Файл: Нигматулин И.Н. Тепловые двигатели учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.04.2024

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Uz — внутренняя энергия продуктов сгорания при tz, Uc — внут­ ренняя энергия смеси воздуха, остаточных газов и паров топлива на

линии

сжатия

при tc.

В

цилиндре

карбюраторного двигателя в процессе сжатия нахо­

дятся

горючая

смесь и остаточные газы. Средняя мольная изохорная

теплоемкость рабочей смеси (воздуха, паров топлива и остаточных

газов)

на линии сжатия

 

 

 

с0= {crvcM0+

clM4) /(М0ч);

имея в

виду, что Мг = ^М0,

получаем после

сокращений

 

cv=

С " ^ ; с ; ,

о-ве)

где с0 — средняя мольная изохорная теплоемкость продуктов сгора­ ния (остаточных газов) при tc\ с£'с — средняя мольная изохорная теплоемкость горючей смеси при tc определяется по (3-47) или (3-48).

Для упрощения при ориентировочных расчетах можно принять теплоемкость рабочей смеси равной теплоемкости воздуха.

Выше было указано, что карбюраторные двигатели на режиме

максимальной мощности работают при а <

1. В этом случае было бы

неправильным вводить в уравнение сгорания всю теплоту

сгорания

топлива

Q„. Из теплоты сгорания

топлива

Q„ следует

вычесть

коли­

чество тепла AQ, которое не может быть выделено вследствие недо­

статка

кислорода.

 

 

 

 

 

 

 

Тогда уравнение сгорания изохорного цикла при

а К Р

<^ а < 1

примет

следующий вид:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

; ( Q 5 - A Q )

, c v t c

 

cjz,

 

(3-87)

 

 

 

M i + -i)M0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

или

: Г

(QP -

AQ)/[[x (1 +

T ) M0] +

U'Jy. = U"z.

 

(3-88)

 

 

Количество

тепла

AQ, теряемое при этом из-за неполноты

сго­

рания,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

AQ = 285 ООО Мсо ,

 

 

(3-89)

где Мсо — теоретическое количество окиси

углерода

при

сгорании

1 кг топлива в условиях а К Р <; а < 1, кмоль; 285000 кДж — теплота сгорания 1 кмоля СО.

Подставив в (3-89) значение Мсо. из (3-29) получим

 

AQ = 119 700 (1 — a) L 0 .

(3-90)

Газовые двигатели, как известно, также работают по изохорному циклу, но уравнение сгорания газового двигателя имеет некоторые отличия от соответствующего уравнения карбюраторного двигателя,

282


вытекающие из того, что количество рабочей смеси М0

газового дви­

гателя относят к

1 кмолю

горючего газа,

а теплоту сгорания

Я„ — к

1 м3

газа при 0° С и 1,03-105 Н/м2 , поэтому для приведения к одинако­

вой

размерности

необходимо

Я„ умножить

на 22,4 м3 /кмоль

 

(объем

1 кмоля при 0° С и 1,0 1 3 - 205

Н/м2 ), т.е. взять теплоту сгорания 1 кмоля

газового

топлива.

Тогда

уравнение

сгорания

газового двигателя

примет

вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22,4

;г ЯР/[р-(1 + Т )

М0] + с0

tcl[x = cvtz,

 

 

(3-91)

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22,4

lz

Ян р /[^ (1 +

т)

М0] + и'с/у. =

U"z.

 

 

(3-92)

Средняя

мольная

изохорная

теплоемкость рабочей смеси

газового

двигателя,

т. е. смеси воздуха, газового

топлива

и остаточных

газов,

 

 

 

 

с0

= (сгс

М0

+ cv Т Л10 )/(УИ0

+ Т М 0

) .

 

 

 

Сократив на

М0,

 

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c; = (cr c

+

T C ; ) / ( i

+

Т ) ,

 

 

 

(з-93)

где

с%'с

— средняя

мольная

изохорная теплоемкость

горючей

смеси

(смеси воздуха и газового

топлива)

при

температуре

конца

сжатия

4, определяется

по

 

(3-49); cv

— средняя

мольная изохорная

тепло­

емкость

продуктов

сгорания при tc.

 

 

 

 

 

 

 

Определение

температуры

конца

пламенного

сгорания.

 

Темпе­

ратура конца сгорания tz определяется из соответствующего уравне­

ния сгорания (3-83),

(3-84), (3-87)

или (3-91). Однако

ввиду того, что

в уравнение сгорания

входят два

неизвестных — tz

и теплоемкость

газов при tz, значение

tz находят

путем подбора или

графо-аналити-

ческим способом.

графо-аналитическим способом tz

 

Для определения

при смешанном

цикле (при тепловом расчете дизелей) предварительно строят диаграм­

му энтальпии продуктов сгорания

в зависимости

от

температуры

i" = / (/); при изохорном же цикле

(при тепловом

расчете

карбюра­

торных и газовых двигателей) строят диаграмму внутренней

энергии

продуктов сгорания в зависимости от температуры

U" = ср (/). Затем

подсчитывают значение левой части уравнения сгорания,

представляю­

щее собой в смешанном цикле энтальпию /", а в изохорном цикле — внутреннюю энергию U", и по соответствующим графикам находят искомое значение tz.

При решении уравнения сгорания необходимо, основываясь на существующих экспериментальных данных, оценить коэффициент

использования тепла С2; в смешанном цикле,

кроме того, нужно

еще задаться и степенью повышения давления

X.

На величину коэффициента использования тепла С, влияют: осу­ ществляемый цикл; качество сгорания топлива, которое в свою оче­ редь обусловливается качеством распыливания, смесеобразования и

283


другими факторами; быстроходность двигателя; охлаждение камеры

сгорания;

диссоциация газов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 3-6 приводятся пределы изменения Сг, X pz и Тг

для раз­

личных двигателей при работе на номинальном

нагрузочном

режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3-6

 

 

Значение

Cz,

X, pz, Tz для различных

двигателей

 

 

 

 

 

Двигатели

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

pz, бар

 

Tz, К

 

Тихоходные

дизели

 

 

 

 

0,754-0,85

1,54-1,7

 

504-60

 

18004-2000

Быстроходные дизели:

 

 

 

0,654-0,85

1,54-1,8 604-70

 

19004-2200

без

наддува

 

 

 

 

 

с наддувом

 

 

 

 

0,604-0,80

1,34-1,6 704-120

 

20004-2500

Карбюраторные

 

 

 

 

0,854-0,95

2,54-4

 

 

254-50

 

25004-2700

 

 

 

 

 

 

 

0,804-0,90

2,54-4

 

 

204-40

 

20004-2300

Отношение параметров рабочего газа в конце и в начале

сгорания

на основании (3-81) выражается

зависимостью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PzVj(pcVc)

= [(М + Mr)/(M0

+ Mr)]

 

 

(Tz/Tc).

 

 

 

 

Имея

в виду,

что

p.jpc

 

= X, VZIVC

= р, (М + МГ)/(М0

+ МГ) = ц,

получаем

 

 

 

Ц = \x(TzlTc).

 

 

 

 

 

 

 

 

(3-94)

 

Исследование коэффициента полезного действия термодинамиче­

ских циклов показывает,

что при увеличении

степени

предваритель­

ного расширения р от 1 до 1,5 к.п.д. цикла изменяется

крайне

незна­

 

 

 

 

 

 

 

 

чительно.

Как

известно,

большим

 

 

 

 

 

 

 

 

значениям р

соответствуют

меньшие

 

 

 

 

 

 

 

 

значения

степени

повышения

давле­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния А и соответственно

меньшие ве­

 

 

 

 

 

 

 

личины

pz\

с уменьшением

послед­

 

 

 

 

 

 

 

 

него несколько

снижаются потери на

 

 

 

 

 

 

 

 

трение,

облегчаются условия

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

кривошипно-шатунного

 

механизма,

 

 

 

 

 

 

 

 

что способствует

некоторому

повы­

 

 

 

 

 

 

 

 

шению

механического

к.п.д.

В ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

зультате этого

увеличение р до 1,4 и

 

 

 

 

 

 

 

даже до 1,5 не

вызывает

 

заметного

 

 

 

 

Н.М.Т

 

изменения

 

эффективного

к.п.д.

и

 

 

 

 

среднего эффективного

давления, но

Рис. 3-22.

Графическое

опре­

 

 

способствует

 

улучшению

условий

деление

среднего

индикатор­

 

 

работы

двигателя.

В

связи

с этим

 

ного давления

 

 

 

 

некоторое

повышение

р оказывается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выгодным; хорошо доведенные дизели

работают обычно

при р =

1,3 ~

1,5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расширение.

Процесс

расширения

газов в

цилиндре

 

двигателя

изучают по индикаторной

диаграмме,

исследуя

участок

от точки

z

до точки Ь (рис. 3-22). Во время

расширения

происходит

охлаждение

284


газов и утечка их через неплотности, догорание топлива, имеет место также явление диссоциации газов. В связи с этим процесс расшире­ ния в действительном цикле протекает очень сложно. Зависимость давления газов в цилиндре от изменения объема по ходу поршня и средний показатель политропы расширения обычно оценивают на осно­ вании исследований экспериментальных индикаторных диаграмм раз­

личных

двигателей.

Вследствие трудности количественной оценки всех условий, влияю­

щих

на

показатель политропы, при тепловом расчете принимают,

что

весь

процесс расширения происходит с некоторым постоянным

средним

показателем политропы п2, обеспечивающим подсчет работы

расширения, равной действительной работе расширения с перемен­

ным

показателем

политропы.

 

 

 

 

 

 

 

п2,

Пользуясь политропным уравнением с постоянным показателем

напишем уравнение

процесса

расширения:

 

 

 

 

откуда

давление

в

конце

расширегия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рь=рЖ\

 

 

 

(3-95)

 

где

б

—VbIVz

— степень

последующего

расширения.

 

 

Имея в виду, что Vz =pVc,

 

и принимая с достаточной для

тепло­

вого

расчета

точностью,

что

Vb =

Va,

получаем

б = е/р.

 

 

Д л я двигателей,

работающих

по изохорному

циклу, Vz = Vc

и

8 =

е;

следовательно,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рь =

Pj*n>-

 

 

(3-96)

Для определения температуры газов в конце

расширения

вос­

пользуемся

характеристическими

уравнениями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

PzVz

=

 

GTRZTZ\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р/Уь

=

 

GrRbT»

 

 

 

 

Приняв состав газа в процессе

расширения

постоянным,

т. е.

Rz =

Кь< и

разделив второе уравнение

на

первое,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

PbVb/(pzV2)

 

=

TbITz.

 

 

 

Из (3-95) следует, что pblpz — МЬп,\ используя эту зависимость, получаем выражение для определения температуры газов в конце расширения в дизелях:

 

Tb = TJi"'-1;

(3-97)

для двигателей, работающих по

изохорному циклу,

 

 

Т„ =

TJ^-X.

(3-98)

Значения п2,р,8,Рь

и Т„ для различных типов двигателей

приве­

дены в табл. 3-7.

 

 

 

285


 

 

 

 

Т а б л и ц а 3-7

Значение п2,

р. 8, рь и Ть

для различных двигателей

 

Двигатели

п2

Р

6

Рь< бар

ть, К

Дизели

1,224-1,32

1,34-1,5

94-13

2,84-5

9504-1200

Карбюраторные

1,254-1,35

1

£

4,54-7

13004-1700

 

1,254-1,32

1

£

44-6

11004-1500

Большие значения пг выбираются при больших коэффициентах использования тепла zz и при более интенсивном охлаждении. При работе двигателя с наддувом по мере повышения давления наддува значение п2 понижается.

§ 3-10. Индикаторные и эффективные показатели двигателя

Среднее индикаторное давление. Средним индикаторным дав­ лением называется такое постоянное давление, которое, действуя на

поршень, производит за один ход (такт) работу,

равную работе

газа

в цилиндре двигателя за один цикл.

 

 

Величина среднего индикаторного давления

характеризует

сте­

пень совершенства осуществления рабочего цикла и определяется за­ висимостью

 

Pirn =

Lt/VA,

 

 

где

L i — работа газов в цилиндре

за цикл; Vh

— рабочий

объем ци­

 

линдра.

 

 

 

Полезная (индикаторная) работа газов в цилиндре за

цикл (см.

рис.

3-22)

 

 

 

 

L t = LZ'Z+Lzb-Lac.

 

(3-99)

При этом работу на участке z'—z можно

выразить как

 

Lsz=pz(Vz-Vf);

 

 

принимая pzlpc = X, VZIVZ- = р и W = Vc, получаем

Lz'z =WcVc(p — 1);

работа полигропного расширения газов на участке гb

Lzb = ' J ^ T [1 - (VjVbr~l

] = ^

pcVc [1 - 1/8"'-1];

работа политропного сжатия на участке а — с

Lac =

П - ( W l = £ r i [1 ~ l / - " ' " 1 ] •

286