Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 258

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

для двухтактных двигателей

N

РеУнп1

( 3 _ 1 1 8 )

е60-10»

для двухтактных двигателей двойного действия

 

Ne = [peBVh + Р е л (yh - Уш т )] ш7(60 • 10»),

(3-119)

где ре — среднее эффективное давление, Н/м2 ; Vh — рабочий объем цилиндра, л; i — число цилиндров двигателя; п — число оборотов коленчатого вала в минуту; реВ, реН — среднее эффективное давление соответственно в верхней и нижней полостях, Н/м2 .

Зависимость (3-116) позволяет определить рабочий объем цилинд­ ра, л:

v * = - ^ r 3 0 ' 1 0 e -

( 3 ' 1 2 0 >

Задаваясь отношением S/D, можно определить диаметр D и ход поршня 5. Если положить SID — е, то

 

 

D = V

щ ш

*м-

Для современных

быстроходных

двигателей е — 0,7 4- 1,3; для

тихоходных

е = 1,3-f-2,0.

 

 

Средняя

скорость

поршня

(м/с)

 

Sn

г-

т30 '

где S — ход поршня, м; п — число оборотов в минуту.

Литровая и удельная поршневая мощность двигателя. Литровая

мощность двигателя выражает его эффективную мощность, приходя­

щуюся на

1 л рабочего объема

цилиндра:

 

 

Na =

Ne/{iVh).

(3-121)

Подставляя

значение Ne из (3-116), получаем

 

 

М»=ТШ¥-

<3-122>

Литровая мощность характеризует степень использования рабоче­ го объема цилиндров двигателя и показывает возможные пути повы­ шения мощности двигателя при сохранении основных размеров ци­ линдра.

Удельная поршневая мощность выражает эффективную мощность, приходящуюся на единицу площади поршня двигателя (обычно на 1 Дм2 ):

. . ^ = оЖоч-

<3-123>

10*

291


Заменяя значения Ne, а также используя приведенное выше вы­ ражение средней скорости поршня, получаем (кВт/дм2 )

 

 

 

л 7

PenS

 

 

 

или

 

 

 

 

 

(3-124)

 

 

 

Nn

 

 

 

 

где ре — среднее эффективное давление,

Н/м2 ; 5 — ход поршня, м;

Ст

— средняя

скорость поршня, м/с.

 

 

 

 

Значения удельной

поршневой

мощности, кВт/дм2 :

 

 

Д л я дизелей:

 

 

 

 

 

 

четырехтактных

 

 

 

64-60

 

 

двухтактных

 

 

 

84-60

 

 

Д л я карбюраторных

двигателей (автомобильные)

204-60

 

Удельная масса двигателя. Удельная

масса

двигателя

выражает

массу двигателя, приходящуюся на 1 кВт мощности:

 

 

 

 

g= GlNe,

 

 

(3-125)

где

G •— сухая

масса

двигателя,

кг; Ne

— эффективная

мощность

двигателя, кВт.

 

 

 

 

 

Коэффициент полезного действия и удельный расход топлива.

Для оценки экономичности и определения значений потерь при пре­ вращении одного вида энергии в другую в двигателях внутреннего сгорания используются следующие коэффициенты полезного действия.

Термический коэффициент полезного действия г), учитывает ве­ личину неизбежных потерь (передачу тепла холодному источнику) при превращении тепла в механическую работу в данном термодина­ мическом цикле:

^ = QT epM /QHP

(3-126)

Относительно-индикаторный коэффициент полезного действия — отношение количества тепла, эквивалентного индикаторной работе, к количеству тепла, эквивалентного работе термодинамического цик­ ла; характеризует степень совершенства рабочих процессов данного двигателя:

•»lo = Q t / Q t e p -

(3-127)

Механический коэффициент полезного действия — отношение эф­ фективной мощности к индикаторной; оценивает все механические потери в двигателе. Его часто определяют как отношение среднего эффективного давления к индикаторному:

•n* = QJQi = NJNi

= pJpl.

(3-128)

Так как ре = pt—ры и Ne

= Nt—N„,

то для механического к.п.д.

можно записать и следующие

выражения:

 

tU = 1 —NJNi = 1

—pJPi.

 

292


Индикаторный коэффициент полезного действия определяется как отношение количества тепла, эквивалентного индикаторной работе, к низшей теплоте сгорания топлива:

rlt = Ql/Ql = rurkt.

(3-129)

Эффективный коэффициент полезного действия является отноше­ нием количества тепла, эквивалентного эффективной работе, к низ­ шей теплоте сгорания топлива:

fie = = Win = W ) M - (3-130)

Анализ приведенных к.п.д. показывает, что наибольшими являют­ ся термодинамические потери, обусловливаемые циклом, по которому данный двигатель работает. Существенное значение имеют также по­ тери от несовершенства процесса и механические потери.

Расход топлива двигателем, отнесенный к единице работы, назы­ вают удельным расходом топлива. Различают при этом:

а) удельный индикаторный расход топлива gt

— отношение часо­

вого расхода топлива

G4 к индикаторной

мощности двигателя,

кг/кВт-ч:

 

 

 

 

gt = G4/Nt;

 

(3-131)

б) удельный эффективный расход топлива

ge

— отношение часо­

вого расхода топлива G4

к эффективной мощности двигателя, кг/кВт-ч:

 

ge = G4/Ne.

 

(3-132)

Расход газовых топлив выражается в объемных единицах; поэтому выражение для удельного индикаторного vt и эффективного ve расхо­ да газового топлива (нм3 /кВт-ч) имеют следующий вид:

 

 

vt = V4lNi,

(3-133)

 

 

ve = V4INe.

(3-134)

Используя приведенные понятия, можно получить следующие

выражения

коэффициентов

полезного действия.

Индикаторный к.п.д.

 

 

 

17»

= 3 6 0 0 Ntl{G4Ql),

(3-135)

где G4QH — количество затраченного тепла

за 1 ч.

Подставляя значение g}

из (3-131), получаем для двигателей, ра­

ботающих

на жидком топливе:

 

индикаторный к.п.д.

 

 

 

 

ч\, = 3600/(g,QS);

(3-136)

удельный

индикаторный расход топлива

 

 

gt = 3600/(7j{ QP).

(3-137)

293


Для газовых двигателей — соответственно:

щ =

3600 Л У ^ Я н ) ;

 

7]г

=

Зб00/(с/г Ян р );

(3-138)

of

= 3 6 0 0 / ( Т | , Я Р ) .

 

Аналогично можно получить выражения для эффективного к. п. д. и удельного эффективного расхода топлива:

vje

=

3600

AV(G4 Q„P );

 

 

\

=

3 6 0 0

/ f e e Q ° ) ;

[

(3-139)

^ =

3 6 0 0 / ( ^ Н Р ) .

 

 

Для газовых двигателей:

Y1, =

3600

NJ{V4HI)\

 

Ъ

=

Зб00 / ( о е Я р );

(3-140)

ve

=

3600/(r,e tf,p ).

 

Приведенными выражениями для определения giy vt, ge, ve, г;г и t}e пользуются при испытании двигателей, когда путем замера опреде­

ляют часовой расход топлива, а также индикаторную и

эффективную

мощности. При тепловых расчетах

пользоваться этими

уравнениями

непосредственно не представляется

возможным, так как

неизвестными

являются и расход топлива, и к.п.д.; поэтому

индикаторный

к.п.д. У]{

и удельный индикаторный расход топлива gt

определяются

по извест­

ным величинам a, r\v и рг.

 

 

 

 

Индикаторный к.п.д. можно выразить еще следующей зависи­ мостью:

 

•41 = LAAGQI),

(3-141)

где L t — индикаторная работа за цикл, кДж;

A G — расход топлива

за цикл, кг;

— низшая

теплота

сгорания топлива, кДж/кг.

Значение

индикаторной

работы

 

 

 

 

L t =

PiVh,

 

где Pi — среднее индикаторное давление, Н/м2 ; Vh — рабочий объем цилиндра, м3 .

На основании характеристического уравнения

P*Vht\v = R &GM0TK

можно записать

AGM0TK

PK^V

294


где р к

и Тк — соответственно

давление

и температура

воздуха

перед

цилиндром двигателя;

М0 — количество горючей

смеси;

R„. = 8,314 кДж/кмоль-К.

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

1 , = 8,314

P i A G M a T "

;

 

 

'

Р к >

 

 

подставив значение L t в (3-141), получаем

P>MJK

Ч, = 8,314-

QH p«y\v

При отсутствии наддува для четырехтактных двигателей

рк = р0 и Тк = Т0.

Имея в виду, что для дизелей М0 = aL0, а для карбюраторных двигателей М = aL0 -f-l/mT и для газовых двигателей М 0 = aL0 + 1, получаем следующие формулы для определения индикаторного к.п.д.:

для дизелей

 

i)» =

 

ptaLBTK

 

 

 

(3-142)

 

8,314'

 

\

 

 

 

 

 

Q H

РК

 

 

 

 

для

карбюраторных двигателей

 

 

 

 

 

 

 

o r , , , .

Pi(aLo+

 

 

1/"1тк

(3-143)

 

•Ч, = 8,314

 

 

 

Для

газовых двигателей,

считая

теплоту

сгорания 1 кмоля

газа

равной

22,4 Нц кДж/кмоль,

получаем

 

 

 

 

 

 

Y)f = 0,371

Pi (aLa

+

1)

Тк

 

(3-144)

Значения ь г\е и удельных

расходов топлива для различных дви­

гателей

даны в табл. 3-8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3-8

Значения к. п. д. и удельных расходов

топлива для различных

 

 

двигателей

при номинальной нагрузке

 

 

 

 

 

%

 

 

%

g., г/(кВтч)

ge, г/(кВт-ч)

 

Двигатели

 

 

V

V.,

V

 

 

 

 

 

 

 

 

1

нм3 /(кВт-ч)

 

 

 

 

 

 

 

нм8 /(кВт-ч)

 

 

Четырехтактные дизели:

 

40-50

 

304--42

1804-200

2004-280

 

 

 

 

Двухтактные дизели:

 

40452

 

354- •45

1604-200

1904-250

 

38448

 

30440

1854-230

2204-290

 

 

 

 

 

 

 

"0449

 

31441

1804-220

2104-270

 

 

 

25 н-35

 

22430

2404-340

2804-390

 

 

 

26434

 

22430

(0,314-0,40)

(0,344-0,46)

295