Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БПС емкостью от 1,5 до 4 м3 , а также унифицированные проход­ ческие бадьи емкостью 1; 1,5 и 2 м3 . В настоящее время наиболее широко применяют бадьи БПС-3.

Схема разгрузки бадьи способом донного захвата на вращаю­ щийся крюк приведена на рис. 116. Такой способ первоначально

использовался в комплексе с малым копром. В

настоящее

время

он используется и при больших

 

копрах

 

 

 

 

 

в период, когда ствол, начиная с по­

 

 

 

 

 

верхности,

проходят

без

направляю­

 

 

 

 

 

щих канатов на временной подъемной

 

 

 

 

 

установке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для обеспечения

необходимой безо­

 

 

 

 

 

пасности работ при интенсивной рабо­

 

 

 

 

 

те

подъемных

машин,

обслуживаемых

 

 

 

 

 

в копре одним

 

рукоятчиком,

в

схему

 

 

 

 

 

управления

подъемной

машины

 

вводят

 

 

 

 

 

дополнительную

блокировку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Схемой

предусматривается

 

подача

 

 

 

 

 

соответствующего

светового

сигнала

 

 

 

 

 

рукоятчику

нулевой

 

и

разгрузочной

 

 

 

 

 

площадок, а также машинисту подъе­

 

 

 

 

 

ма,

показывающее

положение

ляды

 

 

 

 

 

(закрыто-открыто). При

движении

 

 

 

 

 

бадьи на участке ближе 20 м от нуле­

 

 

 

 

 

вой

площадки

при

закрытых

 

лядах

 

 

 

 

 

автоматически

срабатывает аварийный

116.

разгрузки

т о р м оз

 

 

r

 

 

г

откры -

Рис.

Схема

подъемной машины . Д о

 

б а д ь и

с п о с о б о м

донного за-

тия

ляд включение

подъемной

 

маши-

хвата

на

вращающийся

крюк

ны

исключается.

При

полностью от­

 

 

 

 

 

крытой

ляде замыкается

цепь,

 

шунтирующая

предохранительный

выключатель, установленный на указателе глубины.

 

 

 

Большое внимание как от рукоятчика на полке, так и от маши­

ниста

КС-2у требовалось

при

 

уборке

породы,

чтобы

избежать

столкновения опускающейся в забой бадьи с машиной КС-2у. По­ этому на проходках, как правило, в тахограмме подъема предусма­ тривалась обязательная остановка бадьи на выдержку не только перед забоем, но и перед полком. Для решения этой важной про­ блемы трестом Кривбассшахтопроходка в содружестве с ЦНИИПодземмашем разработана и внедрена на проходке ствола шахты «Клетевая» рудника им. Кирова специальная система бло­ кировки, исключающая столкновение бадьи с породопогрузочной машиной КС-2у/40.

Принципиальная схема блокировки подъемной машины с по­ грузочной машиной КС-2у/40 приведена на рис. 117.

В настоящее время конотопский завод «Красный металлист» подготовляет серийное производство комплекта аппаратуры для такой системы блокировки.

263


3~380Ъ m П2 лз

АП-3.5М

ДМВ65МВМ63-1

Рис. 117. Принципиальная схема блокировки подъемной машины с пргру^ зочной машиной КС-2у/4'0

264

Возведение постоянной крепи. До 1957 г. при проходке стволов в Кривбассе применяли в основном крепь из монолитного бетона, возводимую последовательно с применением инвентарных металли­ ческих или деревянных опалубок. Укладка бетона за опалубку производилась вручную. Этот способ малопроизводителен и тру­ доемок. Скорость возведения крепи не превышала 1,2—2 м/сут. С 1957 г. на ряде шахт начали применять параллельную схему проходки стволов с креплением их бетонитами, позволившую по­ высить скорость проходки стволов. Так, в августе 1957 г. на шахте «Новая» рудника им. Ильича впервые в бассейне была достигнута скорость проходки 35,2 м готового ствола, а в марте 1958 г. на шахте «Гигант-Глубокая» рудника им. Дзержинского по парал­ лельной схеме было пройдено и закреплено бетонитами 70,2 м ствола диаметром 7,5 м в свету.

Несмотря на возможности увеличить скорости проходки ство­ лов с постоянной крепью из бетонитов, применение их повышало стоимость проходки стволов на 12—15% по сравнению с крепле­ нием монолитным бетоном. Увеличение стоимости проходки ство­ лов было связано с тем, что применение бетонитовой крепи тре­ бовало значительных затрат труда при перегрузке бетонитов на поверхности в бадью и ручной кладке бетонитов при возведении крепи с полка. Кроме того, требовалась высокая точность оконтуривания стенок ствола для обеспечения свободной укладки бето­ нитов в крепь. При этом качество крепи из бетонитов значительно уступало качеству крепи из монолитного бетона. Поэтому изыски­ вались новые пути и способы применения монолитного бетона для возведения постоянной крепи стволов.

В апреле 1958 г. на проходках стволов шахты «Южная» руд­ ника им. Кирова и шахты «Фланговая» рудника им. Дзержинско­ го впервые в Кривбассе был применен способ возведения постоян­ ной крепи шахтных стволов из монолитного быстротвердеющего бетона с применением передвижной металлической секционной опалубки.

Выполненные исследовательские и конструкторские работы спо­ собствовали внедрению в 1959 г. монолитного быстротвердеющего бетона с передвижными секционными опалубками на всех проход­ ках стволов бассейна. Первоначально на ряде важнейших прохо­ док стволов (шахты им. Ленина, им. Фрунзе, «Гигант-Глубокая» им. Артема и др.) применяли параллельную схему проходки ство­ лов при возведении крепи с подвесного полка (рис. 118).

Скорость бетонирования ствола определялась производитель­ ностью материального подъема и в основном продолжительностью операций по загрузке бетоном бадьи на поверхности и разгрузке ее на полке. На погрузочно-разгрузочных операциях и обслужи­ вании специального материального подъема задалживалось в сме­ ну 4—5 рабочих.

Одновременно шахтопроходчиками Кривбасса проводились ра­ боты по использованию труб для транспортирования и укладки

265


266
/ — навес над складом инертных материалов; 2 — бункера для цемента, песка и щебня; 3 — скип для загрузки инертных материалов в бе­ тономешалку; 4 — бетономешалка; 5 — лоток для загрузки бетонной смеси в бетонопровод; в — приемная воронка бетонопровода с сеткой; 7 —- бетонопровод; 8 — гаситель скорости бе­ тонной смеси; 9 — подвесной полок; 10 — раз­ водка бетонной смеси на полке: 11— передвиж­ ная опалубка; 12 — натяжная рама; 13 — при­ емная поворотная воронка: 14 — центральная труба; 15 — верхний этаж подвесного полка; 16—отводящий патрубок; 17 — откидное дни­
ще для пропуска центрального отвеса
Рис. 118. Параллельная схема проход­ ки ствола с опалубкой, подвешенной к полку:
бетонной смеси за опалубку. С внедрением способа подачи бетон­ ной смеси по трубам резко возросла скорость возведения крепи и производительность труда проходчиков, занятых на креплении. На ряде шахт («Заря», «Новая» рудника им. Ильича, им. Ленина, «Гигант-Глубокая> и др.) бетоносмесительные устройства соору­
жались непосредственно у ствола. Бетонная смесь из бе­ тономешалки разгружалась не­ посредственно в бункер-ворон­ ку, установленную над трубой бетонопровода. Это мероприя­ тие позволило до минимально­ го значения сократить трудо­ вые затраты по транспорту и перегрузке бетона, сократить время между приготовлением и укладкой бетона за опалубку, что в свою очередь позволило применять бетоны с меньшим сроком твердения и снимать опалубку через 2—3 ч после окончания укладки бетона.
При параллельной схеме проходки опалубка представ­ ляла собой металлический ци­ линдр высотой 1,5—2,5 м, со­ стоящий из двух полуколецсекций, соединенных между со­ бой двумя парами стяжных болтов (фаркопфов). Зазор между секциями перекрывался накладкой из стальной полосы шириной 200—250 мм, прива­ ренной к наружным сторонам каждой секции. Опалубку под­ вешивали непосредственно к полку, вместе с которым она и передвигалась по стволу снизу вверх и сверху вниз. Отрыв опалубки от бетона осуществ­ лялся уменьшением ее в диа­ метре с помощью стяжных фаркопфов. При установке опалубки на новую заходку бетонирования разжатием фар­ копфов опалубка восстанавли­ валась в проектном диаметре, нижний пояс опалубки распи-

рался в ранее уложенное кольцо бетонной крепи', а верхний цент­ рировался по отвесу и расклинивался. После этого начинали ук­ ладку за опалубку. С использованием такой схемы и опалубки на шахте им. Фрунзе в апреле 1959 г. было пройдено 70,2 м готового ствола диаметром 7,5 м в свету.

На проходке ствола шахты «Южная-Вентиляционная» рудника им. Кирова скорость крепления ствола монолитным бетоном при

параллельной

схеме

проходки

 

 

 

 

достигла

15—18

м/сут,

высота

 

 

 

 

опалубки

при этом составляла

 

 

 

 

3 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Однако эти схемы не обес­

 

 

 

 

печивали

нужных условий

бе­

 

 

 

 

зопасности

работы

в

забое.

 

 

 

 

В трещиноватых

породах

тре­

 

 

 

 

бовалось

применение

 

времен­

 

 

 

 

ной

крепи.

В

крепких

и тре­

 

 

 

 

щиноватых

породах,

характер­

 

 

 

 

ных

для бассейна,

временная

 

 

 

 

крепь,

выполненная

из метал­

 

 

 

 

лических

 

колец

с деревянной

 

 

 

 

затяжкой,

 

разрушалась

от

 

 

 

 

взрывных

 

работ, что вынужда­

 

 

 

 

ло

производить

тщательную

 

 

 

 

оборку стенок ствола и систе­

 

 

 

 

матически

 

ремонтировать

вре­

 

 

 

 

менную

крепь.

 

совершенство­

Рис. 119.

Призабойная

секционная

Дальнейшее

 

опалубка без

поддона:

вание

работ

 

определилось

/ — секция

опалубки;

2 — жесткий каркас;

совмещением проходки и креп­

3 — фаркопф; 4 — стыковая

вставка; 5 —

 

канаты

подвески

ления

стволов.

С этой

целью

 

 

 

 

были разработаны и опробованы

различные конструкции

приза-

бойных

опалубок: без поддона (рис. 119)

и с

жестким

под­

доном

(рис. 120)¥ Перед укладкой

бетона опалубку

устанавливают

и центрируют на взорванной породе. Перед

установкой опалубки

порода в забое ствола частично убирается и планируется с таким

расчетом,

чтобы

расстояние

от распланированной породы в забое

до

нижнего края

ранее забетонированной заходки

соответствова­

ло

высоте

опалубки. После

того как опалубка

установлена и

отцентрирована, за нее начинают укладывать бетон. Уборка породы в стволе не производилась до тех пор, пока за опалубку не уложен бетон на высоту 1,5—2 м по всему периметру. За это время нижние слои бетона успевают схватиться и препятствуют прорыву бетон­ ной смеси из-за опалубки при уборке породы. Секционные призабойные опалубки с поддоном (см. рис. 120) обеспечивают почти полное совмещение процессов во времени. Здесь уже не требова­ лось строгого совмещения расстояний от бетона до породного забоя, не требовалось выполнения работ по планировке породы в

267


УзелІ
Рис. 120. Призабойная секционная опалубка с поддоном:
/ — секция опалубки: 2 — жесткий каркас; 3— фаркопф; 4 — стыковая вставка; 5 — канаты подвески; 6" — жесткий поддон

забое перед установкой опалубки. После отрыва опалубки от бетона, спуска на новую заходку и центровки опалубку раскли­ нивали и укладывали пикотажную перемычку из досок на опорное кольцо поддона. Хронометражные наблюдения на ряде проходок показывают, что в среднем на установку опалубки с поддоном до

начала работ по уборке породы затрачивают 3,5—4 ч. На подгото­ вительные операции по плани­ ровке забоя, отрыву, спуску и центрированию опалубки без поддона требуется 1,5—2 ч. Не­ смотря на возможность совмеще­ ния процессов уборки породы и крепления, общее время выпол­ нения проходческого цикла уве­ личилось. Поэтому вынуждены были отказаться от применения опалубок с поддоном и совмеще­ ния во времени процессов креп­ ления и уборки породы. Главной проблемой стало обеспечение мак­ симальной интенсивности подачи бетона в ствол, снижение трудо­ вых затрат и времени на подго­ товительно-заключительные опе­ рации, отнесенных к 1 м бетон­ ной крепи.

При разработке новых конст­ рукций передвижных призабойных опалубок увеличивали их рабочую высоту от 2 до 5,5 м и совершенствовали способ подве­ ски. Наиболее широкое использо­ вание в Кривбассе получила

секционная призабойная опалубка высотой ^ м.

Подвеску опалубки осуществляли на трех канатах через съем­ ные клиновые прицепные устройства, закрепленные на каркасе жесткости через 120°. На поверхности для подвески опалубки устанавливают, как правило, три лебедки в зависимости от диамет­

ра и глубины ствола.

 

 

 

 

 

На проходке вентиляционного ствола

Первомайского

рудника

и на других стволах

используется схема подвески опалубки на че­

тырех канатах (рис. 121), которые проходят через полок

и одно­

временно

служат

направляющими

для

бадейных

подъемов.

Эта схема

позволяет

сократить число

лебедок при

оснащении

ствола.

Несмотря на высокую крепость и абразивность пород Крив­ басса, существующие конструкции призабойных опалубок при пра-

268