Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подставив найденные выражения работы в исходное уравнение (3-99), получим

L t = PcVc

Х(р — 1)

 

Л

 

1

\

1

 

 

(3-100)

 

 

 

я* — 1

 

21

 

 

 

 

Рабочий объем цилиндра

можно

выразить через объем сжатия и

степень сжатия

следующей зависимостью:

 

 

 

 

 

 

 

 

Vh

=

(*-l)Vc.

 

 

 

Подставляя найденные

значения

L t

и Vh

в выражение pim,

по­

лучаем формулу

для

определения

теоретического

среднего

инди­

каторного

давления

pim

смешанного цикла:

 

 

 

 

 

е — 1

. \ ( p _ l ) + - ^ - ( l _

 

 

 

 

 

L

 

 

 

« 2 —

1 \

 

 

 

 

 

 

 

Л,

 

1

1 —

 

 

 

 

(3-101)

для изохорного

цикла

(р =

1 и о = е):

 

 

 

Pi,

Ре

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е —

1 Ь

Ы

'

-

^ К

-

^ 1

- ^

) ] -

( 3 - 1 0 2 >

 

Действительное среднее индикаторное давление pt несколько мень­ ше теоретического, так как диаграмма, снимаемая с рабочего цилинд­

ра индикатором,

получается

со

округ­

 

ленней

углов

в точках

с,

z',

z

и Ь

 

(рис. 3-23). Скругление диаграммы в

 

конце сжатия

около

точки

с в дизелях

 

получается вследствие

опережения по­

 

дачи

топлива, а в двигателях

с

искро­

 

вым

 

зажиганием — благодаря

опере­

 

жению зажигания; скругление в точках

 

z' и

z

— вследствие

того, что скорость

 

сгорания

является

конечной величиной,

 

и около точки

Ъ — в результате

откры­

 

тия

выпускного

 

клапана

до

н.м.т. и

 

также

конечной

величины

скорости ис­

 

течения

газов

через

выпускные

ор­

 

ганы.

Площадку

 

аг—/—а,

характе­

 

ризующую затрату энергии на всасыва­

Рис . 3-23. Индикаторная диаг­

ние

заряда

и

выталкивание

газов, в

рамма действительного процес­

четырехтактном

двигателе

обычно

не

са в рабочем цилиндре

вычитают

из

 

расчетной

индикатор­

 

ной

диаграммы,

а

относят

к

механиче­

 

ским потерям как работу двигателя в качестве вспомогательного ме­ ханизма.

287


Отношение площади

действительной

индикаторной

диаграммы

F&

к площади расчетной FT

называется коэффициентом полноты диаграм­

мы фп . Очевидно, можно также записать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

откуда

действительное

среднее

индикаторное

давление

 

 

 

 

 

 

 

Pi

=

4>nPim-

 

 

 

 

 

 

(3-103)

 

Обычно

фп

= 0,92 ч- 0,95 для

четырехтактных

дизелей; фп

=

0,94 ч-

-4-0,97 для

карбюраторных

и

газовых двигателей. В двухтактных

 

 

 

 

 

двигателях

добавочная

положитель­

 

 

 

 

 

ная

площадка

в

период

 

зарядки

 

 

 

 

 

Ь—/—а (рис. 3-24)

 

несколько

ком­

 

 

 

 

 

пенсирует

 

отрицательную

 

площадь

 

 

 

 

 

на скругления

диаграммы

в

верхней

 

 

 

 

 

части, поэтому

для

этих двигателей

 

 

 

 

 

коэффициент

ф„ =

0,97 -f- 1,0.

 

 

 

 

 

 

 

 

В двухтактных

двигателях

сред­

 

 

 

 

 

нее

индикаторное

давление,

опреде­

 

 

 

 

 

ляемое

вышеуказанным

способом,

 

 

 

 

 

относится

только

к

полезной

части

 

 

 

 

 

хода поршня (т. е. к полезному

 

 

 

 

 

рабочему

объему

цилиндра):

VH

=

 

 

 

 

 

= VH{\—ф); поэтому

 

действительное

 

 

 

 

 

среднее

индикаторное

давление,

от­

Рис . 3-24. Индикаторная

диаг­

 

несенное ко всему ходу поршня,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рамма двухтактного дизеля с

 

 

 

р* =

р « » а - Ф ) ?п .

 

(3-Ю4)

прямоточной продувкой

 

Индикаторная

мощность

 

двига­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

теля.

Для

определения

 

индика­

торной мощности двигателя необходимо знать среднее индикаторное давление, число оборотов и рабочий объем цилиндров (или диаметр,

число цилиндров и ход поршня).

 

 

 

 

Работа, совершаемая газами

в цилиндре в один цикл,

Дж,

 

 

 

 

 

 

(3-105)

где pt — среднее индикаторное давление,

Н/м2 ; D — диаметр

цилинд­

ра, м; 5 —• ход поршня, м.

 

 

 

 

 

В минуту совершается 2л ходов или 2п/- циклов, а в секунду —

2п/(60с) циклов; следовательно,

индикаторная

мощность

двигателя

•kD2

2п

tzD2

ni

10-3 [кВт],

(3-106)

Pi-X-S

; [ В т ] = Р г

S 30т

где п — число оборотов двигателя в минуту; т — тактность двигателя (для четырехтактных двигателей т. = 4 и для двухтактных х = 2); / — число цилиндров двигателя.

288


Если задан рабичий объем цилиндра Vh, л, то (3-105) для опреде­ ления работы в цилиндре за один цикл примет следующий вид:

L i n = PiVh-Ю-3

Дж .

(3-107)

Рабочий объем цилиндра

можно выразить через диаметр

цилинд­

ра D и ход поршня S:

 

 

 

Vh

= 0,785

D2S.

 

Подставив в (3-106) значение рабочего объема цилиндра

(л или

дм3 ) и Pi (Н/м2 ), получим следующую формулу индикаторной мощ­ ности, кВт:

 

Nt

= (/>JVVU)/(30T. 10е).

(3-108)

Для четырехтактных

двигателей (х = 4) формула

(3-108) прини­

мает вид

 

 

 

 

 

Ni = {piVhni)l(\2Q.{06);

(3-109)

для двухтактных двигателей (т = 2) —

 

 

 

Л^ = (р«КЛ ш)/(60.106 ),

(З-ПО)

а для двухтактных

двигателей двойного

действия —

 

 

 

 

ш

 

Mt

= [VhPiB

+ (Vh шг)

Ры] -боггот-.

(З-П1)

где PjB и piH — средние индикаторные давления соответственно в верхней и нижней полостях, Н/м2 ; Vmr — объем штока дм3 ; если диа­ метр штока й, см, и ход поршня S, см, то объем штока К ш т = = 0,785 d2 5-10-3 .

Среднее эффективное давление и эффективная мощность двига­ теля. Индикаторная мощность, развиваемая в цилиндре двигателя, используется неполностью, часть ее расходуется при передаче через поршень и кривошипно-шатунный механизм на преодоление различ­ ных сопротивлений внутри двигателя. Эта потерянная часть индика­ торной мощности называется мощностью механических потерь.

Таким образом, на совершение полезной работы используется только часть индикаторной мощности, которая называется эффектив­ ной мощностью двигателя:

Ne =

Nt-NH.

К основным механическим

потерям относятся: 1) /VT P — мощ­

ность, расходуемая на трение в отдельных звеньях (трение поршня и

поршневых

колец о зеркало цилиндра, трение в подшипниках колен­

чатого и распределительного

валов, трение в передаточных

механиз­

мах, в клапанах

и т. д.); 2) N B C — мощность, расходуемая

на работу

вспомогательных

механизмов

двигателя

(топливный

насос,

водяной

и масляный

насосы, магнето, вентилятор и др.); 3)

— мощность,

расходуемая

на

«насосные

потери» в

четырехтактных

двигателях

(потери на всасывание и выталкивание газов при очистке и зарядке);

10—559

289



4) NK

— мощность, расходуемая не

необратимые потери продувоч­

ного

агрегата; 5) JVB H мощность,

расходуемая на вентиляционные

потери (потери, возникающие при вращении коленчатого вала и махо­ вика в воздушной среде, при движении шатуна и др.).

Таким образом, мощность механических потерь

 

Nu = NT0 + NBC + NH + NK + NBH.

(3-112)

Величина механических потерь зависит в основном от конструк­ ции, технологии изготовления и качества материала деталей двига­ теля. Самыми значительными являются потери на трение в отдельных

звеньях;

 

в двигателях

без

наддува

NTp

составляет

обычно 60-=-75%

всех

механических

потерь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть среднего индикаторного давления, которая тратится на

преодоление

механических

сопротивлений

самого

двигателя, назы­

вается средним давлением механических потерь

ры.

По

аналогии с

мощностью

механических

потерь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ры = Ртр +

Рве +

Рн +

Рк + Рвн-

 

 

(3-113)

Зная

р м ,

можно найти

мощность

механических

потерь

 

 

 

 

 

 

 

 

_

PuVhni

 

 

 

 

(3-114)

 

 

 

 

 

 

 

^ м

~

3-е-10' "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезно

используемая

часть

среднего

индикаторного

давления

называется средним

эффективным давлением:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ре

=

Рг—Рм-

 

 

 

 

(3-115)

Значения среднего эффективного давления ре,

Н/м2 , для сущест­

вующих двигателей при номинальной нагрузке:

 

 

 

 

Для

 

четырехтактных

дизелей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без

наддува

 

 

 

 

 

 

 

 

(5,24-7) 10s

 

с

наддувом

 

 

 

 

 

 

 

 

(74-18)

106

 

Для

двухтактных

дизелей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

без

наддува

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

прямоточной

продувкой

 

 

 

 

 

(54-6,5)

105

 

 

с

другими системами

продувки

 

 

 

 

(44-5,5) 105

 

 

с

наддувом

 

 

 

 

 

 

 

 

(74-13)

106

 

Для

карбюраторных

двигателей:

 

 

 

 

 

 

 

 

без наддува

 

 

 

 

 

 

 

 

(6,54-9) 108

 

с

наддувом

 

 

 

 

 

 

 

 

(94-16) 10в

 

Д л я

 

газовых двигателей

 

 

 

 

 

 

(64-7,5) 10s

Аналогично формулам индикаторной мощности, выражения для

определения

эффективной

мощности, кВт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ - - S ^ i o r - .

 

 

< 3 " 1 1 6 >

для

четырехтактных

двигателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

peVhni

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N e =

120-Ю»

'

 

 

 

( 3 " 1 1 7 >

290