ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 64
Тип |
Диаметр |
Скорость |
Максималь |
Максимальная |
вращения |
ный стати |
производи |
||
вентиллятора |
рабочего |
колеса, |
ческий |
тельность, |
|
колеса, м |
об/мин |
напор, |
м3 /мнн |
|
|
|
мм вод. ст. |
|
ВЦ/0,7 |
0,7 |
2970 |
220 |
510 |
ВЦО-1/1000 |
1,0 |
1460 |
434 |
1020 |
ВЦО-1,5/1000 |
1,5 |
11000 |
434 |
2100 |
ВЦП-16 |
1,6 |
1466/484 |
900 |
2700 |
Па проходке глубоких стволов в Кривбассе (шахта «Родина» — 1116 м и шахта «Фланговая»—1052 м) с глубины 900 м была применена комбинированная схема вентиляции, что позволило
Рис. 109. Реверсивное устройство к вентилятору ВЦО-1,5
значительно сократить время проветривания ствола после взры ва (с 1 —1,5 ч до 25—30 мин). При этом вентилятор ВЦО-1,5, уста новленный на поверхности, оборудовался, реверсивным устройст вом, показанным на рис. 109. В стволе шахты на нижнем этаже подвесного полка устанавливали один или два последовательно соединенных пневматических вентиляторов, к которым присоеди-
253
нялся гибкий резиновый рукав диаметром 500 мм, опускаемый в забой после взрыва на канате проходческой лебедки. Этот вен тилятор включался в работу после взрыва и нагнетал воздух в
призабойное |
пространство. В это время |
основной вентилятор вклю |
||||||||||||||||||
чался |
на всасывание. Большая часть |
образовавшихся при взрыве |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
газов |
сосредоточивалась в прост |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ранстве от забоя до подвесного |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полка |
|
и |
интенсивно |
|
разжижа |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лась |
струей |
воздуха, |
|
поступаю |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
щей в забой по гибкому |
рукаву |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от вентилятора на полке, |
и отса |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сывалась |
через |
|
|
металлические |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
трубы, |
находящиеся |
на |
уровне |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
нижнего |
этажа |
|
полка. |
Свежий |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
воздух |
при этом |
поступал |
в рай |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
он проходческого полка по ство |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лу |
(рис. ПО). К |
началу |
уборки |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
породы в забое вентилятор на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
полке |
включался, |
а |
вентилятор |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ная |
|
установка |
на |
поверхности |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
переключалась |
на |
нагнетатель |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ную |
схему |
Как |
показал |
опыт, |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
комбинированная |
|
|
схема |
провет |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ривания |
является |
|
более |
эффек |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тивной по сравнению с нагнета |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тельной, |
особенно |
при |
проходке |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
глубоких |
стволов. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
1969 г. Артемовский |
маши |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ностроительный |
|
завод |
освоил |
||||||||
|
|
|
Комбинированная |
|
серийное |
производство |
новых |
|||||||||||||
|
|
|
|
мощных |
проходческих |
вентилято |
||||||||||||||
Рис. |
ПО. |
схема |
ров ВЦП-16, оборудованных ре |
|||||||||||||||||
|
|
|
ствола |
версивным |
устройством |
(рис. |
||||||||||||||
вентиляции |
при |
|
проходке |
|
111). Вентиляторы |
ВЦП-16 могут |
||||||||||||||
шахты |
|
им. |
В. И. Ленина: рудника |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
«Фланговая» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
/ — вентилятор |
ВЦО-1,5; |
2 — реверсирую |
экономически эффективно |
исполь |
||||||||||||||||
щий |
отвод; 3 |
— вентиляционная |
металли |
зоваться |
при глубине |
ствола от |
||||||||||||||
ческая |
труба |
0 800 |
мм; |
4— вентилятор |
400 |
до |
1500 м, так как |
произво |
||||||||||||
ВМП-4; |
5 — гибкий |
прорезиненный рукав; |
||||||||||||||||||
/ — зона |
отброса газов взрывом |
(до 80 м); |
дительность |
вентилятора |
равна |
|||||||||||||||
|
Я — проектная |
глубина ствола, м) |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6—30 м3 /с, давление |
115—920 мм |
||||||||||
вод. ст. Регулирование |
режима |
работы |
вентилятора |
|
осуществляет |
ся поворотом лопаток, направляющего аппарата, а также изме нением скорости вращения вала двигателя.
В настоящее время при проходке стволов в бассейне приме няют в основном два типа вентиляционных труб: жесткие метал лические, используемые как при нагнетательной, так и при всасы вающей схемах проветривания, и гибкие прорезиненные, приме няемые только при нагнетательной схеме. На всех проходках вентиляционные трубы жестко закрепляют к стенкам ствола на
254
специальных конструкциях. Прорезиненные трубы применяют на проходках неглубоких стволов (до 100—150 м), а также для нагне тательного рукава на участке от полка до забоя. Прорезиненные
Рис. 111. Вентилятор с реверсивным устройством
трубы имеют диаметр 500 и 600 мм. Соединение их осуществляется с помощью стыковых колец и желобчатых хомутов, или же со стыковкой их на жесткой металлической гильзе, которая служит основанием установки хомута при креплении трубопровода к стен
кам ствола. |
|
|
|
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наибольшее |
распростране |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ние |
получили |
металлические |
|
|
|
|
|
|
|
||||
вентиляционные |
трубы, |
изго |
|
|
|
|
|
|
|
||||
товляемые |
методом |
сварки из |
|
|
|
|
|
|
|
||||
листовой стали толщиной |
1,5 — |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
2,5 |
мм, диаметром |
500, 800 и |
|
|
|
|
|
|
|
||||
1000 |
мм и длиной |
|
звена |
4 м. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Соединение при помощи ме |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
таллических |
гильз |
|
и подвеска - |
|
|
|
|
|
|
|
|||
трубопровода |
на |
|
штырях к |
Рис. 112. Соединение |
металлических и |
||||||||
стенке ствола |
исключает |
воз |
прорезиненных |
вентиляционных |
труб: |
||||||||
а — коническое для металлических |
труб; 6 — |
||||||||||||
можность обрыва |
става |
труб, |
с помощью металлических гильз для прорези |
||||||||||
ненных труб: / — упорный |
уголок; |
2 |
— накид |
||||||||||
улучшает |
аэродинамическое |
ной болт; |
3— уплотняющее кольцо; |
4 — уплот |
|||||||||
сопротивление |
трубопровода, |
няющая |
масса; |
5—конический |
раструб; 6 — |
||||||||
прорезиненная |
труба; |
7 — соединительная |
|||||||||||
уменьшает |
утечки |
воздѵха |
гильза; |
8 — зажимной |
хомут |
|
(рис. 112).
Для сокращения затрат времени на монтаж трубопроводов в стволе и уменьшения утечек воздуха вентиляционные трубы сва ривают в звенья длиной 8—12 м и уплотняют на поверхности.
Погрузка породы. Уборка породы при проходке стволов яв-
255
Ляется одним из трудоемких процессов и занимает 35—50% вре мени всего проходческого цикла и около 40% всех затрат труда. Эффективность уборки породы зависит от применяемой погрузоч ной техники, средств подъема и качества дробления породы в забое.
До 1960 г. для погрузки породы широко применяли пневмати ческие грузчики с ручным вождением типа БЧ-1 и КС-3. С 1961г. началось повсеместное применение большегрузных грейферных погрузчиков с механическим вождением КС-2 (КС-2м, КС-2у/40, КСМ-2у). В табл. 65 приведены технические характеристики грей ферных пневмопогрузчиков.
Т а б л и ц а 65
|
|
|
|
|
|
Тип погрузчика |
|
|
||
Показатели |
|
БЧ1У |
кс-з |
КС-2у/4 0 |
КСМ-2у |
КС-1м |
||||
|
|
|
||||||||
|
|
|
0,11 |
0,22 |
0,65 |
0,4 или |
1,0 |
|||
Продолжительность |
цикла чер- |
|
|
|
|
0,65 |
|
|||
40,6 |
35-40 |
25—30 |
25—30 |
25—30 |
||||||
|
|
|
||||||||
Производительность, |
м3 /мин . . |
До |
0,2 |
0,25 |
1,3—1,6 |
1,3-1,6 |
2—2,4 |
|||
Средний расход сжатого |
возду- |
|
Ручное |
Дистанционное из |
кабины |
|||||
2,5 |
3,25 |
20 |
20 |
40 |
||||||
|
|
|
||||||||
Применение грейферов с механизированным вождением позво |
||||||||||
лило значительно |
повысить |
производительность |
труда |
проходчи |
||||||
ков и скорости |
проходки |
стволов |
за счет |
сокращения |
времени на |
уборку породы. Погрузочная машина КС-2м впервые в Кривбассе
была применена |
в 1961 г. на проходке |
ствола |
шахты |
«Новая-Се |
||||||
верная» рудника |
им. Коминтерна. Ствол |
шахты |
диаметром 6,5 м в |
|||||||
свету, |
глубиной |
820 м с |
монолитной бетонной |
крепью |
толщиной |
|||||
300 мм проходили |
по породам с f = 12-f-18. |
Средняя |
скорость про |
|||||||
ходки |
на |
этом |
|
стволе |
составила 41,2 |
м/мес и |
максимальная |
|||
71,4 м/мес |
(июнь |
1961 г.). Породу грузили |
в бадьи |
емкостью 1,5 |
||||||
и 2 м3 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для |
этого ствола был разработан специальный |
проходческий |
трехэтажный полок с гидрораспором. Новые технические решения в конструкции полка обеспечили его высокую прочность, надеж ность и удобства в эксплуатации. Впервые отказались от фартуч ного перекрытия зазоров между стенками ствола и полком, при менили ограждение по периметру полка и плотную отбортовку в нижней части ограждения. Этажи полка собирали из четырех цельносварных блоков. Несмотря на тяжелые условия эксплуата ции полка с мащиной КС-2м (значительные динамические знако переменные нагрузки при работе погрузочной машины, система тические подъемы и спуски на 40—50 м перед взрывом), полок
256
оказался настолько прочным, что после окончания |
проходки ство |
||||||||||||||||
ла |
шахты <<Южная» до глубины 820 м представилась возможность |
||||||||||||||||
его |
повторного .применения |
на проходке ствола шахты «Южная- |
|||||||||||||||
Вентиляционная» |
|
рудника им. Р. Люксембург. |
|
|
|
||||||||||||
|
Ствол шахты диаметром 6,5 м и глубиной 688 м, оснащенный |
||||||||||||||||
комплексом |
КС-2м, был пройден со |
средней скоростью |
53 м/мес |
||||||||||||||
по |
породам |
|
с |
f=16-b20. |
Макси |
|
|
|
|
||||||||
мальная |
достигнутая |
скорость |
со |
а |
|
|
|
||||||||||
ставила |
100,7 |
м |
|
в |
марте |
1963 |
г. |
|
|
|
|||||||
Месячная производительность |
грей |
|
|
|
|
||||||||||||
фера |
составила |
|
8000 |
м3 |
породы. |
|
|
|
|
||||||||
С 1964 г. в Кривбассе стали |
широко |
|
|
|
|
||||||||||||
применять усовершенствованные по |
30 |
|
|
|
|||||||||||||
грузочные |
машины |
КС-2у/40. За |
|
|
|
||||||||||||
время |
|
эксплуатации |
|
грейферных |
го— |
m * |
|
||||||||||
погрузчиков |
были |
установлены |
за |
to |
|
|
|
||||||||||
висимости их эффективного |
исполь |
|
|
|
|||||||||||||
зования |
от |
качества |
буровзрывных |
|
|
|
|
||||||||||
работ |
(глубина |
|
|
шпуров, к. и. ш., |
|
|
|
|
|||||||||
степень дробления |
породы") |
и от ем |
|
|
|
|
|||||||||||
кости |
бадей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
На |
рис. 113 приведены |
графики |
|
|
|
|
||||||||||
зависимости |
эффективности |
исполь |
|
|
|
|
|||||||||||
зования |
грейферных погрузчиков от |
|
|
|
|
||||||||||||
глубины |
шпуров |
(рис. 113, а) |
и от |
|
|
|
|
||||||||||
емкости бадьи (рис. 113, б). |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
Как |
известно, |
большегрузный |
|
|
|
|
||||||||||
грейфер |
неэффективно |
работает |
во |
3. |
График |
зависимости |
|||||||||||
второй |
фазе |
уборки — на разработ |
|||||||||||||||
трудоемкости |
(а) и |
эффективно |
|||||||||||||||
ке и зачистке забоя. При этом |
3-- |
сти работы грейферов от глубины |
|||||||||||||||
7% общего объема взорванной по |
шпуров и |
емкости |
бадей (б) |
||||||||||||||
роды убирают с частичным приме |
|
|
|
|
|||||||||||||
нением |
|
ручного |
труда. |
Поэтому |
с увеличением |
глубины шпуров |
снижается удельный вес затрат труда по зачистке забоя и подго
товительно-заключительным операциям на |
1 м проходки |
ствола. |
||||
Хронометражные наблюдения показали, что при погрузке |
в бадьи |
|||||
емкостью 1,5 м 3 вследствие значительного |
просыпания |
породы |
||||
мимо бадьи |
производительность |
грейфера |
КС-2у на |
25—30% |
||
ниже, чем при бадьях емкостью 3 |
м3 . При переходе на бадьи 3 м3 |
|||||
уменьшаются |
удельные |
потери времени |
от |
простоя |
грейфера |
|
маневровых операциях, |
связанных |
с приемкой |
и отправкой бадьи. |
На проходке ствола шахты «Фланговая» диаметром 6,5 м в све ту и глубиной 1Q52 м по породам с f = 14ч-17, где применялись по грузочные машины КС-2у/40 и бадьи емкостью 3 м3 за 27 дней октября 1967 г. было пройдено 106,6 м готового ствола. Проходку осуществляла бригада проходчиков в составе 40 чел. Здесь была достигнута месячная производительность погрузочной машины КС-2у/40 11 200 м 3 породы.
17 Ю. Я. Власенко и др. |
257 |
Серьезное влияние на обеспечение производительности погру зочной машины оказывает систематический осмотр машины и про филактический ремонт с поузловой заменой механизмов. На про
мышленной площадке |
ствола должны |
постоянно |
находиться |
ис |
||||||||
J |
|
правные |
запасные |
грейфер, |
||||||||
|
тельфер, |
каретка |
поворота |
и |
||||||||
|
I |
другие |
детали |
и |
узлы. В |
каж- |
||||||
• ш |
— |
дой |
проходческой бригаде |
дол |
||||||||
|
|
жен |
быть |
опытный |
машинист- |
|||||||
|
|
слесарь, в обязанности которо |
||||||||||
|
|
г о входит |
только |
систематиче |
||||||||
|
|
ский уход за машиной КС-2у и |
||||||||||
|
|
подготовка ее к |
работе. |
|
|
|||||||
|
|
Грейферные |
|
|
погрузчики |
|||||||
|
|
КС-2у/40 |
применяют |
только |
||||||||
|
|
для стволов диаметром в свету |
||||||||||
|
|
более 5,5 м. Для стволов мень |
||||||||||
|
|
шего |
диаметра |
применяли |
||||||||
|
|
пневмопогрузчики |
с |
ручным |
||||||||
|
|
вождением БЧ-1, ГП-2 и КС-3. |
||||||||||
|
|
Для |
дальнейшей |
|
механизации |
|||||||
|
|
уборки |
породы |
|
при |
проходке |
||||||
|
|
стволов диаметром |
4—5 м тре |
|||||||||
|
|
стом |
Кривбассшахтопроходка |
|||||||||
|
|
в содружестве |
с |
ЦНИИПод- |
||||||||
|
|
земмашем |
была |
разработана |
и |
|||||||
|
|
изготовлена |
в |
мастерских |
тре |
|||||||
|
|
ста |
|
погрузочная |
|
машина |
||||||
|
|
КСМ-2у. При этом |
были |
ис |
||||||||
|
|
пользованы |
узлы |
серийной |
ма |
|||||||
|
|
шины КС-2у/40. |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
Погрузочную |
|
|
машину |
|||||||
|
|
КСМ-2у |
подвешивают |
под |
||||||||
|
|
нижним этажом |
проходческого |
|||||||||
|
|
полка. |
Рама |
машины |
связана |
|||||||
|
|
с металлоконструкциями полка |
||||||||||
|
|
в двух точках. С одной сторо |
||||||||||
|
|
ны она крепится к специальной |
||||||||||
Рис. 114. Общий вид погрузочной |
подвеске, |
а с другой — к дуго |
||||||||||
вому |
опорному |
|
монорельсу. |
|||||||||
шины КСМ-2у |
|
|
||||||||||
|
|
В |
отличие |
|
от |
комплекса |
||||||
КС-2у/40, центральная |
подвеска |
машины |
смещена |
|
на |
обвязку |
проходческого полка. Подъем-спуск грейфера осуществляется пнев матическим тельфером с двигателем мощностью 40 л. с. Радиаль ное перемещение тельфера по раме производят лебедкой. Наличие дугового и радиального перемещения позволяет грейферу произ
водить уборку взорванной |
породы практически по всему забою. |
В стволах малого диаметра |
при раскрытии лопастей грейфер ем- |
258