Файл: 1. Современные представления о строении и функции мембран.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Быстрый сон. В отличие от медленного сна, быстрый сон имеет ярко выраженную активную природу. Он запускается из центра, расположенного в задней части мозга, в области варолиевого моста и продолговатого мозга. Во время этой стадии сна клетки мозга чрезвычайно активны, но процесс передачи информации от органов чувств в мозговые центры, а также от них в мышечную систему блокирован. Некоторые считают, что быстрый сон играет роль восстановления клеток, другие, что способствует закреплению в памяти информации и ее считывания. В «быстром» сне частота сердцебиения может даже превышать частоту сердцебиений в период бодрствования, возможно возникновение различных аритмий и изменение давления. Ученые полагают, что сочетание данных факторов является причиной внезапной смерти во время сна.
В течение 7-8 часового сна мозг проходит циклы глубокого сна, длящиеся в среднем от 30 до 90 минут, за которыми следуют 10-15 минутные эпизоды быстрого сна. К концу ночи, если человека не тревожить, продолжительность медленного сна уменьшается, а количество эпизодов быстрого сна увеличивается.
В целом можно заключить, что главной функцией медленного сна является восстановление гомеостаза мозговой ткани и оптимизация управления внутренними органами. Хорошо известно также, что сон необходим для восстановления физических сил и оптимального психического состояния. Норма сна 5-10 часов- это индивидуально (пол, возраст и тд.).
72. Внимание, формы внимания. Физиологические механизмы внимания.
Избирательная или селективная реакция организма человека на определенный вид сенсорной ин-формации внешней среды называется вниманием. Внимание человека обусловлено функциями слуховой, соматовисцеральной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем
Формы внимания: непроизвольное (пассивное, или рефлекторное) и активное (произвольное).
Непроизвольное внимание представляет собой автоматическую, рефлекторную реакцию организма человека (как правило, поворот глаз и/или головы в направлении источника раздражения) в ответ на действие стимулов внешней среды. При этом стимулы внешней среды, которые способны вызвать внимание человека
, должны быть очень сильными либо значительными, либо резкими и неожиданными, и иметь конкретную природу — световые, звуковые, обонятельные или ноцицептивные (например, внешняя или внутренняя боль). Непроизвольное внимание возникает неосознанно и не требует умственных усилий со стороны человека
Произвольное внимание представляет осознаваемое человеком ориентирование органов чувств на восприятие конкретного объекта или явления внешней среды. Основным видом произвольного внимания является зрительное произвольное внимание, которое подразделяется на пространственное и объект-ориентированное. Пространственное зрительное внимание представляет собой процесс изменения зрительного внимания с одного объекта на другой. Направленность зрительного внимания на конкретный объект называется объект-ориентированным зрительным произвольным вниманием (фокусное внимание). Произвольное внимание у человека обусловлено предшествующим научением (ассоциативное научение, инструкция, задание, внутреннее желание). Произвольное внимание человек может направлять на мыслительные процессы, обусловливающие, например, принятие решения и последующие за этим действия. По сравнению с произвольным вниманием, непроизвольное внимание возникает независимо от инструкций или внутреннего намерения человека.
Нейрофизиологические механизмы внимания
Физиологическая основа внимания состоит в том, что оно обусловлено увеличением и синхронизацией нейронной активности в тех отделах ЦНС, которые воспринимают сенсорные стимулы, и увеличением активности структур теменной и лобной коры мозга человека.
Нейронные структуры внимания представлены отделами верхних бугров четверохолмия, подушки таламуса, зрительной коры, лобного глазного поля, дополнительного глазного поля лобной коры, задней теменной коры, нижней височной и префронтальной коры.
Игнорирование контралатерального зрительного пространства возникает чаще при повреждении правой теменной области коры головного мозга и реже — левой. Поэтому правая теменная область коры головного мозга выполняет доминирующую функцию во внимании человека.
73. Нейрогуморальные механизмы формирования мотиваций
Теории драйвов
- Драйв это состояние беспокойства, внутреннего напряжения
, которое инициирует поведение на удовлетворение потребности
- Drive reduction theory предполагает, что животные стремятся снизить их драйвы и насколько это возможно
- Можно ли объяснить этой теорией такие потребности ?
о Отдых о С порт о Деньги о Активность о Самовыражение Гомеостазис - важное подтверждение drive-reduction theories
- Homeostsis - поддержание оптимального уровня биологического состояние организма
- Состояния такие как температура и т.п.
Люди также будут приспосабливать поведение или потребление в ожидании будущих потребностей. Человек может съесть много еды за один раз, чтобы пропустить следующий.
Теории стимулов
- внешние стимулы побуждают к действиям.
- Большинство мотивационных форм поведения контролируется комбинацией драйвов ( внутренние стимулы) и внешних стимулов
- Человек есть, поскольку голоден. Человек в этом состоянии обращает внимание на предложения ресторана и ароматы приятной пищи.
- Биологическая потребность - изменение гомеостатического параметра, который изменяет регуляцию поведения.
Мотивации ( мотивы)
Внутренние и внешние мотивации.
- Внутренняя мотивация - это мотивация, побуждающая достигнуть какой-то пользы ( удовлетворение биологической или социальной потребности)
- Внешняя мотивация основана на получении вознаграждения или наказания, которые следуют за мотивационным действием
- В большинстве случаев поведение есть результат комбинации внутренних и внешних мотиваций.
Типы мотиваций
Primary and secondary motivation
- Primary motivations ( неудовлетворение первичной мотивации приводит к гибели живой системы) - потребление пищи, воды и др.
- Secondary motivations - развиваются как результат специфического научения. Человек научается выполнять разные формы поведения, поскольку они позволяютНей удовлетворять первичные мотивации.
1937 Д. Пепез впервые описал круг в мозге животных
74. Нейрофизиологические механизмы формирования эмоций. Виды и проявления эмоций. Роль эмоций в поведении человека.
Эмоции – реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности, являются проявлением подсознательной деятельности.
Функции: сигнальную и регуляторную. Сигнальная функция –сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия, об успешности или не успешности выполняемого действия. Регуляторная функция эмоций - формируют активность, направленную на усиление или прекращение действия раздражителей.
Эмоции делят на низшие и высшие. Низшие эмоции делятся на: 1.гомеостатические, направленные на поддержание гомеостаза, 2.инстинктивные, связанные с реализацией инстинктов. Высшие эмоции связаны с реализацией социальных мотиваций.
Теории формирования эмоций
1. теория эмоций П.К. Анохина. Он впервые показал, что эмоции - это физиологическая категория. Эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения мотивации/потребности/. Достижение цели, удовлетворение мотивации/потребности/ вызывает положительные эмоции, если мотивация/потребность/ неудовлетворена, то возникают отрицательные эмоции. Длительное неудовлетворение потребностей приводит к формированию эмоционального стресса.
2. Теория П.В. Симонова. Она была эволюционным продолжением теории П.К. Анохина. Главную роль играет баланс информации: баланс между информацией, которая уже есть у человека, и той информацией, которая существует в действительности. Если существующая информация больше, чем необходимая или имеющаяся информация, то возникает положительная эмоция. Если возникает дефицит информации, возникает отрицательная эмоция.
3. Теория Г.И. Косицкого. Он высказал мысль о том, что при любой человеческой деятельности возникает состояние напряжения, которое характеризуется мобилизацией и активацией психических процессов, а также активацией энергетического обеспечения этих процессов. Реакция напряжения возникает тогда, когда перед человеком с одной стороны имеется цель, а с другой стороны дефицит средств для ее достижения. По Г.И. Косицкому, эмоции являются составной частью реакции напряжения. Поэтому отсюда ясно, что не всегда при достижении цели возникает реакция напряжения и эмоции, т.к. очень часто в нашей жизнедеятельности имеются средства для достижения цели.
По Г.И. Косицкому: если имеется цель и дефицит средств для ее достижения, то возникает первая стадия – стадия напряжения. Для нее характерна мобилизация всех нервных процессов, вегетативные показатели обычно в норме или несколько повышены, происходит мобилизация энергетических ресурсов. Это приводит к ускорению оперативных действий мозга – практически это состояние, когда мы начинает какую-либо работу. Бывает так, что стадия напряжения не позволяет достичь цели и тогда возникает 2-я стадия – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТЕНИЧЕСКИЕ ЭМОЦИИ. Это часто приводит к достижению цели. Не всегда 2-я стадия ведет к достижению цели – если 2 стадия затянулась по времени и не привела к достижению цели – то могут возникать различные заболевания – например, сердечно-сосудистые. Как правило 2-я стадия не проявляется в своих крайних проявлениях (ярость, гнев), а чаще проявляется в волнении, тревоге. Если разрыв
между достижением цели и средствами велик, то тогда может возникнуть крайнее состояние. Отрицательные стенические эмоции могут сняться только с помощью физических движений (состояние аффекта). Если вторая стадия не приводит к достижению цели, то она переходит в 3-ю стадию – АСТЕНИЧЕСКИЕ
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ (ужас, тоска, страх). Это состояние проявляется в том случае, когда поставленная цель требует для реализации средства, намного превышающие те, которые имеются. В этом случае наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов (от страха опускаются руки, подкашиваются ноги – образные выражения, характеризующие данное состояние). Эта своеобразная защитная реакция побуждает организм отказаться от цели. Если организм не отказался от достижения цели, то развивается такое состояние, как НЕВРОЗ. (меланх. – депрессия; холер. – истерика)
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ
Г.И. Косицкий разделяет мнение П.К. Анохина о том, что положительные эмоции возникают при достижении цели, но Г.И. Косицкий считает, что положительные эмоции возникают не на конечном этапе при достижении цели, а на промежуточных этапах. По Г.И. Косицкому – положительные эмоции возникают в том случае, когда был дефицит средств для достижения цели. Положительные эмоции важны для сохранения высокой работоспособности и здоровья. Существует зависимость между степенью напряжения и степенью проявления положительных эмоций – чем труднее цель, сильнее потребность, тем выше степень состояния напряжения, тем сильнее положительная эмоция. Выделяют ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: Интерес, Радость, Удивление, Горе, Гнев, Отвращение, Презрение, Страх, Стыд, Вина.
75. Научение, виды научения. Неассоциативное научение, его виды, механизмы и значение.
Научение- относительно устойчивое изменение в поведении или знании человека, которое возникает в результате жизненного опыта или тренировки.
В результате научения у человека возникает новая форма поведения, которая позволяет ему полнее приспосабливаться к условиям окружающей среды. Оно основано на механизмах памяти мозга человека, поэтому их развитие в процессе индивидуальной жизни человека неразрывно связаны между собой.
Виды научения: ассоциативное (условные рефлексы – классический и инструментальный) и неассоциативное.