ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 223
Скачиваний: 0
Площадка вокруг ствола отмащивается железобетонными пш- тами или планируется и отсыпается щебнем с асфальтированием подъездов.
С одной свободной стороны копра оборудуется узел приема бе тона, с другой— сооружается монорельсовая тельферная дорога для механизации всех такелажных работ при проходке ствола. До ставленное на проходку обо рудование и материалы с по мощью тельфера разгружают ся и доставляются в копер к бадейным проемам.
Для |
сокращения |
трудовых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
затрат |
по |
монтажу |
|
нулевой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
рамы, полка и опалубки по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
следние |
изготовляют |
и |
достав |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ляют |
на площадку |
укрупнен- |
|
_ _ _ _ _ _ |
|
|
|
|
|
|
||||||||
ными блоками и узлами. Это |
''''^ШЩЩ! |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
позволило |
упростить |
проекти |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
рование |
оснащения |
проходки |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
стволов, |
сократить |
|
время |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
изготовление |
нестандартного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
оборудования |
и |
многократно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
применять |
оборудование |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
других |
проходках. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Для |
совмещения |
работ |
по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
оснащению |
стволов |
и |
проход |
Рис. 102. |
Кран |
ПК-1 |
для |
проходки |
||||||||||
ки технологического |
участка, |
а |
||||||||||||||||
также |
|
проходки |
неглубоких |
|
устьев |
и |
неглубоких |
стволов: |
|
|||||||||
|
/ — стрела для |
шкивов |
подъемного |
и направ |
||||||||||||||
стволов |
первоначально |
|
приме |
|||||||||||||||
|
ляющих канатов; 2 — подъемный канат; |
3 — |
||||||||||||||||
няли |
специальный |
|
проходче |
проходческая |
бадья; |
4 — направляющая |
рам |
|||||||||||
|
ка; |
5 — бункер |
для |
породы: |
в — лебедки |
для |
||||||||||||
ский |
кран |
ПК-1 |
(рис. |
102), |
и удерживания |
стрелы; |
8 — подъемная лебед |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
направляющих |
канатов: |
7-—лебедка |
подъема |
|||||
разработанный |
|
институтом |
ка; |
9 — противовес; 10 — разгрузочная площад |
||||||||||||||
Кривбасспроект. |
Впоследствии |
ка; |
// — точка |
спада |
подъемного каната; |
12 — |
||||||||||||
направляющие |
канаты: |
13 — проем |
для |
труб |
||||||||||||||
вместо |
кранов |
ПК-1 |
начали |
вентиляции; |
14 — здание |
для |
подъемной |
ле |
||||||||||
применять |
специальный |
легко |
|
бедки; 15 — проем |
для |
подвесного |
насоса |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
монтируемый шарнирный коприк с наклонной эстакадой и скипомбункером для разгрузки породы. Схема оснащения проходки неглубоких стволов приведена на рис. 103. В настоящее время такой комплекс применяют в Кривбассе и других бассейнах стра ны для проходки ряда неглубоких (до 150 м) стволов, вентиля ционных шурфов и др.
Для сокращения времени на оснащение стволов трестом Кривбассшахтопроходка совместно с филиалом ВНИИОМШСа разра ботан проходческий копер, требующий для монтажа значительно меньше трудовых'затрат и времени по сравнению с* ранее приме нявшимися проходческими копрами.
Копер представляет собой пространственную конструкцию шат рового типа, состоящую из цельносварных трубчатых блокоа, свя-
16* Ü43
занных между собой на уровне разгрузочной площадки жесткой рамой, и верхней подшкивной площадкой с надстройкой (рис. 104).
Нижний ярус копра состоит из четырех опор, закрепленных внизу на фундаментах и связанных вверху балками жесткой рамы. Нижняя обвязочная рама служит одновременно подшкивной пло щадкой ряда тихоходных лебедок, в том числе подвесного полка,
Рис. ЮЗ. Схема оснащения проходки неглубоких стволов:
1 — сборно-разборный |
коприк; 2 — разгрузочная |
эстакада: |
3 — опрокидной |
||
скип; 4 — лебедка подъема скипа; |
5 — подъемная |
лебедка; |
— |
6 — лебедки на |
|
правляющих канатов; |
7— лебедки |
подвески опалубки; 8 |
железобетонные |
||
|
блоки |
фундаментов |
|
|
|
спасательной лестницы, насоса, кабелей и пр. На центральную балку рамы опирается породный бункер с разгрузочными лядами.
Верхний ярус копра также состоит из четырех опор и разъемной подшкивной площадки с надстройкой. На верхней подшкивной площадке устанавливают шкивы направляющих и подъемных канатов.
Монтаж копра начинают с установки на фундаментах нижнего яруса. Установку выполняют с помощью автокранов грузоподъем ностью 10 т. Две половины верхнего яруса копра вместе с над стройкой и шкивами собирают по двум сторонам копра на нуле вой отметке. Опоры верхнего яруса имеют монтажные шарниры. Основания опор приподнимают и шарнирно связывают с обвязоч
ной рамой установленного нижнего яруса. Системой |
полиспаста |
||
две половины верхнего яруса стягивают |
до полного |
подъема и |
|
сочленения замковых |
монтажных шарниров |
на обвязочных балках |
|
верхней подшкивной |
площадки. |
|
|
244
После подъема и проверки правильности установки копра шар нирные соединения дополнительно фиксируют болтовыми соединенениями с накладками.
При монтаже верхнего яруса для подъема и оттяжки собирае мых элементов используют лебедки, входящие в комплекс осна щения ствола. Для сборки элементов копра на нулевой площадке используются автокраны грузоподъемностью 10—16 т.
Рис. 104. Проходческий копер конструкции треста Кривбассшахтопроходка и филиала ВНИИОМШСа
Как показал опыт, монтаж шатра нового копра осуществляется за 5—6 рабочих дней. Для выполнения всего объема монтажных работ по копру, включая монтаж шкивов, разгрузочного бункера с лядами, контргрузов, требуется 20—25 дней. После этого присту пают к обшивке копра и одновременно ведут работы на проходке технологического участка ствола.
В настоящее время выполнен проект и изготовляют два типа новых копров для стволов диаметром не более 6 м и глубиной до 800 м и для стволов диаметром 8 м и глубиной не более 1200 м. В табл. 60 приводятся основные технические данные новых копров. Применение этих копров при соответствующей подготовке позво ляет значительно сократить сроки оснащения и подготовки ство лов к проходке, снизить затраты труда. Общая экономия от при менения копра нового типа составляет около 20 тыс. руб. на один ствол. Кроме этого, в процессе эксплуатации новых копров выяв лен ряд других преимуществ, из которых основными являются: удобство обслуживания шкивов на нижней площадке, отсутствие
245
Т а б л и ц а 60
|
|
|
|
|
|
|
|
Типы и конструкции копров |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
, та |
Филиал |
ВНИИОМШС, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1963—19 5 4 гг.) |
О 2 |
|||
|
|
|
|
ВНИИОМШС (1953 г.) |
|
ВНИИОМШС |
(трест Кривбассшахто- |
|||||||
|
Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
K g . « |
проходка), |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
й л К |
ша рнирные |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
га 2 *н |
||
|
|
|
|
I |
i l |
ni |
IV |
I |
I I |
I I I |
IV |
3 § |
ПК-2 |
пк-з |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Разнос |
опор |
по осям |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
уровне |
фундаментов, |
|
|
|
|
|
14X14 |
12X7 |
|
15X15 |
10X13 |
НХ14 |
||
м |
|
|
|
10X10 |
12X12 |
12X12 |
14X14 |
12X12 |
Н Х 8 |
|||||
Размеры |
подшкивной пло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
щадки, м: |
|
|
5,5x5,5 |
6X6 |
6,5x6,5 |
7X7 |
5,5x5,5 |
7X7 |
7X7,95 |
8X8,56 |
8X8 |
5X6 |
7X7 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
8,1X10,3 |
10,9X10,9 |
Высота |
подшкивной |
пло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щадки, м: |
|
|
16,4 |
17,4 |
|
|
|
20,5 |
22 |
22,5 |
20,6 |
18,8 |
20,9 |
|
верхней . . . . |
. |
17,4 |
18,2 |
19 |
||||||||||
нижней |
|
|
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
7,9 |
9,9 |
|
Масса металлоконструкций |
25,1 |
30,7 |
34,5 |
41 |
35,1 |
60 |
80,2 |
93,0 |
66,2 |
50,1 |
62,06 |
|||
|
|
|
|
|||||||||||
Диаметр |
проходимого |
До 6 |
До 6,5 |
До 6,5 |
До 6,5 |
До 5 |
До 6,5 |
До 7 |
До 9 |
До 7,5 |
До 6,5 |
До 8 |
||
|
|
|
|
|||||||||||
Глубина |
проходимого |
|
200 |
400 |
600 |
800 |
До 400 |
До 800 |
До 1100 |
1400 |
1100 |
[800 |
1200 |
|
|
|
|
|
загромождения пространства над стволом опорами разгрузочного станка и др.
Буровзрывные работы. Пересекаемые стволами шахт породы в Криворожском бассейне характеризуются высокой крепостью и абразивностью. Часто встречаются трещиноватые породы, которые
обусловливают значительные притоки воды и затрудняют |
удержа |
|||||||||||||||
ние |
стен |
во |
время |
проходки. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В условиях бассейна |
буровзрыв |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ные работы, по данным |
хронемет- |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ражных |
наблюдений, |
|
занимают |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
35—45% всех затрат труда. На |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
проходках |
были |
использованы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
различные |
варианты |
расположе |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ния, |
глубины, |
диаметра |
шпуров, |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
конструкций зарядов, |
последова |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
тельности |
взрывания и др., кото |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
рые |
определяют |
коэффициент |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
использования |
шпуров, |
оконтури- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
вание |
стенок |
ствола, |
равномер |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ность |
дробления |
и |
трудоемкость |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
буровзрывных |
работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Шпуры в забое |
располагались |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
по |
концентрическим |
|
окружно |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
стям. |
Диаметр |
окружности |
вру |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
бовых |
шпуров |
принимали 0,25— |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
0,3 диаметра ствола в проходке. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Расстояние между |
окружностями |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
0,7—0,9 м. Для |
удобства |
буре |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
ния диаметр окружности оконту- |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ривающих |
шпуров |
принимали на |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
200—300 |
мм |
меньше |
|
диаметра |
Рис. |
105. |
Схема расположения |
шпу |
||||||||
ствола |
в |
проходке. |
Расстояние |
ров |
в забое |
при |
проходке |
ствола |
||||||||
между |
шпурами |
в |
окружности |
шахты |
«Южная-Вентиляционная» |
|||||||||||
изменялось от 0,5 до 0,8 м в за |
|
рудника |
им. Р. |
Люксембург |
||||||||||||
висимости |
от крепости |
пород. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Вруб применяли пирамидально-призматический. По окружно |
||||||||||||||||
сти вруба бурят комплект наклонных шпуров, образующих |
конус |
|||||||||||||||
или пирамиду и вертикальные шпуры. Глубина врубовых |
шпуров |
|||||||||||||||
на 10—15% больше глубины остальных шпуров. |
|
|
|
|||||||||||||
Глубина шпуров 2—3,5 м, диаметр 40—52 мм, причем |
больший |
диаметр применяли для врубовых шпуров. В последние годы диа
метр шпуров для всего |
забоя применяют |
равным |
42—40 мм. |
||
В качестве забойки во всех |
случаях применяли гранулированный |
||||
шлак. |
|
|
|
|
|
На |
рис. 105 и 106 приведены, наиболее распространенные пас |
||||
порта |
буровзрывных |
работ. |
Технико-экономические |
показатели |
|
буровзрывного процесса на |
проходках ряда |
шахт приведены в |
|||
табл. 61. |
|
|
|
|
247
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т Я б Л |
И и ; 61 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Шахта |
|
|
|
|
|
Показатели |
|
|
«Южная» |
«Южная» |
«Южная» |
|
||
|
|
|
|
|
рудника |
рудника |
рудника |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
им. Комин |
им. |
им. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
терна |
Р. Лгсксем |
К. Либк- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бург |
нехта |
|
Диаметр |
ствола, м: |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в проходке |
|
|
|
|
7,1 |
7,1 |
7,1 |
7,1 |
|||
в |
свету |
|
|
|
|
|
6,5 |
6,5 |
6,5 |
6,5 |
|
Сечение ствола в проходке, м2 |
|
39,56 |
39,56 |
39,56 |
39,56 |
||||||
Коэффициент |
крепости пород |
|
|
14—16 |
12—18 |
14-16 |
15-16 |
||||
Число |
пробуренных |
шпуров |
|
|
76 |
86 |
80 |
80 |
|||
Диаметр |
буровых |
коронок |
для |
шпуров, |
|
|
|
|
|||
мм: |
|
|
|
|
|
|
|
53 |
53 |
40 |
40 |
центральных |
|
|
|
|
|||||||
оконтуривающих |
|
|
|
40 |
40 |
40 |
40 |
||||
Расход |
|
ВВ, кг: |
|
|
|
|
1,95 |
2,05 |
2,2 |
2,15 |
|
на |
|
1 м3 отбитой породы |
|
|
|||||||
на |
|
1 м |
подвигания |
забоя |
|
76,1 |
79,5 |
86,3 |
94,5 |
||
Расход |
|
электродетонаторов: |
|
|
46 |
43 |
30 |
36 |
|||
на |
1 м подвигания |
забоя |
|
|
|||||||
на |
один |
цикл |
|
|
|
|
75 |
86 |
80 |
80 |
|
Подвигание забоя за один цикл, |
м . . . |
1,8 |
2,1 |
2,7 |
2,2 |
||||||
Коэффициент |
использования |
шпуров |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
0,92 |
|||||
(к. и. ш.) |
|
|
|
|
|
При проходке |
ствола |
шахты «Вентиляционная» № 2 рудника |
||||||
им. Кирова |
была |
испытана схема расположения |
шпуров в забое |
|||||
с выходом |
концов |
шпуров |
на сферическую поверхность (рис. 107). |
|||||
Применением этого паспорта преследовалась |
цель |
максимально |
||||||
увеличить |
коэффициент |
использования шпуров, |
сократить объем |
|||||
разборки |
забоя |
с ручной |
зачисткой, повысить |
производительность |
||||
уборки породы |
грузчиком |
КС-2у/40. При тщательном |
выполнении |
запроектированного паспорта были достигнуты удовлетворитель ные результаты. Коэффициент использования шпуров достигал 0,92—0,93, а объем работ по ручной разборке и зачистке забоя снизился на 20—30%.
Улучшение коэффициента использования шпуров и снижение объема зачистки забоя достигаются при применении бурильных установок типа БУКС-1, позволяющих регулировать глубину в каждом круге.
Правильность оконтуривания выработок является важной ме рой по сокращению переборов породы по сравнению с проектными и, главное, повышению безопасности работ. Выполнение меропри ятия по совершенствованию БВР позволило снизить переборы до 0,25% общего объема.
В табл. 62 приведено оптимальное расстояние между оконтуривающими шпурами и стенками ствола в зависимости от крепо-
248