет облегчить монтажные работы при замене клети. В силу эксплуатационных особенностей срок службы рамы клети больше, чем кузова, который подвер гается динамическим нагрузкам при посадке на кулаки, закатыва-
155