ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
|
|
Количество |
продуктов сгорания |
|
|
|
||||||||
К о л и ч е с т в о |
п р о д у к т о в |
с г о р а н и я |
ж и д к о г о |
|||||||||||
т о п л и в а . |
Количество |
отдельных |
компонентов продуктов полного |
|||||||||||
сгорания |
на |
1 кг жидкого топлива |
(кмоль/кг): |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
М С о 2 = С/12; |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
Мп2о = Н/2; |
|
|
|
|
(3-21) |
|||||
|
|
|
|
Мо2 |
= |
0,21 (а — 1) L0 ; |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
M N 2 |
= |
0,79 aL0 . |
|
|
|
|
||||
Общее |
количество |
продуктов полного сгорания |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
М = МСо2 |
+ Мн2о + М ог + Мщ. |
|
(3-22) |
|||||||
Подставляя приведенные |
выше |
значения |
отдельных |
|
составных |
|||||||||
частей, |
получаем |
(кмоль/кг) |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
М = |
С/12 + |
Н/2 + |
(ос — 0,21) |
1 0 |
|
(3-23) |
||||
или количество продуктов |
полного |
сгорания |
в весовых |
|
единицах |
|||||||||
(кг/кг топлива)^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
M' = |
aL'0+l. |
|
|
|
|||
При сгорании |
имеет место приращение количества молей |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
ДМ = М — М0 . |
|
|
|
|||||
Для |
дизелей |
М 0 = aL0, |
поэтому |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
ДМ = М — aL0 . |
|
|
|
|||||
Используя значение М из (3-23), получаем |
(кмоль/кг) |
|
||||||||||||
ДМ = |
С/12 + Н/2 + |
(а — 0,21) |
L 0 — aL0 |
= С/12 + Н / 2 — 0,21 Z.0, |
||||||||||
а после |
подстановки |
значения |
L 0 из (3-9) |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
ДМ = Я / 4 + 0/32. |
|
|
(3-24) |
|||||
Для |
карбюраторных |
двигателей |
при a >- 1 приращение |
количе |
||||||||||
ства молей |
|
|
|
|
|
|
|
, |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
ДМ = |
Н/4 + 0/32 — \1тт. |
|
|
(3-25) |
Вдействительности топливо не всегда сгорает полностью, причем часть его может не сгореть совсем или же может получиться химиче
ский недожог, т. е. сгорание углерода топлива не в С0 2 , а в окиси углерода СО.
Вдизелях воздух подается в цилиндр с избытком, некоторая часть углерода (а иногда и водорода) топлива вследствие недостаточно со вершенного смесеобразования не сгорает совсем и выбрасывается в виде сажи, что придает отработанным (выпускным) газам темный оттенок. При хорошо доведенном и отрегулированном двигателе не-
9* |
259 |
полнота сгорания становится крайне незначительной и выпускные газы получаются почти бесцветными.
Вкарбюраторных двигателях неполнота сгорания сопровождается
восновном образованием окиси углерода.
|
Н е п о л н о е |
с г о р а н и е |
ж и д к о г о |
т о п л и в а . |
Двига |
||||
тели с искровым зажиганием (карбюраторные |
и с вспрыском |
легкого |
|||||||
топлива) при максимальной |
нагрузке работают обычно |
при а <; 1, |
|||||||
т. е. с недостатком воздуха. |
Хотя |
при этом имеет место |
неполнота |
||||||
сгорания и эффективный коэффициент полезного действия |
получается |
||||||||
несколько ниже, чем при а > |
1, но максимальная мощность двигате |
||||||||
ля |
достигается при работе с коэффициентом |
избытка |
воздуха а — |
||||||
= |
0,84-0,9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При проведении теплового расчета с достаточной точностью прини |
||||||||
мают, что водород, |
более |
активно |
реагирующий с кислородом, пол |
||||||
ностью сгорает в |
Н 2 0 , а |
углерод |
вследствие |
недостатка |
кислорода |
сгорает частично в углекислый газ С0 2 , а частично — в окись углеро да СО, т. е. неполнота сгорания выражается только в форме СО. По мере уменьшения а все меньшее количество углерода будет сгорать в С 0 2 , наконец, при некотором значении а кислорода хватит для сгора ния углерода только в СО. Коэффициент избытка воздуха, соответст вующий такому составу горючей смеси, при котором кислородом обес
печивается сгорание водорода |
полностью в Н 2 0 , а углерода — лишь |
в СО, называют критическим |
а к р . При дальнейшем уменьшении а |
кислорода уже не хватает для сгорания углерода и в СО; тогда часть углерода не сгорает совсем и остается в виде сажи.
Значение а к р , а также количество углекислого газа Мсог и окиси углерода МСо в продуктах сгорания при а < 1 определяются на осно вании следующих соображений.
Теоретически необходимое количество кислорода (кмоль/кг), ко торый нужно подать с воздухом для сгорания 1 кг топлива, на основа нии (3-29) определяется как
О т е о р = С / 1 2 + Н / 4 —0/32 = 0,21 10 .
В горючей смеси, т. е. в смеси воздуха и 1 кг топлива, имеется, кроме того, кислород в составе самого топлива в количестве 0/32 молей.
Весь этот кислород расходуется для сгорания С кг углерода |
в С0 2 , |
||||||
СО, и Н кг водорода в Н 2 0 . Обозначим фС о |
долю |
углерода, |
сгорев |
||||
шего в СО; тогда доля углерода, сгоревшего в С0 2 , |
равна |
(1 — Фсо)- |
|||||
Баланс кислорода, участвующего в реакции, |
|
|
|
|
|||
|
0,21 aL0 |
+ 0/32 = (1 — срс о ) С/12 + |
? с о С / 2 4 + Н/4. |
|
|||
Имея |
в виду, |
что С/12 + |
Н/4-—0/32 = 0,21 L0 , после |
преобра |
|||
зований |
получаем |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ф с о С = |
24-0,21 L 0 (1 - |
a). |
|
|
|
Расчетная формула для определения количества углерода, сго ревшего только в СО, при я < 1 будет иметь вид
260
|
|
|
|
|
|
Ф с о |
С = |
5,04 |
(1 — а) L 0 . |
|
(3-26) |
||||
Тогда количество |
углерода, |
сгоревшего в С0 2 , |
составит |
|
|||||||||||
|
|
|
(1 |
- |
Ф |
с о |
) |
С = |
С - 5 , 0 4 ( 1 - а ) |
L 0 . |
|
(3-27) |
|||
При |
а = |
а к р |
весь |
углерод |
сгорает только |
в СО; срс о обращается |
|||||||||
в единицу, |
а (3-26) |
принимает вид |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
С = 5,04 (1 - « к р ) L0 . |
|
|
|
|||||
Отсюда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а к |
р = |
1 _ С/(5,04 L0). |
|
|
(3-28) |
|||
Для |
нефтяных |
жидких |
топлив |
значение а к р |
= 0,65-f-0,67. |
|
|||||||||
Количество отдельных компонентов продуктов сгорания на 1 кг |
|||||||||||||||
жидкого |
топлива |
при |
изменении |
коэффициента |
избытка |
воздуха |
|||||||||
а = а кр~^"1 |
(кмоль/кг): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Мсо |
= |
Фсо С |
/ ! |
2 = |
° - 4 2 |
О - ° 0 Lo'- |
|
|
|
|||||
|
Л*со, |
= |
(1 - |
Фсо) С |
П |
2 |
= С / 1 2 - 0 , 4 2 |
(1 - |
а) L0 ; |
( 3 2 g ) |
|||||
|
М н ,о = Н/2; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
AfN , = 0,79 *L 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Общее количество продуктов сгорания
М = Мсо + Мсо |
+ МИг0 + M N , , |
(3-30) |
|||
или после подстановки |
указанных |
в |
(3-29) |
значений |
отдельных |
компонентов |
|
|
|
|
|
М = С/12 + Н/2 + |
0,79 а L 0 . |
(3-31) |
|||
При анализе суммы |
(Мсо,+Мсо) |
видно, |
что как |
при полном, |
так и при неполном сгорании углерода в СО эта сумма остается по стоянной и равной С/12 кмоль/кг.
Приращение |
количества молей ДМ = М—М0 |
при сгорании в ус |
||
ловиях, когда |
ак р <; а <^ 1, |
|
|
|
ДМ = |
С/12 + Н/2 + 0,79 |
a.L0 — (aL0+ |
l/mT ) = |
|
|
|
С/12 ~j-Н/2 —0,21 |
a L 0 — l / m T . |
(3-32) |
Выражение (3-9) |
можно представить |
в виде |
|
L 0 = (С/12 + Н/2 — Н/4 — О/32)/0,21,
тогда
С/12 + Н/2 = Н/4 + 0/32 + 0,21 L0 .
Подставляя в (3-32) соответствующее значение суммы (С/12+Н/2), получаем следующую формулу для определения приращения коли чества молей при сгорании (кмоль/кг):
261
AM = H/4 + 0/32 + 0,21 (1 — a) L 0 — l/mT . |
(3-33) |
Увеличение приращений количества молей, а следовательно, и объема при сгорании углерода в СО по сравнению с приращением количества молей при полном сгорании углерода в С0 2 , определяемым (3-25), получается в связи с тем, что в данном случае на каждый моль 0 2 после реакции приходится два моля СО, в то время как при полном сгорании углерода на каждый моль 0 2 приходится лишь один
моль |
С0 2 . |
|
|
|
|
К о л и ч е с т в о п р о д у к т о в с г о р а н и я г а з о в о г о |
|||||
т о п л и в а . |
Количество отдельных компонентов продуктов полного |
||||
сгорания газового |
топлива (моль/моль или м3 /м3 ): |
||||
|
|
Мсо2 = СО + СН4 |
+ у СпНт |
+ С0 2 ; |
|
|
|
Мп2о |
= Н 2 + 2СН4 |
+ £ (т/2) |
С„Н т ; |
|
|
Мо2 =0,21 ( a - 1 ) L0 ; |
|
||
|
|
МЯг |
= 0,79 aL0 + |
N 2 , |
J |
здесь |
СН4 , 2 С„Н т , С0 2 , СО, Н 2 |
и N 2 — объемные доли соответствую |
|||
щих |
газов, |
входящих в топливо. |
|
Общее количество продуктов полного сгорания газового топлива получаем при подстановке найденных из (3-34) отдельных компонен
тов в (3-22): |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М = СО -Ь ЗСН4 + |
2 (п + т/2) СЛ Н,„ + С 0 2 |
+ Н 2 + |
||||||||
|
|
|
|
+ N 2 + a L 0 - 0 , 2 1 L 0 . |
|
|
|
||||
|
Используя |
значение Ь0 |
из (3-12) и |
объемный |
|
состав |
газового |
||||
топлива из (3-8), после соответствующих преобразований |
получаем |
||||||||||
|
М = aL0 + |
1 - [(СО + |
Н2 )/2 - |
S (m/4 - |
1) СЛ Н,„]. |
(3-35) |
|||||
|
Изменение |
количества |
молей или объема при сгорании |
газового |
|||||||
топлива получаем, |
подставляя |
значение М из (3-35) и М0 |
из (3-20): |
||||||||
|
|
Д М = - [ ( С О + |
Н2 )/2 — £ (m4 — 1) С д Н т ] . |
(3-36) |
|||||||
|
Отношение |
количества |
продуктов сгорания к |
количеству горю |
|||||||
чей |
смеси |
до |
сгорания |
называется |
химическим |
коэффициентом |
|||||
молекулярного изменения [л0. Очевидно, |
|
|
|
||||||||
|
|
1*о = м ! |
м о = |
(М0 |
+ |
АМ)!М0 |
= 1 + АМ/М0. |
(3-37) |
|||
Тогда для дизелей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
К, = |
1 + |
AM/(aL0 ); |
|
|
(3-38) |
||
для |
карбюраторных |
двигателей |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Ив = |
1 + |
AM/(aL0 + |
l/mr ); |
|
|
(3-39) |
|
для |
газовых |
двигателей |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
1*0 = 1 + AMI (aL0 |
+ 1). |
|
|
(3-40) |
262