Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Площадка вокруг ствола отмащивается железобетонными пш- тами или планируется и отсыпается щебнем с асфальтированием подъездов.

С одной свободной стороны копра оборудуется узел приема бе­ тона, с другой— сооружается монорельсовая тельферная дорога для механизации всех такелажных работ при проходке ствола. До­ ставленное на проходку обо­ рудование и материалы с по­ мощью тельфера разгружают­ ся и доставляются в копер к бадейным проемам.

Для

сокращения

трудовых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

затрат

по

монтажу

 

нулевой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рамы, полка и опалубки по­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

следние

изготовляют

и

достав­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляют

на площадку

укрупнен-

 

_ _ _ _ _ _

 

 

 

 

 

 

ными блоками и узлами. Это

''''^ШЩЩ!

 

 

 

 

 

 

позволило

упростить

проекти­

 

 

 

 

 

 

рование

оснащения

проходки

 

 

 

 

 

 

стволов,

сократить

 

время

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изготовление

нестандартного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оборудования

и

многократно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

применять

оборудование

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

других

проходках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

совмещения

работ

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

оснащению

стволов

и

проход­

Рис. 102.

Кран

ПК-1

для

проходки

ки технологического

участка,

а

также

 

проходки

неглубоких

 

устьев

и

неглубоких

стволов:

 

 

/ — стрела для

шкивов

подъемного

и направ­

стволов

первоначально

 

приме­

 

ляющих канатов; 2 — подъемный канат;

3 —

няли

специальный

 

проходче­

проходческая

бадья;

4 — направляющая

рам­

 

ка;

5 — бункер

для

породы:

в — лебедки

для

ский

кран

ПК-1

(рис.

102),

и удерживания

стрелы;

8 подъемная лебед­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

направляющих

канатов:

7-—лебедка

подъема

разработанный

 

институтом

ка;

9 — противовес; 10 — разгрузочная площад­

Кривбасспроект.

Впоследствии

ка;

// — точка

спада

подъемного каната;

12 —

направляющие

канаты:

13 — проем

для

труб

вместо

кранов

ПК-1

начали

вентиляции;

14 — здание

для

подъемной

ле­

применять

специальный

легко

 

бедки; 15 — проем

для

подвесного

насоса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

монтируемый шарнирный коприк с наклонной эстакадой и скипомбункером для разгрузки породы. Схема оснащения проходки неглубоких стволов приведена на рис. 103. В настоящее время такой комплекс применяют в Кривбассе и других бассейнах стра­ ны для проходки ряда неглубоких (до 150 м) стволов, вентиля­ ционных шурфов и др.

Для сокращения времени на оснащение стволов трестом Кривбассшахтопроходка совместно с филиалом ВНИИОМШСа разра­ ботан проходческий копер, требующий для монтажа значительно меньше трудовых'затрат и времени по сравнению с* ранее приме­ нявшимися проходческими копрами.

Копер представляет собой пространственную конструкцию шат­ рового типа, состоящую из цельносварных трубчатых блокоа, свя-

16* Ü43


занных между собой на уровне разгрузочной площадки жесткой рамой, и верхней подшкивной площадкой с надстройкой (рис. 104).

Нижний ярус копра состоит из четырех опор, закрепленных внизу на фундаментах и связанных вверху балками жесткой рамы. Нижняя обвязочная рама служит одновременно подшкивной пло­ щадкой ряда тихоходных лебедок, в том числе подвесного полка,

Рис. ЮЗ. Схема оснащения проходки неглубоких стволов:

1 — сборно-разборный

коприк; 2 — разгрузочная

эстакада:

3 — опрокидной

скип; 4 — лебедка подъема скипа;

5 — подъемная

лебедка;

6 лебедки на­

правляющих канатов;

7— лебедки

подвески опалубки; 8

железобетонные

 

блоки

фундаментов

 

 

 

спасательной лестницы, насоса, кабелей и пр. На центральную балку рамы опирается породный бункер с разгрузочными лядами.

Верхний ярус копра также состоит из четырех опор и разъемной подшкивной площадки с надстройкой. На верхней подшкивной площадке устанавливают шкивы направляющих и подъемных канатов.

Монтаж копра начинают с установки на фундаментах нижнего яруса. Установку выполняют с помощью автокранов грузоподъем­ ностью 10 т. Две половины верхнего яруса копра вместе с над­ стройкой и шкивами собирают по двум сторонам копра на нуле­ вой отметке. Опоры верхнего яруса имеют монтажные шарниры. Основания опор приподнимают и шарнирно связывают с обвязоч­

ной рамой установленного нижнего яруса. Системой

полиспаста

две половины верхнего яруса стягивают

до полного

подъема и

сочленения замковых

монтажных шарниров

на обвязочных балках

верхней подшкивной

площадки.

 

 

244


После подъема и проверки правильности установки копра шар­ нирные соединения дополнительно фиксируют болтовыми соединенениями с накладками.

При монтаже верхнего яруса для подъема и оттяжки собирае­ мых элементов используют лебедки, входящие в комплекс осна­ щения ствола. Для сборки элементов копра на нулевой площадке используются автокраны грузоподъемностью 10—16 т.

Рис. 104. Проходческий копер конструкции треста Кривбассшахтопроходка и филиала ВНИИОМШСа

Как показал опыт, монтаж шатра нового копра осуществляется за 5—6 рабочих дней. Для выполнения всего объема монтажных работ по копру, включая монтаж шкивов, разгрузочного бункера с лядами, контргрузов, требуется 20—25 дней. После этого присту­ пают к обшивке копра и одновременно ведут работы на проходке технологического участка ствола.

В настоящее время выполнен проект и изготовляют два типа новых копров для стволов диаметром не более 6 м и глубиной до 800 м и для стволов диаметром 8 м и глубиной не более 1200 м. В табл. 60 приводятся основные технические данные новых копров. Применение этих копров при соответствующей подготовке позво­ ляет значительно сократить сроки оснащения и подготовки ство­ лов к проходке, снизить затраты труда. Общая экономия от при­ менения копра нового типа составляет около 20 тыс. руб. на один ствол. Кроме этого, в процессе эксплуатации новых копров выяв­ лен ряд других преимуществ, из которых основными являются: удобство обслуживания шкивов на нижней площадке, отсутствие

245

Т а б л и ц а 60

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы и конструкции копров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

, та

Филиал

ВНИИОМШС,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1963—19 5 4 гг.)

О 2

 

 

 

 

ВНИИОМШС (1953 г.)

 

ВНИИОМШС

(трест Кривбассшахто-

 

Показатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K g . «

проходка),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

й л К

ша рнирные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

га 2 *н

 

 

 

 

I

i l

ni

IV

I

I I

I I I

IV

3 §

ПК-2

пк-з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разнос

опор

по осям

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уровне

фундаментов,

 

 

 

 

 

14X14

12X7

 

15X15

10X13

НХ14

м

 

 

 

10X10

12X12

12X12

14X14

12X12

Н Х 8

Размеры

подшкивной пло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щадки, м:

 

 

5,5x5,5

6X6

6,5x6,5

7X7

5,5x5,5

7X7

7X7,95

8X8,56

8X8

5X6

7X7

 

 

 

 

 

 

 

 

8,1X10,3

10,9X10,9

Высота

подшкивной

пло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щадки, м:

 

 

16,4

17,4

 

 

 

20,5

22

22,5

20,6

18,8

20,9

верхней . . . .

.

17,4

18,2

19

нижней

 

 

7,9

9,9

Масса металлоконструкций

25,1

30,7

34,5

41

35,1

60

80,2

93,0

66,2

50,1

62,06

 

 

 

 

Диаметр

проходимого

До 6

До 6,5

До 6,5

До 6,5

До 5

До 6,5

До 7

До 9

До 7,5

До 6,5

До 8

 

 

 

 

Глубина

проходимого

 

200

400

600

800

До 400

До 800

До 1100

1400

1100

[800

1200

 

 

 

 


загромождения пространства над стволом опорами разгрузочного станка и др.

Буровзрывные работы. Пересекаемые стволами шахт породы в Криворожском бассейне характеризуются высокой крепостью и абразивностью. Часто встречаются трещиноватые породы, которые

обусловливают значительные притоки воды и затрудняют

удержа­

ние

стен

во

время

проходки.

 

 

 

 

 

 

 

В условиях бассейна

буровзрыв­

 

 

 

 

 

 

 

ные работы, по данным

хронемет-

 

 

 

 

 

 

 

ражных

наблюдений,

 

занимают

 

 

 

 

 

 

 

35—45% всех затрат труда. На

 

 

 

 

 

 

 

проходках

были

использованы

 

 

 

 

 

 

 

различные

варианты

расположе­

 

 

 

 

 

 

 

ния,

глубины,

диаметра

шпуров,

 

 

 

 

 

 

 

конструкций зарядов,

последова­

 

 

 

 

 

 

 

тельности

взрывания и др., кото­

 

 

 

 

 

 

 

рые

определяют

коэффициент

 

 

 

 

 

 

 

использования

шпуров,

оконтури-

 

 

 

 

 

 

 

вание

стенок

ствола,

равномер­

 

 

 

 

 

 

 

ность

дробления

и

трудоемкость

 

 

 

 

 

 

 

буровзрывных

работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шпуры в забое

располагались

 

 

 

 

 

 

 

по

концентрическим

 

окружно­

 

 

 

 

 

 

 

стям.

Диаметр

окружности

вру­

 

 

 

 

 

 

 

бовых

шпуров

принимали 0,25—

 

 

 

 

 

 

 

0,3 диаметра ствола в проходке.

 

 

 

 

 

 

 

Расстояние между

окружностями

 

 

 

 

 

 

 

0,7—0,9 м. Для

удобства

буре­

 

 

 

 

 

 

 

ния диаметр окружности оконту-

 

 

 

 

 

 

 

ривающих

шпуров

принимали на

 

 

 

 

 

 

 

200—300

мм

меньше

 

диаметра

Рис.

105.

Схема расположения

шпу­

ствола

в

проходке.

Расстояние

ров

в забое

при

проходке

ствола

между

шпурами

в

окружности

шахты

«Южная-Вентиляционная»

изменялось от 0,5 до 0,8 м в за­

 

рудника

им. Р.

Люксембург

висимости

от крепости

пород.

 

 

 

 

 

 

 

Вруб применяли пирамидально-призматический. По окружно­

сти вруба бурят комплект наклонных шпуров, образующих

конус

или пирамиду и вертикальные шпуры. Глубина врубовых

шпуров

на 10—15% больше глубины остальных шпуров.

 

 

 

Глубина шпуров 2—3,5 м, диаметр 40—52 мм, причем

больший

диаметр применяли для врубовых шпуров. В последние годы диа­

метр шпуров для всего

забоя применяют

равным

42—40 мм.

В качестве забойки во всех

случаях применяли гранулированный

шлак.

 

 

 

 

 

На

рис. 105 и 106 приведены, наиболее распространенные пас­

порта

буровзрывных

работ.

Технико-экономические

показатели

буровзрывного процесса на

проходках ряда

шахт приведены в

табл. 61.

 

 

 

 

247


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т Я б Л

И и ; 61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахта

 

 

 

 

Показатели

 

 

«Южная»

«Южная»

«Южная»

 

 

 

 

 

 

рудника

рудника

рудника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

им. Комин­

им.

им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

терна

Р. Лгсксем

К. Либк-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бург

нехта

 

Диаметр

ствола, м:

 

 

 

 

 

 

 

 

в проходке

 

 

 

 

7,1

7,1

7,1

7,1

в

свету

 

 

 

 

 

6,5

6,5

6,5

6,5

Сечение ствола в проходке, м2

 

39,56

39,56

39,56

39,56

Коэффициент

крепости пород

 

 

14—16

12—18

14-16

15-16

Число

пробуренных

шпуров

 

 

76

86

80

80

Диаметр

буровых

коронок

для

шпуров,

 

 

 

 

мм:

 

 

 

 

 

 

 

53

53

40

40

центральных

 

 

 

 

оконтуривающих

 

 

 

40

40

40

40

Расход

 

ВВ, кг:

 

 

 

 

1,95

2,05

2,2

2,15

на

 

1 м3 отбитой породы

 

 

на

 

1 м

подвигания

забоя

 

76,1

79,5

86,3

94,5

Расход

 

электродетонаторов:

 

 

46

43

30

36

на

1 м подвигания

забоя

 

 

на

один

цикл

 

 

 

 

75

86

80

80

Подвигание забоя за один цикл,

м . . .

1,8

2,1

2,7

2,2

Коэффициент

использования

шпуров

0,9

0,9

0,9

0,92

(к. и. ш.)

 

 

 

 

 

При проходке

ствола

шахты «Вентиляционная» № 2 рудника

им. Кирова

была

испытана схема расположения

шпуров в забое

с выходом

концов

шпуров

на сферическую поверхность (рис. 107).

Применением этого паспорта преследовалась

цель

максимально

увеличить

коэффициент

использования шпуров,

сократить объем

разборки

забоя

с ручной

зачисткой, повысить

производительность

уборки породы

грузчиком

КС-2у/40. При тщательном

выполнении

запроектированного паспорта были достигнуты удовлетворитель­ ные результаты. Коэффициент использования шпуров достигал 0,92—0,93, а объем работ по ручной разборке и зачистке забоя снизился на 20—30%.

Улучшение коэффициента использования шпуров и снижение объема зачистки забоя достигаются при применении бурильных установок типа БУКС-1, позволяющих регулировать глубину в каждом круге.

Правильность оконтуривания выработок является важной ме­ рой по сокращению переборов породы по сравнению с проектными и, главное, повышению безопасности работ. Выполнение меропри­ ятия по совершенствованию БВР позволило снизить переборы до 0,25% общего объема.

В табл. 62 приведено оптимальное расстояние между оконтуривающими шпурами и стенками ствола в зависимости от крепо-

248