ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.04.2024
Просмотров: 257
Скачиваний: 2
П р и м е ч а н и е . Для газовых двигателей приведены данные для |
природного |
|||||
газа следующего |
состава: |
С Н 4 = 9 8 % ; |
С 2 Н в + С з Н 8 = 0 , 5 |
%; |
C 4 H 8 - f - C 5 H 1 2 =0,08%, |
|
N 2 = l , 1 8 % ; С О 2 |
= 0 , 3 % |
и # £ = 35300 |
к Д ж / м 3 . |
|
|
|
§ 3-11. Тепловой баланс двигателя |
|
|
|
|||
Распределение тепла, которое выделяется |
при |
сгорании |
топлива |
в цилиндре двигателя, на отдельные составляющие и количественные значения этих составляющих отражает тепловой баланс двигателя.
Тепловой баланс составляют в кДж для 1 кг (а в газовых двигате
лях — для 1 нм3) израсходованного |
топлива, |
а |
также |
для тепла, |
|||
затраченного при получении 1 кВт-ч эффективной |
работы, или же для |
||||||
тепла, затраченного за 1 ч работы двигателя. |
|
|
|
||||
Уравнение теплового |
баланса для |
1 кг жидкого топлива |
|||||
QH = |
Q E |
+ |
QOXA + <2газ + |
Qn-неп + |
QOCT'. |
(3-145) |
|
для 1 нм3 газового |
топлива |
|
|
|
|
||
HI = |
Qe |
+ |
Q0 X J I +',Qr a 3 + |
Qn.nen + |
QOCT, |
[(3-146) |
|
где QS И Hi — теплота |
сгорания 1 кг (1 нм3 ) топлива, т. е. располагае |
||||||
мое тепло, введенное в двигатель с топливом, |
кДж/кг; |
Qe — тепло, |
|||||
эквивалентное эффективной работе двигателя, |
кДж/кг; |
Q 0 M — т е п л о , |
унесенное с охлаждающим агентом (жидкостью или воздухом), кДж/кг; <2газ — тепло, унесенное с выпускными газами, т. е. тепло, израсхо дованное на повышение энтальпии выпускных газов, кДж/кг; Qn .H e n—
тепло, потерянное от неполноты |
сгорания топлива, кДж/кг; Q0 C T —• |
|||
остаточный член теплового баланса, кДж/кг. |
Уравнение |
теплового |
||
баланса можно выразить и в процентах: |
|
|
||
Че + |
<7охл + <7газ + |
<7п.„еп + <7ост = |
Ю 0 % , |
(3-147) |
где |
|
|
|
|
qe = (QJQ») |
ЮО°/о; q0XR |
< ( Q 0 M / Q £ ) 100% и т. д. |
|
Отдельные члены теплового баланса определяются следующим образом.
Тепло, эквивалентное эффективной работе двигателя, для жидких топлив
Qe |
= QH rje = |
3600 NJG4; |
(3-148) |
|
для газовых топлив |
|
|
|
|
Qe |
= |
HI V e = |
3600 Ne/V4. |
(3-149) |
Нетрудно видеть, что -це представляет эффективный |
к.п.д. |
|||
Для комбинированных |
турбопоршневых двигателей |
|||
Qe = |
|
Ql У\ек = |
3600 NJG4, |
(3-150) |
296
где NeK и t\eV — соответственно эффективная |
мощность и |
эффектив |
ный к.п.д. всей комбинированной силовой установки. |
|
|
Охлаждение двигателя, т. е. отвод тепла |
от цилиндра, |
головки,, |
а в теплонапряженных и в крупных двигателях — иногда и от поршня, необходимо для обеспечения определенных допустимых температур стенок. Превышение этих температур помимо ухудшения экономич ности вследствие снижения коэффициента наполнения вызывает раз личные нарушения в работе двигателя: ухудшение смазки и пригорание поршневых колец, коробление деталей, понижение механической прочности материалов головки и цилиндра двигателя. Перегрев дви гателей с искровым зажиганием сопровождается появлением прежде временных вспышек и детонации. Таким образом, потери тепла с охлаждением неизбежны. Количество отводимого от двигателя тепла при этом составляет 15-f-30% от всего тепла, внесенного с топливом.
При жидкостном охлаждении количество тепла, унесенного с ох
лаждающим |
агентом, |
определяется |
выражением |
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Q-охл = |
(1*VG4 ) |
с(tBblx |
- tm) |
+ (WJG4) |
см |
(t"Bblx |
- |
t"BX), |
(3-151) |
|||||||
где W4 |
— часовой расход |
воды, |
идущей |
на |
охлаждение двигателя |
||||||||||||
(без охлаждения |
поршня); |
Wu |
— часовой |
расход масла |
или воды |
на |
|||||||||||
охлаждение |
поршня; tBX |
и |
tBh!X—температура |
|
воды, входящей |
и вы |
|||||||||||
ходящей |
из двигателя; |
^ х |
и ^ ы х — |
температура масла или воды, вхо |
|||||||||||||
дящих |
и |
выходящих |
из |
|
поршня; |
|
с — теплоемкость |
охлаждающего |
|||||||||
агента |
|
[для |
воды |
|
с — 4,19 |
кДж/кг-°С; |
для |
|
масла |
см |
= |
||||||
= 2,4 |
кДж/(кг-°С)1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для комбинированных турбопоршневых двигателей добавляется третий член, учитывающий охлаждение компрессора и промежуточно го холодильника и количество тепла, унесенного с охлаждающим агентом:
|
|
Сохл = (WVG,) с(tBta |
- |
tBX) + (Wn/G4) |
х |
|
|
||||||
|
|
X си |
(tnBUX - |
О |
+ |
(WK/G4) |
с {tin— |
^вх), |
|
(3-152) |
|||
где |
WK |
— часовой |
расход |
воды, |
идущей |
на охлаждение компрессора |
|||||||
и |
промежуточных |
холодильников; |
|
Гвых—температура |
воды |
после |
|||||||
компрессора и промежуточного |
холодильника; |
f^x |
— температура |
||||||||||
свежей воды, входящей в промежуточный холодильник. |
|
|
|||||||||||
|
Тепло, унесенное с выпускными |
газами, |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
Qr a 3 |
= Мс'р |
tp — Mucptu, |
|
|
(3-153) |
|||||
где М — количество продуктов |
сгорания; М0 — количество горючей |
||||||||||||
смеси; |
/ р — температура |
газов |
после |
двигателя; |
t0 |
— температура |
|||||||
горючей смеси (свежего заряда). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Для |
комбинированных |
двигателей |
/ р |
— температура |
газов |
после |
||||||
газовой |
турбины, ^0 — температура |
заряда перед |
компрессором. |
||||||||||
|
При |
неполном |
сгорании жидкого |
топлива могут |
быть получены |
сажа С и СО.
297,
При сгорании 1 кг углерода в С 0 2 |
выделяется 34000 кДж тепла, |
|||||
а при сгорании в СО — только 10300 кДж тепла; остаются |
невыделен |
|||||
ными при неполном сгорании 1 кг углерода в СО |
|
|
|
|||
34000 — 10300 = 23700 кДж. |
|
|
|
|||
Следовательно, тепло, потерянное |
от неполноты сгорания, |
|
||||
Qn .„en = 34000 срс С + |
23 700 Ф с о |
с , |
(3-154) |
|||
где ф С — доля |
несгоревшего |
углерода, |
||||
оставшегося в |
форме |
сажи; |
фсо —доля |
|||
углерода, |
сгоревшего только в |
СО; |
||||
С — доля |
углерода в топливе. |
|
||||
Коэффициенты фС |
и ф С j определяют |
|||||
ся при экспериментальном исследовании |
||||||
работы двигателя. |
|
|
|
|||
В |
карбюраторных |
двигателях |
при |
|||
а < |
1 неполноту сгорания обычно |
при |
||||
нимают только в форме СО. Потери теп |
||||||
ла в этом |
случае |
|
|
|
Рис. 3-25. Схема теплового баланса двигателя:
ния; |
— низшая |
теплота |
|
сгора |
||||||
Qi |
—тепло, эквивалентное |
|||||||||
индикаторной |
работе; • Qe |
— теп |
||||||||
ло, |
эквивалентное |
эффективной |
||||||||
работе; <2охл — тепло, |
унесенное |
|||||||||
охлаждающим |
агентом; <Зг а з |
|||||||||
тепло, |
унесенное |
выпускными |
||||||||
газами за счет повышения эн |
||||||||||
тальпии |
|
отработавших |
|
газов; |
||||||
*3п.неп. — тепло, теряемое от не |
||||||||||
полноты |
сгорания; QOCT |
— оста |
||||||||
точный член |
теплового |
баланса; |
||||||||
Q, — тепло, |
идущее |
на |
подогрев |
|||||||
свежего заряда перед цилиндром |
||||||||||
двигателя; |
Q2 |
— тепло, |
идущее |
|||||||
на |
подогрев |
свежего |
|
заряда |
||||||
охлаждающим |
агентом; |
Q3 — |
||||||||
тепло, идущее на подогрев све |
||||||||||
жего |
заряда |
|
выпускными |
|
газа |
|||||
ми; |
Qt — тепло, отдаваемое |
га |
||||||||
зами |
стенкам |
цилиндра; |
|
Qs — |
||||||
тепло, |
унесенное |
газами |
через |
|||||||
выпускной |
клапан; |
|
Qe — тепло |
|||||||
от трения |
|
поршней |
о |
зеркало |
||||||
цилиндра; |
|
Q7 — тепло, |
идущее |
|||||||
1 от выпускных |
газов |
к охлаж |
||||||||
дающему |
агенту; |
Qs — тепло, |
||||||||
теряемое |
лучеиспусканием |
охла- |
||||||||
. ждающей |
системы; |
Qg — тепло, |
||||||||
теряемое |
|
лучеиспусканием |
вы |
|||||||
пускной |
системы; |
<?ю — тепло, |
||||||||
. эквивалентное |
|
кинетической |
||||||||
энергии |
выпускных |
газов; |
<ЭИ — |
|||||||
тепло, эквивалентное |
механиче |
|||||||||
|
|
ским |
потерям |
|
|
|
<5п.неп = 285000 МсокДж/кг, |
(3-155) |
||||||
где 285 000 |
кДж/моль — теплота Сгора |
||||||
ния 1 моля СО. |
|
|
|
|
|||
|
Так |
как |
согласно |
|
(3-29) |
Мсо = |
|
= |
0,42 |
(1 - a ) L 0 , |
|
|
|
|
|
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
Q n . « e « = Н 9 700 (1 - а ) |
Ь0. |
(3-156) |
||||
|
Д л я |
газового топлива |
(при неполно |
||||
те |
сгорания |
газового |
|
топлива |
в форме |
||
СО) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Qn.H en = 285000 Мсо, |
(3-157) |
||||
где М с э — количество |
окиси |
углерода |
|||||
в выпускных |
газах, |
моль/1нм3 |
газового |
||||
топлива. |
|
|
|
|
|
||
|
Остаточный член |
теплового |
баланса |
||||
включает потери тепла |
в |
окружающую |
|||||
среду от лучеиспускания |
с поверхности |
двигателя, на нагрев смазочного масла во всех трущихся деталях, с кинетичес кой энергией выпускных газов и пр.:
для жидкого топлива
298
QOCT = Ql —{Qe + Qoxn + Qraa + Qn.HenV, |
(3-158) |
для газового топлива
Q 0 C T = m - ( Q e + Q 0 „ + Q R A 3 + Q N . H E N ) . |
(3-159) |
На рис. 3-25 приведена развернутая схема теплового баланса дви гателя, где показано движение тепловых потоков, включаемых в от дельные члены теплового баланса.
§3-12. Пример теплового расчета рабочего процесса
иопределение основных размеров двигателя
Задачей теплового расчета рабочего процесса двигателя внутрен него сгорания является определение показателей, характеризующих экономичность и эффективность цикла в данных конкретных усло виях и необходимых для расчета деталей на прочность, жесткость и износоустойчивость. На основании теплового расчета можно с доста точной для практики точностью построить индикаторную диаграмму, подсчитать среднее индикаторное давление и по заданной мощности определить размеры и число цилиндров для вновь проектируемых двигателей. Тепловой расчет производят обычно для режима работы двигателя, соответствующего номинальной мощности при наивыгод нейших условиях подвода и сгорания топлива. При необходимости теплового расчета для других режимов работы двигателя (частичная нагрузка или перегрузка) следует учитывать, что ряд параметров — коэффициент избытка воздуха, степень повышения давления, степень предварительного расширения и др. — будут иметь иные значения.
Давление и температура окружающей среды принимаются при от сутствии особых указаний от заказчика стандартными: р0 = 1,013 X X Ю5 Н/м2 , т. е. 760 мм рт. ст.; Т0 = 288 К-
Экспериментальные исследования показывают, что при работе двигателя следующие один за другим рабочие циклы не одинаковы, они различаются газодинамическими условиями, колебаниями давле ний при впрыске топлива, скоростью распространения пламени и рядом других факторов. Возникающие вследствие этого колебания давления сгорания и среднего индикаторного давления смежных ра бочих циклов могут достигать 10% . В связи с этим при расчетах при нимают усредненные значения параметров, полученных в результате анализа ряда циклов при устойчивой работе двигателя.
Наиболее распространенный способ расчета дизелей включает оп ределение параметров конца сгорания, основанное на выборе величин степени повышения давления и давления конца сгорания рг, как это выполнено в примере 3 - 1 . В некоторых случаях выбирают степень предварительного расширения р и далее определяют остальные пара
метры. |
В двигателях |
с искровым |
зажиганием (карбюраторных и га |
зовых) |
при расчете параметров конца сгорания принимают степень |
||
предварительного расширения р = |
1, а затем подсчитывают степень |
||
повышения давления |
Я и давление |
конца сгорания рг. |
299