Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

радикальных мероприятий для наращивания производственных мощностей шахт в кратчайший срок при минимальных капиталь­ ных вложениях. Эту задачу можно было решить при помощи малой реконструкции шахт.

§ 2. ПУТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МАЛОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

ДЕЙСТВУЮЩИХ ШАХТ

Решая малую реконструкцию действующих шахт Кривбасса, при­ ходилось рассматривать все возможные варианты ее осуществле­ ния:

замена

работающих скипов

грузоподъемностью

9—10

т ски­

пами грузоподъемностью

11 —12

т с

сохранением

существующей

подъемной машины и привода;

 

 

 

 

 

навеска

новых

скипов

грузоподъемностью

15 т

вместо

суще­

ствующих

скипов

грузоподъемностью

10—11 т

или увеличение

грузоподъемности клетей с сохранением, но усилением существую­ щей подъемной машины, реконструкцией привода, копра и бун­ керов;

увеличение производительности скипового подъема путем за­ мены опрокидных скипов скипами с разгрузкой через дно;

увеличение грузоподъемности подъемных сосудов и высоты подъема путем замены двухбарабанных подъемных машин однобарабанными с разрезным барабаном с реконструкцией привода, копра и бункеров;

увеличение грузоподъемности подъемных сосудов и высоты подъема при помощи строительства взамен существующих новых подъемных установок как с одноканатными, так и многоканатны­ ми машинами, а также реконструкции существующих копров, бун­ керов и всей технологической цепочки, зависящей от производи­ тельности подъема;

увеличение высоты подъема вследствие перевода работы одноканатных подъемных машин в режим многоканатных (переобору­ дование одноканатных подъемных машин в шкивы трения, уста­ новка дополнительных копровых многоканатных направляющих шкивов, изготовление новых подъемных сосудов, реконструкция копра и т. д.).

Во время подготовки и осуществления реконструкции вноси­ лись изменения, связанные с разработкой и освоением более со­ вершенных, чем были запроектированы, подъемных машин, редук­ торов, приводов, силовой и контрольно-измерительной аппаратуры.

Анализируя опыт проектирования и осуществления малой ре­ конструкции подъемных установок действующих шахт Кривбасса, можно выделить следующие основные ее виды.

Простая реконструкция подъемных установок

Основные мероприятия по осуществлению реконструкции:

1. Навеска подъемных сосудов наибольшей возможной грузо­ подъемности на существующие подъемные установки.

37


Так, путем рационального использования электромеханическо­ го оборудования скиповых подъемных установок на многих суще­

ствующих шахтах удалось повысить

грузоподъемность

скипов с

9—10 до 11 —12 т с незначительной

переделкой самих

скипов,

разгрузочных кривых, дозаторов и приемных бункеров. Примерами

могут

служить

реконструкции

скиповых

подъемных установок

шахт

им.

Орджоникидзе

(рудник

им.

В. И. Ленина),

«Новая»

(рудник им. Р. Люксембург),

«Центральная»

(рудник

им.

XX Партсъезда),

им.

50-летия

газеты

 

«Правда»

(рудник

им.

К. Либкнехта), «Северная»

(рудник

им. Кирова),

им. Ворошилова

(рудник им. Дзержинского).

 

 

 

 

 

 

 

 

Это направление применяли также для

реконструкции

клетевых

подъемных

установок

при

увеличении

грузоподъемности

вагоне­

ток с 2,5 до 5 т. При применении двух вагонеток

грузоподъемно­

стью

по 5—5,5 т

требовалось увеличение

мощности

электропри­

вода. Это решалось путем установки двух новых, более мощных электродвигателей на существующий редуктор или путем уста­ новки нового редуктора и электродвигателей. Примерами могут служить клетевые подъемные установки шахт «Центральная» рудника им. XX Партсъезда и им. 50-летия газеты «Правда» руд­ ника им. К- Либкнехта.

2. Замена редуктора или приводного двигателя с целью увели­ чения скорости движения подъемных сосудов.

Это направление применяли на маломощных клетевых подъем­

ных

установках при понижении

уровня

ведения горных ра­

бот,

т. е. при увеличении высоты

подъема

действующих шахт.

3. Замена опрокидных скипов скипами такой же грузоподъем­ ности, но с разгрузкой через дно.

При проведении такой реконструкции переделывались скипы, разгрузочные кривые, погрузочные и разгрузочные устройства. Изменения претерпевала также схема управления подъемной уста­ новкой, так как изменялся кинематический режим. Такая рекон­

струкция была проведена

на

8 скиповых подъемных

установках

из 11.

 

 

 

4. Замена проводников

в

стволе шахты с целью

повышения

скорости движения подъемных сосудов. Это направление приме­

няют на клетевых и скиповых подъемных

установках,

особенно

часто при замене деревянных проводников

металлическими короб­

чатыми. Такая замена

практически

возможна

без

остановки

шахты. Институтом

Кривбасспроект

разработан

способ

замены

проводников шахтных

подъемных сосудов

без остановки

шахты.

К достоинствам

простой реконструкции

относятся

возможность

ее осуществления в короткий срок и без потери добычи, относи­ тельная простота выполнения, незначительная стоимость. Недостат­ ками такой реконструкции являются: незначительное увеличение

производительности

скиповых подъемных установок (на 10—15%

и лишь в отдельных

случаях до 30%) и невозможность увеличения

высоты подъема.

 

38


В связи с этими недостатками простая реконструкция в Кривбассе являлась промежуточной и осуществлялась на время подго­ товки и проведения более эффективной реконструкции, обеспечи­ вающей значительное увеличение производительности.

Простая реконструкция шахт может быть осуществлена при временном повышении производительности шахты с последующим пепехотом на меньшую производительность; при временном сохра­ нении производительности на нижележащем горизонте с последую­ щим уменьшением ее на более глубоких горизонтах.

При осуществлении простой реконструкции износ оборудования подъемных установок значительно повышается.

Рассмотрим способы осуществления простой реконструкции подъемных установок.

1. Реконструкция подъемных установок путем усиления суще­ ствующих подъемных машин для подъема сосудов большей гру­ зоподъемности. Этот способ реконструкции осуществляется в ос­ новном на скиповых подъемах многих шахт. Усиление скиповых

подъемных

машин

требовалось

при переходе на работу скипами

грузоподъемностью

15 т вместо

скипов

грузоподъемностью

10—

11 т. Если

существовавшие в то время

подъемные машины

типа

2x5X2,3 допускали наибольшее статическое натяжение ветви ка­

ната Рст

— 23 ООО кгс и наибольшее статическое неуравновешенное

усилие

Рст.Н—16 000 кгс, то усиленные по способу и чертежам,

разработанным Ново-Краматорским заводом, подъемные машины допускали соответственно / ) с т = 32 000 кгс и Р с т . „ = 24 000 кгс. Это позволило поднимать скипы грузоподъемностью 15 т с предельной по канатоемкости этих подъемных машин глубины.

При реконструкции подъемных установок по такому способу кроме усиления подъемной машины заменялся привод, разгрузоч­ ные кривые, шкивы, подъемные сосуды, реконструировались при­ емные и погрузочные бункера, усиливался копер, переделывалась схема управления электродвигателями (вместо одного подъемного электродвигателя мощностью 1850 кВт устанавливались два мощ­ ностью по 1350 кВт каждый), заменялись или дополнительно уста­ навливались группы Г—Д. Иногда требовалось наращивание копра. При данном способе реконструкции необходима остановка шахты на несколько суток.

В результате такой реконструкции производительность скипо­ вого подъема увеличивалась на 40—50%.

При реконструкции подъемных установок путем усиления су­ ществующих подъемных машин для подъема сосудов значительно большей грузоподъемности обычно приобретались подъемные электродвигатели, одна или две группы Г—Д, дополнительная электроаппаратура, новые скипы, канаты, шкивы, металлоконст­ рукции для усиления копра, бункеров, рам, электродвигателей и т. д. Предусматривались также затраты на реконструкцию тех­ нологической цепи аппаратов для приема и сортировки руды, зависящей от производительности подъема.

39



Достоинством реконструкции подъемных установок путем уси­ ления существующих подъемных машин по сравнению с простой реконструкцией шахт является значительное увеличение произво­ дительности подъемных установок; недостаток — уменьшение высо­ ты подъема.

Однако реконструкция подъемной установки путем усиления подъемной машины аналогична с установкой новой, более мощной подъемной машины. В этом случае данный способ реконструкции ммеет бесспорные преимущества.

Подъемные установки с машинами типа 2X5X2,3, реконструи­ рованные на пяти шахтах по данному способу, позволили подни­ мать скипы грузоподъемностью 15 т с глубины 500—590 м.

2. Реконструкция подъемных установок путем замены двухбарабанных подъемных машин однобарабанными с разрезным бара­ баном. Это самый распространенный способ реконструкции подъ­ емных установок в Кривбассе. По такому способу было реконст­ руировано 2 клетевых и 8 скиповых подъемных установок.

Реконструкция подъемных установок путем замены двухбара-

банных

подъемных

машин

однобарабанными с разрезным

бара­

баном

была

вызвана тем, что наиболее распространенные подъем­

ные машины

типа

2 x 5 x 2 , 3

(даже после

их усиления) имели ка-

натоемкость

барабанов до 590 м и могли

поднимать скипы

грузо­

подъемностью не более 15 т.

Решение этой проблемы было осуществлено разработкой ин­ ститутом Кривбасспроект технических условий на новую однобарабанную с разрезным барабаном подъемную машину типа 1X X5x4,2/0,85. Такая машина была запроектирована и построена Ново-Краматорским машиностроительным заводом для шахты им. Орджоникидзе рудника им. В. И. Ленина.

Основные требования, предъявляемые к данной машине: возможность установки новой машины на фундамент сущест­

вующей типа 2x5X2,3;

увеличение максимального статического натяжения ветви ка­ ната до 32 000 кгс и максимального статического неуравновешен­ ного усилия до 21 000 кгс;

увеличение срока службы футеровки; возможность осуществления перестановки подъемных сосудов.

При проектировании реконструкции подъема других шахт однобарабанные с разрезным барабаном подъемные машины усо­ вершенствовались в направлениях:

увеличения

ширины барабана последовательно до 4,62; 4,66;

4,71 м;

 

уменьшения

разрезной части барабанов с 0,85 м до 0,6—0,5 м

и в последнее время до 0,47 м;

увеличения максимального статического натяжения ветви ка­

ната до 45 000—50 000 кгс;

 

увеличения максимального

неуравновешенного усилия до

35 000 кгс, а затем до 45 000 кгс;

 

40