Файл: 1. Современные представления о строении и функции мембран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И.П.Павлов предлагал выделять человеческие типы высшей нервной деятельности на основе степени развития первой и второй сигнальной системы. Он выделял:

1. Художественный тип, для которого характерно конкретное мышление, преобладание первой сигнальной системы, то есть чувственное восприятие действительности. К этому типу относятся люди с хорошо развитым чувственным восприятием, выраженными аффектами на всё происходящее. Они склонны к профессиям  чувственно-эмоционального круга. Этот тип часто отмечается у актеров, художников, музыкантов. При невротическом срыве  люди художественного типа склонны давать реакции истерического круга.

2. Мыслительный  тип, когда хорошо выражено  отвлечение от действительности, абстрактное мышление. К этому типу относятся личности с хорошо развитым абстрактным мышлением и отвлеченными понятиями. Они склонны к занятиям математикой, теоретическими науками. При невротическом  срыве склонны к психастеническому типу реакции.

3. Средний тип, когда нет преобладания того или иного образа мышления. Павлов считал, что крайние типы встречаются редко, а большинство людей относятся к среднему типу, то есть эта классификация, тоже не отражает все разнообразие форм ВНД человека.

Многие ученые отмечают, что значение работ И.П.Павлова по проблеме темпераментов заключается прежде всего в выяснении роли свойств нервной системы как первичных и самых глубоких параметров психологической организации индивида.

81.Нейрофизиологические механизмы речи. Речевые структуры мозга. Латерализация речи.

В создании звуков человеческой речи участвуют мышцы гортани, языка. Губ, мягкого неба, глотки и дыхательной мускулатуры., иннервирующиеся блуждающим, лицевым, диафрагмальными нервами, мотонейронами спинного мозга, регулирующими сокращение дыхательных мышц. Звуки возникают во время выдоха, когда поток воздуха проходит через гортань, а голосовые связки вибрируют. Частоту вибраций, высоту звука можно изменить посредством сокращения мышц гортани, регулирующих натяжение голосовых связок. Звуки соответствуют частотам с правильным периодом. Произведенные гортанью тоны преобразуются в звуки речи расположенными выше полостями носа и рта., выполняющие функцию резонатора. Сам процесс управляется сокращениями мышц языка, губ, мягкого неба и глотки и определяется как
Артикуляция.

Речевые структуры:Модель речевой деятельности Вернике-Гешвинда.

Звуки голоса воспринимаются слуховыми рецепторами внутреннего уха человека, где происходит трансформация энергии звуковой волны в ПД слуховых нейронов. По слуховым нервами они поступают через медиальное коленчатое тело таламуса в первичную слуховую кору (поле 41) => в зону Вернике (22), обеспечивающую понимание значения услышанных слов и конструирование ответных => в зону Брока, где локализована память об артикуляции, на ней создается программа собственной речи => в первичную двигательную область коры, регулирующая мышцы артикуляции. При чтении текста сигналы направляются в сетчатку и по зрительному нерву к наружному коленчатому телу таламуса => в первичную => вторичную зрительную кору => информации попадает в угловую извилину теменной доли, где перерабатывается зрительная, слуховая и тактильная афферентная информация => в зону Вернике.

Латерализация речи. Речевая деятельность обеспечивается только одним, доминирующим полушарием, обычно левым. Анатомические различия между полушариями мозга у человека подтверждаются при сравнении величины объема зоны Вернике (слева больше а 70%), указывая на генетически запрограммированное происхождение асимметрии мозга. Также на асимметрию указывает сопоставление борозд и извилин лобных долей. Объем зоны Брока в левом полушарии больше, чем в правом, так же, как и пирамидных нейронов. Анатомическая асимметрия является только необходимой основой, но не гарантией языковой специализации полушарий, которая происходит на ранних стадиях развития, когда специфическая функциональная активность способствует развитию и совершенствованию нейронных переключений между речевыми структурами левого полушария мозга.


82.Мышление. Межполушарная асимметрия в реализации мыслительных процессов.

Мышление-психический процесс познавательной деятельности, позволяющий человеку структурировать внешнюю среду без непосредственного контакта с ней путем операций с мысленными образами и символами объектов. Мысли человека обладают относительной Стабильностью, не смотря на изменение сознания. Человек способен запоминать мысли. При этом он запоминает стабильные или существенные проявления какого-либо калейдоскопа событий. Поэтому человек запоминает наиболее существенные мысли, а не промежуточные результаты мыслительного процесса. Мысли человека характеризуются мультимодальностью. В мышлении используются различные модальности, т. е. Мысли человека могут включать словесные, зрительные и др. компоненты. В мозге человека мысли и обуславливающие их мыслительные процессы возникают последовательно в разное время. Мысли человека имеет ограниченную емкость. т. е. Только какая-то незначительная часть от общего кол-ва информации, которой обладает мозг, может быть представлена в мысли человека. Мыслительная деятельность обусловлена функциями ассоциативных областей коры головного мозга.

Ассоциативные отделы КБП — место интеграции информации, поступающих из первичных и вторичных проекционных зон различных сенсорных систем. В этих областях текущая информация объединяется с таковой, содержащейся в долговременной памяти при участии Височной коры и Гиппокампа. Интеграция всех сенсорных сигналов со следами долговременной памяти дает возможность человеку оценивать положение тела и головы в пространстве. Ассоциативные отделы лобной КБП имеют особое значение в интерпретации явлений и событий. Благодаря двусторонним связям лобной коры и лимбической системы в систему оценки ситуации включаются эмоции. Лобная кора ответственна за выбор целей и прогнозирования событий, использование языка — основа многих мыслительных процессов человека — возможность только при совместной работе Лобных и Височных долей (зона Брока и зоны Вернике) Сохранение и манипулирование информацией — основной момент при процессах мышления человека. Эта функция мозга осуществляется на основе
Эксплицитной рабочей памяти при участии Ассоциативной префронтальной коры. Указанные отделы КБП осуществляют умственные процессы контроля:внимания, выбора между альтернативными реакциями, репрезентацию и сохранение инструкций мыслительного задания.

Мышление как процесс Распознавания информации осуществляется при участии Ассоциативных Височных и Лобных отделов КБП. Мышление как Поиск осуществляется при участии Задних Ассоциативных(теменно-затылочных) отделов коры мозга. Соответствие решения выработанному критерию реализуется при участии Ассоциативных Лобных, Височных и Лимбических отделов коры.

83. Архитектура целостного поведенческого акта (П.К. Анохин)

Изучение феномена условного рефлекса развивается по нескольким направлениям. Первое - связано с анализом нейрофизиологической природы временной связи. Вместе с тем, не менее важным является второе направление, в рамках которого исследуется принципиальная архитектура, общая организация условнорефлекторного поведенческого акта.

Как трактовалась общая организация условнорефлекторного акта на начальном этапе его изучения? Условнорефлекторный акт рассматривался с позиций классической рефлекторной теории. Достаточно обратить внимание на название, которое было предложено для обозначения нового приобретенного в ходе обучения поведенческого акта - условный рефлекс, под которым понимали ответную рефлекторную реакцию, возникающую при определенных условиях. Принципиальная схема условнорефлекторного поведенческого акта представлялась в соответствии с рис. 1.

На схеме видно, что условный сигнал, взаимодействуя с некоторыми фоновыми раздражителями, запускает через ЦНС реакцию, проявляющуюся в активности периферических эффекторов 1, 2 и т. д. С точки зрения современных представлений такого рода подход к пониманию архитектуры условного рефлекса является упрощенным, скрывающим истинную сущность поведенческого акта как процесса физиологической саморегуляции.

Анализ механизмов саморегуляции жизненно важных констант организма (кровяное давление, напряжение углекислого газа и кислорода в артериальной крови, температура внутренней среды, осмотическое давление плазмы крови, стабилизация центра тяжести в площади опоры и т. д.) показывает, что аппаратом саморегуляции выступает 
функциональная система (П. К. Анохин),принципиальная структура которой является универсальной. 

Центральным пунктом функциональной системы выступает конечный полезный результат, определяющий динамическую активность всех ее узлов вследствие непрерывной передачи информации по каналам обратной связи (обратной афферентации) в ЦНС.

Рассмотрим архитектуру условнорефлекторного пищедобывательного поведенческого акта с позиций теории функциональной системы П. К. Анохина.

Результаты многочисленных опытов, проведенных в лаборатории П.К. Анохина, позволяют заключить, что иницативная роль в формировании поведенческого акта принадлежит исходным потребностям организма. Применительно к условнорефлекторному пищедобывательному поведенческому акту речь идет о потребностях в питательных веществах, расходуемых в процессе жизнедеятельности, что приводит к уменьшению их концентрации в циркулирующей крови и, как следствие, к активации специализированного центра голода, расположенного в гипоталамической области.


84. Структурно-функциональная организация эндокринной системы. Классификация гормонов. Жизненный цикл гормонов. Основные свойства гормонов.

Развивающийся мозг – гигантский полифункциональный эндокринный орган.

Классификация гормонов.

Белково-пептидные гормоны. В эту группу входят все тропные гормоны, либерины и статины, инсулин, глюкагон, кальцитонин, гастрин, секретин, холецистокинин, ангиотензин II, антидиурети­ческий гормон (вазопрессин), паратиреоидный гормон и др.

 Эти гормоны образуются из белковых предшественников, назы­ваемых прогормонами. Как правило, сначала синтезируется препрогормон, из которого образуется прогормон, а затем гормон.

 Синтез прогормонов осуществляется на мембранах гранулярной эндоплазматической сети (шероховатый ретикулум) эндокринной клетки (рис 5.4). Большое значение для этих процессов имеет способность препрогормонов проникать через мембрану эндоплаз­матической сети в ее внутренние полости за счет того, что первые 20—25 аминокислотных остатков с N-конца у многих белковых предшественников являются одинаковыми, а на наружной мембране эндоплазматической сети имеются структуры, «узнающие» эту по­следовательность. В результате становится возможным внедрение молекулы препрогормона в липидный бислой мембраны и постепен­ное проникновение белкового предшественника во внутреннее про­странство эндоплазматической сети.