ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
для двухтактных двигателей
N |
РеУнп1 |
( 3 _ 1 1 8 ) |
е60-10»
для двухтактных двигателей двойного действия |
|
Ne = [peBVh + Р е л (yh - Уш т )] ш7(60 • 10»), |
(3-119) |
где ре — среднее эффективное давление, Н/м2 ; Vh — рабочий объем цилиндра, л; i — число цилиндров двигателя; п — число оборотов коленчатого вала в минуту; реВ, реН — среднее эффективное давление соответственно в верхней и нижней полостях, Н/м2 .
Зависимость (3-116) позволяет определить рабочий объем цилинд ра, л:
v * = - ^ r 3 0 ' 1 0 e - |
( 3 ' 1 2 0 > |
Задаваясь отношением S/D, можно определить диаметр D и ход поршня 5. Если положить SID — е, то
|
|
D = V |
щ ш |
*м- |
Для современных |
быстроходных |
двигателей е — 0,7 4- 1,3; для |
||
тихоходных |
е = 1,3-f-2,0. |
|
|
|
Средняя |
скорость |
поршня |
(м/с) |
|
Sn
г-
т30 '
где S — ход поршня, м; п — число оборотов в минуту.
Литровая и удельная поршневая мощность двигателя. Литровая
мощность двигателя выражает его эффективную мощность, приходя
щуюся на |
1 л рабочего объема |
цилиндра: |
|
|
Na = |
Ne/{iVh). |
(3-121) |
Подставляя |
значение Ne из (3-116), получаем |
|
|
|
М»=ТШ¥- |
<3-122> |
Литровая мощность характеризует степень использования рабоче го объема цилиндров двигателя и показывает возможные пути повы шения мощности двигателя при сохранении основных размеров ци линдра.
Удельная поршневая мощность выражает эффективную мощность, приходящуюся на единицу площади поршня двигателя (обычно на 1 Дм2 ):
. . ^ = оЖоч- |
<3-123> |
10* |
291 |
Заменяя значения Ne, а также используя приведенное выше вы ражение средней скорости поршня, получаем (кВт/дм2 )
|
|
|
л 7 |
PenS |
|
|
|
или |
|
|
|
|
|
(3-124) |
|
|
|
|
Nn |
|
|
|
|
где ре — среднее эффективное давление, |
Н/м2 ; 5 — ход поршня, м; |
||||||
Ст |
— средняя |
скорость поршня, м/с. |
|
|
|
||
|
Значения удельной |
поршневой |
мощности, кВт/дм2 : |
|
|||
|
Д л я дизелей: |
|
|
|
|
|
|
|
четырехтактных |
|
|
|
64-60 |
|
|
|
двухтактных |
|
|
|
84-60 |
|
|
|
Д л я карбюраторных |
двигателей (автомобильные) |
204-60 |
||||
|
Удельная масса двигателя. Удельная |
масса |
двигателя |
выражает |
|||
массу двигателя, приходящуюся на 1 кВт мощности: |
|
||||||
|
|
|
g= GlNe, |
|
|
(3-125) |
|
где |
G •— сухая |
масса |
двигателя, |
кг; Ne |
— эффективная |
мощность |
|
двигателя, кВт. |
|
|
|
|
|
Коэффициент полезного действия и удельный расход топлива.
Для оценки экономичности и определения значений потерь при пре вращении одного вида энергии в другую в двигателях внутреннего сгорания используются следующие коэффициенты полезного действия.
Термический коэффициент полезного действия г), учитывает ве личину неизбежных потерь (передачу тепла холодному источнику) при превращении тепла в механическую работу в данном термодина мическом цикле:
^ = QT epM /QHP • |
(3-126) |
Относительно-индикаторный коэффициент полезного действия — отношение количества тепла, эквивалентного индикаторной работе, к количеству тепла, эквивалентного работе термодинамического цик ла; характеризует степень совершенства рабочих процессов данного двигателя:
•»lo = Q t / Q t e p - |
(3-127) |
Механический коэффициент полезного действия — отношение эф фективной мощности к индикаторной; оценивает все механические потери в двигателе. Его часто определяют как отношение среднего эффективного давления к индикаторному:
•n* = QJQi = NJNi |
= pJpl. |
(3-128) |
|
Так как ре = pt—ры и Ne |
= Nt—N„, |
то для механического к.п.д. |
|
можно записать и следующие |
выражения: |
|
|
tU = 1 —NJNi = 1 |
—pJPi. |
|
292
Индикаторный коэффициент полезного действия определяется как отношение количества тепла, эквивалентного индикаторной работе, к низшей теплоте сгорания топлива:
rlt = Ql/Ql = rurkt. |
(3-129) |
Эффективный коэффициент полезного действия является отноше нием количества тепла, эквивалентного эффективной работе, к низ шей теплоте сгорания топлива:
fie = = Win = W ) M - (3-130)
Анализ приведенных к.п.д. показывает, что наибольшими являют ся термодинамические потери, обусловливаемые циклом, по которому данный двигатель работает. Существенное значение имеют также по тери от несовершенства процесса и механические потери.
Расход топлива двигателем, отнесенный к единице работы, назы вают удельным расходом топлива. Различают при этом:
а) удельный индикаторный расход топлива gt |
— отношение часо |
||
вого расхода топлива |
G4 к индикаторной |
мощности двигателя, |
|
кг/кВт-ч: |
|
|
|
|
gt = G4/Nt; |
|
(3-131) |
б) удельный эффективный расход топлива |
ge |
— отношение часо |
|
вого расхода топлива G4 |
к эффективной мощности двигателя, кг/кВт-ч: |
||
|
ge = G4/Ne. |
|
(3-132) |
Расход газовых топлив выражается в объемных единицах; поэтому выражение для удельного индикаторного vt и эффективного ve расхо да газового топлива (нм3 /кВт-ч) имеют следующий вид:
|
|
vt = V4lNi, |
(3-133) |
|
|
ve = V4INe. |
(3-134) |
Используя приведенные понятия, можно получить следующие |
|||
выражения |
коэффициентов |
полезного действия. |
|
Индикаторный к.п.д. |
|
|
|
|
17» |
= 3 6 0 0 Ntl{G4Ql), |
(3-135) |
где G4QH — количество затраченного тепла |
за 1 ч. |
||
Подставляя значение g} |
из (3-131), получаем для двигателей, ра |
||
ботающих |
на жидком топливе: |
|
|
индикаторный к.п.д. |
|
|
|
|
|
ч\, = 3600/(g,QS); |
(3-136) |
удельный |
индикаторный расход топлива |
|
|
|
gt = 3600/(7j{ QP). |
(3-137) |
293
Для газовых двигателей — соответственно:
щ = |
3600 Л У ^ Я н ) ; |
|
|
7]г |
= |
Зб00/(с/г Ян р ); |
(3-138) |
of |
= 3 6 0 0 / ( Т | , Я Р ) . |
|
Аналогично можно получить выражения для эффективного к. п. д. и удельного эффективного расхода топлива:
vje |
= |
3600 |
AV(G4 Q„P ); |
|
|
\ |
= |
3 6 0 0 |
/ f e e Q ° ) ; |
[ |
(3-139) |
^ = |
3 6 0 0 / ( ^ Н Р ) . |
|
|
Для газовых двигателей:
Y1, = |
3600 |
NJ{V4HI)\ |
|
|
Ъ |
= |
Зб00 / ( о е Я р ); |
(3-140) |
|
ve |
= |
3600/(r,e tf,p ). |
|
Приведенными выражениями для определения giy vt, ge, ve, г;г и t}e пользуются при испытании двигателей, когда путем замера опреде
ляют часовой расход топлива, а также индикаторную и |
эффективную |
|||
мощности. При тепловых расчетах |
пользоваться этими |
уравнениями |
||
непосредственно не представляется |
возможным, так как |
неизвестными |
||
являются и расход топлива, и к.п.д.; поэтому |
индикаторный |
к.п.д. У]{ |
||
и удельный индикаторный расход топлива gt |
определяются |
по извест |
||
ным величинам a, r\v и рг. |
|
|
|
|
Индикаторный к.п.д. можно выразить еще следующей зависи мостью:
|
•41 = LAAGQI), |
(3-141) |
||
где L t — индикаторная работа за цикл, кДж; |
A G — расход топлива |
|||
за цикл, кг; |
— низшая |
теплота |
сгорания топлива, кДж/кг. |
|
Значение |
индикаторной |
работы |
|
|
|
|
L t = |
PiVh, |
|
где Pi — среднее индикаторное давление, Н/м2 ; Vh — рабочий объем цилиндра, м3 .
На основании характеристического уравнения
P*Vht\v = R &GM0TK
можно записать
AGM0TK
PK^V
294
где р к |
и Тк — соответственно |
давление |
и температура |
воздуха |
перед |
цилиндром двигателя; |
М0 — количество горючей |
смеси; |
|
R„. = 8,314 кДж/кмоль-К. |
|
|
|
|
Тогда |
|
|
|
|
|
1 , = 8,314 |
P i A G M a T " |
; |
|
|
' |
Р к > |
|
|
подставив значение L t в (3-141), получаем
P>MJK
Ч, = 8,314-
QH p«y\v
При отсутствии наддува для четырехтактных двигателей
рк = р0 и Тк = Т0.
Имея в виду, что для дизелей М0 = aL0, а для карбюраторных двигателей М = aL0 -f-l/mT и для газовых двигателей М 0 = aL0 + 1, получаем следующие формулы для определения индикаторного к.п.д.:
для дизелей
|
i)» = |
|
ptaLBTK |
|
|
|
(3-142) |
||
|
8,314' |
|
\ |
|
|
||||
|
|
|
Q H |
РК |
|
|
|
|
|
для |
карбюраторных двигателей |
|
|
|
|
|
|
||
|
o r , , , . |
Pi(aLo+ |
|
|
1/"1т)Тк |
(3-143) |
|||
|
•Ч, = 8,314 |
— |
|
|
|
||||
Для |
газовых двигателей, |
считая |
теплоту |
сгорания 1 кмоля |
газа |
||||
равной |
22,4 Нц кДж/кмоль, |
получаем |
|
|
|
|
|
||
|
Y)f = 0,371 |
Pi (aLa |
+ |
1) |
Тк |
|
(3-144) |
||
Значения -ць г\е и удельных |
расходов топлива для различных дви |
||||||||
гателей |
даны в табл. 3-8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3-8 |
|
Значения к. п. д. и удельных расходов |
топлива для различных |
|
|||||||
|
двигателей |
при номинальной нагрузке |
|
|
|||||
|
|
|
% |
|
|
% |
g., г/(кВтч) |
ge, г/(кВт-ч) |
|
|
Двигатели |
|
|
V |
V., |
V |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
1 |
нм3 /(кВт-ч) |
|
|
|
|
|
|
|
|
нм8 /(кВт-ч) |
|
|
Четырехтактные дизели: |
|
40-г-50 |
|
304--42 |
1804-200 |
2004-280 |
|||
|
|
|
|
||||||
Двухтактные дизели: |
|
40452 |
|
354- •45 |
1604-200 |
1904-250 |
|||
|
38448 |
|
30440 |
1854-230 |
2204-290 |
||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
"0449 |
|
31441 |
1804-220 |
2104-270 |
||
|
|
|
25 н-35 |
|
22430 |
2404-340 |
2804-390 |
||
|
|
|
26434 |
|
22430 |
(0,314-0,40) |
(0,344-0,46) |
295