ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 0
БПС емкостью от 1,5 до 4 м3 , а также унифицированные проход ческие бадьи емкостью 1; 1,5 и 2 м3 . В настоящее время наиболее широко применяют бадьи БПС-3.
Схема разгрузки бадьи способом донного захвата на вращаю щийся крюк приведена на рис. 116. Такой способ первоначально
использовался в комплексе с малым копром. В |
настоящее |
время |
|||||||||||||
он используется и при больших |
|
копрах |
|
|
|
|
|
||||||||
в период, когда ствол, начиная с по |
|
|
|
|
|
||||||||||
верхности, |
проходят |
без |
направляю |
|
|
|
|
|
|||||||
щих канатов на временной подъемной |
|
|
|
|
|
||||||||||
установке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Для обеспечения |
необходимой безо |
|
|
|
|
|
||||||||
пасности работ при интенсивной рабо |
|
|
|
|
|
||||||||||
те |
подъемных |
машин, |
обслуживаемых |
|
|
|
|
|
|||||||
в копре одним |
|
рукоятчиком, |
в |
схему |
|
|
|
|
|
||||||
управления |
подъемной |
машины |
|
вводят |
|
|
|
|
|
||||||
дополнительную |
блокировку. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Схемой |
предусматривается |
|
подача |
|
|
|
|
|
||||||
соответствующего |
светового |
сигнала |
|
|
|
|
|
||||||||
рукоятчику |
нулевой |
|
и |
разгрузочной |
|
|
|
|
|
||||||
площадок, а также машинисту подъе |
|
|
|
|
|
||||||||||
ма, |
показывающее |
положение |
ляды |
|
|
|
|
|
|||||||
(закрыто-открыто). При |
движении |
|
|
|
|
|
|||||||||
бадьи на участке ближе 20 м от нуле |
|
|
|
|
|
||||||||||
вой |
площадки |
при |
закрытых |
|
лядах |
|
|
|
|
|
|||||
автоматически |
срабатывает аварийный |
„ |
116. |
„ |
разгрузки |
||||||||||
т о р м оз |
|
|
r |
„ |
|
|
— |
г |
откры - |
Рис. |
Схема |
||||
подъемной машины . Д о |
|
б а д ь и |
с п о с о б о м |
донного за- |
|||||||||||
тия |
ляд включение |
подъемной |
|
маши- |
хвата |
на |
вращающийся |
крюк |
|||||||
ны |
исключается. |
При |
полностью от |
|
|
|
|
|
|||||||
крытой |
ляде замыкается |
цепь, |
|
шунтирующая |
предохранительный |
||||||||||
выключатель, установленный на указателе глубины. |
|
|
|||||||||||||
|
Большое внимание как от рукоятчика на полке, так и от маши |
||||||||||||||
ниста |
КС-2у требовалось |
при |
|
уборке |
породы, |
чтобы |
избежать |
столкновения опускающейся в забой бадьи с машиной КС-2у. По этому на проходках, как правило, в тахограмме подъема предусма тривалась обязательная остановка бадьи на выдержку не только перед забоем, но и перед полком. Для решения этой важной про блемы трестом Кривбассшахтопроходка в содружестве с ЦНИИПодземмашем разработана и внедрена на проходке ствола шахты «Клетевая» рудника им. Кирова специальная система бло кировки, исключающая столкновение бадьи с породопогрузочной машиной КС-2у/40.
Принципиальная схема блокировки подъемной машины с по грузочной машиной КС-2у/40 приведена на рис. 117.
В настоящее время конотопский завод «Красный металлист» подготовляет серийное производство комплекта аппаратуры для такой системы блокировки.
263
3~380Ъ m П2 лз
АП-3.5М
ДМВ65МВМ63-1
Рис. 117. Принципиальная схема блокировки подъемной машины с пргру^ зочной машиной КС-2у/4'0
264
Возведение постоянной крепи. До 1957 г. при проходке стволов в Кривбассе применяли в основном крепь из монолитного бетона, возводимую последовательно с применением инвентарных металли ческих или деревянных опалубок. Укладка бетона за опалубку производилась вручную. Этот способ малопроизводителен и тру доемок. Скорость возведения крепи не превышала 1,2—2 м/сут. С 1957 г. на ряде шахт начали применять параллельную схему проходки стволов с креплением их бетонитами, позволившую по высить скорость проходки стволов. Так, в августе 1957 г. на шахте «Новая» рудника им. Ильича впервые в бассейне была достигнута скорость проходки 35,2 м готового ствола, а в марте 1958 г. на шахте «Гигант-Глубокая» рудника им. Дзержинского по парал лельной схеме было пройдено и закреплено бетонитами 70,2 м ствола диаметром 7,5 м в свету.
Несмотря на возможности увеличить скорости проходки ство лов с постоянной крепью из бетонитов, применение их повышало стоимость проходки стволов на 12—15% по сравнению с крепле нием монолитным бетоном. Увеличение стоимости проходки ство лов было связано с тем, что применение бетонитовой крепи тре бовало значительных затрат труда при перегрузке бетонитов на поверхности в бадью и ручной кладке бетонитов при возведении крепи с полка. Кроме того, требовалась высокая точность оконтуривания стенок ствола для обеспечения свободной укладки бето нитов в крепь. При этом качество крепи из бетонитов значительно уступало качеству крепи из монолитного бетона. Поэтому изыски вались новые пути и способы применения монолитного бетона для возведения постоянной крепи стволов.
В апреле 1958 г. на проходках стволов шахты «Южная» руд ника им. Кирова и шахты «Фланговая» рудника им. Дзержинско го впервые в Кривбассе был применен способ возведения постоян ной крепи шахтных стволов из монолитного быстротвердеющего бетона с применением передвижной металлической секционной опалубки.
Выполненные исследовательские и конструкторские работы спо собствовали внедрению в 1959 г. монолитного быстротвердеющего бетона с передвижными секционными опалубками на всех проход ках стволов бассейна. Первоначально на ряде важнейших прохо док стволов (шахты им. Ленина, им. Фрунзе, «Гигант-Глубокая» им. Артема и др.) применяли параллельную схему проходки ство лов при возведении крепи с подвесного полка (рис. 118).
Скорость бетонирования ствола определялась производитель ностью материального подъема и в основном продолжительностью операций по загрузке бетоном бадьи на поверхности и разгрузке ее на полке. На погрузочно-разгрузочных операциях и обслужи вании специального материального подъема задалживалось в сме ну 4—5 рабочих.
Одновременно шахтопроходчиками Кривбасса проводились ра боты по использованию труб для транспортирования и укладки
265
рался в ранее уложенное кольцо бетонной крепи', а верхний цент рировался по отвесу и расклинивался. После этого начинали ук ладку за опалубку. С использованием такой схемы и опалубки на шахте им. Фрунзе в апреле 1959 г. было пройдено 70,2 м готового ствола диаметром 7,5 м в свету.
На проходке ствола шахты «Южная-Вентиляционная» рудника им. Кирова скорость крепления ствола монолитным бетоном при
параллельной |
схеме |
проходки |
|
|
|
|
|||||||
достигла |
15—18 |
м/сут, |
высота |
|
|
|
|
||||||
опалубки |
при этом составляла |
|
|
|
|
||||||||
3 м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Однако эти схемы не обес |
|
|
|
|
|||||||||
печивали |
нужных условий |
бе |
|
|
|
|
|||||||
зопасности |
работы |
в |
забое. |
|
|
|
|
||||||
В трещиноватых |
породах |
тре |
|
|
|
|
|||||||
бовалось |
применение |
|
времен |
|
|
|
|
||||||
ной |
крепи. |
В |
крепких |
и тре |
|
|
|
|
|||||
щиноватых |
породах, |
характер |
|
|
|
|
|||||||
ных |
для бассейна, |
временная |
|
|
|
|
|||||||
крепь, |
выполненная |
из метал |
|
|
|
|
|||||||
лических |
|
колец |
с деревянной |
|
|
|
|
||||||
затяжкой, |
|
разрушалась |
от |
|
|
|
|
||||||
взрывных |
|
работ, что вынужда |
|
|
|
|
|||||||
ло |
производить |
тщательную |
|
|
|
|
|||||||
оборку стенок ствола и систе |
|
|
|
|
|||||||||
матически |
|
ремонтировать |
вре |
|
|
|
|
||||||
менную |
крепь. |
|
совершенство |
Рис. 119. |
Призабойная |
секционная |
|||||||
Дальнейшее |
|
опалубка без |
поддона: |
||||||||||
вание |
работ |
|
определилось |
/ — секция |
опалубки; |
2 — жесткий каркас; |
|||||||
совмещением проходки и креп |
3 — фаркопф; 4 — стыковая |
вставка; 5 — |
|||||||||||
|
канаты |
подвески |
|||||||||||
ления |
стволов. |
С этой |
целью |
|
|
|
|
были разработаны и опробованы |
различные конструкции |
приза- |
|||
бойных |
опалубок: без поддона (рис. 119) |
и с |
жестким |
под |
|
доном |
(рис. 120)¥ Перед укладкой |
бетона опалубку |
устанавливают |
||
и центрируют на взорванной породе. Перед |
установкой опалубки |
порода в забое ствола частично убирается и планируется с таким
расчетом, |
чтобы |
расстояние |
от распланированной породы в забое |
||
до |
нижнего края |
ранее забетонированной заходки |
соответствова |
||
ло |
высоте |
опалубки. После |
того как опалубка |
установлена и |
отцентрирована, за нее начинают укладывать бетон. Уборка породы в стволе не производилась до тех пор, пока за опалубку не уложен бетон на высоту 1,5—2 м по всему периметру. За это время нижние слои бетона успевают схватиться и препятствуют прорыву бетон ной смеси из-за опалубки при уборке породы. Секционные призабойные опалубки с поддоном (см. рис. 120) обеспечивают почти полное совмещение процессов во времени. Здесь уже не требова лось строгого совмещения расстояний от бетона до породного забоя, не требовалось выполнения работ по планировке породы в
267
забое перед установкой опалубки. После отрыва опалубки от бетона, спуска на новую заходку и центровки опалубку раскли нивали и укладывали пикотажную перемычку из досок на опорное кольцо поддона. Хронометражные наблюдения на ряде проходок показывают, что в среднем на установку опалубки с поддоном до
начала работ по уборке породы затрачивают 3,5—4 ч. На подгото вительные операции по плани ровке забоя, отрыву, спуску и центрированию опалубки без поддона требуется 1,5—2 ч. Не смотря на возможность совмеще ния процессов уборки породы и крепления, общее время выпол нения проходческого цикла уве личилось. Поэтому вынуждены были отказаться от применения опалубок с поддоном и совмеще ния во времени процессов креп ления и уборки породы. Главной проблемой стало обеспечение мак симальной интенсивности подачи бетона в ствол, снижение трудо вых затрат и времени на подго товительно-заключительные опе рации, отнесенных к 1 м бетон ной крепи.
При разработке новых конст рукций передвижных призабойных опалубок увеличивали их рабочую высоту от 2 до 5,5 м и совершенствовали способ подве ски. Наиболее широкое использо вание в Кривбассе получила
секционная призабойная опалубка высотой ^ м.
Подвеску опалубки осуществляли на трех канатах через съем ные клиновые прицепные устройства, закрепленные на каркасе жесткости через 120°. На поверхности для подвески опалубки устанавливают, как правило, три лебедки в зависимости от диамет
ра и глубины ствола. |
|
|
|
|
|
|
На проходке вентиляционного ствола |
Первомайского |
рудника |
||||
и на других стволах |
используется схема подвески опалубки на че |
|||||
тырех канатах (рис. 121), которые проходят через полок |
и одно |
|||||
временно |
служат |
направляющими |
для |
бадейных |
подъемов. |
|
Эта схема |
позволяет |
сократить число |
лебедок при |
оснащении |
ствола.
Несмотря на высокую крепость и абразивность пород Крив басса, существующие конструкции призабойных опалубок при пра-
268