Файл: Реконструкция глубоких шахт..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 191

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

выполнения утолщенной футеровки барабана для возможности последующей перенарезки канавок под канат другого диаметра.

При реконструкции подъемных установок с заменой двухбарабанных подъемных машин однобарабанными с разрезным бараба­ ном заменялась подъемная машина, электродвигатели, иногда ре­ дуктор (если он был сильно изношен или необходимо было умень­ шить максимальную скорость движения подъемных сосудов).

Замена электродвигателей производилась при навеске скипов грузоподъемностью 15 т вместо скипов грузоподъемностью 10 т. В этом случае вместо одного электродвигателя мощностью 1850 кВт устанавливали два двигателя мощностью по 1350 кВт на сущест­

вующий

редуктор. Если заменялись

скипы

грузоподъемностью

15 т на

скипы грузоподъемностью 20

т, то

вместо двух двига­

телей по 1350 кВт устанавливали два двигателя по 1750—1850 кВт. Кроме вышеприведенных вариантов замены привода, являющихся наиболее распространенными, были случаи (со скипов грузоподъ­

емностью 10 т

переходили

сразу

на скипы

грузоподъемностью

20 т), когда к существующему электродвигателю на

параллель­

ную

работу устанавливали

такой

же

по характеристике

двигатель

или

двигатель

с такой же

скоростью

вращения,

но меньшей мощ­

ности (шахты «Северная» рудника им. Кирова, «Победа» рудника им. Дзержинского).

3. Реконструкция подъемной установки путем строительства но­ вой взамен существующей. Такая реконструкция производилась на тех шахтах, где не было возможности заменить существующие подъемные машины более мощными без остановки шахты на дли­ тельный срок. Примером такой реконструкции могут служить шах­ ты «Центральная» рудника Ингулец, «Вспомогательная» и им. Ки­ рова рудника им. Кирова, «Центральная» рудника им. Фрунзе.

В комплекс работ данной реконструкции включалось: строительство нового машинного здания с фундаментом под

подъемную машину и привод. Машинное здание обычно распола­ галось позади существующего. Однако на шахте «Вспомогатель­ ная» рудника им. Кирова машинное здание было расположено под. углом 90° к существующему в связи с применением однобарабанной подъемной машины вместо существующей двухбарабанной, на шахте им. Кирова — с противоположной стороны ствола;

усиление копра и укосины или строительство новой укосины; строительство новой мачты с установкой роликов для под­

держки канатов; установка силовой и контрольно-измерительной аппаратуры.

Реконструкция подъемной установки по вышеизложенному спо­ собу позволяет увеличить грузоподъемность скипов или клетей & 1,5—2 раза.

4. Реконструкция подъемных установок путем перевода работы

одноканатных подъемных машин в режимы шкивов трения.

Реконструкция подъемных установок путем перевода работы одно­ канатных подъемных машин в режим шкивов трения может при-

4t


меняться

как на

клетевых,

так и скиповых

подъемных

установках.

Такая реконструкция перспективна не только для

шахт

Кривбасса,

а и для

других

бассейнов

страны. Для

шахт

Кривбасса такая

реконструкция особенно эффективна в тех случаях, когда сущест­ вующие рудоподъемные стволы шахт после генеральной реконст­ рукции рудников переводят на выполнение вспомогательных опе­

раций. В

этом

случае подъемные установки

могут

работать

с глубины

1500

м и более, в то время как при

работе в

режиме

одноканатных машин предельная высота подъема составляет не более 900 м.

Переоборудование одноканатных подъемных машин в шкивы трения осуществляется следующим образом. Переставной барабан наглухо заклинивается на валу машины; деревянная футеровка демонтируется. К обечайке барабана приваривают дополнительные

реборды

с опорными косынками,

в которых закрепляют футеровку

из специальной

прессмассы для

необходимого числа

канатов.

Вместо

существующего указателя

глубины устанавливают

аппарат

АЗК и

новый

пульт управления.

На существующих подшкивных

площадках копра вместо одноканатных копровых шкивов устанав­ ливают многоканатные копровые шкивы и навешивают новый скип. Подъемная система уравновешивается хвостовыми канатами. Используется существующий привод.

В тех случаях, когда существующие

копровые

шкивы нахо­

дятся не в одной вертикальной плоскости

(типичные

решения для

скиповых подъемов), непосредственно за шкивами трения, закреп­ ленными на обечайке барабана, устанавливают дополнительные отклоняющие шкивы или батарею роликов, исключающих девиа­ цию на шкивах трения.

Такой способ реконструкции разработан в институте Кривбасспроект и впервые осуществлен на клетевом подъеме шахты «Но­

вая» рудника

имени

Р. Люксембург. Реконструкция подъемных

установок по

такому

способу сопоставима с установкой новой

бицилиндроконической

подъемной машины.

Основные преимущества данного способа реконструкции: небольшие капитальные затраты по сравнению с установкой

новой машины; рациональное использование существующего электромеханиче­

ского оборудования; значительное увеличение высоты подъема существующих

подъемных установок; простота реконструкции и небольшие сроки ее проведения. Это

обстоятельство особенно важно для рудоподъемных шахт, когда остановка подъема на длительный срок связана со значительными потерями добычи.

В связи с актуальностью такой реконструкции по вышеизло­ женному способу проводим основные параметры ее проектирования.

Канат выбираем на основании рекомендаций МакНИИ: D m . T > 1 0 0 d K

42


(подъем будет всегда с отклоняющими шкивами), где т — диаметр шкива трения;

dK — диаметр необходимого каната. Мертвый вес скипа в долях от полезного веса

<2м = kQ,

где

k — коэффициент

тары;

 

 

 

 

Q — полезный

вес.

 

 

 

 

Необходимый

запас

прочности каната

(с достаточной

точностью)

 

 

 

т =

 

,

(I)

 

 

 

 

 

<20 + Л / / 0 +

прН0

 

где

п—число

головных

канатов;

 

 

 

 

Qz—разрывное

усилие всех проволок в канате, кгс;

КГС;

 

Qo—концевая

нагрузка, равная

Q m + Q = Q ( & + 1 ) ,

 

А— разница в массе между всеми головными и хвостовыми

 

канатами

на

I м длины, кгс;

 

 

 

р — масса головных

канатов, кгс;

 

 

 

Н0 —длина отвеса каната, м.

 

Q или Н0, получим:

 

Решая уравнение (I)

относительно

 

 

 

П =

nQz — mH0(np^à)

,

 

 

 

 

 

 

m(k+\)

 

'

W

 

 

 

jj

=

nQ2 — mQ (k+l)

^

 

 

 

 

0

m (np

- j -

A)

 

Пользуясь формулами (2) и (3), определяем допустимую грузо­ подъемность скипа в зависимости от длины отвеса канатов или

предельную длину отвеса канатов при

заданной грузоподъемности

подъемных сосудов.

 

Все остальные параметры этого подъема, в том числе и безо­

пасные условия работы, проверяют по

обычным методикам и их

нет необходимости приводить.

 

На этом подъеме путем установки

дополнительных отклоняю­

щих шкивов возле шкивов трения можно получить конструктивно угол обхвата канатоведущего шкива канатами до 200°, что практи­ чески мало влияет на износ каната, но улучшает безопасные усло­ вия работы и соответственно увеличивает возможный поднимае­ мый груз.

§3 ОПЫ Т М А Л О Й Р Е К О Н С Т Р У К Ц И И

скиповых П О Д Ъ Е М О В Д Е Й С Т В У Ю Щ И Х ШАХТ

Сводные данные по малой реконструкции скиповых подъемных установок приведены в табл. 19.

Реконструкция скиповой подъёмной установки шахты им. Орд­ жоникидзе рудника им. В. И. Ленина. После восстановительного периода шахта им. Орджоникидзе была оборудована двумя ски-

43


^

 

Год осу­

Шахта

ществле­

ния рекон­

 

струкции

Им. Орджоникидзе

1 946

 

1955

 

1960

«Новая»

1 950

 

1955

 

1958

 

1962

 

1963

 

1964

«Центральная»

1 94 9

 

1 956

 

1958

(рудник им. XX

1962

Партсъезда)

1964

 

 

1968

«Южная»

1957

 

19С2

 

1969

«Большевик»

1946

 

1 954

 

1960

 

 

Скипы

 

 

 

 

грузо­

масса скипа,

способ разгрузки

подъем­

 

т

 

 

ность,

т

 

 

 

Опрокидные

9

5 ,03

»

 

11

5,3

»

 

15

7,9

Опрокидные

10

4,87

»

 

12

5,9

»

 

15

 

7

С разгрузкой

через

15

 

9,2

дно

 

15

 

9,2

То же

 

 

»

 

17,5

1 1 ,63

Опрокидные

10

Нет

данных

»

 

12

 

6,8

 

 

15

 

7,9

С разгрузкой

через

15

 

9,2

дно

 

17,5

1 1 ,63

То же

 

 

 

20

 

12,5

Опрокидные

10

 

5,5

С разгрузкой

через

15

 

8,7

дно

 

20

12,07

То же

 

Опрокидные

5

Нет

данных

»

через

10

5 ,68

С разгрузкой

15

9,8

дно

Тип подъемной машины

2x5x2, 3 2X5X2, 3 1X5x4,2/0,85

2x5x2,3 2 X 5 X 2 , 3 2X5X2, 3

(усиленная)

2X5X2, 3

(усиленная)

1 Х 5 х 4 ,66/0 ,5

1 Х5Х4 ,66/0,5

2X5X2,3

2X5X2 ,3

2X5X2, 3

(усиленная) 2 X 5 X 2 , 3 (усиленная)

І Х 5 Х 4 ,66/0,5

1X5x4,66/0,5

2x5x2, 3 2x5x2, 3

(усиленная)

1 Х5Х4 ,66/0,5

2X5X2, 3 2X5X2,3 1X5x4,62/0,6

 

Т а б л и ц а

19

Число и мощ­

Макси­

Макси­

мальная

мальная

ность электро­

глубина

скорость

двигателя,

подъема,

подъема,

кВт

м

м/с

 

І Х І 8 5 0

680

9,75

1 Х І 8 5 0

680

9,75

2X1350

680

8,25

1 X 1 85 0

640

9,5

І Х І 8 5 0

640

9,5

2 Х І 3 5 0

590

10

2x1350

590

10

2X1350

870

10

2x1350

870

9,

1

1850

640

10,9

1850

640

10,9

2x1350

590

10,8

2 Х І 3 5 0

590

10,8

2x1350

820

9, 1

2X1850

820

9, 1

1850

640

11,7

2x1350

590

9

 

2x1750

856

9,1

1320

900

9,4

1850

640

10,9

2x1950

800

11,8


 

Год

Шахта

осущест­

вления

 

реконст­

 

рукции

Им, 5 0-летия газеты

1949

«Правда»

1954

 

 

1958

 

1960

 

1962

 

1963

 

1968

«Северная»

1954

 

1956

 

1962

Им. Кирова

1945

 

1957

«Победа»

1949

 

1965

Им. Ворошилова

1953

 

1960

«Центральная»

1944

 

1954

(рудник Ингулец)

1957

1967

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 19

 

 

Скипы

 

 

 

Макси­

Макси­

 

 

 

 

 

Число и мощ­

 

 

грузо­

масса скипа,

Тип подъемной

ность электро­

мальная

мальная

способ разгрузки

IY1<л LLi ЦП Dl

двигателя,

глубина

скорость

подъем­

т

кВт

подъема,

подъема,

 

 

ность, т

 

 

 

м

м/с

Опрокидные

10

4,6

2X5x2, 3

1850

640

11 ,8

То же

 

11

Нет данных

2X5X2,3

1850

640

11,8

»

 

15

8

2X5X2,3

2x1350

590

1 1 ,8

»

 

15

8

(усиленная)

2x1350

800

11,8

через

1x5x4 ,62 /0,6

С разгрузкой

15

9,2

1X5X4,62 /0,6

2x1350

800

11,8

дно

 

20

11,8

1X5x4,62/0,6

2ХІ350

800

9,1

То же

 

 

 

 

(усиленная)

 

 

 

»

 

20

П ,8

1x5x4,71/0,47

2ХІ350

890

9,1

Опрокидные

10

4,8

2X5X2,3

1850

640

1 1 ,7

»

через

1 1

5,3

2X5X2,3

1850

640

11,7

С разгрузкой

20

13

1 Х5Х4 ,62/0,6

2ХІ850

800

1 1 ,7

дно

 

 

 

 

 

 

 

Опрокидные

10

4,7

«СименсШуккерт»

1200

536

13,2

»

 

15 — 16

7

2X5X1, 5

2x1760

975

15,7

 

2X6X2,4

Опрокидн ые

10

5,03

2x5x2, 3

1850

640

9,8

С разгрузкой

через

20

12,5

1X5x4,7/0 ,6

2x1850

820

.9,8

дно

 

 

 

 

 

 

 

Опрокидные

8

5,03

2X5X2,3

1850

680

11,8

»

 

9,6

5,47

2X5x2 ,3

1850

680

1 1 ,8

Опрокидные

4,4

3,4

2X4X1 ,7

400

424

5 ,25

»

 

7

5 , 1

2X4X1 ,7

1 150

424

8,9

»

через

10—12

6,7—8,04

1x5x3,6 /0,85

1850

745

10,7

С разгрузкой

14

9,3

1x5x4/0,7

2X1850

823

10,7

дно